СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по платным дополнительным образовательным услугам «Избранные главы биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для учащихся 9-11 классов, является дополнением и продолжением курса биологии для учащихся с особыми образовательными потребностями, тех, у кого интерес к предмету выходит за рамки учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по платным дополнительным образовательным услугам «Избранные главы биологии»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УТВЕРЖДЕНА:

Директор МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары

____________ Н.И.Шестакова

Приказ № -о

От «01» октября 2019 г.


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора ________ Э.И.Ефимова

«30» сентября 2019 г.

РАССМОТРЕНА:

на заседании ШМО учителей биологии, химии и географии

Руководитель ШМО

___________ Привалова Т.А.

протокол № _

от «30» сентября 2019 г.













Рабочая программа

по платным дополнительным образовательным услугам

по курсу «Избранные главы биологии»

на 2019-2020 учебный год



Приваловой Тамары Анатольевны, учителя биологии

















Чебоксары – 2019

Пояснительная записка

На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники удовлетворяли этим высоким требованиям, необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации способностей учащихся.

Программа разработана для учащихся 9-11 классов, является дополнением и продолжением курса биологии для учащихся с особыми образовательными потребностями, тех, у кого интерес к предмету выходит за рамки учебной деятельности.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в году, расширяет у учащихся представления о значимости биологических знаний, воспитывает устойчивый интерес к творческой исследовательской работе и практическим занятиям по биологии. Важным аспектом курса является интеграция теоретических знаний учащихся по курсу биологии в реальную жизнь. В рамках курса рассматриваются промышленные производства и объясняются различные явления и привычные нам природные закономерности с точки зрения науки. Такой подход к окружающему миру помогает учащимся не только эффективнее применять свои знания, но и развивать в себе аналитические способности, создает большие возможности для формирования межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и химией, способствует формированию научного мировоззрения.

Цели:

 формирование познавательного интереса к биологии, дисциплинам естественнонаучного цикла;

 подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии;

Задачи:

Образовательные:

 подготовить учащихся к практической деятельности;

 формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

 расширять и углублять теоретические знания по предмету

Воспитательные:

 развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;

 сформировать позитивный осознанный выбор профессии;

Развивающие:

 развивать познавательные интересы и творческие способности;

 формировать положительную мотивацию учёбы в школе;

 формировать научную картину мира.

Методы и приемы работы:

 сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов);

 практические (эксперименты);

 коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).

Личностными результатами являются следующие умения:

• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:

– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.

• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.

Метапредметными результатами являются формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

– давать определение понятиям на основе изученного учебного материала.

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.


Коммуникативные УУД:

• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

Предметные результаты.

Ученик научится:

• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов


Тема 1. Биология как наука. Клетка как биосистема

20

1

Достижения биологии

2

2

Биологические системы

2

3

Современная клеточная теория

2

4

Метаболизм прокариот

2

5

Метаболизм эукариот

2

6

Генетическая информация в клетке прокариот

2

7

Генетическая информация в клетке эукариот

2

8

Вирусы – граница между живым и неживым?

2

9

Вирусные и бактериальные инфекции – история борьбы.

2

10

Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме 1.

2


Тема 2. Организм как биосистема

22

11

Разнообразие способов получения живыми организмами энергии

2

12

Разнообразие способов размножения.

2

13

История генетики.

2

14

Основные генетические понятия и закономерности.

2

15

Решение классических и нестандартных генетических задач.

2

16

Значение генетики для медицины

2

17

Источники мутагенов в окружающей среде.

2

18

Значение генетики для селекции

2

19

Биотехнология, клеточная и генная инженерия.

2

20

Этические аспекты современной биоинженерии.

2

21

Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме 2.

2


Тема 3. Многообразие и эволюция органического мира

12

22

История развития биологической систематики

2

23

Основные систематические группы живых организмов, переходные формы.

2

24

Положение человека в системе живой природы. Гипотезы происхождения человека.

2

25

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

2

26

Многобразие эволюционных взглядов. Доказательства эволюции.

2

27

Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме 3.

2


Тема 4. Основные экологические понятия и закономерности

12

28

Структура экосистемы.

2

29

Устойчивость и динамика экосистем.

2

30

Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере.

2

31

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

2

32

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

2

33

Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме №4

2



66


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Шмидт Р., Тевс Г. (ред.) «Физиология человека в 3-х томах». – М.: Мир, 1996. — 323 с.

  2. Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности». – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.

  3. H.H. Данилова, А.Л. Крылова «Физиология высшей нервной деятельности». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.

  4. Данилова H.H. , Крылова А.Л. - Билич Г.Л., Кржижановский В.А. «Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия». – М.: ОНИКС, 2005. – 544 с.

  5. Камкин А.Г., Каменский А.А. «Фундаментальная и клиническая физиология». – М.: «Академия», 2004. – 1073 с.

  6. Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека. Том 1-3». – М.: Мир, 1996 – 330 с.

  7. Дубынин В.А. «Регуляторные системы организма человека». – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.

  8. Токин Б. П. «Общая эмбриология». – М.: М.: Высш.ая школа, 1987.— 480 с.

  9. Гилберт С. «Биология развития в 3-х томах». – М.: Мир, 1995.

  10. Белоусов Л.В. «Основы общей эмбриологии». – М.: Наука, Издательство Московского университета, 2005. – 368 с.

  11. Шлегель Г. «Общая микробиология». – М.: Мир, 1987. – 567 с.

  12. Гусев М.В., Минеева Л.А. «Микробиология». – М.: МГУ, 1992. – 448 с.

  13. Поздеев О.К. «Медицинская микробиология». - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с.

  14. Воробьев А.А., Быков А.С. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии». – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 236 с.

  15. Под ред. Льюина Б. и др.. перевод с англ. Филипповича И. В. Под ред. Ченцова Ю. С. «Клетки». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 951 с.

  16. Льюин Б., пер. с англ. Кофиади И.А. [и др.]. Под ред. Ребрикова. Д.В. «Гены». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 896 с.

  17. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки. В 3-х томах». – М.: Мир, 1993. — 539 с.

  18. Уайт А., Хендлер Ф. и др. «Основы биохимии: в 3-х томах». – М.: Мир, 1981. — 534 с.

  19. Нельсон Д., Кокс М. «Основы биохимии Леннинджера. Учебник в 3 томах». – М.: Лаборатория знаний, 2017 – 694 с.

  20. Кольман Я., Рем К. «Наглядная биохимия», - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 509 с.

  21. Казимирский А. Н. «Витамины и коферменты».

  22. Инге-Вечтомов С.Г. «Генетика с основами селекции». – М.: Высшая школа, 1989. – 592 с.

  23. Курс лекций по общей и молекулярной генетике И. Ф. Жимулева, 2007.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!