СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе представлена программа по предмету "Обслуживающий труд".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету»

Р а









Пояснительная записка

Программа курса «Обслуживающего труда» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 2. На основе новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида под редакцией А.М.Щербаковой. М. «Издательство НЦ ЭНАС».

Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, дворников, рабочих прачечной.

В 6 классе школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.

Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольной территории.

Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.

В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:

- Обслуживание себя (домашний труд).

- Обслуживание других, профессиональный труд.

Задачи:

-Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)

-Воспитание уважения к рабочему человеку;

-Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.

-Формирование у школьников эстетического отношения к труду.

Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, делать отчет о проделанной работе);

-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы)

Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок.

Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.

При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.

Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

-знать и соблюдать правила личной гигиены;

-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;

-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;

-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;

-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;

-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;

-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;

-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;

-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми.



Содержание курса



1. Вводное занятие 2 часа

2. Работа на участке в осенний период 24 часа

3. Ежедневная уборка помещения 6 часов

4. РАБОТА С ТКАНЬЮ 9 часов

5. Устройство жилого помещения 9 часов

6. Уход за мебелью 4 часов

7. Уход за комнатными растениями 14 часов



п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

дата


По плану

По факту



Вводное занятие – 2 часа





1

Вводный инструктаж. Правила безопасной работы и поведения в кабинете, на уроках труда


1


07.09



2

Все работы хороши - выбирай на вкус

1

07.09




Работа на участке в осенний период –24 часа





3

Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода

1

14.09




4

Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение.


1


14.09




5

Рабочие позы и приемы при выполнении уборочных работ.

1

21.09



6

Правила безопасности при уборке территории.

1

21.09




7

Пр. работа «Сгребание опавших листьев граблями». ТБ

1

28.09




8

Переноска собранного мусора. ТБ Приспособления для переноски листвы

1


28.09




9

Подметание дорожек и площадок. ТБ Рабочий инвентарь. Правила пользования

1


05.10



10

Пр. работа «Сбор семян однолетников (астра, бархатцы, петуния)» ТБ

1


05.10



11

Способы сушки семян. Приспособления для хранения семян. ТБ

1

12.10



12

Сортировка семян. Способы сортировки. ТБ

1

12.10



13

Уборка клумб от однолетних цветочных культур. ТБ при выполнении работ.

1


19.10



1 4

Перекопка почвы. Рабочий инвентарь (лопата, грабли) ТБ при выполнении практических работ.

1


19.10



1 5

Посадка луковичных культур (лилии, тюльпаны, нарциссы). ТБ

1

26.10



1 6

Многолетние цветочные культуры (флоксы, колокольчики, ромашка).

1


26.10




1 7


Правила ухода за многолетними культурами в осенний период. ТБ

1

09.11




1 8


Рабочий инвентарь (лопата, плоскорез) ТБ при выполнении работ

1


09.11




1 9


Правильный уход за дорожками и площадками вокруг школы

1


16.11




20


Засыпка ям и неровностей песком и гравием. ТБ при выполнении работ.

1


16.11




21

Уборка закрепленной школьной территории. Правила санитарии.

1


23.11



22

Уборка закрепленной школьной территории. ТБ


23.11



23

Трудовой десант «Любим свою школу»

1

30.11




24

Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место

1


30.11



25

Оборудование подсобного помещения для хранения рабочего уборочного инвентаря.


1


07.12



26

Рабочий инвентарь для уборки. Назначение в зависимости от вида работы.

1

07.12




Ежедневная уборка жилого помещения – 6 часов





27

Тряпка и швабра для уборки. Маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении.

1


14.12



28

Последовательность уборки жилого помещения.

1

14.12




29

Определение качества уборки. Самоконтроль

1

21.12




30

Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора.


1


21.12



31

Последовательность выполнения работ. Влажная уборка помещений. ТБ


1


28.12




32

Генеральная уборка помещений (учебного класса)

1

28.12




Работа с тканью 9 часов





33

Мягкая игрушка. Анализ образца.

1

11.01



34

Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название.

1


11.01



35

Смётывание деталей игрушки. ТБ при работе с иглой, ножницами.

1


18.01



36

Способы соединения основных деталей игрушки: обтачной шов, петельные стежки

1


18.01



37

Способ выполнения петельного стежка. ТБ при работе

1


25.01


38

Соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками. Правила и ТБ при работе с иглой.

1

25.01


39

Вывертывание и набивка ватой образца

1

01.02


40

Присоединение дополнительных деталей

1

01.02


41

Итоги работы. Самоанализ. Оформление выставки работ

1

08.02



Устройство жилого помещения – 9 часов




42

Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама.

1

08.02


43

Оборудование дома: отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная)

1

15.02


44

Аппликация «Жилая комната». Инструменты и материалы для выполнения аппликации.

1


15.02


45

Выбор цветной бумаги. Изготовление деталей с помощью образца

1


22.02


46

Разметка по шаблонам, вырезание деталей на бумаге

1

22.02


47

Расположение деталей на бумаге. Проверка расположения.

1

01.03


48

Наклеивание деталей. Сбор деталей.

ТБ при работе с ножницами

1

01.03


49

Аппликация «Прихожая» Коллективная работа. ТБ

1

15.03


50

Аппликация «Прихожая» Коллективная работа. ТБ

1

15.03


Уход за мебелью – 4 часов




51

Мебель: виды, назначение. Средства и правила ухода за мебелью.

1

05.04



52

Виды покрытия мебели (краска, лак). Мебель для классных и спальных комнат. Правила пользования.

1

05.04



53

Уборка мягкой мебели. ТБ. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели. Пр. работа. ТБ

1


12.04


54

Генеральная уборка комнаты отдыха с мягкой мебелью. ТБ при работе с пылесосом.

1

12.04



Уход за комнатными растениями – 14 часов




55

Комнатные растения: названия, назначение.

1

19.04


56

Требования к размещению. Светолюбивые и теневыносливые растения.

1

19.04



57

Полив цветов. Требования к температуре и качеству воды. ТБ

1

26.04



58

Периодичность и приемы полива цветов. Температура воды.

1

26.04


59

Подготовка воды для полива и опрыскивания

1

03.05


60

Приспособления для опрыскивания растений. ТБ

1

03.05



61

Пр. работа «Опрыскивание и полив растений». ТБ

1

10.05


62

Обтирание цветочных горшков,.

1

10.05


63

Правила обрезки растений. ТБ при работе с ножницами.

1

17.05


64

Обрезка и сбор сухих листьев. Подсыпание почвы в горшки

1

17.05


65-66

Размещение комнатных растений по размерам. ТБ

Пр. работа «Уход за комнатными растениями» ТБ

1

24.05


67 - 68

Дидактическая игра: «Угадай предмет».

Подведение итогов «Чему мы научились за год».

1

24.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!