МДК 02.03 Технологии социальной работы с семьёй и детьми. | 49 | |
Раздел 1. Теоретико – методологические основы социальной работы с семьёй и детьми. | | |
Тема 1.1. Введение. Характеристика современной семьи. | Содержание учебного материала | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Введение в междисциплинарный курс «Технологии социальной работы с семьей и детьми». Характеристика социальных проблем современной семьи. Проблемы современной семьи. |
Тема 1.2. Система учреждений социального обслуживания семьи и детей | Содержание учебного материала | | |
Система учреждений социального обслуживания семьи и детей. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 2. Технологии социальной работы семьи и детей | | |
Тема 2.1. Содержание и формы работы в учреждениях социального обслуживания семей и детей | Содержание учебного материала | | |
Содержание и формы работы в учреждениях социального обслуживания семей и детей | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.2. Социально-психологическая поддержка семей и детей | Содержание учебного материала | | |
Социально-психологическая поддержка семей и детей | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.3. Медико-социальная помощь семье и детям | Содержание учебного материала | | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Медико-социальная помощь семье и детям | 2 |
Тематика практических занятий | | |
1. Осуществление медико-социального патронажа к детям и семьям | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.4. Социально-педагогическая помощь семьям в воспитании детей | Содержание учебного материала | | |
Социально-педагогическая помощь семьям в воспитании детей | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.5. Технологии работы с беспризорными и безнадзорными детьми. | Содержание учебного материала | | |
Технологии работы с беспризорными и безнадзорными детьми. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.6. Технологии социальной профилактики. | Содержание учебного материала | | |
Технологии социальной профилактики. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Разработка мероприятий по профилактике различных проблем семьи: имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.7. Технология социальной адаптации детей, диагностики семьи. | Содержание учебного материала | | |
Технологии социальной адаптации детей. Технология социальной диагностики семьи. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Подбор методик диагностики в заданной ситуации | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.8. Технология социальной реабилитации | Содержание учебного материала | | |
Технология социальной реабилитации | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Разработка программ реабилитации семьи и детей | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.9. Технологии досуговой деятельности в социальной работе с семьей и детьми. | Содержание учебного материала | | |
Технологии досуговой деятельности в социальной работе с семьей и детьми. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 3. Социальная работа с молодой семьёй | | |
Тема 3.1. Основные направления социальной работы с молодой семьёй | Содержание учебного материала | | |
Основные направления социальной работы с молодой семьёй. Характеристика молодой семьи. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 4. Социальная работа с семьями инвалидов | | |
Тема 4.1. Основные направления социальной работы с семьями инвалидов. | Содержание учебного материала | | |
Основные направления социальной работы с семьями инвалидов. Характеристика семей инвалидов. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 5. Социальная работа с неполной семьёй | | |
Тема 5.1. Оказание социальной поддержки неполной семье | Содержание учебного материала | | |
Оказание социальной поддержки неполной семье. Основные типы неполной семьи и их характеристика | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Разработка мероприятий по профилактике различных проблем семьи: неполной семьи. | 2 | |
Раздел 6. Социальная работа с многодетной семьей | | |
Тема 6.1. Меры социальной поддержки многодетной семье | Содержание учебного материала | | |
Меры социальной поддержки многодетной семье. Многодетная семья как объект социальной работы. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
6. Разработка мероприятий по профилактике различных проблем семьи: многодетных семей. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 7. Социальная работа с замещающей семьёй | | |
Тема 7.1. Содержание социальной работы с замещающей семьей | Содержание учебного материала | | |
Содержание социальной работы с замещающей семьей. Виды замещающих семей и их характеристика | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 8. Социальная работа с лицами, подвергшимися насилию в семье | | |
Тема 8.1. Особенности социальной работы с лицами, испытывающие жёсткое обращение в семье | Содержание учебного материала | | |
Особенности социальной работы с лицами, испытывающие жёсткое обращение в семье. Насилие в семье как социальная проблема. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 9. Церковная социальная помощь семье и детям | | |
Тема 9.1. Основные формы церковной социальной помощи различным категориям семей | Содержание учебного материала | | |
Содержание церковной социальной помощи семье и детям. Основные формы церковной социальной помощи различным категориям семей. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Дифференцированный зачёт | | 1 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 02.03. Подбор диагностических методик и проведение диагностики клиента с социальным поведением с целью разработки программ реабилитации, адаптации. Анализ комплексного социального диагностирования. Определение экономичных льгот и санкций для незащищенных слоев населения. Определить морально-этические аспекты попечительства. Изучение и анализ материалов периодической печати Составить конспект темы «Проблемы адаптации супругов при создании семьи» Разработать программу, направленную на пропаганду семейного образа жизни Конспект темы «Консультирование супругов: совместно и индивидуально» Роль школы в профилактики девиантного поведения. Принципы организации деятельности кризисных центров для семьи и детей. Методы практической социальной работы с детьми и женщинами – жертвами домашнего насилия Модель уличной социальной работы. Зарубежный опыт работы с семьей и детьми. Основные подходы к социокультурной работе с семьей. Терапия семьи как целостной системы. | 92 | |
Примерная тематика курсовых работ: 1. Государственная семейная политика: текущие состояние и перспективы. 2. Региональная семейная политика: текущие состояние и перспективы. 3. Социальные гарантии семьям с детьми (на федеральном и региональном уровне). 4. Трансформация института семьи в современном обществе: текущее состояние и перспективы. 5. Формы и виды социальной помощи семье и детям 6. Культурно-досуговая деятельность в работе специалиста по социальной работе с семьей и детьми 7. Использование информационных технологий в работе с семьями группы риска 8. Организация социальной работы с проблемной семьей 9. Технологии социальной работы с многодетной семьей 10. Технологии социальной работы с семьей, находящейся в ситуации развода 11. Особенности социальной работы с семьями с неблагоприятным психологическим микроклиматом и конфликтными отношениями 12. Особенности социальной работы с молодой семьей 13. Социальная работа с конфликтными молодыми семьями 14. Социальные программы помощи неполным семьям 15. Социально-педагогическая работа с неполными семьями 16. Технология социальной работы с неполной семьей 17. Насилие в семье как социальная проблема современного общества 18. Социальная работа с женщинами, подвергшимися домашнему насилию 19. Семейное насилие в отношении женщин как социальная проблема 20. Технологии социальной работы в социально-реабилитационных центрах помощи семье и детям с женщинами, испытывающими насилие. 21. Социальная защита детей, испытывающих жестокое обращение и насилие 22. Опыт работы социально-реабилитационныx центров для несовершеннолетниx матерей 23. Особенности воспитания единственного ребенка в семье 24. Адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни 25. SOS – деревня как новая модель жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 26. Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27. Приемная семья: организация и государственная поддержка. 28. Причины социального сиротства в России и пути совершенствования социальной работы с данной категорией граждан. 29. Особенности социальной работы с безнадзорными детьми и подростками 30. Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования 31. Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию 32. Социально-педагогическая поддержка детей младшего школьного возраста из неблагополучной семьи 33. Технологии социальной помощи детям - инвалидам, проживающим в семьях 34. Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи семьям, имеющим детей-инвалидов 35. Технология работы с неблагополучной семьей 36. Технология социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида 37. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими проблемного ребенка 38. Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах 39. Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи с семьями, имеющими детей-инвалидов 40. Особенности детско-родительских отношений в полных и неполных семьях: сравнительный анализ. 41. Особенности социальной работы с несовершеннолетними, склонными к совершению правонарушений. | 20 | |
МДК 02.04. Социальный патронат различных типов семей и детей | 44 | |
Раздел 1. Теоретические основы осуществления социального патроната семьи и детей | | |
Тема 1.1. Введение. Роль и место семьи в социальном обществе | Содержание учебного материала | | |
Место дисциплины в системе профессиональных дисциплин и модулей. Цели, задачи, основные понятия курса. Роль и место семьи в социальном обществе. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Сравнительный анализ отношения государства и общества к семьям и детям в России и за рубежом. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 1.2. Понятие и особенности социального патроната как технологии социальной работы. | Содержание учебного материала | | |
Понятие «патронат». Специфика понятия «социальный патронат». Особенности социального патроната. Соотношение терминов «патронат» и «патронаж», патронатное воспитание, сопровождение Роль социального патроната в укреплении семейного благополучия. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 1.3. Цели, задачи, принципы и содержание социального патроната | Содержание учебного материала | | |
Цели и социальное предназначение социального патроната. Задачи осуществления социального патроната. Принципы социального патроната. Виды социального патроната. Формы социального патроната. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 1.4. Нормативно-правовая база | Содержание учебного материала | | |
Понятие нормативно-правовой базы. Общие НПА. Частные НПА. Особенности применения НПА при осуществлении социального патроната. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 1.5. Комплексный и межведомственный подход в социальном патронате Система субъектов социального патроната | Содержание учебного материала | | |
Понятие комплексности Комплексный подход Межведомственный подход. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 2. Семьи и дети как объект социального патроната | | |
Тема 2.1. Семья и ее функции. История происхождения семьи. Классификация семей. | Содержание учебного материала | | |
Понятия семьи и брака. История происхождения семьи и брака. Сущность семьи в социальном контексте. Функции и роль семьи в современном обществе. Классификация семей. Наиболее уязвимые виды семей. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.2. Основные типы семейного поведения | Содержание учебного материала | | |
Брачное поведение в современном обществе. Сексуальное поведение. Репродуктивное поведение. Родительское поведение. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 2.3. Основные проблемы семьи в современном обществе. Роль социального работника в решении проблем семьи. | Содержание учебного материала | | |
Типология семей. Основные проблемы семей. Роль социальной работы в решении проблем семьи. | | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
2 |
Раздел 3. Технология социального патроната семьи и детей | | |
Тема 3.1. Этапы социального патроната Социальная диагностика. Внедрение | Содержание учебного материала | | |
Основные этапы социального патроната семьи и детей. Основания для установления социального патроната. Технология постановки социального диагноза. ТЖС и СОП. Технология внедрения | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 3.2. Определение нуждаемости семьи в социальном патронате. | Содержание учебного материала | | |
Нуждаемость семьи в социальном патронате и ее степени. Показатели нуждаемости. Методы фиксации показателей нуждаемости. Определение нарушенных потребностей семьи. Определение нуждаемости семьи в различных видах помощи. Документирование при определении нуждаемости | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Составление индивидуального плана патронатной работы с семьей. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 3.3. Договор и программа социального патроната. | Содержание учебного материала | | |
Цели и предназначение договорных отношений при осуществлении социального патроната. Структура договора. Проблемы мотивации клиентов на заключение договора. Методы формирования мотивации клиентов. Структура программы индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями. Правила составления программы социального патроната. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 3.4. Сопровождение семьи и детей. Опекунство, попечительство в социальном патронате | Содержание учебного материала | | |
История развития сопровождения над лицами из групп риска. Правовые основы сопровождения. Технология установления сопровождения. Стадии сопровождения. Правовые основы опеки и попечительства. Технология установления опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства. Инновационные формы опеки и попечительств. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
Социальная опека и попечительство неблагополучной семьи как технология социальной работы. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 3.5. Патронаж и его специфика. | Содержание учебного материала | | |
Понятие и особенности надомного патронажа. История развития патронажа. Патронаж как технология социальной работы. Цели и задачи патронажа. Виды надомного патронажа. Этапы патронажа. Виды социальной помощи в осуществлении надомного патронажа | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тематика практических занятий | | |
4. Анализ форм и методов социального патронажа с семьей и детьми. Алгоритм работы социального работника при патронаже. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 3.6. Профилактика социальных рисков в социальном патронате. | Содержание учебного материала | | |
Информирование о технологии разработки профилактических мероприятий. Работа в группах, выбор одной из предложенных категорий семей. Составление сценария профилактического мероприятия. Определение его цели и задач. Проведение мероприятия для одногруппников. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Раздел 4. Учреждения социального обслуживания детей и семей | | |
Тема 4.1. Изучение деятельности учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации семьям и детям. | Содержание учебного материала | | |
Изучение деятельности учреждений, способных оказать помощь в преобразовании ситуации семьям и детям. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 4.2. Особенности организации и направления деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям. | Содержание учебного материала | | |
Особенности организации и направления деятельности учреждений, оказывающих социальную помощь семье и детям. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 4.3. Стационарная помощь. | Содержание учебного материала | | |
Отделения дневного пребывания, реабилитационные центры, домаинтернаты, приюты. Их задачи и направления деятельности при оказании помощи семье и детям. | 2 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Тема 4.4. Поезда милосердия как новая форма помощи детям-сиротам. | Содержание учебного материала | | |
Поезда милосердия как новая форма помощи детям-сиротам. Телефон доверия. | 1 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Дифференцированный зачёт | | 1 | ПК 2.1-2.5 ОК 1-13 |
Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 02.04 Семья: понятие, типология, функции, жизненный цикл семьи. Типология семей, нуждающихся в социальной помощи и технологии социальной работы с ними. Реферат: «Нетипичная семья в современной России». Сообщение: «Современные социальные проблемы материнства и детства в РФ». Сообщение: «Девиантное материнство» Сообщение: «Понятие и сущность социального сиротства». Сообщение: «Насилие в семье». Сообщение: «Типология семейных конфликтов». Сообщение: «Развод: его причины и последствия для членов семьи». Доклад: «Понятия «социальная норма» и «отклонение»». Доклад: «Теории отклоняющегося поведения в науках о человеке и обществе». Доклад: «Девиация и делинквентность: стратегии преодоления в контексте социальной работы». Доклад: «Сущность понятия «группа риска». Современные подходы социальной работы с «группами риска»». Дискуссия: «Социальный работник и социальный педагог: сущность и различие». Доклад: «Причины депопуляции в современной России». Доклад: «Проблемы юного материнства» | 50 | |
Производственная практика | | |
Виды работ: Ознакомление с документами, регламентирующими систему организации помощи детям и семьям, нуждающимся в социальной защите в образовательных учреждениях. Знакомство с опытом работы по начислению льгот, пособий, оказанию мер социальной поддержки детям – инвалидам. Ознакомление с правовой базой субъекта федерации (Нижегородской области) по вопросам социальной работы с семьёй и детьми. Анализ законодательной базы для работы с неблагополучными семьями в РФ. Определение семей групп риска. Изучение «случая» конкретной семьи группы риска. Организация и проведение социального патронажа семьи группы риска. Работа и составление отчетной документации по итогам проведенного патронажа. Разработка программы социальной реабилитации (социально-психологического сопровождения) для конкретной семьи группы риска (цели, задачи, содержание программы, результаты реализации). Социально – педагогическая помощь семьям в воспитании детей. Технологии работы с детьми-сиротами. Технология сбора информации о семьях, нуждающихся в социальной помощи. Изучение «случая» конкретного клиента - семьи с ребенком инвалидом. Организация профессионального взаимодействия с клиентом (группой клиентов) Социальная работа с молодой семьей Социальная работа с неполной семьей Профилактика возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей Осуществление патроната. Организация социального патроната (посредством проведения совместных рейдов обследования ЖБУ) Социальная работа с замещающей семьей. | 108 | |