МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №355 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Рабочая программа
по патриотическому воспитанию
в средней группе
«Маленькие патриоты»
Г.ДОНЕЦК
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Актуальность программы | 4 |
3. | Основные педагогические принципы программы | 5 |
4. | Цель и задачи программы | 6 |
5. | Планируемые результаты | 7 |
6. | Календарно – тематическое планирование | 8 |
7. | Перспективное планирование | 9 |
8. | Список литературы | 14 |
1. Пояснительная записка.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в Типовой Образовательной Программе Дошкольного Образования «Растим личность» под ред. Арутюнян Л.Д, Сипачева Е.В., Макеенко Е. П., Котова Л.Н.,Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.,-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО - Донецк. А так же согласно ФГОС ДО, является патриотическое воспитание детей.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд, этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… Надо показать ребенку , что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Актуальность и значимость духовно - нравственно и патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях отмечена в основных нормативно- правовых актах:
-Конвенции о правах ребенка;
-Конституции Донецкой Народной Республики;
-Законе Донецкой Народной Республики «Об Образовании»;
-Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республики;
-Концепции развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики;
-Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики;
-Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ГОС ДО)
2. Актуальность программы.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
3. Основные педагогические принципы программы.
- Доступность. Принцип доступности предполагает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
- Культуроособразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработка на этой основе ценностных ориентаций.
Направления программы:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
- Физкультурное развитие
Объекты программы:
- Дети 4-5 лет
- Родители (законные представители)
- Воспитатели
Формы работы:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Экскурсии
- Викторины
- Беседы
- Художественное творчество
- Наблюдение, прогулки
- Развлечения
- Мультимедийные презентации
Принципы комплектования группы и организации работы:
- Учёт интересов и способностей детей
- Желание родителей
- Добровольное участие
- Учёт психофизических особенностей детей
Продолжительность реализации программы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 20 минут каждое с сентября по май.
Срок реализации программы …..
4. Цель и задачи программы.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, родному селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
1.Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему, родного края, чувства гордости за свою Родину.
2.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
3.Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
4.Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
5.Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
6.Воспитание здорового образа жизни.
7.Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
8.Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
9.Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
10.Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
5. Планируемые результаты программы.
Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети 4-5 лет должны знать:
С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в МДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию ( стать военным, пожарным, милиционером и т. д.)
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом: не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
Родители (законные представители):
Родители (законные представители) стали понимать важность воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.
Педагоги:
Повышение уровня компетенции педагогов в вопросах патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Итоговый анализ:
Изучение результатов диагностирования детей( текущий мониторинг).
Диагностирование развития детей ( промежуточный мониторинг).
Оформление результатов работы.
Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
6. Календарно – тематическое планирование.
№ | Раздел | Задачи патриотического воспитания | Содержание |
1. | «Моя семья» | Поддерживать интерес к истории своей семьи, закреплять знание родственных связей; воспитывать любовь к близким, осознание важности семьи для человека | Семья и родной дом. Моя семья. Генеологическое древо моей семьи. Старшое поколение в нашей семье. |
2. | «Мой любимый детский сад» | Формировать у детей желание ходить в детский сад с удовольствием; закрепить знание адреса детского сада; воспитывать уважительное отношение к людям, работающим в детском саду | Кто заботится о нас в детском саду. Игра-путешествие по территории детского сада. Мой детский сад. Будем дружно мы играть. |
3. | «Мой родной город» | Формировать у детей интерес и любовь к родному городу; закреплять знания о родном городе, достопримечательностях | Родной край. |
4. | «Природа родного края» | Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, желание беречь и защищать её | Чем щедра и богата природа Донбасса? Беседы о животных и растениях родного края. Презентация «Путешествие по красивым местам родного края». Родная природа. |
5. | «Наша Родина – Россия» | Формировать представления детей о стране; воспитывать чувство признательности и любви к своей стране | Государственные символы России. Широка страна моя родная. Россия – Родина моя. |
6. | «Будущие защитники» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества, развивать патриотические чувства | Наша родная армия. Сильные, смелые, ловкие. Изготовление подарков для пап и дедушек. Буду Родине служить. |
7. | «Культура и традиции нашего народа» | Формировать представление детей об особенностях жизни русского народа: традиции, обычаи, обряды | Русская матрёшка. Слушание народных песен, закличек, колядок. Выставка русского прикладного творчества. Укрась русский народный костюм. |
8. | «Мы гордимся» | Познакомить детей с детскими поэтами и писателями; формировать у детей запас литературы, художественных впечатлений | Волшебный мир поэзии. Детские писатели. Умники и умницы. Выставка детских рисунков. |
9. | «День Победы» | Расширять и уточнять представления детей о празднике «День Победы»; воспитывать уважение к памяти павших воинам | 9 мая – День Победы. Изготовление подарков для ветерана. Рассматривание иллюстраций о родах войск, о ВОВ. |
7. Перспективное планирование.
№ | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь |
1. | Беседа «Мама, папа, я» | Формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; знакомить детей с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи |
2. | Составление рассказа «Моя семья» | Вызвать у детей желание отражать в рассказе свои впечатления; воспитывать любовь и уважение к родителям |
3. | Рисование дома для своей семьи | Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям; воспитывать любовь и уважение к членам их семей |
4. | Беседа «Пожилые люди» | Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им |
Октябрь |
1. | Игра-беседа «Детский сад – моя вторая семья». | Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде; развивать умение выражать свои чувства; способствовать развитию воображения |
2. | Беседа о профессиях детского сада. | Углубить знания детей о том. Что в детском саду работает много людей, которые заботятся о нас |
3. | Экскурсия по территории детского сада. | Продолжать знакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада |
4. | Конструирование здания детского сада | Закрепить навыки конструирования |
Ноябрь |
1. | Беседа « Мои родные места» | Познакомить детей с общественными местами посёлка, их назначением; расширить знания о профессиях. |
2. | « Мои родные места» Презентация «Мой любимый город Донецк» | Познакомить детей с общественными местами города, их назначением; расширить знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах |
3. | «Моя малая родина» | Знакомить детей с историей возникновения г. Донецка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма |
4. | Викторина «Что мы узнали о нашей республике?» | Уточнить знания детей о ДНР; воспитывать любовь и уважение к нашей Родине |
Декабрь |
1. | Презентация «Наша Родина». | Уточнить представления детей о символике ДНР; познакомить и прослушать гимн. |
2. | Развлечение-беседа «Животный и растительный мир нашего края» | Закрепить знания детей о животных и растения. |
3. | Презентация «Путешествие по красивым местам родного края». | Уточнить и расширить представления детей о природе Донецкой обл |
4. | Коллективное рисование «Природа моей малой родины» | Формировать у детей представления о красоте природы Донецкой обл, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной республике |
Январь |
1. | Беседа «Наша Родина – Россия» | Формировать представления у детей о России; воспитывать любовь к родному городу, краю, Родине; чувство гордости, уважение к государственной символике |
2. | Игра-путешествие «Символы ДНР» | Продолжать знакомить детей с понятиями «Родина», «Отечество»; воспитывать интерес к обычаям русского народа |
3. | Аппликация «Флаг ДНР» | Продолжать знакомить детей с флагом нашей республики, назначением, символикой цветов их взаиморасположением |
4. | Интеллектуальная игра «Я – патриот и этим горжусь» | Продолжать формировать представление о государственных символах ДНР – флаге, гербе, гимне; рассказать о главном городе России; воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине |
Февраль |
1. | Беседа «Русские богатыри» | Дать понятие «былина», познакомить с героями былин – Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России |
2. | Беседа « Великие воины» | Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества |
3. | Рисование «Защитники Родины» | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к воинам, защищавшим нашу Родину, развивать творческое воображение |
4. | Спортивное развлечение «Будущие защитники» | Формировать патриотические чувства; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины |
Март |
1. | «Народная игрушка Рисование» Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями | Формировать понятие о русской народной игрушке. Вызвать интерес к русским традициям. Воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру |
2. | Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» | Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями |
3. | «Традиции и быт русского народа» | Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа |
4. | Развлечение «В гостях у Любавы и Забавы» | Развитие эмоциональной стороны детей. Приобщение к истокам народной культуры в процессе знакомства с народными играми, забавами, обычаями |
Апрель |
1. | Беседа «А.С. Пушкин и его творчество» | Расширить знания детей о Пушкине, как поэте и о человеке |
2. | Беседа «Н.Н. Носов и его творчество» | Познакомить детей с творчеством Н.Н. Носова |
3. | Беседа «К. Чуковский, его биография и творчество» | Расширить знания детей о К. Чуковском, его биографии и творчестве |
4. | Викторина «Сказка - сказочка» | Закрепить и систематизировать в игровой форме знания детей о произведениях детских писателей |
Май |
1. | Беседа «Праздник Победы» | Формировать у детей патриотические чувства. |
2. | Высаживание цветов в память о погибших солдатах | Формировать у детей патриотические чувства; прививать бережное отношение к окружающей природе |
3. | Игра - путешествие по любимому городу Донецк, к памятным местам города | Напомнить детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях ВОВ, чтят память погибших |
4. | «Помним. Гордимся. Чтим» | Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время ВОВ; формировать патриотические чувства |
Работа с родителями (законными представителями):
- Анкетирование «Ваше отношение к патриотическому воспитанию дошкольников»
- Консультация «Моя семья»
- Консультация «С чего начинается Родина?»
- Оформление альбома « Моя малая Родина»
- Викторина «Что? Где? Когда?»
8. Список литературы.
1. Типовой Образовательной Программе Дошкольного Образования «Растим личность» под ред. Арутюнян Л.Д, Сипачева Е.В., Макеенко Е. П., Котова Л.Н.,Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.,-ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО - Донецк.
2.Виноградова, Л.А.Соколова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2007 г.
3.Матова В.Н. Краеведение в детском саду.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРЕСС-ДЕТСТВО», 2014 г.
4.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольников возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.