МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №22» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УТВЕРЖДЕНА: Директор МБОУ «СОШ № 22» г. Чебоксары ____________ Н.И.Шестакова Приказ № -о От «01» октября 2019 г. | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора ________ Э.И.Ефимова «30» сентября 2019 г. | РАССМОТРЕНА: на заседании ШМО учителей биологии, химии и географии Руководитель ШМО ___________ Привалова Т.А. протокол № _ от «30» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
по платным дополнительным образовательным услугам
по курсу «Избранные главы биологии»
на 2019-2020 учебный год
Приваловой Тамары Анатольевны, учителя биологии
Чебоксары – 2019
Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества как никогда возросла потребность в нестандартно мыслящих, творческих людях. Чтобы выпускники удовлетворяли этим высоким требованиям, необходимо создавать в учебном процессе условия для реализации способностей учащихся.
Программа разработана для учащихся 9-11 классов, является дополнением и продолжением курса биологии для учащихся с особыми образовательными потребностями, тех, у кого интерес к предмету выходит за рамки учебной деятельности.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в году, расширяет у учащихся представления о значимости биологических знаний, воспитывает устойчивый интерес к творческой исследовательской работе и практическим занятиям по биологии. Важным аспектом курса является интеграция теоретических знаний учащихся по курсу биологии в реальную жизнь. В рамках курса рассматриваются промышленные производства и объясняются различные явления и привычные нам природные закономерности с точки зрения науки. Такой подход к окружающему миру помогает учащимся не только эффективнее применять свои знания, но и развивать в себе аналитические способности, создает большие возможности для формирования межпредметных связей, особенно с физикой, экологией, географией и химией, способствует формированию научного мировоззрения.
Цели:
формирование познавательного интереса к биологии, дисциплинам естественнонаучного цикла;
подготовка к продолжению образования и осознанному выбору профессии;
Задачи:
Образовательные:
подготовить учащихся к практической деятельности;
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
расширять и углублять теоретические знания по предмету
Воспитательные:
развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
сформировать позитивный осознанный выбор профессии;
Развивающие:
развивать познавательные интересы и творческие способности;
формировать положительную мотивацию учёбы в школе;
формировать научную картину мира.
Методы и приемы работы:
сенсорное восприятие (лекции, просмотр видеофильмов);
практические (эксперименты);
коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры).
Личностными результатами являются следующие умения:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Метапредметными результатами являются формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Предметные результаты.
Ученик научится:
• выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
• аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
• осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
• объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
• находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
• находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| Тема 1. Биология как наука. Клетка как биосистема | 20 |
1 | Достижения биологии | 2 |
2 | Биологические системы | 2 |
3 | Современная клеточная теория | 2 |
4 | Метаболизм прокариот | 2 |
5 | Метаболизм эукариот | 2 |
6 | Генетическая информация в клетке прокариот | 2 |
7 | Генетическая информация в клетке эукариот | 2 |
8 | Вирусы – граница между живым и неживым? | 2 |
9 | Вирусные и бактериальные инфекции – история борьбы. | 2 |
10 | Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме 1. | 2 |
| Тема 2. Организм как биосистема | 22 |
11 | Разнообразие способов получения живыми организмами энергии | 2 |
12 | Разнообразие способов размножения. | 2 |
13 | История генетики. | 2 |
14 | Основные генетические понятия и закономерности. | 2 |
15 | Решение классических и нестандартных генетических задач. | 2 |
16 | Значение генетики для медицины | 2 |
17 | Источники мутагенов в окружающей среде. | 2 |
18 | Значение генетики для селекции | 2 |
19 | Биотехнология, клеточная и генная инженерия. | 2 |
20 | Этические аспекты современной биоинженерии. | 2 |
21 | Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме 2. | 2 |
| Тема 3. Многообразие и эволюция органического мира | 12 |
22 | История развития биологической систематики | 2 |
23 | Основные систематические группы живых организмов, переходные формы. | 2 |
24 | Положение человека в системе живой природы. Гипотезы происхождения человека. | 2 |
25 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | 2 |
26 | Многобразие эволюционных взглядов. Доказательства эволюции. | 2 |
27 | Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме 3. | 2 |
| Тема 4. Основные экологические понятия и закономерности | 12 |
28 | Структура экосистемы. | 2 |
29 | Устойчивость и динамика экосистем. | 2 |
30 | Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере. | 2 |
31 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. | 2 |
32 | Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 2 |
33 | Решение экспериментальных задач и олимпиадных заданий по теме №4 | 2 |
| | 66 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
Шмидт Р., Тевс Г. (ред.) «Физиология человека в 3-х томах». – М.: Мир, 1996. — 323 с.
Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности». – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.
H.H. Данилова, А.Л. Крылова «Физиология высшей нервной деятельности». – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 478 с.
Данилова H.H. , Крылова А.Л. - Билич Г.Л., Кржижановский В.А. «Биология. Полный курс. Том. 1. Анатомия». – М.: ОНИКС, 2005. – 544 с.
Камкин А.Г., Каменский А.А. «Фундаментальная и клиническая физиология». – М.: «Академия», 2004. – 1073 с.
Шмидт Р., Тевс Г. «Физиология человека. Том 1-3». – М.: Мир, 1996 – 330 с.
Дубынин В.А. «Регуляторные системы организма человека». – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
Токин Б. П. «Общая эмбриология». – М.: М.: Высш.ая школа, 1987.— 480 с.
Гилберт С. «Биология развития в 3-х томах». – М.: Мир, 1995.
Белоусов Л.В. «Основы общей эмбриологии». – М.: Наука, Издательство Московского университета, 2005. – 368 с.
Шлегель Г. «Общая микробиология». – М.: Мир, 1987. – 567 с.
Гусев М.В., Минеева Л.А. «Микробиология». – М.: МГУ, 1992. – 448 с.
Поздеев О.К. «Медицинская микробиология». - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 768 с.
Воробьев А.А., Быков А.С. «Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии». – М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 236 с.
Под ред. Льюина Б. и др.. перевод с англ. Филипповича И. В. Под ред. Ченцова Ю. С. «Клетки». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 951 с.
Льюин Б., пер. с англ. Кофиади И.А. [и др.]. Под ред. Ребрикова. Д.В. «Гены». – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 896 с.
Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. «Молекулярная биология клетки. В 3-х томах». – М.: Мир, 1993. — 539 с.
Уайт А., Хендлер Ф. и др. «Основы биохимии: в 3-х томах». – М.: Мир, 1981. — 534 с.
Нельсон Д., Кокс М. «Основы биохимии Леннинджера. Учебник в 3 томах». – М.: Лаборатория знаний, 2017 – 694 с.
Кольман Я., Рем К. «Наглядная биохимия», - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 509 с.
Казимирский А. Н. «Витамины и коферменты».
Инге-Вечтомов С.Г. «Генетика с основами селекции». – М.: Высшая школа, 1989. – 592 с.
Курс лекций по общей и молекулярной генетике И. Ф. Жимулева, 2007.