СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) рабочей профессией: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Оператор по искусственному осеменению животных и птицы.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛя
ПМ.05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 15830 оператор по искусственному осеменению животных и птицы
Преподаватель:
Львова Елена Сергеевна
г. Сергиев Посад
2018 г
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский аграрный колледж»
(ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский аграрный колледж»)
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_Е.Н.Лиховидова/ «___»___________ 2018_ г.
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной (учебно-производственной) работе _________/_____________/ «___»___________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛя
Преподаватель: Львова Елена Сергеевна
Профессиональный модуль ПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
Междисциплинарный (е) курс (ы) МДК.05.01. Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
Специальность: 36.02.01 Ветеринария (базового уровня)
Группа 31, 32-Вет, III курс (базовый уровень подготовки)
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол от «____»__________ 2018 г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии ________/А.А. Матвеев/
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
Председатель предметной (цикловой) комиссии _______________/_______________
Протокол от «____»__________ 20 ___ г. № ______
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр.
4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8
|
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 25 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 28 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа)- является частью профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Оператор по искусственному осеменению животных и птицы.
1.2. Цели и задачи модуля, требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видам профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
обеспечивать безопасную среду для с/х животных и ветеринарных специалистов при получении спермы от производителей;
выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных и домашних животных;
получать сперму от производителей;
проводить оценку качества спермы;
разбавлять, хранить и транспортировать сперму;
осеменять самок сельскохозяйственных животных разными методами;
трансплантировать эмбрионы,
участия в мероприятиях, направленных на профилактику болезней сельскохозяйственных животных, передающихся при осеменении (случке), и на предупреждение бесплодия и яловости маточного поголовья;
уметь:
обеспечивать безопасную среду для с/х животных и ветеринарных специалистов при получении спермы от производителей;
фиксировать животных разных видов;
выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных и домашних животных;
получать сперму от производителей;
проводить оценку качества спермы;
Разбавлять, хранить и транспортировать сперму;
осеменять самок сельскохозяйственных животных разными методами;
трансплантировать эмбрионы.
проводить посевы на питательные среды из материала, взятого от животных для исследования на трихомоноз, вибриоз, бактериальную загрязненность и коли-титр;
знать:
ветеринарные правила при воспроизводстве сельскохозяйственных животных (утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 20 июля 1971 года)
Профессиональный стандарт «Ветеринарный фельдшер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. № 1079-н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.01.2016 г, регистрационный № 40744)
Код | Наименование |
13.019 | Ветеринарный фельдшер |
Профессиональный стандарт «Оператор по искусственному осеменению», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.06.2014 г. № 358-н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 03.07.2014 г, регистрационный № 32944)
Код | Наименование |
13.007 | Оператор по искусственному осеменению |
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 396 часов включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 264 часа;
самостоятельной работы обучающегося 132 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) рабочей профессией: Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих Оператор по искусственному осеменению животных и птицы.
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1 | обеспечивать безопасную среду для с/х животных и ветеринарных специалистов при получении спермы от производителей |
ПК 5.2 | выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных и домашних животных |
ПК 5.3 | получать сперму от производителей |
ПК 5.4 | проводить оценку качества спермы |
ПК 5.5 | разбавлять, хранить и транспортировать сперму |
ПК 5.6 | осеменять самок сельскохозяйственных животных разными методами |
ПК 5.7 | трансплантировать эмбрионы |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля
Код профес-сиональ-ных компетен-ций | Наименование раздела профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Произ-водственная (по профилю специаль-ности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
ПК 5.1-5.7 | МДК.05.01Техника искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных и птицы
| 396 | 264 | 132 | - | 132 | - | 72 | 144 | ||||
| Всего | 396 | 264 | 132 | - | 132 |
| 72 | 144 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2
| 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Строение органов размножения самцов и самок сельскохозяйственных животных и птицы. |
| 28 |
| ||||
Тема 1.1 Введение в дисциплину. Строение половых органов самок | Содержание | 14 |
| ||||
| Значение дисциплины. Краткая историческая справка. Цели, задачи, перспективы дисциплины. | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Строение органов размножения коров | 2 | 1,2 | ||||
| Строение органов размножения кобыл | 2 | 1,2 | ||||
| Строение органов размножения свиней | 2 | 1,2 | ||||
| Строение органов размножения коз и овец | 2 | 1,2 | ||||
| Строение органов размножения самок сельскохозяйстенной птицы | 2 | 1,2 | ||||
| Строение органов размножения самок пушных зверей и кроликов | 2 | 1,2 | ||||
Тема 1.2 Строение половых органов самцов. | Содержание | 14 |
| ||||
| Генеративная и гормональная фунция семенников | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Строение половых органов быков | 2 | 1,2 | ||||
| Строение половых органов жеребцов | 2 | 1,2 | ||||
| Строение половых органов хряков | 2 | 1,2 | ||||
| Строение половых органов баранов и козлов | 2 | 1,2 | ||||
| Строение половых органов самцов сельскохозяйственной птицы | 2 | 1,2 | ||||
| Строение половых органов самцов кроликов и пушных зверей | 2 | 1,2 | ||||
Раздел 2.Физиология размножения. Половый цикл. Половая и физиологическая зрелость |
| 30 |
| ||||
Тема 2.1 Половый цикл. Половая и физиологическая зрелость. Особенности полового цикла самок с\х животных. | Содержание | 22 |
| ||||
| Понятие полового цикла. | 2 | 1 | ||||
| Овогенез | 2 | 1 | ||||
| Эндокринный контроль половых циклов. | 2 | 1 | ||||
| Биотехнические методы регуляции половых циклов | 2 | 1 | ||||
| Синхронизация охоты | 2 | 1 | ||||
| Половая и физиологическая зрелость | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Особенности полового цикла коров, коз, овец | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности полового цикла кобыл | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности полового цикла свиней. | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности полового цикла самок пушных зверей | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности полового цикла самок птицы | 2 | 1,2 | ||||
Тема 2.2 Особенности полового цикла самцов сельскохозяйственных животных и птицы | Содержание | 8 |
| ||||
| Особенности полового цикла самцов сельскохозяйственных животных. | 2 | 1 | ||||
| Физиологический механизм контроля половой функции самцов | 2 | 1 | ||||
| Половой акт и его видовая обусловленность | 2 | 1 | ||||
| Типы нервной деятельности производителей | 2 | 1 | ||||
Раздел3.Сперма. Состав. Строение сперматозоида. |
| 30 |
| ||||
Тема 3.1 Сперма. | Содержание | 12 |
| ||||
| Сперма - определение. Состав спермы. | 2 | 1 | ||||
| Спермиогенез | 2 | 1 | ||||
| Строение сперматозоида. Виды движения. Выживаемость спермиев вне организма. | 2 | 1 | ||||
| Физиология спермиев. Анабиоз. Холодовой шок. | 2 | 1 | ||||
| Метаболизм спермиев | 2 | 1 | ||||
Лабораторная работа |
|
| |||||
| Изучение влияния физических и химических факторов на жизнедеятельность сперматозоидов. | 2 | 1,2 | ||||
Тема 3.2 Влияние условий содержания и кормления животных - производителей на качество спермы. | Содержание | 18 |
| ||||
| Факторы, влияющие на качество спермы | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Особенности содержания и кормления быков-производителей | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности содержания и кормления жеребцов-производителей | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности содержания и кормления хряков-производителей | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности содержания и кормления баранов-производителей | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности содержания и кормления самцов-производителей сельскохозяйственной птицы | 2 | 1,2 | ||||
| Особенности содержания и кормления самцов-производителей пушных зверей | 2 | 1,2 | ||||
| Режим использования производителей и нормы закрепления за маточным поголовьем | 2 | 1,2 | ||||
Раздел 4.Физиология размножения |
| 30 |
| ||||
Тема 4.1.Оплодотворение. | Содержание | 4 |
| ||||
| Половой акт. Оплодотворение | 2 | 1 | ||||
| | Продвижение и выживаемость в половых путях самок спермиев и яйца | 2 | 1 | |||
Тема 4.2 Беременность | Содержание | 16 |
| ||||
| Диагностика беременности. | 2 | 1,2 | ||||
| Срок беременности у разных видов сельскохозяйственных животных. | 2 | 1,2 | ||||
| Течение беременности. плодные оболочки | 2 | 1,2 | ||||
| Плацента и ее функции.строение плаценты.типы плацент. | 2 | 1,2 | ||||
| Типы плацент у разных видов животных | 2 | 1,2 | ||||
| Гормональный контроль беременности | 2 | 1,2 | ||||
| Иммунные взаимоотношения между матерью и плодом | 2 | 1,2 | ||||
Лабораторные занятия |
|
| |||||
| Лабораторные методы диагностики беременности | 2 | 1,2 | ||||
Тема 4.3.Роды. | Содержание | 10 |
| ||||
| Роды.Механизм регуляции родов | 2 | 1 | ||||
| Периоды родов | 2 | 1 | ||||
| Видовая характеристика родов | 2 | 1 | ||||
| Искусственное вызывание родов | 2 | 1 | ||||
| Послеродовой период и его видовая характеристика | 2 | 1 | ||||
Раздел 5. Организация искусственного осеменения в животноводстве
|
| 116 |
| ||||
Тема 5.1. Ветеринарно-санитарные правила осеменения сельскохозяйственных животных и птицы | Содержание | 10 |
| ||||
| Техника безопасности при работе на пункте искусственного осеменения(фиксация животных, стерилизация инструментов) | 2 | 1 | ||||
| Учет и отчетность на пунктах искусственного осеменения. Устройство и оборудование пункта искусственного осеменения. | 2 | 1 | ||||
| Проведение санитарных дней на пункте искусственного осеменения, дезинфекции помещений пункта, инвентаря и предметов ухода за животными. | 2 | 1 | ||||
| Ветеринарный контроль | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Заполнение учетно-отчетной документации на пунктах искусственного осеменения | 2 | 1,2 | ||||
Тема 5.2 Организация племпредприятий | Содержание | 2 |
| ||||
| Племпредприятия и их функции | 2 | 1 | ||||
Тема 5.3 Подготовка кадров | Содержание | 2 |
| ||||
| Подготовка кадров и принципы оплаты труда | 2 | 1 | ||||
Тема 5.4 Получение спермы и оценка ее качества. | Содержание | 30 |
| ||||
| Физиологические основы и техника получения спермы на искусственную вагину | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Способы получения спермы от быка | 2 | 1,2 | ||||
| Способы получения спермы от хряка | 2 | 1,2 | ||||
| Способы получения спермы от жеребца | 2 | 1,2 | ||||
| Способы получения спермы от барана, козла | 2 | 1,2 | ||||
| Способы получения спермы от сельскохозяйственной птицы | 2 | 1,2 | ||||
| Способы получения спермы от самцов пушных зверей | 2 | 1,2 | ||||
| Санитарно-гигиенические условия получения спермы производителей | 2 | 1,2 | ||||
| Устройства фиксационных станков и чучел для получения спермы от быка | 2 | 1,2 | ||||
| Устройства фиксационных станков и чучел для получения спермы от хряка | 2 | 1,2 | ||||
| Правила сборки искусственной вагины для быка, барана, хряка | 2 | 1,2 | ||||
| Правила сборки искусственной вагины для жеребца | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка инструментов и материалов, искусственных вагин, спермоприемников для взятия спермы от быков | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка инструментов и материалов, искусственных вагин, спермоприемников для взятия спермы, получение спермы от баранов, козлов | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка инструментов и материалов, искусственных вагин, спермоприемников для взятия спермы, получение спермы от петухов, гусей, индюков,селезней | 2 | 1,2 | ||||
Тема 5.5 Разбавление, хранение и транспортирование спермы сельскохозяйственных животных и птицы | Содержание | 30 |
| ||||
| Санитарная оценка свежеполученной спермы. | 2 | 1 | ||||
| Разбавители спермы, их назначение | 2 | 1 | ||||
| Методика приготовления синтетических сред | 2 | 1 | ||||
| Техника разбавления спермы | 2 | 1 | ||||
| Способы расфасовки и транспортировки спермы. | 2 | 1 | ||||
| Краткосрочное хранение спермы при плюсовых температурах. | 2 | 1 | ||||
| Длительное хранение спермы. | 2 | 1 | ||||
| Криоконсервирование спермы хряков | 2 | 1 | ||||
| Криоконсервирование спермы баранов | 2 | 1 | ||||
Лабораторные работы |
|
| |||||
| Оценка качества спермы: макроскопическая | 2 | 1,2 | ||||
| Оценка качества спермы: микроскопическая. | 2 | 1,2 | ||||
| Приготовление сред | 2 | 1,2 | ||||
| Правила разбавления спермы. | 2 | 1,2 | ||||
| Изучение строения сосуда Дьюара. | 2 | 1,2 | ||||
| Криоконсервирование спермы быков и баранов | 2 | 1,2 | ||||
Тема 5.6 Теоретическое обоснование и практическое применение искусственного осеменения самок. | Содержание | 10 |
| ||||
| Естественное осеменение. | 2 | 1 | ||||
| Сущность искусственного осеменения и его преимущества перед естественным | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Выявление течки и охоты у самок. Подготовка и методика использования самцов-пробников для выявления половой охоты | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка самок к осеменению | 2 | 1,2 | ||||
| | Влияние содержания и кормления самок на оплодотворяемость | 2 | 1,2 | |||
Тема 5.7 Подготовка к использованию и оценка сохраняемой спермы | Содержание | 4 |
| ||||
| Правила разморозки спермы. Оценка качества спермы. | 2 | 1 | ||||
Лабораторные работы |
|
| |||||
| Разморозка и оценка качества спермы. | 2 |
| ||||
Тема 5.8 Особенности искусственного осеменения самок сельскохозяйственных животных | Содержание | 28 |
| ||||
| Методы искусственного осеменения | 2 | 1 | ||||
| Особенности искусственного осеменения коров | 2 | 1 | ||||
| Особенности искусственного осеменения кобыл | 2 | 1 | ||||
| Особенности искусственного осеменения овец | 2 | 1 | ||||
| Особенности искусственного осеменения свиней | 2 | 1 | ||||
| Особенности искусственного осеменения сельскохозяйственной птицы | 2 | 1 | ||||
| Особенности искусственного осеменения самок пушных зверей | 2 | 1 | ||||
Практические занятия |
|
| |||||
| Ветеринарно-санитарный и зоотехнический контроль над проведением осеменения самок. | 2 | 1,2 | ||||
| Способы, условия и факторы, повышающие оплодотворяемость самок. | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка приборов и инструментов для искусственного осеменения коров и телок и проведение его различными способами. | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка приборов и инструментов для искусственного осеменения коз и овец и проведение его различными способами. | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка приборов и инструментов для искусственного осеменения кобыл проведение его различными способами. | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка приборов и инструментов для искусственного осеменения свиней проведение его различными способами. | 2 | 1,2 | ||||
| Подготовка приборов и инструментов для искусственного осеменения сельскохозяйственной птицы и проведение его различными способами. | 2 | 1,2 | ||||
Раздел 6. Эмбриология |
| 18 |
| ||||
Тема 6.1 Эмбриология. Трансплантация эмбрионов. | Содержание | 18 |
| ||||
| | Значение метода в практике разведения животных | 2 | 1 | |||
| Краткая история эмбриологии | 2 | 1 | ||||
| Получение эмбрионов | 2 | 1 | ||||
| синхронизация полового цикла у самок реципиентов с половым циклом самок доноров | 2 | 1 | ||||
Лабораторные работы |
|
| |||||
| Поиск и оценка качества эмбрионов | 2 | 1,2 | ||||
| Хранение эмбрионов | 2 | 1,2 | ||||
| Пересадка эмбрионов | 2 | 1,2 | ||||
| Приготовление питательной среды для хранения эмбрионов. | 2 | 1,2 | ||||
| Оценка качества эмбрионов |
| 1,2 | ||||
Раздел 7.Бесплодие и яловость. |
| 14 |
| ||||
Тема 7.1Бесплодие и яловость. | Содержание | 6 |
| ||||
| Бесплодие самок. виды бесплодия | 2 | 1 | ||||
| Бесплодие самцов. | 2 | 1 | ||||
Практическое занятие |
|
| |||||
| | Акушерско-гинекологическая диспансеризация. Яловость. | 2 | 1,2 | |||
Тема 7.2 Профилактика бесплодия | Содержание | 8 |
| ||||
| Профилактика бесплодия, возникшего в результате болезней сельскохозяйственных животных, передающихся при осеменении –естественном и искусственном. (трихомоноз, вибриоз,) | 2 | 1 | ||||
Лабораторная работа |
|
| |||||
| Лабораторная диагностика трихомоноза и вибриоза. | 2 | 1,2 | ||||
Практическое занятие |
|
| |||||
| Профилактика бесплодия незаразной этиологии. | 2 | 1,2 | ||||
| Дифференцированный зачет | 2 |
| ||||
| Самостоятельная работа обучающихся. 1.Написать реферат на тему: «Строение половой системы самцов и самок сельскохозяйственных животных» на выбор . 2.Подготовить доклад на тему: «Типы нервной деятельности самцов –производителей». 3. Написать реферат на тему: «Влияние различных факторов на жизнедеятельность спермиев». 4.Написать реферат на тему «Особенности содержания и кормления самцов-производителей» 5.Сделать доклад на тему: « Роль витамина Е в репродуктивной функции животных». 6.Подготовить доклад на тему: «Оплодотворение у животных». 7. Сделать презентацию на тему: «Плацента и ее функции». 8.Подготовить презентацию на тему: «Типы плацент у разных видов животных» 9.Подготовить доклад на тему: «Лабораторные методы диагностики беременности у животных». Сделать презентацию на тему «Периоды родов» 10. Подготовить доклад на тему: «Проведение санитарных дней на пункте искусственного осеменения». 11. Подготовить реферат на тему: «Получение спермы от самцов различных видов животных» (на выбор). 12. Подготовить доклад на тему: «Методы оценки качества спермы. 13. Сделать презентацию на тему: «Подготовка самок к осеменению» 14.Написать реферат на тему: «Методы и особенности искусственного осеменения самок различных видов животных» (на выбор) 15. Сделать доклад на тему: «Ветеринарно-санитарный контроль при проведении искусственного осеменения». 16. Сделать презентацию на тему: «Способы, условия и факторы повышающие оплодотворяемость самок» 17. Написать реферат на тему: « Значение эмбриологии в современном сельском хозяйстве». 18. Написать реферат на тему: «Борьба с бесплодием коров в современном животноводстве». 19. Подготовить доклад на тему: «Заболевания передающиеся половым путем у сельскохозяйственных животных». | 132 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.2 Тематический план и содержание учебной практики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, и практические работы по практике | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 1 | 3 | 4 | |||
МДК.05.01. Выполнение работ по профессии 15830 Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
| Виды работ |
|
| |||
| Ознакомительное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |||
| Анатомия половых органов самок: изучение строения и функции половых органов по рисункам, диапозитивам, музейным препаратам. | 2 | 2 | |||
| Изучение структуры яичников и стадий овогенеза. | 2 | 2 | |||
| Препаровка половых органов коров и свиней. | 2 | 2 | |||
| Анатомия половых органов самцов: изучение анатомии и топографии половых органов самцов по рисункам, музейным препаратам. | 2 | 2 | |||
| Препаровка половых органов самцов. | 2 | 2 | |||
| Изучение структуры семенников про- изводителей и стадий спермиогенеза. | 2 | 2 | |||
| Изучение процесса оплодотворения по схемам, таблицам, видеоматериалам. | 2 | 2 | |||
| Изучение методов определения разных сроков беременности у самок сельскохозяйственных животных. | 2 | 2 | |||
| Изучение условий содержания самцов-производителей | 2 | 2 | |||
| Изучение условий содержания самок. | 2 | 2 | |||
| Расчет рационов для самцов-производителей . | 2 | 2 | |||
| Расчет рационов для самок различных физиологических групп. | 2 | 2 | |||
| Подготовка инструментов и материалов для получения спермы и искусственного осеменения коров | 2 | 2 | |||
| Подготовка инструментов и материалов для получения спермы и искусственного осеменения кобыл | 2 | 2 | |||
| Подготовка инструментов и материалов для получения спермы и искусственного осеменения свиней | 2 | 2 | |||
| Устройство, сборка и подготовка искусственной вагины для получения спермы | 2 | 2 | |||
| Получение спермы от быка | 2 | 2 | |||
| Получение спермы от жеребца | 2 | 2 | |||
| Получение спермы от хряка | 2 | 2 | |||
| Изучение влияния физических и химических факторов на жизнедеятельность сперматозоидов. | 2 | 2 | |||
| Оценка качества спермы. | 2 | 2 | |||
| Ознакомление с устройством сосуда Дьюара. | 2 | 2 | |||
| Изучение способов расфасовки и транспортировки спермы. | 2 | 2 | |||
| Разбавление, хранение, транспортировка спермы. | 2 | 2 | |||
| Подготовка самок к искусственному осеменению. | 2 | 2 | |||
| изучение техники искусственного осеменения коров и телок | 2 | 2 | |||
| Организация и техника искусственного осеменения кобыл | 2 | 2 | |||
| изучение техники Искусственного осеменения свиней | 2 | 2 | |||
| Организация и техника искусственного осеменения овец | 2 | 2 | |||
| Устройство пункта искуственого осеменения . | 2 | 2 | |||
| Устройство племпредприятия. | 2 | 2 | |||
| Ветеринарно-санитарный контроль на пунктах искусственного осеменения и ветеринарно-санитарный контроль на племпредприятиях | 2 | 2 | |||
| Учет и отчетность на пунктах искусственного осеменения | 2 | 2 | |||
| Учет и отчетность на пунктах искусственного осеменения. | 2 | 2 | |||
| Дифференцированный зачет. | 2 | 2 | |||
Всего: | 72 | 2 |
3.4. Тематический план и содержание производственной практики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, и практические работы по практике | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
МДК.05.01. Выполнение работ по профессии 158303Оператор по искусственному осеменению животных и птицы
| Виды работ |
|
| |||
| Инструктаж по технике безопасности. Изучение Строения органов размножения коров. Строение органов размножения кобыл, | 2 | 3 | |||
| Строение органов размножения коз и овец Строение органов размножения свиней | 2 | 3 | |||
| Строение органов размножения самок сельскохозяйстенной птицы .Строение органов размножения самок пушных зверей и кроликов. | 2 | 3 | |||
| Строение половых органов быков Строение половых органов баранов и козлов | 2 | 3 | |||
| Строение половых органов жеребцов Строение половых органов хряков | 2 | 3 | |||
| Строение половых органов самцов сельскохозяйственной птицы Строение половых органов самцов кроликов и пушных зверей и кроликов. | 2 | 3 | |||
| Особенности полового цикла коров и кобыл | 2 | 3 | |||
| Особенности полового цикла свиней, овец и коз | 2 | 3 | |||
| Особенности полового цикла самок птицы и пушных зверей | 2 | 3 | |||
| Особенности полового цикла самцов | 2 | 3 | |||
| Изучение строения и метаболизма спермиев. | 2 | 3 | |||
| Изучение влияния физических и химических факторов на жизнедеятельность сперматозоидов. | 2 | 3 | |||
| Особенности содержания и кормления быков-производителей и жеребцов | 2 | 3 | |||
| Особенности содержания и кормления хряков и баранов-производителей | 2 | 3 | |||
| Особенности содержания и кормления самцов птицы и самцов пушных зверей . | 2 | 3 | |||
| Разработка рационов для быков-производителей | 2 | 3 | |||
| Разработка рационов для жеребцов-производителей | 2 | 3 | |||
| Разработка рационов для хряков-производителей | 2 | 3 | |||
| Разработка рационов для самцов птицы и пушных зверей | 2 | 3 | |||
| Изучение зоогигиенических требований к помещениям для содержания быков-производителей | 2 | 3 | |||
| Изучение зоогигиенических требований к помещениям для содержания жеребцов-производителей | 2 | 3 | |||
| Изучение зоогигиенических требований к помещениям для содержания хряков-производителей | 2 | 3 | |||
| Изучение зоогигиенических требований к помещениям для содержания самцов-производителей птицы и пушных зверей | 2 | 3 | |||
| Режим использования производителей и нормы закрепления за маточным поголовьем. | 2 | 3 | |||
| Диагностика беременности различными методами | 2 | 3 | |||
| Срок беременности у разных видов сельскохозяйственных животных. | 2 | 3 | |||
| изучение плаценты и ее функций. Определение типов плаценты у разных видов животных. | 2 | 3 | |||
| Ознакомление с племпредприятием.ветеринарно-санитарный контроль на племпредприятии | 2 | 3 | |||
| Ознакомление с Устройством и оборудованием пункта искусственного осеменения. | 2 | 3 | |||
| Учет и отчетность на пунктах искусственного осеменения | 2 | 3 | |||
| Проведение санитарных дней на пункте искусственного осеменения, дезинфекции помещений пункта, инвентаря и предметов ухода за животными. Ветеринарный контроль на пункте искусственного осеменения. | 2 | 3 | |||
| Физиологические основы и техника получения спермы на искусственную вагину | 2 | 3 | |||
| Способы получения спермы от быка и барана | 2 | 3 | |||
| Способы получения спермы жеребца и хряка. | 2 | 3 | |||
| Способы получения спермы от самцов птицы и пушных зверей. | 2 | 3 | |||
| Изучение санитарно-гигиенических требований при получении спермы | 2 | 3 | |||
| Изучение Устройства фиксационных станков и чучел для получения спермы от быка и жеребца | 2 | 3 | |||
| Изучение Устройства фиксационных станков и чучел для получения спермы от хряка | 2 | 3 | |||
| Изучение Правил сборки искусственной вагины для быка, барана. | 2 | 3 | |||
| Подготовка инструментов и материалов, искусственных вагин, спермоприемников для взятия спермы от быков | 2 | 3 | |||
| Подготовка инструментов и материалов, искусственных вагин, спермоприемников для взятия спермы от быков | 2 | 3 | |||
| Санитарная оценка свежеполученной спермы. | 2 | 3 | |||
| Разбавители спермы, их назначение | 2 | 3 | |||
| Способы расфасовки и транспортировки спермы. | 2 | 3 | |||
| Криоконсервирование спермы самцов. | 2 | 3 | |||
| Изучение устройства сосуда Дьюара | 2 | 3 | |||
| Оценка качества спермы: макроскопическая | 2 | 3 | |||
| Оценка качества спермы: микроскопическая. | 2 | 3 | |||
| Приготовление сред для разбавления спермы | 2 | 3 | |||
| Естественное осеменение. Сущность искусственного осеменения и его преимущества перед естественным. | 2 | 3 | |||
| Подготовка самок к осеменению | 2 | 3 | |||
| Подготовка и методика использования самцов-пробников для выявления половой охоты. | 2 | 3 | |||
| Изучение влияния содержания и кормления самок на оплодотворяемость | 2 | 3 | |||
| Составление рационов для коров и телок. | 2 | 3 | |||
| Ветеринарно-санитарный и зоотехнический контроль над проведением осеменения самок | 2 | 3 | |||
| Изучение Правил разморозки спермы | 2 | 3 | |||
| Оценка качества спермы после размораживания | 2 | 3 | |||
| Искусственное осеменение коров | 2 | 3 | |||
| Искусственное осеменение кобыл. | 2 | 3 | |||
| искусственное осеменение свиней | 2 | 3 | |||
| Искусственное осеменение овец и коз | 2 | 3 | |||
| Искусственное осеменение сельскохозяйственной птицы и пушных зверей | 2 | 3 | |||
| Ветеринарно-санитарный и зоотехнический контроль над проведением осеменения самок. | 2 | 3 | |||
| Способы, условия и факторы, повышающие оплодотворяемость самок. | 2 | 3 | |||
| Изучение причин и классификации бесплодия самок. | 2 | 3 | |||
| Изучение причин бесплодия самцов. | 2 | 3 | |||
| Составление плана акушерско-гинекологической диспансеризации | 2 | 3 | |||
| Расчет процента яловости в стаде. | 2 | 3 | |||
| Разработка плана мероприятий по профилактике бесплодия незаразной этиологии | 2 | 3 | |||
| Разработка плана мероприятий по профилактике бесплодия , возникшего в результате болезней сельскохозяйственных животных, передающихся при осеменении – естественном и искусственном (трихомоноз, вибриоз) | 2 | 3 | |||
| Лабораторная диагностика трихомоноза и вибриоза. | 2 | 3 | |||
| Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |||
Всего: | 144 |
|
4.1.Требования к минимальному материально- техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных лабораторий: «Акушерство, гинекология и биотехника размножения»
Полигоны
Ветеринарная клиника
Учебно-производственное хозяйство с учебной фермой
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть «Интернет»
оборудование учебных лабораторий и рабочих мест при лабораториях, ветеринарной клинике;
комплект инструментов, приборов, приспособлений;
фиксационные: станки, веревки для животных;
видеофильмы
мультимедийное оборудование
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники (ОИ):
Таблица 2а
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ОИ1 | Акушерство, гинекология и биотехника репродукции животных. | Студенцов А.П., Шипилов В.С., Никитин В.Я. | М.:КолосС ,2012 г. |
ОИ2 | Профессиональный стандарт «Оператор по искусственному осеменению», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.06.2014 г. № 358-н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 03.07.2014 г, регистрационный № 32944)
|
|
|
ОИ3 | Профессиональный стандарт «Ветеринарный фельдшер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2015 г. № 1079-н (зарегистрирован Министерством юстиции РФ 25.01.2016 г, регистрационный № 40744)
|
|
|
ОИ4 | Ветеринарные правила при воспроизводстве сельскохозяйственных животных (утверждены Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 20 июля 1971 года)
|
|
|
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица 2б
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ДИ1 | Анатомия и физиология животных | Аксенова Г.П., Султанова Е.В., Львова Я.И.
| ВАКЗО, 2014г. |
Интернет-ресурсы (И-Р):
Таблица 2б
И-Р 1 Акушерство, гинекология и биотехника репродукции животных. режим доступа https://studfiles.net/preview/6367478/page:19/ И-Р 2 Акушерство, гинекология и биотехника репродукции животных режим доступа http://www.twirpx.com/file/1569948/ И-Р3 Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных режим доступа http://www.twirpx.com/file/1033890/ И-Р4 Введение в предмет Акушерство, гинекология и биотехнология размножения животныхРежим доступа http://www.twirpx.com/file/1145866/И-Р5 Slidespace хостинг презентаций Режим доступа: http://slidespace.ru/show/1090_ Конец формы
|
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. Оператор по искусственному осеменению животных и птицы», должны основываться на инновационных подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности преподавания и качества подготовки обучающихся.
Лекции формируют у студентов системное представление об изучаемых разделах профессионального модуля, обеспечивают усвоение ими основных дидактических единиц, а также способствуют развитию интеллектуальных способностей.
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых навыков и умений и формирование профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа проводится вне аудиторных часов и включает в себя работу с литературой, отработку практических умений, прививает навыки самостоятельного поиска информации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемого модуля;
Опыт работы в организациях соответствующей профессиональной сферы не менее 3 лет;
Прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю преподаваемого модуля;
Опыт работы в организациях соответствующей профессиональной сферы не менее 3 лет;
Прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата. | Формы и методы контроля и оценки. |
ПК 5.1. Обеспечивать безопасную среду для с/х животных и ветеринарных специалистов при получении от производителей | - Демонстрация фиксации животных разных видов; | Тестирование Экспертная оценка выполнения практического задания |
- Выполнение стерилизации ветеринарных инструментов для обследования и различных видов лечения животных. | Экспертная оценка на практическом занятии | |
ПК 5.2. Выявлять течку и охоту у сельскохозяйственных и домашних животных | - Определение клинического состояния животных; | Экспертная оценка на практическом занятии |
ПК 5.3. Получать сперму от производителей | - Выполнение мероприятий по подготовке искусственных вагин, спермиоприемников; | Экспертная оценка на практическом занятии |
ПК 5.4. Проводить оценку качества спермы | - Выполнение мероприятий по подготовке термостата, микроскопа, предметных, покровных стекол и др. | Тестирование Экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 5.5. Разбавлять, хранить и транспортировать сперму | Выполнение мероприятий по подготовке стеклянных палочек, пипеток, термометров для измерения температуры в разбавителе, глюкозы, лактозы, куриных яиц, сосуда Д’юра и др. | Тестирование Экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 5.6. Осеменять самок сельскохозяйственных животных разными методами | приготовить: влагалищное зеркало, шприц-катетер,2,9% раствор натрия-центрат, сперма, микроскоп, 1% раствор хлористого натрия в баночках №1, №3, №4, 70% раствор спирта, ректификата баночка №2, пластмассовые шприцы, полиэтиленовые баллончики для выталкивания спермы, полистероловые осименительные пипетки, полиэтиленовые перчатки. | Экспертная оценка выполнения практического задания |
ПК 5.7. Трансплантировать эмбрионы | отбор самок доноров и самок реципиентов, формирование множественной овуляции у самок доноров и их искусственное осеменение; | Экспертная оценка выполнения практического задания |
получение эмбрионов от самок доноров оценка, культивирование и хранение эмбрионов | Экспертная оценка выполнения практического задания | |
синхронизация полового цикла у самок реципиентов с половым циклом самок доноров | Экспертная оценка выполнения практического задания | |
пересадка от самки донора эмбрионов самке реципиенту | Экспертная оценка выполнения практического задания |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата. | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - Формулирование интересов к будущей профессии. | Интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Интерпретация результатов, наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - Обоснование выбора и применения методов диагностики; - Выполнение профилактики и лечения сельскохозяйственных животных; - Определение эффективности и оценка качества проводимых лечебно-профилактических мероприятий. | |
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области диагностико-профилактических и лечебных мероприятий. | |
ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - Нахождение необходимой информации; - Использование различных источников, включая электронные; - Использование различных приборов и инструментов. | |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - Демонстрация умения работать с животными, приборами, инструментами. | |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и лаборантами в ходе обучения. | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | - Доказательство, самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - Планирование и организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля. | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | - Обоснование инноваций в разработке профилактико-лечебных мероприятий. |
© 2018, Львова Елена Сергеевна 1633 14