Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»
ПРИНЯТО | СОГЛАСОВАНО | Утверждено |
На заседании методического объединения учителей Протокол №1 от 30.08.2018 Председатель МО _____________ | Заместителем директора по учебно-воспитательной работе ______________Е.А. Зеленцовой | Приказом директора школы от 31.08.2018 № 113/1-од ______________Е.Д. Морозовой |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «Литературное чтение»
для 2В класса
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Маркова Т. С.
Нижний Новгород, 2019
Пояснительная записка
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО, варианты 3.3, 4.3), утвержденной приказом от 10.11.2015 № 163/1-од; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида под ред. Воронковой В. В. 1 – 4 классы - М.: Просвещение, 2013.
Данная рабочая программа ориентирована на учебники:
А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова «Букварь» для 1 класса VIII вида – М.: «Просвещение», 2013.
В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса VIII вида- «МИПО РЕПРО» 2017
С. Ю. Ильина, А. К. Комарова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение» 2 класс Часть 1 – М.: «Просвещение», 2014.
Место учебного предмета «чтение» в учебном плане
Рабочая программа по русскому языку предусматривает во 2 классе – 132 часа за год (4часа в неделю) согласно Учебному плану школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
Личностные:
овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;
развитие любви к своей стране и городу;
развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;
развитие эстетических чувств;
формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.
Предметные
обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в словоподражании, звукоподражании;
умение точно соотносить предмет слово, его обозначающее;
владение номинативной функцией речи, обогащение словаря (умение называть предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные проявления окружающих);
проявление интереса к освоению слов и простейших речевых конструкций, актуальных для жизнедеятельности;
умение использовать устную речь (в соответствии с индивидуальными возможностями);
умение читать вслух целыми словами тексты, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;
умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
Особенности реализации общеобразовательной программы
при обучении слепых и слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта
Реализация учебной программы обеспечивает особые образовательные потребности слепых и слабовидящих учащихся через:
Постановку коррекционных задач:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
овладевать навыками самостоятельной ориентировки на странице учебника, книги, (рельефных простых рисунков у слепыми) рисунков.
Методические приёмы, используемые на уроках:
при использовании классной доски все записи учителем и учениками выполняются крупно и сопровождаются словесными комментариями;
сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слабовидящих детей;
при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание зрительному анализу;
оказывается индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;
для улучшения зрительного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления.
Коррекционную направленность каждого урока:
соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;
соблюдение требований специальной коррекционной школы к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.
Соблюдение требований к организации пространства
Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:
определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);
соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);
оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;
определенного уровня освещенности школьных помещений;
определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;
использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;
непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;
при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;
чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;
достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.
проводить физкультминутки;
использовать индивидуальные средства коррекции;
использовать подставку;
использование ТСО не более 15 минут;
изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;
расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;
не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;
в солнечные дни использовать жалюзи;
осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм);
содержать небольшое количество деталей;
сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;
рельефные изображения должны быть не крупнее ладони;
на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.
Содержание учебного предмета
Обучение чтению представлено разделами:
Букварный период
В ходе букварного периода идёт работа по таким направлениям:
Обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами;
Находить место буквы в кассе;
Различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);
Устанавливать последовательность звуков в словах;
Правильно артикулировать звуки;
Читать прямые слоги с уже знакомыми буквами и постепенно усложняющиеся слова;
Выкладывать на линейке: знакомые буквы, открытые и закрытые слоги с ними (слова)
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часов
1 четверть
8 недель, 32 уроков
№ | Тема Основное содержание. | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Развитие речи. «До свидания, лето!» | 1 | | Работать с учебником, ориентироваться в учебнике, рассматривать рельефные иллюстрации, натуральные объекты по алгоритму. Выделять существенные признаки, сравнивать объекты, делать выводы. Составлять простейшие предложения (повторять и за учителем) по рельефной иллюстрации в учебнике раздаточным материалом (звукобуквенный анализ), работа с кассой, проговаривать свои действия. Показывать предметы, выполнять действия с предметами по заданию учителя. Участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Строить высказывания по образцу, с помощью взрослого. Обкалывать трафареты по внутреннему контуру. Раскрашивать восковыми мелками. Работать с учебником, ориентироваться в учебнике, рассматривать рельефные иллюстрации, натуральные объекты по алгоритму. Выделять существенные признаки, сравнивать объекты, делать выводы. Составлять простейшие предложения (повторять и за учителем) по рельефной иллюстрации в учебнике раздаточным материалом (звукобуквенный анализ), работа с кассой, проговаривать свои действия. Показывать предметы, выполнять действия с предметами по заданию учителя. Участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Строить высказывания по образцу, с помощью взрослого. Обкалывать трафареты по внутреннему контуру. Раскрашивать восковыми мелками. |
2 3 | Звуки «В, В*», буквы «В, в» | 2 | |
4 5 | Звук «Ж», буквы «Ж, ж» | 2 | |
6 | Развитие речи. "Здравствуй школа!" | 1 | |
7 8 | Звуки «Б, Б*», буквы «Б, б» | 2 | |
9 10 | Звуки «Г,Г*», буквы «Г, г» | 2 | |
11 12 | Звуки «Д, Д*», буквы «Д, д» | 2 | |
13 14 | Звук «Й», буквы «Й, й» | 2 | |
15 | Развитие речи. «Дом. Квартира» | 1 | |
16 17 | Буква «Ь» | 2 | |
18 | Гласная буква «Е» и её звуки | 1 | |
19 20 | Гласная буква «Ё» и её звуки | 2 | |
21 | Развитие речи. «Золотая осень» | 1 | |
22 23 24 | Буква «Я» и её звуки | 3 | |
25 26 27 | Буква «Ю» и её звуки | 3 | |
28 | Развитие речи. Дорога в школу и домой | 1 | |
30 31 32 | Резервные уроки. | 3 | |
2 четверть
8 недель, 32 урока
№ | Тема Основное содержание. | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся |
33 | Повторение пройденного материала | 1 | | Работать с учебником, ориентироваться в учебнике, рассматривать рельефные иллюстрации, натуральные объекты по алгоритму. Выделять существенные признаки, сравнивать объекты, делать выводы. Составлять простейшие предложения (повторять и за учителем) по рельефной иллюстрации в учебнике раздаточным материалом (звукобуквенный анализ), работа с кассой, проговаривать свои действия. Показывать предметы, выполнять действия с предметами по заданию учителя. Участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Строить высказывания по образцу, с помощью взрослого. Обкалывать трафареты по внутреннему контуру. Раскрашивать восковыми мелками. Повторить буквы алфавита; Характеризовать звуки; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. |
34 | Звук «Ц», буквы «Ц, ц» | 1 | |
35 36 | Звук «Ч», буквы «Ч, ч» | 2 | |
37 38 | Развитие речи "Моя семья". Сочетания «ча», «чу». | 2 | |
39 | Звук «Щ», буквы «Щ, щ» | 1 | |
40 | Развитие речи "Моя любимая игрушка". Сочетания "Ща", "Щу". | 1 | |
42 | Развитие речи "Школьные принадлежности". | 1 | |
43 44 | Развитие речи "давай расскажем историю про…" | 2 | |
45 46 | Звук «Ф», буквы «ф, Ф» | 2 | |
47 | Звук «Э», буквы «э, Э» | 2 | |
48 49 | Буква «Ъ» | 2 | |
50 | Загадки. Когда это бывает? | 1 | |
51 | Мячик. | 1 | |
52 | Кошка. | 1 | |
53 | Чиж. | 1 | |
54 | Котята. | 1 | |
55 | Верный друг. | 1 | |
56 | Светофор. | 1 | |
57 58 | Я знаю алфавит! | 1 | |
59 | Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину | 1 | |
60 | Работа с текстом "Первый урок". | 1 | |
61 | Работа с текстом "Мы рисуем". | 1 | |
62 | Грибной лес. Я. Аким | 1 | |
63 | Слон Беби. По В. Дурову | 1 | |
64 | Резервный урок. | 1 | |
3 четверть
10 недель, 40 уроков
№ | Тема Основное содержание. | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся |
65 | Птичья школа. Б. Заходер | 1 | | Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. |
66 | Осенние подарки. По Н. Сладкову | 1 | |
67 | Работа с текстом "В парке". | 1 | |
68 | Падают, падают листья… М. Ивенсен | 1 | |
69 | Осенний лес. По В. Корабельникову | 1 | |
70 | Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому. | 1 | |
71 | Хозяин в доме. Д. Летнёва | 1 | |
72 | Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину | 1 | |
73 | Серый вечер. По А. Тумбасову | 1 | |
74 | Проверь себя! | 1 | |
75 | Одна буква. По А. Шибаеву | 1 | |
76 | Слоги. А Усачёв | 1 | |
77 | Дразнилка. По С. Иванову | 1 | |
78 | Черепаха. К. Чуковский | 1 | |
79 | Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз | 1 | |
80 | Кто квакает, кто крякает, а кто каркает. | 1 | |
81 | В гостях у сказки. РНС "Лиса и волк". | 1 | |
82 | РНС "Гуси и лиса". | 1 | |
83 | РНС "Лиса и козёл" | 1 | |
84 | Мышка вышла гулять. По Л. Толстому | 1 | |
85 | Литовская сказка "Волк и барабан" | 1 | |
86 | Сказка о том, как зайцы испугали серого волка" По С. Прокофьевой | 1 | |
87 | Литовская сказка "Рак и ворона" | 1 | |
88 | Казахская сказка "Заяц и черепаха" | 1 | |
89 | Мордовская сказка "Благодарный медведь" | 1 | |
90 | Якутская сказка "Как белка и заяц друг друга не узнали" Армянская сказка "Волк и ягнёнок" | 1 | |
91 | РНС "Умей обождать!" Проверь себя! | 1 | |
92 | Развитие речи "Животные рядом с нами" | 1 | |
93 | Первый снег. Я Аким Большой снег. По Э. Киселёвой | 1 | |
94 | Снежный колобок. По Н. Калининой | 1 | |
95 | Снеговик. По С. Вангели | 1 | |
96 | Воробьишкин домик. По Е. Шведеру | 1 | |
97 | Зимние картинки. Г. Галина | 1 | |
98 | Миша и Шура. Е. Самойлова | 1 | |
99 | Купили снег. Ш. Галиев | 1 | |
100 | Коньки купили не напрасно! По В. Голявкину | 1 | |
101 | РНС "Мороз и заяц" | 1 | |
102 | Литовская народная песенка "Вьюга" | 1 | |
103 | На лесной полянке. По Г. Скребицкому | 1 | |
104 | Резервный урок. | 1 | |
4 четверть
8 недель, 32 уроков
№ | Тема Основное содержание. | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся |
105 | Индийская сказка "Умная собака" | 1 | | Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. Читать текст по учебнику; Учиться пересказывать текст; Отвечать на вопросы по содержанию произведения; Работать с новыми словами. Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу; Участвовать в инсценировке; Выполнять тестовые задания. |
106 | Я домой пришла! По Э. Шиму | 1 | |
107 | РНП "Лошадка" | 1 | |
108 | Кролики. По Е. Чарушину | 1 | |
109 | Баран. В. Лифшиц | 1 | |
110 | Храбрый утёнок. По Б. Житкову | 1 | |
111 | Всё умеют сами. По Э. Шиму | 1 | |
112 | Котёнок. М. Бородицкая | 1 | |
113 | Три котёнка. По В. Сутееву | 1 | |
114 | Петушок с семьёй. По К. Ушинскому | 1 | |
115 | Работа с текстом "Упрямые козлята". | 1 | |
116 | Пёс. В. Лифшиц | 1 | |
117 | Коля заболел. По А. Митту | 1 | |
118 | Подружки рассорились. Д. Летнёва | 1 | |
119 | Вязальщик. По. В. Голявкину | 1 | |
120 | Самокат. Г. Ладонщиков | 1 | |
121 | Скамейка, прыгуны, гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой | 1 | |
122 | Торопливый ножик. По. Е. Пермяку | 1 | |
123 | Трус. По И. Бутмину | 1 | |
124 | Как я под партой сидел. По В. Голявкину | 1 | |
125 126 | Петя мечтает. Б. Заходер | 2 | |
127 128 | Мёд в кармане. По В. Витка | 2 | |
129 130 | Канавка. По В. Донниковой | 1 | |
131 | Узбекская сказка "Назло солнцу". | 1 | |
132 133 | Мостки. А. Барто | 2 | |
134 135 | Песенка обо всём. По М. Дружининой | 1 | |
136 | Резервный урок. | 1 | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова «Букварь» для 1 класса – М. «Просвещение», 2013 В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса VIII вида. – «МИПО РЕПРО», 2017 С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова «Чтение. 2 класс. Ч.1,2. VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2014 | 1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013. 2. Учебное пособие «Обучение письму и чтению по рельефно – точечной системе Л. Брайля» под научной редакцией Г. В. Никулиной – СПб.; Каро, 2006 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Низкий уровень
Учащиеся научатся:
Организовывать свое рабочее место; правильно сидеть за партой;
отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседе;
читать слова, тексты написанные шрифтом Л.Брайля (для слепых обучающихся);
рассматривать простые рельефно-графические изображения;
отвечать на вопросы учителя;
слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки, отвечать на вопросы по содержанию;
рассказывать одно стихотворение
Учащиеся получат возможность научиться:
Овладеть навыком чтения целыми словами;
рассказывать 2 коротких стихотворений наизусть, рассказывать их перед классом;
передавать главную мысль небольшого текста;
характеризовать поступки героев произведения;
принимать участие в инсценировках по сказке.
Высокий уровень
Учащиеся научатся:
Организовывать свое рабочее место; правильно сидеть за партой;
отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседе;
читать слова, предложения, тексты написанные шрифтом Л.Брайля (для слепых обучающихся);
рассматривать простые рельефно-графические изображения;
отвечать на вопросы по рисунку, рассказу;
отвечать на вопросы по картинке;
составлять небольшой рассказ по иллюстрации или на основе личного опыта;
слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки, отвечать на вопросы по содержанию;
рассказывать 2-3 небольших стихотворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
Овладеть навыком чтения целыми словами;
рассказывать 5-8 коротких стихотворений наизусть, рассказывать их перед классом;
передавать главную мысль небольшого текста;
характеризовать поступки героев произведения;
пересказывать части текста;
принимать участие в инсценировках по сказке.
Учитель:________/Маркова Т.С.