Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куркинская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заместитель директора по УР: Директор МБОУ «Куркинская ООШ»:
МБОУ «Куркинская ООШ» ___________ Р.И. Прохорова
____________ М.В. Шалкиева Приказ №______ от «___» __________ 2019г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Письмо и развитие речи»
в основной школе для обучающихся 5 класса
с интеллектуальными нарушениями
Количество часов в неделю: 5
(Учебник Русский язык. 5 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.,– М.: Просвещение, 2014)
Составитель: Иванова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы,
первая кв. кт.
Курки, 2019
Содержание (5 ч в неделю)
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь1
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Учебно-тематическое планирование по письму и развитию речи для обучающихся 5 класса
№ | Тема | Кол-во часов |
| ПОВТОРЕНИЕ (11 ч) | |
1 | Заполнение дневника учащимися. | 1 |
2 | Предложение. Составление предложений. | 1 |
3 | Распространение предложений. | 1 |
4 | Связь слов в предложении. | 1 |
5 | Главные члены предложения. | 1 |
6 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
7 | Повествовательные предложения. | 1 |
8 | Вопросительные предложения. | 1 |
9 | Восклицательные предложения. | 1 |
10 | Различение предложений по интонации. | 1 |
11 | Контрольный диктант «Поздняя осень» с грамматическим заданием по теме «Повторение. Простое предложение». | 1 |
| ЗВУКИ И БУКВЫ (17 ч + 1ч) | |
12 | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
13 | Гласные звуки. | 1 |
14 | Согласные звуки. | 1 |
15 | Твёрдые согласные. | 1 |
16 | Мягкие согласные. | 1 |
17 | Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. | 1 |
18 | Разделительный ь. | 1 |
19 | Звонкие согласные. | 1 |
20 | Глухие согласные. | 1 |
21 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 |
22 | Буквы е, е, ю, я в начале слова. | 1 |
23 | Буквы е, е, ю, я после гласных. | 1 |
24 | Ударные и безударные гласные. | 1 |
25 | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 |
26 | Упражнения на закрепление по теме «Звуки и буквы». | 1 |
27 | Развитие речи. Сочинение «Разговор ребят с осенью». | 1 |
28 | Контрольные вопросы и задания по теме «Звуки и буквы». | 1 |
29 | Контрольный диктант «Прощание с осенью» с грамматическим заданием. | 1 |
| СЛОВО | |
| СОСТАВ СЛОВА (25ч + 6ч) | |
30 | Состав слова. Корень слова. | 1 |
31 | Однокоренные слова. | 1 |
32 | Развитие речи. Сочинение. Рассказ к рисунку по плану. | 1 |
33 | Окончание. | 1 |
34 | Развитие речи. Рассказ по рисункам и опорным словам. | 1 |
35 | Приставка. | 1 |
36 | Развитие речи. Рассказ по серии картин и опорным словам. | 1 |
37 | Образование слов с новым значением при помощи приставок. | 1 |
38 | Упражнения в образовании слов при помощи приставок. | 1 |
39 | Суффикс. | 1 |
40 | Образование слов с новым значением при помощи суффиксов. | 1 |
41 | Упражнения в образовании слов при помощи суффиксов. | 1 |
42 | Образование новых слов с помощью разных частей слова. | 1 |
43 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 |
44 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 |
45 | Развитие речи. Сочинение. Составление рассказа по вопросам к иллюстрации. | 1 |
46 | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 |
47 | Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова. | 1 |
48 | Непроверяемые гласные в корне слова. | 1 |
49 | Непроверяемые согласные в корне слова. | 1 |
50 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. | 1 |
51 | Правописание приставок. | 1 |
52 | Приставка и предлог. | 1 |
53 | Разделительный ъ после приставок. | 1 |
54 | Правописание ъ. | 1 |
55 | Упражнения на закрепление по теме «Состав слова». | 1 |
56 | Развитие речи. Составление рассказа по опорным словам. | 1 |
57 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Фашист пролетел». | 1 |
58 | Деловое письмо: записка. | 1 |
59 | Контрольные вопросы и задания по теме «Состав слова». | 1 |
60 | Контрольный диктант «Лосиха» с грамматическим заданием. | 1 |
| ЧАСТИ РЕЧИ (6 ч + 2 ч) | |
61 | Общее понятие о частях речи. Имя существительное. | 1 |
62 | Глагол. | 1 |
63 | Имя прилагательное. | 1 |
64 | Развитие речи. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем. | 1 |
65 | Умение различать части речи по вопросам и значению. | 1 |
66 | Развитие речи. Рассказ на тему «Зима в окно стучится» по опорным словам. | 1 |
67 | Контрольные вопросы и задания по теме «Части речи». | 1 |
68 | Контрольный диктант «Зимой в лесу» с грамматическим заданием по теме «Части речи». | 1 |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (73 ч + 6 ч) | |
69 | Понятие об имени существительном. | 1 |
70 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 |
71 | Собственные имена существительные. | 1 |
72 | Нарицательные имена существительные. | 1 |
73 | Изменение имен существительных по числам. | 1 |
74 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 |
75 | Род имён существительных. | 1 |
76 | Умение различать род. | 1 |
77 | Имена существительные мужского рода. | 1 |
78 | Имена существительные женского рода. | 1 |
79 | Имена существительные среднего рода. | 1 |
80 | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь). | 1 |
81 | Отсутствие ь у существительных мужского рода (мяч, нож). | 1 |
82 | Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное». | 1 |
83 | Развитие речи. Составление рассказа по вопросам учителя. | 1 |
84 | Деловое письмо: адрес на открытке и конверте. | 1 |
85 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя существительное». | 1 |
86 | Изменение имён существительных по падежам. | 1 |
87 | Склонение имён существительных. | 1 |
88 | Именительный падеж. | 1 |
89 | Родительный падеж. | 1 |
90 | Дательный падеж. | 1 |
91 | Винительный падеж. | 1 |
92 | Развитие речи. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем. | 1 |
93 | Творительный падеж. | 1 |
94 | Предложный падеж. | 1 |
95 | Умение различать падежи по вопросам. | 1 |
96 | Упражнения на закрепление по теме «Склонение имён существительных». | 1 |
97 | Три склонения имён существительных. | 1 |
98 | Понятие о 1-м склонении имён существительных. | 1 |
99 | Понятие о 2-м склонении имён существительных. | 1 |
100 | Понятие о 3-м склонении имён существительных. | 1 |
101 | Первое склонение имён существительных в единственном числе. | 1 |
102 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. | 1 |
103 | Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 |
104 | Родительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 |
105 | Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни). | 1 |
106 | Дательный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 |
107 | Окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне). | 1 |
108 | Винительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 |
109 | Творительный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 |
110 | Окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной). | 1 |
111 | Предложный падеж имён существительных 1-го склонения. | 1 |
112 | Упражнения на закрепление по теме «Имена существительные 1-го склонения». | 1 |
113 | Развитие речи. Составление рассказа по серии картин. | 1 |
114 | Деловое письмо: поздравительная открытка. | 1 |
115 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имена существительные 1-го склонения». | 1 |
116 | Второе склонение имен существительных в единственном числе. | 1 |
117 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. | 1 |
118 | Именительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 |
119 | Родительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 |
120 | Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля). | 1 |
121 | Дательный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 |
122 | Окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю). | 1 |
123 | Винительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 |
124 | Окончания одушевлённых и неодушевлённых имён существительных 2-го склонения в винительном падеже. | 1 |
125 | Творительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 |
126 | Окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). | 1 |
127 | Предложный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 |
128 | Окончание -е в предложном падеже (в городе, в море). | 1 |
129 | Упражнения на закрепление по теме «Имена существительные 2-го склонения». | 1 |
130 | Развитие речи. Изложение текста по вопросам. | 1 |
131 | Деловое письмо: письмо родителям. | 1 |
132 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имена существительные 2-го склонения». | 1 |
133 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 |
134 | Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. | 1 |
135 | Именительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 1 |
136 | Родительный, дательный и предложный падежи имён существительных 3-го склонения. | 1 |
137 | Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади). | 1 |
138 | Винительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 1 |
139 | Творительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 1 |
140 | Окончание -ью в творительном падеже (сиренью). | 1 |
141 | Развитие речи. Составление рассказа «Лекарство от кашля» по опорным словам. | 1 |
142 | Упражнения на закрепление по теме «Имена существительные 3-го склонения». | 1 |
143 | Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. | 1 |
144 | Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). | 1 |
145 | Развитие речи. Сочинение. Конец рассказа «Наводнение». | 1 |
146 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя существительное». | 1 |
147 | Контрольный диктант «Осина» с грамматическим заданием. | 1 |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ (13 ч + 1 ч) | |
148 | Главные члены предложения. | 1 |
149 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
150 | Нераспространённые предложения. | 1 |
151 | Распространённые предложения. | 1 |
152 | Однородные члены предложения. | 1 |
153 | Однородные подлежащие. | 1 |
154 | Однородные сказуемые. | 1 |
155 | Однородные второстепенные члены. | 1 |
156 | Перечисление однородных членов предложения без союзов. | 1 |
157 | Перечисление однородных членов предложения с одиночным союзом и. | 1 |
158 | Знаки препинания при однородных членах. | 1 |
159 | Упражнения на закрепление по теме «Предложение». | 1 |
160 | Развитие речи. Письмо. | 1 |
161 | Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение». | 1 |
| ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (10 ч + 4 ч) | |
162 | Состав слова. | 1 |
163 | Однокоренные слова. | 1 |
164 | Развитие речи. Составление рассказа по плану. | 1 |
165 | Работа с деформированным текстом. | 1 |
166 | Развитие речи. Изложение текста по вопросам. | 1 |
167 | Приставка и предлог. | 1 |
168 | Деловое письмо: записка. | 1 |
169 | Склонение имён существительных. | 1 |
170 | Безударные окончания имён существительных. | 1 |
171 | Падежные окончания имён существительных. | 1 |
172 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
173 | Развитие речи. Изложение по опорным словам. | 1 |
174 | Развитие речи. Сочинение по картине «Вратарь по предложенному плану. | 1 |
175 | Контрольный диктант «Зайка и Мурка» с грамматическим заданием». | 1 |
| ИТОГО: | 175 ч. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространённое предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарём.
писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг;
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Словарь
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).
12