Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубневская средняя общеобразовательная школа»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор МБОУ «Дубневская СОШ»
_________________/Е.Н. Гаврилей/
«_____»____________________2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Право»
10 класс
(базовый уровень)
ФГОС
Составитель: Васина Наталья Евгеньевна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 10 класса составлена на основе:
требований к результатам освоения ФГОС ООО,
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Дубневская СОШ» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов:
авторской программы А.И. Матвеева «Право 10-11 кл., профильный уровень».
Право. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / [Л.Н. Боголюбов, Е.А. Лукашева, А.И. Матвеев и др.]; под ред. А.Ю. Лазебниковой. 2-е изд., с изм. М.: Просвещение, 2020. – 335 с.
Изменения в рабочую программу по сравнению с авторской внесены не были.
1. Планируемые образовательные результаты освоения
Личностные результаты освоения права:
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Метапредметные результаты освоения права представляют собой:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, при меняя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобшать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в, мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
2. Содержание курса
Тема 1. Право и государство
Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм при первобытно-общинном строе. Ранние формы права и государства.
Сущность права. Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.
Сущность государства. Государство как публичная политическая власть. Признаки политической публичной власти. Механизм (аппарат) государственной власти.
Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства. Понятие функций государства. Классификация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
Тема 2. Форма и структура права
Место права в системе социального регулирования общества. Понятие нормы. Социальные и технические нормы.
Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.
Норма права. Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.
Формы (источники) права. Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Законные интересы. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права. Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание деления права на отрасли и институты. Частное и публичное право. Нормы и основные отрасли права в России.
Правовые системы современности. Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.
Становление и развитие отечественного права
Тема 3. Правотворчество и правореализация
Правотворчество. Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законодательного процесса. Законодательная техника.
Реализация права. Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Общие правила применения права. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.
Правовые отношения. Правоотношения как особый вид общественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок. Понятие и принципы законности. Правопорядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования. Понятие механизма (системы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права.
Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридическая ответственность: основания и виды. Юридический конфликт.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений. Состояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы, их виды и полномочия.
Тема 4. Право и личность
Права человека. Понятие и сущность прав человека, их естественный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности. Понятие правового статуса. Элементы правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ. Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Парламентский уполномоченный по правам человека. Судебная система защиты прав человека.
Конституционная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Прокурорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека. Полномочия универсальных и региональных органов защиты прав человека. Международные конвенции по правам человека и полномочия учрежденных ими контрольных органов.
Региональная система защиты прав человека.
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации
Конституционное право Российской Федерации. Понятие конституционного права: структура, элементы. Конституция: сущность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, действие на территории всего государства.
Основы конституционного строя РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства. Президент — глава государства. Федеральное собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека в Российской Федерации. Конституционные права и свободы граждан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обязанности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.
Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о гражданстве РФ.
Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.
3. Тематическое планирование
Таблица №1
№ п/п | Тема раздела | Количество часов в рабочей программе |
1 | Право и государство | 13 |
2 | Форма и структура права | 15 |
3 | Правотворчество и правореализация | 20 |
4 | Право и личность | 8 |
5 | Основы конституционного права РФ | 10 |
6 | Итоговое повторение | 4 |
| Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
Приложение
№ п/п | Тема | Дата |
План | Факт |
Тема 1. Право и государство 13 часов |
1 | Происхождение права и государства | 01.09-04.09 | |
2 | Происхождение права и государства | 01.09-04.09 | |
3 | Сущность права: отличительные признаки | 07.09-11.09 | |
4 | Сущность и реализация права | 07.09-11.09 | |
5 | Происхождение права и государства. Сущность права | 14.09-18.09 | |
6 | Сущность государства | 14.09-18.09 | |
7 | Власть и формы государства | 21.09-25.09 | |
8 | Формы государства: основные элементы | 21.09-25.09 | |
9 | Функции государства: сущность и виды | 28.09-02.10 | |
10 | Формы государства. Функции государства | 28.09-02.10 | |
11 | Гражданское общество и его основные элементы | 12.10-16.10 | |
12 | Гражданское общество | 12.10-16.10 | |
13 | Повторительно-обобщающий урок по темам Главы I «Право и государство» | 19.10-23.10 | |
Тема 2. Форма и структура права 15 часов |
14 | Право в системе социальных регуляторов | 19.10-23.10 | |
15 | Право в системе социальных регуляторов | 26.10-30.10 | |
16 | Право в системе социальных регуляторов | 26.10-30.10 | |
17 | Нормы права. Структура правовой нормы и способы ее закрепления | 2.11-06.11 | |
18 | Источники права: сущность и виды | 2.11-06.11 | |
19 | Источники права: закон как источник права | 09.11-13.11 | |
20 | Нормы права и нормативно-правовые акты | 09.11-13.11 | |
21 | Система права: отрасли права | 23.11-27.11 | |
22 | Система права: правовые системы | 23.11-27.11 | |
23 | Система права | 30.11-04.12 | |
24 | Правовые системы современности | 30.11-04.12 | |
25 | Формирование и развитие русского права | 07.12-11.12 | |
26 | Эволюция советского законодательства | 07.12-11.12 | |
27 | Формирование права современной России | 14.12-18.12 | |
28 | Повторительно-обобщающий урок | 14.12-18.12 | |
Тема 3. Правотворчество и правореализация 20 часов |
29 | Правотворчество - сущность понятия | 21.12-25.12 | |
30 | Правотворчество: правовой процесс | 21.12-25.12 | |
31 | Правотворчество | 28.12-30.12 | |
32 | Реализация и толкование права | 28.12-30.12 | |
33 | Реализация и толкование права | 11.01-15.01 | |
34 | Правовые отношения | 11.01-15.01 | |
35 | Правовые отношения | 18.01-22.01 | |
36 | Реализация и толкование права. Правовые отношения | 18.01-22.01 | |
37 | Законность и правопорядок | 25.01-29.01 | |
38 | Законность и правопорядок | 25.01-29.01 | |
39 | Механизм правового регулирования | 01.02-05.02 | |
40 | Механизм правового регулирования | 01.02-05.02 | |
41 | Законность и правопорядок. Механизм правового регулирования | 08.02-12.02 | |
42 | Правосознание и правовая культура | 08.02-12.02 | |
43 | Правонарушение и юридическая ответственность | 22.02-26.02 | |
44 | Правонарушение и юридическая ответственность | 22.02-26.02 | |
45 | Правонарушение и юридическая ответственность | 01.03-05.03 | |
46 | Преступление и наказание | 01.03-05.03 | |
47 | Преступление и наказание | 08.03-12.03 | |
48 | Повторительно-обобщающий урок | 08.03-12.03 | |
Тема 4. Право и личность 8 часов |
49 | Права человека: понятие, сущность, структура | 15.03-19.03 | |
50 | Права человека: понятие, сущность, структура | 15.03-19.03 | |
51 | Правовой статус человека и гражданина | 22.03-26.03 | |
52 | Права человека. Правовой статус человека и гражданина | 22.03-26.03 | |
53 | Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации | 29.03-02.04 | |
54 | Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации | 29.03-02.04 | |
55 | Международная защита прав человека | 12.04-16.04 | |
56 | Право и личность | 12.04-16.04 | |
Тема 5. Основы конституционного права Российской Федерации 10 часов |
57 | Конституционное право Российской Федерации | 19.04-23.04 | |
58 | Конституционное право Российской Федерации | 19.04-23.04 | |
59 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 26.04-30.04 | |
60 | Конституционное право Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации | 26.04-30.04 | |
61 | Система органов государственной власти Российской федерации | 03.05-07.05 | |
62 | Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации | 03.05-07.05 | |
63 | Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации | 10.05-14.05 | |
64 | Избирательное право | 10.05-14.05 | |
65 | Избирательный процесс | 17.05-21.05 | |
66 | Основы Конституционного права Российской Федерации | 17.05-21.05 | |
Итоговое повторение 4 часа |
67 | Итоговое повторение | 24.05-28.05 | |
68 | Итоговое повторение | 24.05-28.05 | |
69 | Итоговое повторение | 31.05 | |
70 | Итоговое повторение | 31.05 | |
Всего часов | 70 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
от «____»___________2020г. «______»_________________2020г.
№______________________ ___________________________
Руководитель ШМО:
_______/Першина О.Н. / ____________/_______________/
14