СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ПМ. 02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ПМ. 02 Социальная работа с семьей и детьми

МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми

МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ПМ. 02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Ветлужский лесоагротехнический техникум»



РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО

на заседании МК

технолого-экономического цикла Заместитель директора

Руководитель МК по учебно-производственной работе

________________Т.А. Лаврёнова

подпись _______________Т.Б. Александрова

Протокол № 1 подпись

от « 26 » Августа 2020 г. от « 01 » Сентября 2020г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ПМ. 02 Социальная работа с семьей и детьми

МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми

МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей


образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа

базовой подготовки




Форма обучения: очно-заочная




Ветлужский район,

2020 г.

Рабочая программа по ПМ. 02 Социальная работа с семьёй и детьми, МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми и МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей, разработаны на основе ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2014 г. № 506.


Организация-разработчик:

ГБПОУ «Ветлужский лесоагротехнический техникум»


СОСТАВИТЕЛИ:

И.В. Ясинская, преподаватель ГБПОУ ВЛАТТ, 1 кв. категории.

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

13



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО


МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

17

















































  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02 Социальная работа с семьёй и детьми

МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми и МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей



1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 39.02.01 Социальная работа в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Социальная работа с семьёй и детьми.


и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.



1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

    • целью овладения указанным видом профессиональной деятельности

  • соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:


  • диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;

  • создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

уметь:


  • пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;

  • выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

  • собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;

  • оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, других видов адресной помощи и социальных услуг;

  • осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

  • выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;

  • профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;

  • планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

  • анализировать результаты своей деятельности;

  • осуществлять контроль качества предоставляемых услуг.



знать:


  • цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

  • структуру государственных органов, реализующих семейную политику; основные задачи социальной защиты;

  • варианты социального обслуживания семьи;

  • нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми; типы социальной службы для семьи и детей;

  • внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

  • категории семей социального риска;

  • основные социальные проблемы семей различных категорий;

  • критерии социальной незащищенности семей;

  • формы социальной работы с семьями;

  • роль социального работника в решении проблем семьи;

  • особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

  • учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ТЖС семьи.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:


Всего – часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 433 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 203 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 338 часов;

производственной практики – 108 часов


















  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Социальная работа с семьёй и детьми, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3.

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ










Объем времени, отведенный на освоение


Практика










междисциплинарного курса (курсов)




















Всего


Обязательная аудиторная учебная

Самостоятельная












работа




Производственная



Коды



часов



нагрузка обучающегося











обучающегося




(по профилю




Наименования разделов

(макс.












профессиональных





в т.ч.








специальности),



профессионального модуля*

учебная




в т.ч.,



в т.ч.,

Учебная,






компетенций



нагрузка и




лабораторные

курсовая



курсовая

часов



часов







Всего,


работы и

Всего,




(если предусмотрена






практики)



работа


работа










часов


практические

часов





рассредоточенная









(проект),


(проект),













занятия,






практика)










часов



часов













часов

























1

2

3

4


5

6

7


8

9



10





















ОК 01 – ОК 13

ПК 2.1 – ПК 2.5




МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьёй и детьми




173



49



12



20



92
























ОК 01 – ОК 13

ПК 2.1 – ПК 2.5


МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей


94

44


8



50















ПК 2.1 – ПК 2.5



Производственная практика (по

профилю специальности), часов (если

предусмотрена итоговая

(концентрированная) практика)













108




























































Всего:













3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов

профессионального модуля

(ПМ), междисциплинарных

курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические

занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

(проект) (если предусмотрены)

Объем часов



Коды компетенций,

формированию

которых способствует

элемент программы

1

2

3

4

ПМ 02. Социальная работа с семьёй и детьми.



МДК 02.03 Технологии социальной работы с семьёй и детьми.


49



Раздел 1. Теоретико – методологические основы социальной работы с семьёй и детьми.



Тема 1.1.

Введение. Характеристика современной семьи.

Содержание учебного материала

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Введение в междисциплинарный курс «Технологии социальной работы с семьей и детьми». Характеристика социальных проблем современной семьи. Проблемы современной семьи.

Тема 1.2.

Система учреждений социального обслуживания семьи и детей

Содержание учебного материала



Система учреждений социального обслуживания семьи и детей.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 2. Технологии социальной работы семьи и детей



Тема 2.1.

Содержание и формы работы в учреждениях социального обслуживания семей и детей

Содержание учебного материала



Содержание и формы работы в учреждениях социального обслуживания семей и детей

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.2.

Социально-психологическая поддержка семей и детей

Содержание учебного материала



Социально-психологическая поддержка семей и детей

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.3.

Медико-социальная помощь семье и детям

Содержание учебного материала


ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Медико-социальная помощь семье и детям

2

Тематика практических занятий



1. Осуществление медико-социального патронажа к детям и семьям

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.4.

Социально-педагогическая помощь семьям в воспитании детей

Содержание учебного материала



Социально-педагогическая помощь семьям в воспитании детей

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.5.

Технологии работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

Содержание учебного материала



Технологии работы с беспризорными и безнадзорными детьми.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.6.

Технологии социальной профилактики.

Содержание учебного материала



Технологии социальной профилактики.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Разработка мероприятий по профилактике различных проблем семьи: имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.7.

Технология социальной адаптации детей, диагностики семьи.

Содержание учебного материала



Технологии социальной адаптации детей. Технология социальной диагностики семьи.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Подбор методик диагностики в заданной ситуации

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.8.

Технология социальной реабилитации

Содержание учебного материала



Технология социальной реабилитации

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Разработка программ реабилитации семьи и детей

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.9.

Технологии досуговой деятельности в социальной работе с семьей и детьми.

Содержание учебного материала



Технологии досуговой деятельности в социальной работе с семьей и детьми.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 3. Социальная работа с молодой семьёй



Тема 3.1.

Основные направления социальной работы с молодой семьёй

Содержание учебного материала



Основные направления социальной работы с молодой семьёй. Характеристика молодой семьи.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 4. Социальная работа с семьями инвалидов



Тема 4.1.

Основные направления социальной работы с семьями инвалидов.

Содержание учебного материала



Основные направления социальной работы с семьями инвалидов. Характеристика семей инвалидов.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 5. Социальная работа с неполной семьёй



Тема 5.1.

Оказание социальной поддержки неполной семье

Содержание учебного материала



Оказание социальной поддержки неполной семье. Основные типы неполной семьи и их характеристика

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Разработка мероприятий по профилактике различных проблем семьи: неполной семьи.

2


Раздел 6. Социальная работа с многодетной семьей



Тема 6.1.

Меры социальной поддержки многодетной семье

Содержание учебного материала



Меры социальной поддержки многодетной семье. Многодетная семья как объект социальной работы.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



6. Разработка мероприятий по профилактике различных проблем семьи: многодетных семей.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 7. Социальная работа с замещающей семьёй



Тема 7.1.

Содержание социальной работы с замещающей семьей

Содержание учебного материала



Содержание социальной работы с замещающей семьей. Виды замещающих семей и их характеристика

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 8. Социальная работа с лицами, подвергшимися насилию в семье



Тема 8.1.

Особенности социальной работы с лицами, испытывающие жёсткое обращение в семье

Содержание учебного материала



Особенности социальной работы с лицами, испытывающие жёсткое обращение в семье. Насилие в семье как социальная проблема.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 9. Церковная социальная помощь семье и детям



Тема 9.1.

Основные формы церковной социальной помощи различным категориям семей

Содержание учебного материала



Содержание церковной социальной помощи семье и детям. Основные формы церковной социальной помощи различным категориям семей.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Дифференцированный зачёт


1


Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 02.03.

  1. Подбор диагностических методик и проведение диагностики клиента с социальным поведением с целью разработки программ реабилитации, адаптации.

  2. Анализ комплексного социального диагностирования.

  3. Определение экономичных льгот и санкций для незащищенных слоев населения.

  4. Определить морально-этические аспекты попечительства.

  5. Изучение и анализ материалов периодической печати

  6. Составить конспект темы «Проблемы адаптации супругов при создании семьи»

  7. Разработать программу, направленную на пропаганду семейного образа жизни

  8. Конспект темы «Консультирование супругов: совместно и индивидуально»

  9. Роль школы в профилактики девиантного поведения.

  10. Принципы организации деятельности кризисных центров для семьи и детей.

  11. Методы практической социальной работы с детьми и женщинами – жертвами домашнего насилия

  12. Модель уличной социальной работы.

  13. Зарубежный опыт работы с семьей и детьми.

  14. Основные подходы к социокультурной работе с семьей.

  15. Терапия семьи как целостной системы.





92


Примерная тематика курсовых работ:


1. Государственная семейная политика: текущие состояние и перспективы.

2. Региональная семейная политика: текущие состояние и перспективы.

3. Социальные гарантии семьям с детьми (на федеральном и региональном уровне).

4. Трансформация института семьи в современном обществе: текущее состояние и перспективы.

5. Формы и виды социальной помощи семье и детям

6. Культурно-досуговая деятельность в работе специалиста по социальной работе с семьей и детьми

7. Использование информационных технологий в работе с семьями группы риска

8. Организация социальной работы с проблемной семьей

9. Технологии социальной работы с многодетной семьей

10. Технологии социальной работы с семьей, находящейся в ситуации развода

11. Особенности социальной работы с семьями с неблагоприятным психологическим микроклиматом и конфликтными отношениями

12. Особенности социальной работы с молодой семьей

13. Социальная работа с конфликтными молодыми семьями

14. Социальные программы помощи неполным семьям

15. Социально-педагогическая работа с неполными семьями

16. Технология социальной работы с неполной семьей

17. Насилие в семье как социальная проблема современного общества

18. Социальная работа с женщинами, подвергшимися домашнему насилию

19. Семейное насилие в отношении женщин как социальная проблема

20. Технологии социальной работы в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям с женщинами, испытывающими насилие.

21. Социальная защита детей, испытывающих жестокое обращение и насилие

22. Опыт работы социально-реабилитационныx центров для несовершеннолетниx матерей

23. Особенности воспитания единственного ребенка в семье

24. Адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни

25. SOS – деревня как новая модель жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

26. Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

27. Приемная семья: организация и государственная поддержка.

28. Причины социального сиротства в России и пути совершенствования социальной работы с данной категорией граждан.

29. Особенности социальной работы с безнадзорными детьми и подростками

30. Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования

31. Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию

32. Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи

33. Технологии социальной помощи детям - инвалидам, проживающим в семьях

34. Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов

35. Технология работы с неблагополучной семьей

36. Технология социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида

37. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими проблемного ребенка

38. Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах

39. Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи с семьями, имеющими детей-инвалидов

40. Особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях: сравнительный анализ.

41. Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений.









20


МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей

44


Раздел 1. Теоретические основы осуществления социального патроната семьи и детей



Тема 1.1.

Введение. Роль и место семьи в социальном обществе

Содержание учебного материала



Место дисциплины в системе профессиональных дисциплин и модулей. Цели, задачи, основные понятия курса. Роль и место семьи в социальном обществе.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Сравнительный анализ отношения государства и общества к семьям и детям в России и за рубежом.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 1.2.

Понятие и особенности социального патроната как технологии социальной работы.

Содержание учебного материала



Понятие «патронат». Специфика понятия «социальный патронат». Особенности социального патроната. Соотношение терминов «патронат» и «патронаж», патронатное воспитание, сопровождение Роль социального патроната в укреплении семейного благополучия.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 1.3.

Цели, задачи, принципы и содержание социального патроната

Содержание учебного материала



Цели и социальное предназначение социального патроната. Задачи осуществления социального патроната. Принципы социального патроната. Виды социального патроната. Формы социального патроната.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 1.4.

Нормативно-правовая база

Содержание учебного материала



Понятие нормативно-правовой базы. Общие НПА. Частные НПА. Особенности применения НПА при осуществлении социального патроната.

2



ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 1.5.

Комплексный и межведомственный подход в социальном патронате Система субъектов социального патроната

Содержание учебного материала



Понятие комплексности Комплексный подход Межведомственный подход.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 2. Семьи и дети как объект социального патроната



Тема 2.1.

Семья и ее функции. История происхождения семьи. Классификация семей.

Содержание учебного материала



Понятия семьи и брака. История происхождения семьи и брака. Сущность семьи в социальном контексте. Функции и роль семьи в современном обществе. Классификация семей. Наиболее уязвимые виды семей.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.2.

Основные типы семейного поведения

Содержание учебного материала



Брачное поведение в современном обществе. Сексуальное поведение. Репродуктивное поведение. Родительское поведение.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 2.3.

Основные проблемы семьи в современном обществе. Роль социального работника в решении проблем семьи.

Содержание учебного материала



Типология семей. Основные проблемы семей. Роль социальной работы в решении проблем семьи.



ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

2

Раздел 3. Технология социального патроната семьи и детей



Тема 3.1.

Этапы социального патроната Социальная диагностика. Внедрение

Содержание учебного материала



Основные этапы социального патроната семьи и детей. Основания для установления социального патроната. Технология постановки социального диагноза. ТЖС и СОП. Технология внедрения

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 3.2.

Определение нуждаемости семьи в социальном патронате.

Содержание учебного материала



Нуждаемость семьи в социальном патронате и ее степени. Показатели нуждаемости. Методы фиксации показателей нуждаемости. Определение нарушенных потребностей семьи. Определение нуждаемости семьи в различных видах помощи. Документирование при определении нуждаемости

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Составление индивидуального плана патронатной работы с семьей.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 3.3.

Договор и программа социального патроната.

Содержание учебного материала



Цели и предназначение договорных отношений при осуществлении социального патроната. Структура договора. Проблемы мотивации клиентов на заключение договора. Методы формирования мотивации клиентов. Структура программы индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. Правила составления программы социального патроната.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 3.4.

Сопровождение семьи и детей. Опекунство, попечительство в социальном патронате

Содержание учебного материала



История развития сопровождения над лицами из групп риска. Правовые основы сопровождения. Технология установления сопровождения. Стадии сопровождения. Правовые основы опеки и попечительства. Технология установления опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства. Инновационные формы опеки и попечительств.

2


ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



  1. Социальная опека и попечительство неблагополучной семьи как технология социальной работы.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 3.5.

Патронаж и его специфика.

Содержание учебного материала



Понятие и особенности надомного патронажа. История развития патронажа. Патронаж как технология социальной работы. Цели и задачи патронажа. Виды надомного патронажа. Этапы патронажа. Виды социальной помощи в осуществлении надомного патронажа

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тематика практических занятий



4. Анализ форм и методов социального патронажа с семьей и детьми. Алгоритм работы социального работника при патронаже.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 3.6.

Профилактика социальных рисков в социальном патронате.

Содержание учебного материала



Информирование о технологии разработки профилактических мероприятий. Работа в группах, выбор одной из предложенных категорий семей. Составление сценария профилактического мероприятия. Определение его цели и задач. Проведение мероприятия для одногруппников.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Раздел 4. Учреждения социального обслуживания детей и семей



Тема 4.1.

Изучение деятельности учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации семьям и детям.

Содержание учебного материала



Изучение деятельности учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации семьям и детям.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 4.2.

Особенности организации и направления деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям.

Содержание учебного материала



Особенности организации и направления деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 4.3.

Стационарная помощь.

Содержание учебного материала



Отделения дневного пребывания, реабилитационные центры, домаинтернаты, приюты. Их задачи и направления деятельности при оказании помощи семье и детям.

2

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Тема 4.4.

Поезда милосердия как новая форма помощи детям-сиротам.

Содержание учебного материала



Поезда милосердия как новая форма помощи детям-сиротам. Телефон доверия.

1

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Дифференцированный зачёт


1

ПК 2.1-2.5

ОК 1-13

Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 02.04

  1. Семья: понятие, типология, функции, жизненный цикл семьи.

  2. Типология семей, нуждающихся в социальной помощи и технологии социальной работы с ними.

  3. Реферат: «Нетипичная семья в современной России».

  4. Сообщение: «Современные социальные проблемы материнства и детства в РФ».

  5. Сообщение: «Девиантное материнство»

  6. Сообщение: «Понятие и сущность социального сиротства».

  7. Сообщение: «Насилие в семье».

  8. Сообщение: «Типология семейных конфликтов».

  9. Сообщение: «Развод: его причины и последствия для членов семьи».

  10. Доклад: «Понятия «социальная норма» и «отклонение»».

  11. Доклад: «Теории отклоняющегося поведения в науках о человеке и обществе».

  12. Доклад: «Девиация и делинквентность: стратегии преодоления в контексте социальной работы».

  13. Доклад: «Сущность понятия «группа риска». Современные подходы социальной работы с «группами риска»».

  14. Дискуссия: «Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие».

  15. Доклад: «Причины депопуляции в современной России». Доклад: «Проблемы юного материнства»










50







Производственная практика



Виды работ:

  1. Ознакомление с документами, регламентирующими систему организации помощи детям и семьям, нуждающимся в социальной защите в образовательных учреждениях.

  2. Знакомство с опытом работы по начислению льгот, пособий, оказанию мер социальной поддержки детям – инвалидам.

  3. Ознакомление с правовой базой субъекта федерации (Нижегородской области) по вопросам социальной работы с семьёй и детьми.

  4. Анализ законодательной базы для работы с неблагополучными семьями в РФ.

  5. Определение семей групп риска. Изучение «случая» конкретной семьи группы риска.

  6. Организация и проведение социального патронажа семьи группы риска. Работа и составление отчетной документации по итогам проведенного патронажа.

  7. Разработка программы социальной реабилитации (социально-психологического сопровождения) для конкретной семьи группы риска (цели, задачи, содержание программы, результаты реализации).

  8. Социально – педагогическая помощь семьям в воспитании детей.

  9. Технологии работы с детьми-сиротами.

  10. Технология сбора информации о семьях, нуждающихся в социальной помощи.

  11. Изучение «случая» конкретного клиента - семьи с ребенком инвалидом. Организация профессионального взаимодействия с клиентом (группой клиентов)

  12. Социальная работа с молодой семьей

  13. Социальная работа с неполной семьей

  14. Профилактика возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей

  15. Осуществление патроната.

  16. Организация социального патроната (посредством проведения совместных рейдов обследования ЖБУ)

  17. Социальная работа с замещающей семьей.








108




  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетов по: Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми; возрастная психология и педагогика, семьеведение, технология социальной работы с семьей и детьми; социальный патронат различных типов семей и детей; мастерских – не предусмотрено; лабораторий – не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

 посадочные места по количеству обучающихся и рабочее место преподавателя;

 доска классная;

 книжный щкаф для методических пособий;

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: - не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - не предусмотрено.

Технические средства обучения:

 компьютер;

 мультимедийный проектор;

 интерактивная доска;

 экран


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


4.2.1. Основные источники:


Басова Н.Ф. Социальная работа с семьей и детьми, учебное пособие – Москва: КНОРУС, 2019 . – 290 с.


4.2.2. Дополнительные источники:


    1. Общие требования к организации образовательного процесса




Занятия должны проводиться в оснащённых кабинетах. При работе над докладами, рефератами, практическими занятиями обучающимся оказываются консультации. Обязательным условием допуска к производственной практикам в рамках профессионального модуля Социальная работа с семьей и детьми, является полное освоение учебного материала.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практики, которые проводятся концентрированно.




    1. Кадровое обеспечение образовательного процесса




Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.




























5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

Выявлять ТЖС семьи и детей по средствам ряда методик

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания. Наблюдение за работой обучающихся.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

Оказывать содействие в решении ТЖС семьи и детей с определением этапов работы.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

Реализовывать социальный патронат в семьях группы риска.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

Реализовывать технологии социальной адаптации и реабилитации семьи и детей группы риска.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

Владеть методами и формами профилактики негативных явлений связанных с семьей и детьми.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.



Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Осознание социальной значимости будущей профессии и демонстрация интереса к ней.

Оценка работы обучающихся в тестах, кроссвордах

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач.

Анализ выполнения практической работы и индивидуальной самостоятельной работы.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Нахождения и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Наблюдение за работой обучающихся с нормативно правовыми актами в рамках изучаемой дисциплины, анализ итогов работы.

ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Эффективное использование и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи, защита и обоснование предложенного решения поставленной задачи.

Анализ работы с информационноправовыми системами Консультант плюс и Гарант при выполнении самостоятельной работы

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

Анализ выполнения командной работы. Наблюдение за работой обучающихся.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самоанализ и коррекция результатов собственной работы.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организация рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. самостоятельной работы.

Оценки результатов самостоятельной работы

Оценка письменных ответов и практического задания.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Наблюдение за работой обучающихся.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Оценка результатов выполнения практической работы, анализ выполненной самостоятельной работы.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Взаимодействие с природой, обществом, человеком.

Анализ выполнения командной работы. Наблюдение за работой обучающихся.

ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Организация рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Оценка результатов выполнения практической работы, анализ выполненной самостоятельной работы.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Организация здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Анализ результатов анкетирования и психологических профессиональных тестов



































2