Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №20 станицы Подгорной»
« Согласовано» Протокол заседания М/О №_____ от_________ | « Утверждено» Директор МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной ___________/Поротова Н.В./ Приказ №______от_______ |
Рабочая программа
по ПДД
Рабочая программа по изучению правил дорожного движения в 5 классе составлена на основе программы по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах (интегрированный курс) г. Ставрополь, 2010 г. Программа подготовлена на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования» 2010 г. Авторы – составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс.
Цели программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах края с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Задачи программы:
- повысить у учащихся уровень знаний по ПДД;
- помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- выработать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Изменения в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы, не вносились.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеучебной (внеурочной) деятельности:
В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного
движения обучающиеся должны знать:
-правила перехода улиц и дорог с двусторонним и односторонним
движением;
-правила перехода железной дороги;
-правила перехода улиц при высадке из общественного транспорта;
-нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-обновленные Правила дорожного движения;
-серии дорожных знаков и их представителей;
-новые формы агитации и пропаганды ПДД;
-основы розыска людей, транспорта;
опасные места вблизи школы, дома, в районе;
-безопасные участки улиц и дорог в районе;
-типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и
авариям;
-правила движения индивидуально, группами и в колоннах;
-опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и
освещением;
-места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
-название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков
для водителей.
-влияние соблюдения правил дорожного движения на здоровье человека;
обучающиеся должны уметь:
-переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам;
-ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с
двусторонним и односторонним движением;
-переходить железнодорожные пути;
-переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
-осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта;
-читать информацию по дорожным знакам в Автогородке ;
-работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства» по
категориям А, В;
-оценивать дорожную ситуацию, принимать правильные решения;
-совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД,
-управлять велосипедом, производить технический осмотр;
-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
-обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; -
-ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и
сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и
спиной к ней;
-правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на
маршрутный транспорт и высадке из него.
-переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным
переходам;
Формирование универсальных учебных действий в процессе
внеурочной деятельности:
Личностные:
-принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
-осознание ответственности человека за общее благополучие;
-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
-положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
-способность к самооценке;
-начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
-умение ставить и формулировать проблемы;
-навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
-установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
-использование речи для регуляции своего действия;
-адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить;
-умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
-работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; ставить вопросы;
-обращаться за помощью;
-формулировать свои затруднения;
-предлагать помощь и сотрудничество;
-слушать собеседника;
-договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке у обучающих
формируются и развиваются качества личности:
-устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице;
-переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;
-переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;
-кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;
-сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.
Рекомендуемая литература:
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.
2. Школьный кабинет по Правилам дорожного движения. Информационный уголок по безопасности дорожного движения. Методические рекомендации ЦБ «Автоград» Комитета по образованию СПб и Управления ГИБДД ГУВД СПб и Лен. обл. – 2000г.
3. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. – СПб, 2001г.
4. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В. О некоторых ошибках в преподавании Правил дорожного движения. – СПб, 2001г.
5. Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2002г.
6. Журнал «Внешкольник». - №4, 2002, №11, 2004
7. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2004
8. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с.
9. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и систем дополнительного образования/ Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-80 с.
10. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с.
11. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.)
12. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л.Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2008.-142с.
Сайты по изучению ПДД:
http://nsportal.ru
http://www.lyceum8.ru/pdd/
http://avto-instruktor
http://pdd-test-online.ru/
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей). У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
Формы обучения школьников ПДД:
1. Тематические занятия.
2. Игровые уроки.
3. Конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
4. Настольные, дидактические и подвижные игры, беседы.
5. Конкурсы рисунков и стенгазет.
6. Проведение уроков по ПДД.
7. Совместная работа с отделом ГИБДД
Встреча сотрудников ГИБДД с обучающимися на классных часах.
Встреча сотрудников ГИБДД с родителями обучающихся.
Совместное планирование деятельности с ГИБДД.
8. Работа с родителями
Проведение родительских собраний по тематике ПДД
Составление и распространение памяток
Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
Совместные праздники, конкурсы
№ п\п | Тема урока | Дата проведения |
1 | На улицах нашего города (поселка). Знакомство с городом, особенности движения транспорта и пешеходов в микрорайоне, в котором находится школа. Разбор конкретных маршрутов движения учащихся, которым они часто пользуются. Умение правильно выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | |
2 | Викторина «Светофор». | |
3 | Беседа об основных правилах для велосипедистов. | |
4 | Урок творчества «Сказка о дорожных знаках». | |
5 | Зимние игры и ваша безопасность. | |
6 | Азбука дорог. Отработка практических учений и навыков по соблюдению ПДД на специализированных площадках. | |
7 | Правила перехода дорог. Нерегулируемые и регулированные пешеходные переходы и перекрестки. Переход дороги по сигналам светофора или регулировщика. | |
8 | Встреча - беседа с папами - водителями « Мужская работа». | |
9 | Мероприятий с родителями «На улице - не в комнате, об этом всегда помните!» | |
10 | Итоговое занятие «На повестке дня - лето». Инструктаж по мерам безопасности на летний период. | |
Занятие 1.
Тема: Улицы и движение в нашем городе (селе, поселке).
Цель занятия: раскрыть особенности движения транспорта и пешеходов в городе/селе, поселке; вспомнить основные правила поведения на дороге дать понятия о некоторых терминах, употребляемых в Правилах дорожного движения («Дорога», «Прилегающая территория», «Тротуар», «Населенный пункт», «Транспортное средство», «Механическое транспортное средство», «Маршрутное транспортное средство»).
Содержание:
дорога в школу и домой;
экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
обсуждение наиболее опасных мест пути.
Занятие 2.
Тема: Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Цель занятия: ознакомить школьников с группами дорожных знаков и их назначением.
Содержание:
история дорожных знаков;
назначение и роль дорожных знаков для регулирования дорожного движения;
классификация знаков;
изучение всех групп знаков.
Занятие 3.
Тема: Правила пользования транспортом.
Цель занятия: научить учащихся пользованию общественным транспортом и правильному поведению на дороге.
Содержание:
общественный транспорт;
порядок ожидания транспорта;
посадка и высадка;
поведение вовремя движения.
Занятие 4.
Тема: Основные понятия и термины ПДД.
Цель занятия: сформировать у детей четкое знание того, что ПДД — это закон для всех участников движения; научить детей ориентироваться в «Правилах дорожного движения».
Содержание:
правила дорожного движения;
общие положения;
общие обязанности водителей;
общие обязанности пешеходов и пассажиров.
Занятие 5.
Тема: Элементы улиц и дорог.
Цель занятия: закрепить понятия терминов «Дорога», «Проезжая часть», «Тротуар», знания о назначении улиц и дорог, об элементах улиц и дорог и их назначении.
Содержание:
Занятие 6.
Тема: От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.
Цель занятия: дать понятие дорожной ситуации – «ловушки», отучить детей переносить «бытовые» привычки на проезжую часть улицы.
Содержание:
причины аварий из-за типичных ошибок в поведении;
правильные безопасные действия на улицах и дорогах;
при посадке и высадке из транспорта;
безопасный переход улиц.
Занятие 7.
Тема: На железной дороге.
Цель занятия: научить учащихся пользоваться железнодорожными переходами; дать понятия об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода и переезда через железнодорожные пути.
Содержание:
знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
световая и звуковая сигнализация;
особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
меры безопасности.
Занятие 8.
Тема: Езда на велосипеде.
Цель занятия: научить ребят правильно выбирать велосипед, осматривать его перед выездом, ездить на учебной площадке. Закрепить элементарные правила для велосипедистов на практике.
Содержание:
обязанности водителя велосипеда;
что запрещено велосипедисту;
неисправности велосипеда, при которых запрещается эксплуатация.
Занятие 9.
Тема: Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах, потере сознания).
Цель занятия: дать понятие кровотечения. Научить методам остановки кровотечения, наложения повязок, оказания первой медицинской помощи при ожогах. Дать понятие потере сознания (обмороку). Научить оказанию первой медицинской помощи при потере сознания (обмороке).
Содержание:
правила оказания первой помощи при ожогах