Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Ростовской области
«Таганрогский педагогический лицей-интернат»
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ РО
«Таганрогский педагогический
лицей-интернат»
____________ О.А Кочеткова
Приказ № от 24.08.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По праву
Уровень общего образования
среднее общее образование 10 – 11 классы
КЛАСС 10 С– 11 С
Учитель: Димитренко Лариса Валерьевна
Программа разработана на основе примерной (авторской) программы (базовый уровень): «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10-11 классы» автор-составитель Корнева Т.А., М.: Глобус, 2008 г.; учебниковПраво. Профильный уровень. Учебник для 10 класса. Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А. М., Просвещение, 2013 г.; Матвеев А.И. Кудрявцев П.Н Право. Учебник для 11 класса (профильный уровень), М., Просвещение, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 10-11 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
примерной (авторской) программы (базовый уровень): «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10-11 классы» автор-составитель Корнева Т.А., М.: Глобус, 2008 г.
При реализации рабочей программы используются учебники Право. Профильный уровень. Учебник для 10 класса. Боголюбов Л.Н., Лукашева Е.А. М., Просвещение, 2013 г.; Матвеев А.И. Кудрявцев П.Н Право. Учебник для 11 класса (профильный уровень), М., Просвещение, 2014 г.
В учебном плане для изучения права отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель в 10 классе, 34 учебных недели в 11 классе. В соответствии с календарным учебным графиком работы ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» и расписанием уроков на 2018-2019 учебный год отдельные учебные занятия выпали на государственные праздники Российской Федерации: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. Поэтому рабочая программа составлена в 10 С на 34 часа, 11 С на 34 часа.
Цели:
формирование у обучающихся способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание чувства ответственности за принимаемые правовые решения; принципов уважения к производственному труду и к предпринимательской деятельности;
воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния.
Задачи:
формирование качеств личности, отвечающих требованиям становления российского гражданского общества, инновационной экономики;
формирование образовательных и духовно-нравственных основ личности, создание
необходимых условий для ее самореализации;
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
формирование навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать
и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических,
социальных реалий;
формирование умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории,
концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём,
с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
развитие способности самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, навыков.
Формы контроля:
Текущий контроль – самая оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Текущий контроль сопровождает процесс формирования новых знаний и умений, когда еще рано говорить об их сформированности. Основная цель этого контроля – провести анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность учителю своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, позволяющие устранить недостатки, исправить ошибки, усвоить правила, научиться выполнять нужные операции и действия.
Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость учащихся.
В ходе текущего контроля особую значимость приобретает оценка учителя (аналитическое суждение), отмечающая успехи и недочеты и ошибки и объясняющая, как их можно исправить. Перевод оценки в отметку на этом этапе нужно проводить очень осторожно, ведь ученик изучает новый материал, он имеет право на ошибку и нуждается в определении и усвоении последовательности учебных действий, выполнение которых поможет присвоить учебный материал. Эта последовательность учебных действий, вообще говоря, может быть разной для разных учеников, и она должна разрабатываться учителем и учеником совместно. Только так можно поддержать ситуацию успеха, сделать самооценку более адекватной и сформировать правильное отношение ученика к контролю.
Тематический контроль проводится после изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всейтемы.
Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.
Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Предварительный и текущий контроль, а также первая часть тематического контроля знаний являются, по сути, формирующим контролем знаний и умений. Тематический контроль (вторая часть) и итоговый контроль призваны констатировать наличие и оценить результаты обучения за достаточно большой промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год или ступень обучения (государственная итоговая аттестация ГИА и ЕГЭ).
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира, явлении, процессе, законе или теории. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, изложение текста, сообщение о наблюдении или опыте.
Письменный опрос проводится, когда нужно проверить знание определений, формулировок законов, способов решения учебных задач, готовность ориентироваться в конкретных правилах и закономерностях и т. п. При проведении письменного опроса очень важен фактор времени. Обычно проводятся динамические опросы продолжительностью 5–10 минут, кратковременные – 15–20 минут и длительные – 40–45 минут.
В табл. 1 представлены сведения о традиционных формах письменного опроса и их целевом назначении, а также краткое описание опроса и его примерная продолжительность.
Таблица 1
Письменный опрос
№ п/п | Форма/цель | Время | Описание |
1 | Диктант · контроль усвоения текущего материала; · выявление готовности к восприятию нового материала; · проверка домашнего задания | 10 мин | Проводится: · в начале урока; · 2варианта. Текст вопросов: · простой, лаконичный; · легко воспринимаемый на слух; · требующий краткого ответа (формула, формулировка, продолжение предложения, схема,график).
|
2 | Самостоятельная работа · контроль усвоения текущего материала; · закрепление изученного материала; · выявление умения работать с учебным текстом (изучение нового материала); · выявление умения выявлять структурные элементы учебной информации | 10–20 мин | Проводится: · в начале урока или в конце урока; · 2 варианта; · без вариантов, общая для всех. Задания для работы: · из задачника номера задач, аналогичных разобранным в классе, и с элементами усложнения; · задача с развивающимся содержанием; · текст, составление таблиц (заготовки); · текст, составление кластера;
|
3 | Практическая работа · закрепление теоретических знаний; · отработка конкретных умений (наблюдать, описывать объект или явление);
| 10–20 мин | Проводится: · на любом этапе урока, кроме начала урока; · возможна индивидуальная работа, работа в паре и групповая работа. Задания для работы: · одинаковые задания, предполагающие разные способы выполнения; · разные задания, предполагающие один и тот же способ выполнения |
4 | Тест · выявление знаний и умений по текущему материалу; · выявление остаточных знаний и умений; · позволяет получить конкретные сведения о пробелах в знаниях; · позволяет использовать процедуру взаимного контроля или самоконтроля при работе с эталоном | 10–15 мин | Проводится: · в любой промежуток времени на уроке; · по вариантам; Задания для работы: · открытый тест с выбором одного правильного ответа из четырех или шести ответов; · на соответствие, с записью ответа в виде числового кода; · на установление изменения величин, характеризующих процесс |
5 | Контрольная работа · позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения | 30–45 мин | Проводится: · с начала урока; · по вариантам. Задания для работы: · задания базового минимума; · задания на связи изученного материала внутри темы; · задания на связи изученного материала с ранее изученными темами; · задания творческого характера |
6 | Зачет · позволяет провести констатирующий контроль и выявить результаты обучения; · комплексная проверка предметных знаний и умений | 45–90 мин | Проводится: · с начала урока; · по индивидуальным вариантам. Задания для работы: · дифференцированные по уровню сложности; · построены на основе перечня обязательных вопросов и задач; · построены на основе перечня дополнительных вопросов и задач; · построены с учетом того, какие знания и умения следует проверять у данного ученика |
Содержание учебного предмета
10 класс
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
| |
1. | Теория и история происхождения государства и права | 4 | Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Право в цивилизациях Древнего мира. Право Европы в Средние века и Новое время. Великая хартия вольностей. Хабеас корпус акт. Становление права Нового времени в США. Развитие права в России. IX- начало XIX в. Русская Правда. Судебники 1497 г. и 1550 г. Соборное уложение 1649 г., его структура. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX- начале XX в. Советское право в 1917-1953 гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г. Советское право (1954-1991). Принятие Конституции СССР 1977 г. Современное российское право. | Предметные: Знание основной теории происхождения государства и права. |
2. | Право и государство | 4 | Понятие права. Система права. Источники права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Значение понятия «право». Право - универсальный регулятор общественных отношений. Признаки и функции права. Система права. Источники права. Право и другие сферы общества. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Право и культура. О российской философии права. Идея естественного права в отечественной философии права. Идеальная основа права. Нравственная основа сферы права. Позитивизм. Понятие естественного права. Государство, его признаки и формы. «Общественный», «классовый» и «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Признаки демократического, тоталитарного и авторитарного режимов. | Предметные: Понимание, что такое право, система права, источники права. Знание функций и признаков права. Умение связывать право с различными сферами общества. |
3. | Форма и структура права | 4 | Право в системе социальных регуляторов поведения человека. Нормы права и источники правовых норм. Системаправовыхнорм. Современныенормыправа. | Предметные: Знание норм права, источников правовых норм. Понимание, что такое система правовых норм. |
4. | Правотворчество и правореализация | 6 | Правотворчество и реализация права (толкование правовых норм). Законность и правопорядок. Механизмы правового регулирования общественных отношений. Правовое сознание и правовая культура. Правонарушение. Понятие о юридической ответственности за правонарушение. Проблемапреступления и наказания. | Предметные: Знать, что такое законность и правопорядок. Знание механизмов правового регулирования. |
5. | Право и личность | 4 | Права человека. Правовой статус человека и гражданина. Юридические механизмы защиты прав человека в современной России. Международнаязащитаправчеловека. | Предметные: Знание прав человека. Знание основ международной защиты прав человека. |
6. | Основы конституционного права России | 8 | Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное (государственное) право в России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма. Конституции в России. Принятие Конституции РФ. Достоинства и недостатки Основного Закона России. Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ. Гражданство в Российской Федерации. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин. Источники законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основание приобретения гражданства. Федеративное устройство России. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма. Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламент. Парламенты в европейской политической традиции и в России. Россия - государство с республиканской формой правления. Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат Правительства РФ. Функции Председателя Правительства РФ. Направление деятельности и полномочия Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ. Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления. | Предметные: Знание Конституции. Понятие Конституционной системы. Знание основ конституционного строя. Знание Федеративного устройства России. |
7. | Избирательное право | 3 | Избирательное право: основные положения. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. | Предметные: Знание избирательного права, видов избирательных систем. |
| Итоговое обобщение,решение тестовых заданий | 1 | Систематизация и актуализация знаний курса права за 10 класс. | Предметные: применение обучающимися общих теоретических основ, изученных в течение учебного года. |
11 класс
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
| |
1. | Основы гражданского права | 8 | Общие положения гражданского права. Гражданско-правовые отношения. Субъекты гражданского права. Правовая регламентация предпринимательской деятельности граждан. Гражданско-правовые сделки. Гражданско-правовой договор. Наследование и его юридическая регламентация. Защита гражданских прав и гражданская ответственность. | Предметные: Знание общих положений гражданского права. Умение различать субъектов гражданского права. Знание основ наследования и защиты гражданских прав. |
2. | Семейное право | 6 | Семейные правоотношения как отрасль гражданского права. Юридический смысл брака. Правовые отношения при бракоразводном процессе. Права членов семьи. Обязанности и правовая ответственность членов семьи. | Предметные: Знание основ семейных правоотношений. Знание понятий «брак», «права членов семьи». |
3. | Трудовое право | 4 | Трудовые правоотношения, их регламентация. Трудоустройство и занятость населения: правовые аспекты. Трудовая дисциплина и ее правовое обеспечение. Защита трудовых прав работника и работодателя. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения граждан. | Предметные: Знание основ трудовых правоотношений. Знание основ трудоустройства, защиты трудовых прав. |
4. | Административное право | 4 | Понятие административных правоотношений. Административно-правовой статус гражданина. Административные правонарушения. Меры административной ответственности граждан. | Предметные: Знание административных нарушений. Умение отличать административные правонарушения. Знание мер административной ответственности. |
5. | Уголовное и процессуальное право | 6 | Уголовно-процессуальное законодательство. Юридическое понятие преступления. Наказание. Система пенитенциарных учреждений в России. Уголовный процесс. Арбитражный процесс. Гражданский процесс. Конституционное судопроизводство. | Предметные: Знание основ уголовно-процессуального законодательства. Умение отличать процессы: уголовный, арбитражный, гражданский. |
6. | Экологическое и международное право | 5 | Экологическое законодательство: история формирования, современное состояние. Экологическое право в Российской Федерации. Развитие международного права в Новое и Новейшее историческое время. Современные нормы международно-правовых отношений. | Предметные: Знание основ экологического и международного законодательства. Умение применять эти знания в практике повседневной жизни. |
| Итоговое обобщение ,решение тестовых заданий | 1 | Систематизация и актуализация знаний из курса права за 10 – 11 класс. | Предметные: применение обучающимися общих теоретических основ, изученных в течение учебного года. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | В том числе контрольные работы |
10 класс | 11 класс | 10 класс | 11 класс |
1. | Теория и история происхождения государства и права | 4 | | | |
2. | Право и государство | 4 | | 1 | |
3. | Форма и структура права | 4 | | | |
4. | Правотворчество и правореализация | 6 | | 1 | |
5. | Право и личность | 4 | | | |
6. | Основы конституционного права России | 8 | | 1 | |
7. | Избирательное право | 3 | | | |
8. | Основы гражданского права | | 8 | | 1 |
9. | Семейное право | | 6 | | |
10. | Трудовое право | | 4 | | 1 |
11. | Административное право | | 4 | | |
12. | Уголовное и процессуальное право | | 6 | | 1 |
13. | Экологическое и международное право | | 5 | | |
14. | Итоговое обобщение, решение тестовых заданий | 1 | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | Домашнее задание |
1. | Происхождение права и государства. | 2 | 5.09 12.09 | | §1 |
2. | Сущность права. | 2 | 19.09 26.09 | | §2 |
3. | Сущность государства. | 1 | 2.10 | | §3 |
4. | Формы государства. | 2 | 10.10 17.10 | | §4 |
5. | Функции государства. | 1 | 24.10 | | §5 |
6. | Гражданское общество. | 1 | 7.11 | | §6 |
7. | Право в системе социальных регуляторов. | 1 | 14.11 | | §7 |
8. | Нормы права. | 1 | 21.11 | | §8 |
9. | Источники права. | 1 | 28.11 | | §9 |
10. | Система права. | 1 | 5.12 | | §10 |
11. | Правовые нормы современности. | 1 | 12.12 | | §11 |
12. | Правотворчество. | 1 | 19.12 | | §12 |
13. | Правореализация. | 1 | 26.12 | | §13 |
14. | Законность и правопорядок. | 1 | 16.01 | | §15 |
15. | Правосознание и правовая культура. | 2 | 23.01 30.01 | | §17 |
16. | Правонарушение и юридическая ответственность. | 2 | 6.02 13.02 | | §18,19 |
17. | Права человека. | 1 | 20.02 27.02 | | §20,21 |
18. | Защита прав человека. | 1 | 6.03 | | §22,23 |
19. | Конституционное право Российской Федерации. | 2 | 13.03 20.03 | | §24,25 |
20. | Система органов государственной власти Российской Федерации. | 2 | 3.04 10.04 | | §26 |
21. | Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. | 2 | 17.04 24.04 | | §27 |
22. | Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. | 1 | 8.05 | | §28 |
23. | Избирательное право. Избирательный процесс. | 2 | 15.05 22.05 | | §29 |
24. | Антикоррупционные передовые национальные стратегии: уроки для России. | 1 | 29.05 | | §30 |
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт | Домашнее задание |
1. | Гражданско-правовые отношения. | 2 | 4.09 11.09 | | §1,2 |
2. | Субъекты гражданского права. | 2 | 18.09 25.09 | | §3 |
3. | Предпринимательская деятельность и ее регламентация. | 1 | 2.10 | | §4 |
4. | Сделки в гражданском праве. | 1 | 9.10 | | §5 |
5. | Гражданско-правовой договор. | 1 | 16.10 | | §6 |
6. | Наследование и его правовая регламентация. | 1 | 23.10 | | §7,8 |
7. | Семейное право. | 2 | 6.11 13.11 | | §9 |
8. | Права, обязанности и ответственность членов семьи. | 4 | 20.11 27.11 4.12 11.12 | | §10 |
9. | Трудовые правоотношения. | 1 | 18.12 | | §11 |
10. | Трудоустройство и занятость. | 1 | 25.12 | | §12 |
11. | Дисциплина труда. | 1 | 15.01 | | §13 |
12. | Защита трудовых прав работников. | 1 | 22.01 | | §14 |
13. | Правовые основы социальной защиты и обеспечения. | 1 | 29.01 | | §15 |
14. | Административные правоотношения. | 1 | 5.02 | | §16 |
15. | Административно-правовой статус гражданина. | 2 | 12.02 19.02 | | §17 |
16. | Уголовный закон. | 2 | 26.02 5.03 | | §19 |
17. | Преступление. Наказание. | 2 | 12.03 19.03 | | §20,21 |
18. | Коррупция и борьба с ней. | 2 | 2.04 9.04 | | §21 |
19. | Экологическое право. | 2 | 16.04 23.04 | | §22 |
20. | Международное право. | 1 | 30.04 | | §23 |
21. | Международное гуманитарное право. | 1 | 7.05 | | §24,25 |
22. | Процессуальное право. | 1 | 14.05 | | §26-28 |
23. | Процессуальное право. | 1 | 21.05 | | §29 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Оценка предметных результатов.
Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговой проверочной работы. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки обучающимися является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки является итоговая контрольная работа – система заданий различного уровня сложности по предмету.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью промежуточных диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы обучающимися.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:
способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по праву. Оценка письменных контрольных работ обучающихся Оценка «5» (отлично) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в и (учебном материале и не затрудняется при ответах па видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах, последние выполняет уверенно и аккуратно.
Оценка «4» (хорошо) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, когда обучающийся обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые оценкой «3», зачастую находятся только на уровне представлений и элементарных понятий.
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, когда у обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах обучающийся допускает грубые ошибки.
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя предметную терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся:
допустил одну – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся сумел исправить после замечания учителя.
в целом раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
Ответ оценивается отметкой «3», если обучающийся:
допустил две-три существенные фактологические или аналитические ошибки при освещении главных вопросов или в выкладках, которые затем смог исправить после нескольких замечаний учителя.
в целом раскрыл содержание материала в минимуме объема, предусмотренном программой и учебником;
попытался проиллюстрировать теорию конкретными примерами, хотя и не без неточностей и натяжек;
Ответ оценивается отметкой «2», если обучающийся:
- не смог внятно ответить на вопрос учителя, либо ответил, но совершенно неправильно;
- отказался в принципе отвечать на вопрос учителя по заданному материалу урока.
Система оценивания тестовых заданий, выполняемых обучающимися на контрольных работах по экономике:
Отметка «2» – от 0 до 50% правильных тестовых ответов
Отметка «3» – от 51% до 70% правильных тестовых ответов
Отметка «4» – от 71% до 85% правильных тестовых ответов
Отметка «5» – от 86% до 100% правильных тестовых ответов
РАССМОТРЕНО Протокол заседания кафедры ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» от «14 июня 2018 г. № 5 заведующий кафедрой Ромащенко Е.В./________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по НМР _______________ /________/ «27» августа 2018 года |
РЕКОМЕНДОВАНА Протокол заседания научно-методического совета ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» от «27» августа 2018 г. № 1 | ПРИНЯТО Решение педагогического совета ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» от «27» августа 2018 г. № 1 |