Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 4»
________________Лощинина Н.Н.
«______»___________________2019 г.
приказ №____ от _____________2019 г.
Рабочая программа по праву
(углубленный уровень)
10 - Б класс
Составитель: Косьмина Ольга Альбертовна
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2019 год.
Данная рабочая программа по праву для 10Б класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и разработана на основе:
основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»
учебного плана на 2019-2020 учебный год МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»;
авторской программы курса “Право. Основы правовой культуры” автор – составитель Певцова Е.А. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. Москва. «Русское слово» 2017.
УМК издательства «Русское слово» по праву:
-Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2016;
-Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2017;
-Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО. Основы правовой культуры»Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М;«Русское слово»; 2018;
-Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2016.
-Кожин Ю.А.Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2016.
-Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2018;
-Информационно-методические материалы по использованию УМК «ПРАВО.ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ» издательства «РУССКОЕ СЛОВО»;М; «Русское слово» ; 2017.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
формирование гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и обще- человеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего сов- ременному уровню развития правовой науки и практики, а так-
же различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младше- го возраста, взрослыми в образовательной, общественно полез- ной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное от- ношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции
других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, но- вых познавательных задач и средств их достижения.
На углублённом уровне предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения углублённого курса права включают требования к результатам освоения базового курса, а также дополнительно отражают:
сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;
сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Феде- рации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, вы- работки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Содержание курса:
Тема 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (9 ч) Тема 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КАК СИСТЕМЫ (14 ч) Тема 3. ПРАВООТНОШЕНИЯ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (14 ч)
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (24 ч)
Тема 5. ПРАВОСУДИЕ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ (7 ч)
Универсальные виды деятельности учащихся:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Формы организации учебного процесса.
- индивидуальные;
- парные;
- фронтальные;
- групповые, а также нетрадиционные формы( практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, дискуссии; викторины; проектная деятельность).
Средства контроля:
Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.
Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.
Понятийный диктант.
Написание мини-сочинений (эссе).
Дифференцированный опрос.
Создание мини-проектов.
Тематическое тестирование.
8. Задания в формате ЕГЭ
Календарно-тематическое планирование.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения материала | Фактические сроки ( и/или коррекция) |
Глава 1.Роль права в жизни человека и общества. 9 ч. |
1 | Система юридических наук. | | |
2 | Юридические профессии. | | |
3 | Информация и право. | | |
4 | Теории происхождения права. | | |
5 | Правопонимание. | | |
6 | Социальные нормы. | | |
7 | Понятие “право” | | |
8 | Принципы, аксиомы, презумпции права. | | |
9 | Механизм правового регулирования. | | |
Глава 2. Теоретические основы права как системы. 14 ч. |
10 | Система права. | | |
11 | Правовая норма и её характеристика. | | |
12 | Институты права. | | |
13 | Отрасли права. | | |
14 | Правотворчество. | | |
15 | Законодательный процесс. | | |
16-17 | Формы права. | | |
18 | Нормативно- правовые акты. | | |
19 | Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | | |
20 | Систематизация нормативно-правовых актов. | | |
21 | Реализация права. | | |
22 | Толкование права. | | |
23 | Пробелы в праве. | | |
Глава 3. Правоотношения и правовая культура. 14 ч. |
24 | Юридические факты. Виды и структура правоотношений. | | |
25 | Юридические особенности правоспособности. | | |
26 | Правомерное поведение. | | |
27 | Правонарушение и его признаки. | | |
28 | Юридическая ответственность и её принципы. | | |
29 | Виды юридической ответственности. | | |
30 | Основания освобождения от юридической ответственности. | | |
31 | Обстоятельства, исключающие преступность деяния. | | |
32 | Правовое сознание и его структура. | | |
33 | Правовая идеология. | | |
34 | Правовая психология. | | |
35 | Правовая культура. | | |
36 | Правовые системы современности. | | |
37 | Особенности правовой системы в России. | | |
Глава 4. Государство и право. 24 ч. |
38 | Государство и его признаки. | | |
39 | Теории происхождения государства. | | |
40 | Функции государства. | | |
41 | Политическая система общества. | | |
42 | Формы государства. | | |
43 | Формы правления. | | |
44 | Формы государственного устройства. | | |
45 | Формы политического режима. | | |
46 | Государственный механизм и его структура. | | |
47 | Государственный орган и его признаки. | | |
48 | Законодательная власть в РФ. | | |
49 | Исполнительная власть в РФ. | | |
50 | Судебная система в РФ. | | |
51 | Органы и принципы местного самоуправления. | | |
52 | Правовое государство и его сущность. | | |
53 | Конституция РФ. | | |
54 | Президент РФ. | | |
55 | Основы конституционного строя РФ. | | |
56 | Гражданство РФ. | | |
57 | Основные права человека и гражданина. | | |
58 | Обязанности граждан. | | |
59 | Избирательные системы и их виды. | | |
60 | Избирательный процесс. | | |
61 | Референдум. | | |
Глава 5. Правосудие и правоохранительные органы. 7 ч. |
62 | Защита прав человека. | | |
63 | Конституционный Суд РФ. | | |
64 | Суды общей юрисдикции. | | |
65 | Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. | | |
66 | Институт уполномоченного по правам человека в РФ. | | |
67-68 | Система правоохранительных органов. | | |
Итого- 68 ч.
СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания методического
объединения учителей истории и обществознания
от «____»____________ 2019г.
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по УВР
___________________
Федорова М.А.
от «____»_____________ 2019 г.