СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Арифметические задачи»(для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год 8 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции. 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Арифметические задачи»(для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»




Рассмотрено:

руководитель МО

учителей математики

___________ / Г.Ю.Алабина/

подпись ФИО

Протокол № 1 от «29 » августа 2019 г.

Согласовано:

заместитель директора

по УВР

_________ /И.А.Середина /

подпись ФИО

« 30 » августа 2019г.

Утверждаю:

И.о. директора

МКОУ«Богучарская СОШ №1»

___________ /И.А. Середина /

подпись ФИО

Приказ от 02.09.2019г.

№ 5/1-ОД






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Арифметические задачи»

индивидуального обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2019-2020 учебный год

8 класс














Учитель Новоселова Н.Н.







Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….....3

2. Общая характеристика предмета.................................................

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.........................................................

4. Личностные и предметные результаты освоения учебной программы.............................

5. Содержание программы………………………………………………………………....4

6. Тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности...........................

7. Материально-техническое обеспечение………….……………………………………...5

















































1. Пояснительная записка.

В соответствии с требованиям ФГОС обучения умственно отсталых детей рабочая программа по математике для 8 класса разрабатывается на основе Примерной АООП и требований к личностным и предметным результатам (возможным результатам) освоения АООП.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесёнными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011г. № 85).

- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы/ Под редакцией В.В.Воронковой.—М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011 года.

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 4/15 от 22.12.2015 ;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обу­ча­ю­щи­хся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ "Богучарская СОШ № 1"

- Учебного плана МКОУ «Богучарская СОШ № 1»

Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.

Обучение математике носит практическую на­правленность и тесно связано с другими учебными пред­метами, жизнью, готовит учащихся к овладению профес­сионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использо­ванию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов.

Цель: подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи преподавания математики:

• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им усваивать другие учебные предметы и в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;

• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

2. Общая характеристика учебного предмета

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов. Обучение математике по коррекционной программе носит предметно – практическую направленность, связано с профессионально-трудовой подготовкой. Предмет определяет оптимальный объём знаний и умений, доступный обучающемуся воспитаннику. Особенности урока математики обуславливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами.  Уроки математики одновременно с вооружением обучающихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности обучающихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью (привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности на языке математики), с профессионально- трудовой подготовкой. Обучающийся в силу особенностей своего развития (низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь) с трудом овладевает навыками счёта. Усвоение даже элементарных математических знаний требует достаточно высокой степени абстрактного мышления. А поскольку эта функция у ребенка нарушена, он с большим трудом овладевает простейшими математическими операциями. Отсутствие умения устанавливать адекватные причинно-следственные зависимости приводит к серьёзным затруднениям даже при решении относительно простых арифметических задач. Поэтому материал подбирается доступный для данной категории детей, большое внимание уделяется развитию устного счёта.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики согласно учебному плану МКОУ "Богучарская СОШ № 1" в 8 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).


4. Личностные и предметные результаты освоения АООП

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств,проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей;

12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

1)Элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов;

пространственные и временные представления; умение различать и сравнивать предметы

по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве

, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один - много).

2)Начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических

фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений,

а также оценки, их количественных и пространственных отношений;

3) Навыки измерения, пересчета, прикидки и оценки наглядного представления числовых

данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов;

4) овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении

соответствующих возрасту житейских

задач: умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными

деньгами; умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками

и измерительными приборами; умение устанавливать взаимно-однозначные

соответствия; умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса,

телефона и другое; умение различать части суток, соотносить действие с временными

промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять

время по часам

5) Способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных,

учебно-практических, жизненных и профессиональных задач;

6) Оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления

с использованием математической речи;

7) Элементарные умения пользования компьютером.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.



Минимальный уровень:

-знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000;

-знание таблицы сложения однозначных чисел;

-знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

-письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

-знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение;

-выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;

-знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;

-нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

-решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

-распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм);

-построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости;

Достаточный уровень:

-знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000;

-знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток;

-знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

-знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема;

-устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000);

-письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;

-знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение;

-выполнение арифметических действий с десятичными дробями; нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту);

-выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора;

-решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия;

-распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);

-знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда;

-вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба);

-построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии;

-применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач;

-представления о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;


5. Содержание программы.

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении.

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление десятичных дробей на однозначные, двузначные целые числа. Простые задачи нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух или более чисел. Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.

Площадь. Единицы измерения площади, их соотношение. Решение задач

Тематическое планирование.

темы

Тема раздела, тема урока

Количество часов

1

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении

9

2

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление десятичных дробей на однозначные, двузначные целые числа. Простые задачи нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух или более чисел. Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.

14

3

Площадь. Единицы измерения площади, их соотношение. Решение задач

12


Итого

35


6. Тематическое планирование с указанием видов учебной деятельности

п/п

Тема раздела. Тема урока

Виды учебной деятельности

Кол-во часов

1

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении

Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Обобщение и систематизация знаний

9

2

Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Умножение и деление десятичных дробей на однозначные, двузначные целые числа. Простые задачи нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух или более чисел. Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.

Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Обобщение и систематизация знаний

14

3

Площадь. Единицы измерения площади, их соотношение. Решение задач

Объяснение учителя. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам учителя. Обобщение и систематизация знаний

12







































Календарно-тематическое планирование по предмету

«Арифметические задачи» в 8 классе на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Дата

план.

Дата

факт.

Тема раздела, тема урока (занятия)

1

5.09


Решение задач на сравнение чисел

2

12.09


Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

3

19.09


Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

4

26.09


Решение задач на сложение и вычитание десятичных дробей

5

3.10


Решение задач на умножение и деление десятичной дроби на однозначное число

6

10.10


Решение задач на умножение и деление десятичной дроби на однозначное число

7

17.10


Решение задач на умножение и деление десятичной дроби на двузначное число

8

24.10


Решение задач на умножение и деление десятичной дроби на двузначное число

9

31.10


Решение задач на умножение и деление десятичной дроби на двузначное число

10

14.11


Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей

11

21.11


Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей

12

28.11


Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей

13

5.12


Решение задач на нахождение дроби от числа

14

12.12


Решение задач на нахождение дроби от числа

15

19.12


Решение задач на нахождение дроби от числа

16

26.12


Решение задач нахождение числа по одной его доле

17

16.01


Решение задач нахождение числа по одной его доле

18

23.01


Решение задач на нахождение части от числа

19

30.01


Решение задач на нахождение части от числа

20

6.02


Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.

21

13.02


Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.

22

20.02


Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.

23

27.02


Решение задач

24

5.03


Нахождение площади квадрата, прямоугольника.

25

12.03


Нахождение площади квадрата, прямоугольника

26

19.03


Нахождение площади квадрата, прямоугольника

27

2.04


Арифметические задачи на нахождение площади

28

9.04


Арифметические задачи на нахождение площади

29

16.04


Решение задач на сложение и вычитание целых и дробных чисел

30

23.04


Решение задач на сложение и вычитание целых и дробных чисел

31

30.04


Решение задач на сложение и вычитание целых и дробных чисел

32

7.05


Решение задач на умножение и деление обыкновенной дроби на целое число

33

14.05


Решение простых текстовых арифметических задач

34

21.05


Решение простых текстовых арифметических задач

35

28.05


Решение задач



















7. Материально-техническое обеспечение

Список используемой литературы

  1. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.  - М., 2005.

  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение,
    2010.— 191 с.

  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 2010. — 416 с.

  4. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. - Волгоград. 2003.

  5. Узорова О. В., Нефедова Е. А.Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008.

  6. Степурина С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. Волгоград: Учитель, 2007.

  7. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.