Р а
Пояснительная записка
Программа курса «Обслуживающего труда» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 кл.; под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2011г. сб. 2. На основе новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида под редакцией А.М.Щербаковой. М. «Издательство НЦ ЭНАС».
Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, дворников, рабочих прачечной.
В 6 классе школьники приобретают навыки и умения, которые служат основой для обучения на уборщиков разных помещений и дворников.
Практическое обучение осуществляется в школе и на пришкольной территории.
Цель: успешная подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, в том числе и труда, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.
В связи с этим обучение обслуживающему труду идет по двум направлениям:
- Обслуживание себя (домашний труд).
- Обслуживание других, профессиональный труд.
Задачи:
-Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.)
-Воспитание уважения к рабочему человеку;
-Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве.
-Формирование у школьников эстетического отношения к труду.
Наряду с этими задачами на занятиях по обслуживающему труду в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
-ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы (устанавливать логическую последовательность этапов выполняемой работы, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, делать отчет о проделанной работе);
-контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество выполненной работы)
Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет, (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения, школьный земельный участок.
Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы, сюжетно-ролевые игры.
При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.
Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
-знать и соблюдать правила личной гигиены;
-знать и соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении;
-удалять пыль, подметать мусор, мыть вручную или с помощью приспособлений стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель, чистить ковровые покрытия;
-мыть и дезинфицировать ванны, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;
-убирать двор, ухаживать за растениями на приусадебном участке;
-знать устройство и назначение обслуживаемого оборудования и используемых приспособлений;
-знать и соблюдать правила обращения с моющими, дезинфицирующими и дезодорирующими средствами;
-соблюдать правила безопасности при мытье холодильников, пользовании другими электроприборами;
-соблюдать этические правила при взаимоотношениях с окружающими людьми.
Содержание курса
1. Вводное занятие 2 часа
2. Работа на участке в осенний период 24 часа
3. Ежедневная уборка помещения 6 часов
4. РАБОТА С ТКАНЬЮ 9 часов
5. Устройство жилого помещения 9 часов
6. Уход за мебелью 4 часов
7. Уход за комнатными растениями 14 часов
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | дата | |
По плану | По факту | |
|
| Вводное занятие – 2 часа | | | | |
1 | Вводный инструктаж. Правила безопасной работы и поведения в кабинете, на уроках труда | 1 | 07.09 | | |
2 | Все работы хороши - выбирай на вкус | 1 | 07.09 | | |
| Работа на участке в осенний период –24 часа | | | | |
3 | Аллеи, дорожки и площадки около школы: расположение, назначение, правила ухода | 1 | 14.09 | | |
4 | Инвентарь для выполнения уборочных работ: виды, назначение. | 1 | 14.09 | | |
5 | Рабочие позы и приемы при выполнении уборочных работ. | 1 | 21.09 | | |
6 | Правила безопасности при уборке территории. | 1 | 21.09 | | |
7 | Пр. работа «Сгребание опавших листьев граблями». ТБ | 1 | 28.09 | | |
8 | Переноска собранного мусора. ТБ Приспособления для переноски листвы | 1 | 28.09 | | |
9 | Подметание дорожек и площадок. ТБ Рабочий инвентарь. Правила пользования | 1 | 05.10 | | |
10 | Пр. работа «Сбор семян однолетников (астра, бархатцы, петуния)» ТБ | 1 | 05.10 | | |
11 | Способы сушки семян. Приспособления для хранения семян. ТБ | 1 | 12.10 | | |
12 | Сортировка семян. Способы сортировки. ТБ | 1 | 12.10 | | |
13 | Уборка клумб от однолетних цветочных культур. ТБ при выполнении работ. | 1 | 19.10 | | |
1 4 | Перекопка почвы. Рабочий инвентарь (лопата, грабли) ТБ при выполнении практических работ. | 1 | 19.10 | | |
1 5 | Посадка луковичных культур (лилии, тюльпаны, нарциссы). ТБ | 1 | 26.10 | | |
1 6 | Многолетние цветочные культуры (флоксы, колокольчики, ромашка). | 1 | 26.10 | | |
1 7 | Правила ухода за многолетними культурами в осенний период. ТБ | 1 | 09.11 | | |
1 8 | Рабочий инвентарь (лопата, плоскорез) ТБ при выполнении работ | 1 | 09.11 | | |
1 9 | Правильный уход за дорожками и площадками вокруг школы | 1 | 16.11 | | |
20 | Засыпка ям и неровностей песком и гравием. ТБ при выполнении работ. | 1 | 16.11 | | |
21 | Уборка закрепленной школьной территории. Правила санитарии. | 1 | 23.11 | | |
22 | Уборка закрепленной школьной территории. ТБ | | 23.11 | | |
23 | Трудовой десант «Любим свою школу» | 1 | 30.11 | | |
24 | Подготовка уборочного инвентаря к хранению и складирование в отведенное место | 1 | 30.11 | | |
25 | Оборудование подсобного помещения для хранения рабочего уборочного инвентаря. | 1 | 07.12 | | |
26 | Рабочий инвентарь для уборки. Назначение в зависимости от вида работы. | 1 | 07.12 | | |
| Ежедневная уборка жилого помещения – 6 часов | | | | |
27 | Тряпка и швабра для уборки. Маркировка, требования к состоянию во время работы и при хранении. | 1 | 14.12 | | |
28 | Последовательность уборки жилого помещения. | 1 | 14.12 | | |
29 | Определение качества уборки. Самоконтроль | 1 | 21.12 | | |
30 | Правила безопасности при протирке подоконника и отопительного радиатора. | 1 | 21.12 | | |
31 | Последовательность выполнения работ. Влажная уборка помещений. ТБ | 1 | 28.12 | | |
32 | Генеральная уборка помещений (учебного класса) | 1 | 28.12 | | |
| Работа с тканью 9 часов | | | | |
33 | Мягкая игрушка. Анализ образца. | 1 | 11.01 | | |
34 | Ткани, применяемые для изготовления мягких игрушек, их название. | 1 | 11.01 | | |
35 | Смётывание деталей игрушки. ТБ при работе с иглой, ножницами. | 1 | 18.01 | | |
36 | Способы соединения основных деталей игрушки: обтачной шов, петельные стежки | 1 | 18.01 | | |
37 | Способ выполнения петельного стежка. ТБ при работе | 1 | 25.01 | |
38 | Соединение основных деталей готового кроя обтачным швом или петельными стежками. Правила и ТБ при работе с иглой. | 1 | 25.01 | |
39 | Вывертывание и набивка ватой образца | 1 | 01.02 | |
40 | Присоединение дополнительных деталей | 1 | 01.02 | |
41 | Итоги работы. Самоанализ. Оформление выставки работ | 1 | 08.02 | |
| Устройство жилого помещения – 9 часов | | | |
42 | Оборудование дома: плинтус, подоконник, оконная рама. | 1 | 08.02 | |
43 | Оборудование дома: отопительный радиатор, дверь (одинарная, двойная) | 1 | 15.02 | |
44 | Аппликация «Жилая комната». Инструменты и материалы для выполнения аппликации. | 1 | 15.02 | |
45 | Выбор цветной бумаги. Изготовление деталей с помощью образца | 1 | 22.02 | |
46 | Разметка по шаблонам, вырезание деталей на бумаге | 1 | 22.02 | |
47 | Расположение деталей на бумаге. Проверка расположения. | 1 | 01.03 | |
48 | Наклеивание деталей. Сбор деталей. ТБ при работе с ножницами | 1 | 01.03 | |
49 | Аппликация «Прихожая» Коллективная работа. ТБ | 1 | 15.03 | |
50 | Аппликация «Прихожая» Коллективная работа. ТБ | 1 | 15.03 | |
| Уход за мебелью – 4 часов | | | |
51 | Мебель: виды, назначение. Средства и правила ухода за мебелью. | 1 | 05.04 | |
52 | Виды покрытия мебели (краска, лак). Мебель для классных и спальных комнат. Правила пользования. | 1 | 05.04 | |
53 | Уборка мягкой мебели. ТБ. Применение пылесоса при обработке мягкой мебели. Пр. работа. ТБ | 1 | 12.04 | |
54 | Генеральная уборка комнаты отдыха с мягкой мебелью. ТБ при работе с пылесосом. | 1 | 12.04 | |
| Уход за комнатными растениями – 14 часов | | | |
55 | Комнатные растения: названия, назначение. | 1 | 19.04 | |
56 | Требования к размещению. Светолюбивые и теневыносливые растения. | 1 | 19.04 | | |
57 | Полив цветов. Требования к температуре и качеству воды. ТБ | 1 | 26.04 | | |
58 | Периодичность и приемы полива цветов. Температура воды. | 1 | 26.04 | | |
59 | Подготовка воды для полива и опрыскивания | 1 | 03.05 | | |
60 | Приспособления для опрыскивания растений. ТБ | 1 | 03.05 | | |
61 | Пр. работа «Опрыскивание и полив растений». ТБ | 1 | 10.05 | | |
62 | Обтирание цветочных горшков,. | 1 | 10.05 | | |
63 | Правила обрезки растений. ТБ при работе с ножницами. | 1 | 17.05 | | |
64 | Обрезка и сбор сухих листьев. Подсыпание почвы в горшки | 1 | 17.05 | | |
65-66 | Размещение комнатных растений по размерам. ТБ Пр. работа «Уход за комнатными растениями» ТБ | 1 | 24.05 | | |
67 - 68 | Дидактическая игра: «Угадай предмет». Подведение итогов «Чему мы научились за год». | 1 | 24.05 | | |