СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
На заседании педагогического совета от «__» __________ 20 г. Протокол № _____ | Заместитель директора по УР «___» _______________ 20 ___ г. _______________ О.А. Мазурова | Директор МБОУ СОШ №2 _____________ Ю.А. Божинова Приказ № _____ от «___» _________ 20 __ г. |
Рабочая программа
По предмету: «Право»
Среднее общее образование
Разработана: Ю.А. Божинова,
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по праву (профильный уровень), программы по праву для учащихся 10-11 классов профильного уровня автора Е.А. Певцовой включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, планируемые результаты освоения учебного предмета. Рабочая программа для 10 -11 классов составлена на 136 часов (с учётом 34 учебных недель). Тип рабочей программы – адаптированная.
Содержание курса права на углублённом уровне включает широкий круг вопросов теории и основы законодательства в рамках основных отраслей права. Углублённый характер предмета предполагает также более подробное ознакомление учащихся с миром юридических профессий, спецификой органов и структур, стоящих на страже закона, защищающих права личности. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания и истории.
Изучение курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
- овладение умениями, необходимыми для применения приобретённых знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Ведущей задачей курса является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки обучающихся, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения учащихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей.
Курс «Право» оптимально сочетает юридическое содержание и педагогические технологии при работе с обучающимися. Важное внимание уделено формированию умений и навыков правомерного поведения, являющегося основой правосообразного образа жизни, основанного на самостоятельности, правовой активности личности. Содержание курса ориентирует на уважение права, осознание его ценности во взаимоотношениях людей, выработку навыков правомерной защиты своих прав и интересов.
Особенностями курса являются:
- практико-ориентированный подход в изложении содержания;
- преемственность и последовательность в изучении правовых вопросов, обеспечивающие целенаправленность и непрерывность правового информирования (при этом теоретико-правовые вопросы рассматриваются в качестве важной основы для познания отраслевого законодательства и выработки умений находить правовую информацию);
- опора на социальный опыт обучающихся, участвующих в различных правоотношениях;
- формирование активной гражданской позиции личности, в том числе посредством участия в проектной деятельности;
- формирование уважения к правам человека и нормам международного права;
- обеспечение необходимого уровня юридической грамотности школьника для защиты своих прав;
- решение вопросов профессиональной ориентации и самоопределения несовершеннолетних в дальнейшем.
Курс направлен на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правовой воспитанности, чувства ответственности и социальной активности.
Курс носит системный характер и предполагает постепенное усложнение и расширение правовой подготовки на каждом этапе взросления подростка. В 10 классе обучающиеся изучают вопросы теории права и государства, конституционного права. В 11 классе они приобретают правовую компетентность в различных отраслях права (гражданском, уголовном, административном, семейном, трудовом и др.).
Освоение вариантов правомерного поведения осуществляется с использованием активных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность школьника, который выступает в роли самостоятельного субъекта образовательного процесса. В рамках курса предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр, работа с источниками, участие в творческих проектах, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьёзную мотивацию на дальнейшее обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес школьника к праву. Особую значимость имеет системная работа с правовой информацией. Изучение курса предполагает использование ресурса сети Интернет, публикаций в средствах массовой информации, обучение в сотрудничестве, метод анализа конкретных ситуаций, метод проектов, «портфолио ученика», разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, а также возможности рефлексии, которые используются во всех перечисленных технологиях.
Курс «Право» ориентирован на формирование у школьников собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества, необходимых для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации своей гражданской позиции.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Право»
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты
- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
- сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность основ правового мышления;
- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях
- сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
- владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
- сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
- владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
- сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
- сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
- понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, вы- работки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Содержание учебного предмета «Право» в 10 классе на углублённом уровне (68 часов)
Раздел 1. Роль права в жизни человека и общества (8 часов)
Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теории происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования.
Понятия. Юриспруденция. Правовая информация. Официальная правовая информация. Информация индивидуально- правового характера. Неофициальная правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Основная норма. Право. Принципы права. Презумпция. Правовые аксиомы. Юридические фикции. Социальные нормы. Обычаи. Религиозные нормы. Групповые нормы. Корпоративные нормы. Санкции.
Повторительно-обобщающий урок
Раздел 2. Теоретические основы права как системы (14 часов)
Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных правовых актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования.
Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника.
Источники права. Правовой обычай. Юридический прецедент. Договоры как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
Понятие реализации права и её формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона.
Понятия. Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Субинститут. Отрасль права. Предмет правового регулирования. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Юридическая техника. Реквизиты документов. Прецедент. Договор. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учёт. Применение права. Акт применения права. Реализация права. Использование права. Соблюдение права. Применение права. Акт толкования права.
Повторительно-обобщающий урок
Раздел 3. Правоотношения и правовая культура (16 часов)
Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений.
Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Правовое сознание и его структура. Правовая психология.
Правовая идеология. Правовая культура.
Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно- правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России.
Понятия. Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Состав правонарушения. Субъект правонарушения. Объект правонарушения. Объективная сторона правонарушения. Субъективная сторона правонарушения. Вина. Преступление. Правопорядок. Убытки. Неустойка. Возмещение неустойки (штрафа). Срок давности. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовые знания. Правовые эмоции. Правовая установка. Правовые ценности. Ценностные ориентации. Правовая культура. Правовой нигилизм. Правовой идеализм. Правовое воспитание. Правовая семья. Рецепция права. Право справедливости.
Промежуточный контроль
Раздел 4. Государство и право (20 часов)
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная, марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и её элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства.
Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Структура Конституции Российской Федерации. Основы конституционного строя России. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации.
Понятия. Государство. Род. Деспотия. Естественное состояние человека. Производственные отношения. Общественно-экономическая формация. Суверенитет (государственный, народа, национальный). Сущность государства. Политическая система общества. Глобальные проблемы. Функции государства. Задачи государства. Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Парламентарная республика. Президентская республика. Форма государственного устройства. Федерация. Унитарное государство. Конфедерация. Политический режим. Механизм государства. Орган государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Правовое государство. Гражданство. Гражданин. Иностранный гражданин. Лицо без гражданства. Двойное гражданство. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Альтернативная гражданская служба. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.
Повторительно-обобщающий урок
Раздел 5. Правосудие и правоохранительные органы (10 часов)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Понятия. Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Полиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность.
Промежуточный контроль
Тематическое планирование курса «Право» 10 класс (68 часов) углубленный уровень
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Роль права в жизни человека и общества | 8 часов | Знать: - определение права и его характерные признаки; - аргументировать с опорой на собственные взгляды важную роль права в разрешении любых правовых конфликтов; - характеризовать основные подходы к пониманию права в истории юриспруденции; - понимать сущность взаимодействия права и нравственности; - понимать роль права в решении правовых проблем общественной жизни; - отличать правовые нормы от иных социальных регуляторов; - обладать знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе. Владеть навыками использовать право в решении правовых задач, требующих базовые знания в области конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, семейного, образовательного права. Уметь использовать социальные нормы в жизненных ситуациях. Уметь пользоваться современными информационными поисковыми правовыми системами для нахождения необходимого правового акта, регулирующего ту или иную ситуацию. Уважительно относиться к нормам права, регулирующим ситуации, в которых участвуют конкретные субъекты |
2 | Теоретические основы права как системы | 14 часов | Знать основные правовые понятия, позволяющие читать и понимать ведущие федеральные конституционные и федеральные законы, а также международные правовые документы; - уметь определять структуру нормы права, сущность её составляющих единиц (гипотез, диспозиций, санкций). Разбираться в видовом разнообразии нормативных правовых актов, действующих на территории России; уметь реализовать действующие нормы права в необходимых ситуациях в реальной жизни. Владеть навыками разрешения элементарных правовых споров в области публичного и частного права; - уметь толковать законы различными способами; знать основы правоприменения норм действующего законодательства. Соблюдать необходимые предписания права в любых жизненных ситуациях, оказывать правовую консультацию по элементарным вопросам действующего законодательства, быть непримиримым к правонарушениям любого характера, владеть навыками антикоррупционного поведения. Уметь участвовать в правотворческой деятельности, выдвигать инициативу по подготовке и принятию необходимых норм права для преодоления пробелов. |
3 | Правоотношения и правовая культура | 16 часов | Знать структуру правоотношения, уметь характеризовать его элементы, в том числе физических и юридических лиц, содержание правоспособности и дееспособности. Уметь решать правовые задачи по определению объёма прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительно относиться к правам и обязанностям участников правоотношений. Владеть навыками правомерного поведения в обществе, иметь высокий уровень правовой информированности, уважительного отношения к праву и быть мотивированным на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Распознавать функции юридической ответственности, использовать принципы юридической ответственности в решении правовых вопросов. Знать обстоятельства, исключающие преступность деяния. Уметь различать особенности романо-германской правовой семьи; англосаксонской правовой семьи, религиозно-правовой семьи, социалистической правовой семьи; обладать умениями реализовать право в условиях правовой системы в России |
4 | Государство и право | 20 часов | Знать сущность государства как политической организации общества; характеризовать любое государство с точки зрения его формы правления, территориального устройства, политического режима. Характеризовать государственный механизм; знать компетенцию органов законодательной, судебной, исполнительной ветвей власти. Понимать взаимодействие права и государства; уважительно относиться к соблюдению законов и обеспечению законности и правопорядка в обществе. Уметь защищать личные, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Уметь исполнять обязанности граждан государства. Характеризовать избирательные системы и их виды. Уметь участвовать в референдуме, выборах Президента РФ; уважительно относиться к символам и атрибутам государственной власти, быть патриотом своего государства |
5 | Правосудие и правоохранительные органы | 10 часов | Знать и характеризовать судебную систему Российской Федерации. Уметь обращаться в судебные инстанции за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости. Уважительно относиться к правоохранительным органам государства, понимать компетенцию и особенности их деятельности. Знать порядок применения права и уметь использовать свои знания для осуществления правовых консультаций и помощи другим лицам. Решать правовые задачи по разрешению споров с использованием действующих норм гражданско-процессуального, уголовно- процессуального права. Уметь следить за изменением законодательства, делать заключения об эффективности использования права в конкретной жизненной ситуации |
Содержание учебного предмета «Право» в 11 классе на углублённом уровне (68 часов)
Раздел 1. Гражданское право (16 часов)
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и её виды. Формы сделок. Основания недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и её виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Понятия. Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Имущественные права. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Личные неимущественные права. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт.
Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства.
Раздел 2. Семейное право (4 часа)
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства.
Раздел 3. Жилищное право (1 час)
Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жильё. Понятия. Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация
Раздел 4. Трудовое право (10 часов)
Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приёме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.
Понятия. Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация. Иждивенцы.
Промежуточный контроль (1 ч)
Раздел 5. Административное право и административный процесс (6 часов)
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.
Понятия. Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства
Раздел 6. Уголовное право и уголовный процесс (10 часов)
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Понятия. Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект преступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в преступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод
Раздел 7. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (14 часов)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.
Правовое регулирование отношений в области образования. Принципы государственной политики в области образования. Уровни образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности.
Понятия. Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Экологические правонарушения. Федеральный государственный образовательный стандарт
Промежуточный контроль
Раздел 8. Международное право (5 часов)
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.
Понятия. Ратификация. Международное право. Международное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправительственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. Международное гуманитарное право. Комбатанты. Некомбатанты.
Итоговый контроль (2 ч)
Тематическое планирование курса «Право» 11 класс (68 часов) углубленный уровень
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности | ||
1 | Гражданское право | 16 часов | Знать основные источники гражданского права, уметь их характеризовать, находить необходимую норму для решения возникающих гражданско-правовых споров. Характеризовать физическое лицо как субъекта гражданских правоотношений. Определять меру возможного поведения субъекта гражданско-правовых отношений; отличать виды юридических лиц, их правоспособность и дееспособность. Знать основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Уметь отличать хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Уметь использовать права предпринимателей. Обладать элементарными знаниями об организации своего собственного бизнеса с ориентацией на успех. Владеть способами защиты своих имущественных и личных неимущественных прав. Уметь осуществлять защиту прав потребителей. Уметь применять правила наследования на основании завещания и по закону в реальной жизни | ||
2 | Семейное право | 4 часа | Знать основные источники семейного права, находить необходимую правовую норму, регулирующую семейные отношения. Уметь предотвращать и решать правовые конфликты в семье. Владеть правовой компетентностью по вопросам заключения брака, его расторжения, выплаты алиментов. Решать необходимые вопросы по аспектам правовых отношений между родителями и детьми. Уметь выявлять нарушения прав детей и родителей; быть непримиримым к преступлениям и проступкам в вопросах отношений взрослых и детей | ||
3 | Жилищное право | 1 час | Знать основополагающие нормы жилищного права, уметь защищать право на жилище | ||
4 | Трудовое право | 10 часов | Знать правовые нормы в области заключения и расторжения трудовых отношений; уметь устроиться на работу, защитить свои трудовые права. Уважительно относиться к нормам трудового права, соблюдать дисциплину труда, быть социально-активным в трудовой деятельности. Уметь использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних | ||
5 | Административное право и административный процесс | 6 часов | Знать ведущие нормы административного законодательства; уметь защитить свои права и законные права иных лиц в административном процессе; уважительно относиться к нормам административного права; уметь обращаться в органы государственной и муниципальной власти для разрешения вопросов; владеть навыками составления необходимых документов, используемых в административных правоотношениях. Понимать сущность административной ответственности и меры административного наказания | ||
6 | Уголовное право и уголовный процесс | 10 часов | Знать ведущие нормы уголовного права и уголовного процесса; характеризовать сущность преступных деяний человека; приводить примеры преступных деяний из жизни, осознавать опасность их совершения в современном обществе; быть непримиримым противником преступности в любых формах её проявления. Уметь вести дискуссии и отстаивать позиции с опорой на закон | ||
7 | Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни | 14 часов | Уметь исполнять, использовать и соблюдать необходимые нормы права для решения жизненно важных правовых ситуаций в сфере образования, финансовой деятельности, пенсионного обеспечения, экологии и т.п. Уметь защитить свои права в сфере образования, выстраивать верную траекторию образовательной и профессиональной деятельности в будущем. Знать особенности профессиональной юридической деятельности, основных юридических профессий | ||
8 | Международное право | 5 часов | Знать основные принципы и нормы международного публичного и международного частного права. Обладать умениями использовать нормы международного гуманитарного права при решении военных и иных конфликтов между странами. Уважительно относиться к международному праву, знать основы мирного решения конфликтов на международной арене. Знать, как обратиться в Международный суд по правам человека. Уметь излагать письменно свои позиции по вопросу защиты прав человека | ||
Итоговое повторение | 2 часа | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Конституция РФ от 12.12.1993 (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 03.03.2014. № 9. Ст.851.
АрбитражныйпроцессуальныйкодексРФот24.07.2002 №95-ФЗ(ред.от28.06.2014)//СЗРФ.29.07.2002.№30. Ст.3012.
БюджетныйкодексРФот31.07.1998№145-ФЗ(ред.от 22.10.2014)//СЗРФ.03.08.1998.№31.Ст.3823.
Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред.от 28.06.2014)//СЗРФ.23.07.2008.№23.Ст.2381.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ(ред.от05.05.2014)//СЗРФ.05.12.1994.№32. Ст.3301.
Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ(ред.от21.07.2014)//СЗРФ.29.01.1996.№5. Ст.410.
Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // СЗ РФ. 03.12.2001. № 49. Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ (часть четвёртая) от18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 25.12.2006. № 52 (Ч. 1). Ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004№188-ФЗ(ред.от 21.07.2014)//СЗРФ.06.12.2011.№1(Ч.1).Ст.14.
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014)//СЗРФ.29.10.2001.№44.Ст.4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // СЗРФ. 07.01.2002.№1(Ч.1).Ст.1.
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014)//СЗРФ.11.12.2006.№50.Ст.5278.
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.11.2014)//СЗРФ.01.01.1996.№1.Ст.16.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 04.11.2014)//СЗРФ.07.01.2002.№1(Ч.1).Ст.3.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // СЗ РФ. 13.01.1997. № 2. Ст. 198.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ(ред.от22.10.2014)//СЗРФ.24.12.2001.№52 (Ч. 1). Ст.4921.
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014)//СЗРФ.17.06.1996.№25.Ст.2954.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 №5-ФКЗ (ред.от24.04.2008) «О референдуме»//СЗРФ. 05.07.2004.№27.Ст.2710.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации» // СЗРФ.СЗРФ.10.02.2014.№6.Ст.550.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 №4-ФКЗ«О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»»//СЗРФ.10.02.2014.№6.Ст.551.
Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 24.02.2014. №8. Ст.740.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.04.2014)«О выборах Президента Российской Федерации» // СЗРФ.13.01.2003.№2.Ст.171.
Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О гражданстве Российской Федерации» // ЗРФ.03.06.2002.№22.Ст.2031.
Федеральный закон от 21.12.1996. № 159-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//СЗРФ.23.12.1996.№52.Ст.5880.
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗРФ. 21. 12. 1998. №51. Ст.6270.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О полиции» // СЗ РФ. 14.02.2011. № 7. Ст.900.
Рекомендуемая литература:
Азаркин Н.М. История юридической мысли России. М., 1999.
Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия. Опыт комплексного исследования.М.,1999.
Андреев А.Р. История государственной власти в России. М.,1999.
Бабурин С.Н. Государствоведение. Научные труды. М., 2013.
Бабурин С.Н. Мир империй: теория государства и мировой порядок.СПб.,2013.
Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени: теория, законодательство,судебнаяпрактика.М.,2012.
Бахрах Д.Н. Очерки теории российского права.М.,2010.
Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //Государствоиправо.М.,1993.№7.
Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.,2013.
Гаджиев Г.А. Онтология права: критическое исследование юридического концепта действительности.М.,2013.
Демченко Т.И. Древнерусское правовое сознание. М., 2013.
Дискуссионные проблемы права / /Труды Института государства и права Российской академии наук.2012.№5.
Еременко В.И. Суд по интеллектуальным правам
Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учебноепособие.М.,2012.
История политических и правовых учений: учебник / подред.М.Н.Марченко.М.,2012.
Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие/отв.ред.М.Н.Марченко.М.,2011.
Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. М.,2011.
Клеандров М.И. Правовая сущность судейского сообщества в Российской Федерации / /Государство и право. 2013. №3.
Комова Н.Б. Идея монархической власти в России на рубеже XV–XVI веков// Юристъ-Правоведъ.2012. № 1.
Кобликов А.С. Избранное: юридическая этика. Военные судыРоссии.М.,2011.
Конституция Российской Федерации: доктрина и практика/подред.В.Г.Зорькина.М.,2009.
Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.,2011.
Крусс В.И. Злоупотребление правом: учебное пособие. М.,2010.
ЛазаревВ.В. Избранные труды:в3т.М.,2010.
Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М.,2006.
Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления / /Государство и право.2001.№5.
МалькоА.В., Трофимов В.В. Правовая политика в современной России: проблемы доктринального понимания и формирования // Государство и право. 2013. № 2.
Мальцев Г.В. Месть и возмездие в древнем праве. М., 2012.
Мальцев Г.В. Социальные основания права.М.,2013.
Марченко М.Н. Источники права. М.,2012.
Нерсесянц В.С. Право и правовой закон: становление и развитие.М.,2009.
Нерсесянц В.С. Современное право: теория и методология. М.,2012.
Певцова Е.А .Активные и интерактивные методики формирования правовой компетентности детей и молодёжи: книга для педагогов. Ярославль; М.,2013.
Певцова Е.А. Методические рецепты применения электронных образовательных ресурсов при изучении Конституции РФ на уроках права / Профессиональное развитие педагогических и управленческих кадров в Московском мегаполисе. М.,2014.
Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже ХХ—ХХIвеков.М.,2003.
Певцова Е.А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы. Ярославль; М.,2013
Певцова Е.А. Ребёнку о правах человека // Бюллетень. Как защитить свои права.2011.№1.
Певцова Е.А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодёжи. М.,2013.
Певцова Е.А. Современная теория правосознания молодёжи: теоретико-правовые аспекты // Гражданин и право.2007.№3.
Права человека и правовое социальное государство в России /отв. ред.Е.А. Лукашева. М.,2011.
Поляков С.Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие и пути реализации. М., 2011.
Поляков С.Б. Юридическая ответственность государства. М.,2013.
Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М.,2013.
Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М.,2012.
Советский государственный строй: реалии, проекты, идеи, споры (1945–1985) /под общ. ред. Ю.Л. Шульженко. М.,2012.
Современное международное частное право в России и Евросоюзе. Кн.1 / под ред.М.М. Богуславского, А.Г.Лисицына-Светланова, А.Трунка.М.,2013.
Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов. М., 2013.
Субочев В.В. Законные интересы: монография /под ред. А.В. Малько. М.,2012.
Сырых В.М. История и методология юридической науки: учебник. М.,2012.
Чаннов С.Е. Муниципальное право: конспект лекций. М.,2013.
Чиркин В.Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование.М.,2013.
Чиркин В.Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов.М.,2013.
Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. М., 2013.
Шишкарев С.Н. О содержании и дефинициях коррупционных правонарушений // Закон и право.2010.№4.
11 класс
Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы.М.,2013.
АлексеевС.С.Тайнаисилаправа.М.,2013.
Алексеев С.С. Право собственности. Проблемы теории. М.,2012.
Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М.,2010.
Астапова Т.Ю., Баранов В.А., Гущин В.В. Жилищное право Российской Федерации: учебник.М.,2009.
Ашаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. М.,2010.
Булатецкий Ю.Е. Потребительское право: курс лекций. М.,2012.
Гражданское право: в 4 т. / отв. ред. Е.А. Суханов.М., 2010.
Гражданское право / под общ. ред. С.С.Алексеева. М., 2012.
Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2013.
Дуюнов В.К., Хлебушкин А.Г. Квалификация преступлений: законодательство, теория, судебная практика. М., 2013.
Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. М.,2013.
Защита прав потребителей финансовых услуг: монография /отв.ред. Ю.Б. Фогельсон.М.,2011.
Иоффе О.С. Основные проблемы гражданского права. М.,2013.
Карташкин В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации: монография. М.,2013.
Коршунова Т.Ю. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. М.,2012.
Крашенинников П.В. Авторские и смежные с ними права. Постатейный комментарий глав 70 и 71 Гражданского кодекса РФ. М.,2012.
Крашенинников П.В. Возмездное оказание услуг. Поручение. Действия без поручения. Комиссия. Агентирование. Постатейный комментарий глав 39, 49–52 Гражданского кодекса РФ. М.,2012.
Мамут Л.С. Правовое общение: очерк теории.М.,2013.
Миронова С.Н. Использование возможностей сети Интернет при разрешении гражданско-правовых споров. М.,2010.
Моргунова Е.А. Авторское право: учебное пособие. М., 2009.
Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право: практикум. М.,2007.
Определения Верховного Суда Российской Федерации по гражданским, трудовым и социальным делам, 2006–2007: сборник / сост. Е.С. Гетман, Г.А. Гуляева, Л.М.Пчелинцеваидр.М.,2009.
Певцова Е.А. Возмещение вреда, причинённого ребёнку // Народное образование. 2008.№2.
Певцова Е.А. Из истории развития законодательства о правах молодёжи в России // История государства иправа.2007.№20.
Певцова Е.А.Международное право (учебно-методический комплекс для вузов: лекции, тесты, задания для самостоятельной работы). М.,2012.
Певцова Е.А. Образовательный и профессиональный статус современной молодёжи: социолого-правовой анализ // ВестникРоссийской правовой академии. 2009.№2.
Певцова Е.А. О некоторых особенностях юридической техники в процессе правотворчества в сфере образования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики.2013.№4.
Певцова Е.А. Права детей и молодёжи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц. Ярославль; М.,2013.
Певцова Е.А. Правовая защита молодёжи при трудоустройстве. М.,2013.
Певцова Е.А. Правовая защита от негативной информации // Народное образование.2008.№6(1379).
Певцова Е.А. Правовое регулирование образовательного процесса // Народное образование.2007.№5.
Певцова Е.А. Правовые и педагогические основы работы тьютора: монография. Ярославль;М.,2012.
Певцова Е.А. Профессиональное самоопределение. М., 2011.
Певцова Е.А. Теоретико-правовые взгляды на правовую идеологию современных адвокатов // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики.2013.№2.
Певцова Е.А. Функции правосознания учащейся молодёжи: состояние и проблемы развития //LexRussica. Научные труды МГЮА.2006.№5.
Певцова Е.А. Эффективность правового регулирования в сфере образования: вопросы теории и практики //Право и образование. 2012.№2.
Правосудие в современном мире / под ред.Т.Я. Хабриевой, В.М. Лебедева.М.,2013.
Предпринимательское право: практический курс / отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.,2011.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник. М., 2012.
Рассолов И.М. Информационное право. М.,2010.
Серков П.П. Административная ответственность в Российском праве: современное осмысление и новые подходы. М.,2013.
Синюков В.Н.Российская правовая система. М.,2013.
Трудовое право России: учебник /под ред.С.П.Маврина, Е.Б. Хохлова. М.,2012.
Финансовое право Российской Федерации: учебное пособие / В.Б.Алексеевидр.М.,2010.
Шилохвост О.Ю. Наследование по закону в российском гражданском праве: монография. М.,2012.
Эрделевский А.М. Гражданское право. М., 2013.
РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА ПО ПРАВУ
http:// www.pravo.gov.ru — Официальный Интернет портал правовой информации.
http://www.consultant.ru—Правовая система Консультант Плюс.
http://www.constitution.ru — Конституция РФ.
http:// www.law.edu.ru — Юридическая Россия. Федеральный правовой портал.
http:// www.uznay-prezidenta.ru — Президент России гражданам школьного возраста.
http://www.council.gov.ru — Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
http://www.duma.gov.ru— Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
http://www.ksrf.ru—Конституционный суд РФ.
http://www.vsrf.ru — Верховный суд РФ.
http://www.genproc.gov.ru—Генеральная прокуратура РФ.
http://www.sledcom.ru—Следственный комитет РФ.
http://www.pfrf.ru—Пенсионный фонд РФ.
http://www.cbr.ru—Центральный банк РФ.
http://www.notariat.ru — Федеральная нотариальная палата.
http://www.rfdeti.ru—Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка.
http:// www.ombudsmanrf.org — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
http://www.mnr.gov.ru—Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
http://www.rostrud.ru—Федеральная служба по труду и занятости РФ.
http://www.rosregistr.ru — Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра.
http://www.potrebitel.net—Союз потребителей Российской Федерации.
http://www.rospotrebnadzor.ru — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
http://www.рспп.рф—Российский союз промышленников и предпринимателей.
http://www.acadprava.ru—Открытая академия правовой культуры детей и молодёжи.
http://www.un.org/ru — Организация Объединённых Наций
http:// www.unesco.org/new/ru — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки, культуры (ЮНЕСКО).
http://www.coe.ru — Информационный офис Совета Европы в России.