Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № ___ от «____» сентября 201__ г. | Согласовано Зам.директора по УВР ______ Яковлева С.Б. | Утверждено Директор _______ Шулунова Л.В. Приказ №___ от «___» _______201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ____________________________праву___________________________________
учебный предмет
__________________________2019 – 2020 учебный год______________________________
учебный год
10 класс (2 часа в неделю)
класс, количество часов в неделю
Составил:
учитель права
Эрдыниев Д.С.
г. Улан-Удэ
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3» согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» № 273 гл.11 ст.80 п.4, приказа Минюста Россиии Минобрнауки России от 6 декабря 2016 г. N 274/1525 « Об утверждении Порядка организации получения основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы», ст. 112 УИКРФ «Общее образование осужденных к лишению свободы», Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14. 10 2010 г. № 1772-р, осуществляет обучение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-8 УФСИН России по РБ, реализует программы основного общего и среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом, утвержденным приказом по школе и учебным графиком №5 от 02.09.2019 рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 68 часов и разработана на основе государственного стандарта среднего общего образования, Примерной программы среднего общего образования по праву и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по праву для 10 классов общеобразовательной школы (автор программы: Е.А. Певцов (Программы для общеобразовательных учреждений: Право 10 кл./ составители: Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2015), в соответствии с учебником «Право. Основы правовой культуры» (2ч.) автор Е.А. Певцов.- М.: Русское слово, 2017.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Право. Основы правовой культуры» Е.А. Певцова, 10 класс, 2017 г.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения права на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке.
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности в целях реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально- правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы м способы международно- правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство );
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
Виды деятельности учащихся:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА ПРАВА В 10 КЛАССЕ
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 2 |
2 | Теоретическое основы права как системы | 4 |
3 | Правоотношения и правовая культура | 3 |
4 | Государство и право | 3 |
5 | Правосудие и правоохранительные органы | 2 |
6 | Гражданское право | 7 |
7 | Семейное право | 2 |
8 | Жилищное право | 1 |
9 | Трудовое право | 3 |
10 | Административное право и административный процесс | 1 |
11 | Уголовное право и уголовный процесс | 1 |
12 | Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни | 3 |
13 | Международное право | 1 |
14 | Итоговое повторение | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ПРАВО, 10 класс»
№ | Часы | Тема | Содержание | Понятия | Формы работы |
1 | 4 | Роль права в жизни человека и общества | Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. | Право. История возникновения права. Теории права. Нормы права. Основные принципы права. | Урок с элементами беседы. |
2 | 8 | Теоретические основы права как системы | Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права. | Правовая норма. Институты права. Отрасли права. Правотворчество. Источники права. Толкование права | Урок с элементами беседы. |
3 | 6 | Правоотношения и правовая культура | Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. | Правоотношения. Правонарушение. Юридическая ответственность. Правовая культура. | Урок с элементами беседы. |
4 | 6 | Государство и право | Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. | Государство. Теории происхождения государства. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Государственное устройство. Правовое государство. Конституция Российской Федерации. Гражданство. | Урок с элементами беседы. |
5 | 4 | Правосудие и правоохранительные органы | Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. | Судебная система. Правоохранительные органы Российской Федерации. | Урок с элементами беседы. |
6 | 14 | Гражданское право | Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения. | Гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Имущественные и личные неимущественные права, их виды и способы защиты. | Урок с элементами беседы. Самостоятельная работа. |
7 | 4 | Семейное право | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. | Семья. Семейные правоотношения. Брачный договор. | Дискуссия. Практическая работа. |
8 | 2 | Жилищное право | Понятие жилищное право. Особенности защиты имущества и права на наследственность. | Жилище. Защита имущества. Право на наследство. | Урок с элементами беседы. |
9 | 6 | Трудовое право | Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. | Трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. | Дискуссия. Практическая работа. |
10 | 2 | Административное право и административный процесс | Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. | Административное правонарушение. | Урок с элементами беседы. Самостоятельная работа. |
11 | 2 | Уголовное право и уголовный процесс | Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. | Понятие и предмет уголовного права. Понятие, признаки и виды преступлений. Обстоятельства, исключающие ответственность. Система наказаний. | Урок с элементами беседы. |
12 | 6 | Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. | Конституционный Суд Российской Федерации. Конституция РФ. | Урок с элементами беседы. |
13 | 2 | Международное право | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | Понятие международного публичного права. Основные источники международного права. Понятие международного частного права. | Урок с элементами беседы. |
14 | 2 | Итоговое повторение | Повторение пройденного курса | Повторить все ранее изученные понятия | Итоговая контрольная работа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2016;
Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО. Основы правовой культуры»Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2017;
Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2017.
Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008;
Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО» ;М; «Русское слово» ; 2016.