УТВЕРЖДЕНА |
приказом директора |
Муниципального бюджетного |
общеобразовательного учреждения |
«Лицей № 25 города Димитровграда |
Ульяновской области» |
от «01» сентября 2018 г. № ________ |
____________ О. Г. Зотова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА |
ПО ОСНОВАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ |
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) |
ДЛЯ 10 А, Б КЛАССОВ |
УЧИТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ |
__ШАЯХМЕТОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ__ |
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД |
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА
на заседании методического объединения (МО) Заместитель директора по НМР
учителей химии, биологии, географии, психологии МБОУ Лицей № 25
МБОУ Лицей № 25 __________ Э.Ш. Кортункова
_____________ Шаяхметова В.В. «31» августа 2018г.
Протокол от «30» августа 2018г. № 4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Рабочая программа по основам проектирования для учащихся 10 А, Б классов составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413;
- Основная общеобразовательная программа среднего общего образования МБОУ Лицей № 25 на 2017-2022 г.г.
- «Положения о проектно-исследовательской деятельности (об итоговом индивидуальном проекте) в МБОУ Лицей № 25.
Рабочая программа по основам проектирования для 10-х классов рассчитана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю, что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы учебного предмета отражают:
1) уважение к своему народу, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
7) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных проблем;
11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы учебного предмета отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы учебного предмета «Основы проектирования» отражают:
1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
3) сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания нескольких учебных предметов и/или предметных областей;
4) способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
5) владение умением излагать результаты проектной работы на семинарах, конференциях и т.п.;
6) сформированность понятий проект, проектирование;
7) владение знанием этапов проектной деятельности;
8) владение методами поиска и анализа научной информации.
По окончании изучения курса учащиеся ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
По окончании изучения курса учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
проводить измерения с помощью различных приборов;
выполнять письменные инструкции правил безопасности;
оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса учащиеся ДОЛЖНЫ ВЛАДЕТЬ понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Количество часов | Количество практических работ (в том числе) |
1 | Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности | 16 | 2 |
2 | Алгоритм проектной и исследовательской деятельности | 19 | 9 |
ИТОГО: | 35 | 11 |
Раздел 1 Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Учебный проект. Определение темы проекта. Этапы работы над проектом.
Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта. Виды источников информации.
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с ресурсами Интернета. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе.
Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.
Практические работы: 1. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики. 2. Составление плана информационного текста.
Тема 2. Алгоритм проектной и исследовательской деятельности.
Структура, этапы исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности; теория + практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования; теория + практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта.
Практические работы: 1. Работа над введением научного исследования. 2. Работа над основной частью исследования. 3. Подбор методик для исследования. 4. Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п\п | Название раздела\ темы | Количество часов |
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности |
1 | Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. | 1 |
2 | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы | 1 |
3 | Особенности монопроекта и межпредметного проекта. | 1 |
4 | Учебный проект. Определение темы проекта | 1 |
5, 6 | Этапы работы над проектом | 2 |
7 | Методы исследования | 1 |
8 | Технология составления плана работы | 1 |
9, 10 | Определение цели, задач проекта. | 2 |
11 | Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой. | 1 |
12 | Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики. | 1 |
13 | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе | 1 |
14 | Составление плана информационного текста. | 1 |
15 | Правила оформления цитат. Рецензирование, отзыв о работе | 1 |
16 | Требования к защите исследовательской работы | 1 |
Алгоритм проектной и исследовательской деятельности |
17 | Структура исследовательской работы, критерии оценки | 1 |
18, 19 | Этапы исследовательской работы. | 2 |
20 | Введение научного исследования. | 1 |
21 | Работа над введением научного исследования | 1 |
22, 23, 24, 25 | Работа над основной частью исследования | 4 |
26, 27 | Подбор методик для исследования | 2 |
28, 29 | Результаты опытно-экспериментальной работы | 2 |
30, 31 | Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению | 2 |
32, 33 | Тезисы. | 2 |
34, 35 | Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров). | 2 |
Приложение к рабочей программе «Основы проектирования» для 10 классов А, Б
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата проведения
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Оснащение и оборудование
Виды учебной деятельности обучающихся
По
плану
Фактическая
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности.
1
10а-7.09
10б-4.09
Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию.
1
Урок общеметодологической направленности
Презентация, примеры проектов и исследовательских работ.
Выделяют главное, сравнивают. Работа с дополнительной литературой.
2
10б – 11.09
10а- 14.09
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы
1
Лекция
Презентация. Примеры школьных проектов.
Работа с дополнительной литературой. Формируют представление о направлении своего проекта
3
10а – 21.09
10б – 18.09
Особенности монопроекта и межпредметного проекта.
1
Урок общеметодологической направленности
Презентация. Примеры проектов.
Работа с дополнительной литературой. Формируют представление о направлении своего проекта
4
10а – 28.09
10б – 25.09
Учебный проект. Определение темы проекта
1
Урок - дискуссия
Интернет- ресурсы, презентация.
Работа с дополнительной литературой. Формируют представление о направлении своего проекта
5, 6
10а – 5.10, 19.10
10б – 2.10, 9.10
Этапы работы над проектом
2
Урок открытия нового знания
Паспорт проекта. Примеры проектов. Схема «Этапы проекта»
Работа с различными источниками информации. Формируют представление о направлении своего проекта
7
10а – 26.10
10б – 16.10
Методы исследования
1
Урок общеметодологической направленности
Презентация. Оборудования для измерения, микроскоп, тесты на определение ионов и т.п.
Выделяют главное, сравнивают. Осуществляют подбор методов исследования.
8
10а – 2.11
10б – 23.10
Технология составления плана работы
1
Урок открытия нового знания
Презентация. Тексты с информацией различного плана.
Выделяют главное, сравнивают. Составляют план проектной работы.
9, 10
10а – 9.11, 16.11
10б – 30.10, 6.11
Определение цели, задач проекта.
2
Проблемный урок
Презентация. Примеры проектов.
Выбирают направлении своего проекта
11
10а – 30.11
10б – 13.11
Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой.
1
Лекция
Интернет – ресурсы, энциклопедии, фото - и видеоматериал, газеты и т. п.
Выделяют главное, сравнивают. Осуществляют анализ источников информации.
12
10а – 7.12
10б – 27.11
Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики.
1
Урок-практикум
Библиотечный каталог. Электронные библиотеки.
Экскурсия в библиотеку. Работа с библиотечным каталогом.
13
10а – 14.12
10б – 4.12
Что такое плагиат и как его избегать в своей работе
1
Урок общеметодологической направленности
Интернет-ресурсы, программа для определения плагиата
Исследуют практические ситуации. Выражают свои мысли.
14
10а – 21.12
10б – 11.12
Составление плана информационного текста.
1
Урок-практикум
Тексты с информацией научного содержания
Выделяют главное, сравнивают, кратко выражают свои мысли , составляют развернутый план своего проекта
15
10а – 28.12
10б – 18.12
Правила оформления цитат. Рецензирование, отзыв о работе
1
Урок усвоения новых знаний
Примеры проектных и исследовательских работ, дипломных и курсовых работ.
Цитируют источники в соответствии с требованиями ГОСТа
16
10а – 11.01
10б – 25.12
Требования к защите исследовательской работы
1
Лекция
Презентация. Видео с конференций различного уровня.
Рассматривают разные варианты защиты своей работы.
Алгоритм проектной и исследовательской деятельности
17
10а- 18.01
10б – 15.01
Структура исследовательской работы, критерии оценки
1
Урок общеметодологической направленности
Презентация. Примеры исследовательских работ.
Знакомятся со структурой исследовательской работы и критериями оценки
18, 19
10а- 25.01, 1.02
10б – 22.01, 29.01
Этапы исследовательской работы.
2
Урок-презентация
Видео материалы и проведении исследований. Примеры исследовательских и проектных работ.
Знакомятся со структурой исследовательской и проектной работы
20
10а- 8.02,
10б – 5.02
Введение научного исследования.
1
Урок общеметодологической направленности
Примеры введений различных исследовательских работ.
Работа с различными источниками информации
21
10а- 15.02
10б – 12.02
Работа над введением научного исследования
1
Урок-практикум
Интернет-ресурсы, ноутбук.
Работают над введением научного исследования
22, 23, 24, 25
10а- 1.03, 15.03, 22.03
10б – 19.02, 26.02, 5.03, 12.03
Работа над основной частью исследования
4
Урок-практикум
Интернет-ресурсы, ноутбук.
Работают над основной частью исследования. Отбирают информацию.
26, 27
10а- 29.03
10б – 19.03
Подбор методик для исследования
2
Урок-практикум
Интернет-ресурсы, ноутбук. Литература по теме исследования.
Выбирают методы исследования своей работы
28, 29
10а- 05.04, 19.04
10б –26.03, 2.04
Результаты опытно-экспериментальной работы
2
Урок – дискуссия
Интернет-ресурсы, ноутбук. Оборудование к проведению практической работы.
Оформляют результаты опытно-экспериментальной работы
30, 31
10а- 26.04, 3.05
10б –16.04, 23.04
Графические материалы проекта: виды, технология, требования к оформлению
2
Урок-практикум
Фото-, аудио – и видеоаппаратура. Примеры приложений исследовательских работ.
Знакомятся со структурой исследовательской работы. Оформляют приложение.
32, 33
10а- 10.05, 17.05
10б –30.04, 7.05
Тезисы.
2
Урок – дискуссия
Тексты исследовательских работ, дипломных и курсовых работ.
Знакомятся со структурой исследовательской работы: оформляют тезисы работы
34, 35
10а- 24.05
10б – 14.05, 21.05
Способы оформления конечных результатов индивидуального проекта (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров).
2
Урок-презентация
Презентации о проектных работах. Демонстрация результатов различных проектов.
Знакомятся с оформлением и презентацией результатов своего труда