СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету чтение для 2 классов коррекционных образовательых учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету чтение для 2 классов коррекционных образовательых учреждений»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей»




ПРИНЯТО

СОГЛАСОВАНО

Утверждено

На заседании методического объединения учителей


Протокол №1 от 30.08.2018

Председатель МО

_____________

Заместителем директора по учебно-воспитательной работе


______________Е.А. Зеленцовой

Приказом директора школы

от 31.08.2018 № 113/1-од

______________Е.Д. Морозовой



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «Литературное чтение»


для 2В класса

на 2019-2020 учебный год






Учитель: Маркова Т. С.




Нижний Новгород, 2019

Пояснительная записка


Основа рабочей программы:

Рабочая программа составлена на основе   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых и слабовидящих обучающихся; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО, варианты 3.3, 4.3), утвержденной приказом от 10.11.2015 № 163/1-од; программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Vlll вида под ред. Воронковой В. В. 1 – 4 классы - М.: Просвещение, 2013.

Данная рабочая программа ориентирована на учебники:

А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова «Букварь» для 1 класса VIII вида – М.: «Просвещение», 2013.

В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса VIII вида- «МИПО РЕПРО» 2017

С. Ю. Ильина, А. К. Комарова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение» 2 класс Часть 1 – М.: «Просвещение», 2014.

Место учебного предмета «чтение» в учебном плане

Рабочая программа по русскому языку предусматривает во 2 классе – 132 часа за год (4часа в неделю) согласно Учебному плану школы-интерната на 2018-2019 учебный год.


Личностные:

  • овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками;

  • развитие любви к своей стране и городу;

  • развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия;

  • развитие эстетических чувств;

  • формирование знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям.


Предметные

  • обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в словоподражании, звукоподражании;

  • умение точно соотносить предмет слово, его обозначающее;

  • владение номинативной функцией речи, обогащение словаря (умение называть предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные проявления окружающих);

  • проявление интереса к освоению слов и простейших речевых конструкций, актуальных для жизнедеятельности;

  • умение использовать устную речь (в соответствии с индивидуальными возможностями);

  • умение читать вслух целыми словами тексты, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;

  • умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;

  • умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;

Особенности реализации общеобразовательной программы

при обучении слепых и слабовидящих учащихся с нарушением интеллекта


Реализация учебной программы обеспечивает особые образовательные потребности слепых и слабовидящих учащихся через:

  1. Постановку коррекционных задач:

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

  • овладевать навыками самостоятельной ориентировки на странице учебника, книги, (рельефных простых рисунков у слепыми) рисунков.

  1. Методические приёмы, используемые на уроках:

    • при использовании классной доски все записи учителем и учениками выполняются крупно и сопровождаются словесными комментариями;

    • сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для слабовидящих детей;

    • при рассматривании рисунков и схем учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается учащимися и для самостоятельной работы с графическими объектами и в целом постоянно уделяется внимание зрительному анализу;

    • оказывается индивидуальная помощь при ориентировке учащихся в учебнике;

    • для улучшения зрительного восприятия при необходимости применяются оптические приспособления.


  1. Коррекционную направленность каждого урока:

  • соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);

  • рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;

  • соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;

  • соблюдение требований специальной коррекционной школы к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.

  1. Соблюдение требований к организации пространства

Важным условием организации пространства, в котором обучаются слабовидящие обучающиеся, является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает:

  • определенное предметное наполнение школьных помещений (свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое);

  • соблюдение необходимого для слабовидящего обучающегося светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света и другое);

  • оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние зрительных функций слабовидящие (недостаточность уровня освещенности рабочей зоны, наличие бликов и другое), осязания, слуха;

  • определенного уровня освещенности школьных помещений;

  • определение местоположения парты в классе для слабовидящих в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога;

  • использование оптических, тифлотехнических, технических средств, в том числе и средств комфортного доступа к образованию.



При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

  • рассаживать учащихся с учётом особенности зрения;

  • непрерывная продолжительность чтения не должна превышать 10 минут;

  • при изготовлении печатных пособий использовать шрифт Arial не менее 14, печать через 1,5 интервала;

  • чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки; фронтальной и индивидуальной формы работы; теоретической и практической работы;

  • достаточное разнообразие соответствующих карточек, наглядности и пособий.

  • проводить физкультминутки;

  • использовать индивидуальные средства коррекции;

  • использовать подставку;

  • использование ТСО не более 15 минут;

  • изображение на экране должно быть качественными, ярким и контрастным;

  • расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м;

  • не допускать выключение и включение общего освещения во время просмотра видеофрагментов и просмотр в полной темноте;

  • в солнечные дни использовать жалюзи;

  • осуществлять контроль за правильной позой учащихся во время занятий.


При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

  • материал должен быть крупным, четким, контурированным (предмет на картинке должен быть обведён чёрным контуром, ширина которого не более 5 мм);

  • содержать небольшое количество деталей;

  • сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать учащимся целостный образ;

  • рельефные изображения должны быть не крупнее ладони;

  • на контрастном фоне: черно-желтый, сине-желтый, черно-белый.


Содержание учебного предмета

Обучение чтению представлено разделами:

Букварный период

В ходе букварного периода идёт работа по таким направлениям:

  • Обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами;

  • Находить место буквы в кассе;

  • Различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);

  • Устанавливать последовательность звуков в словах;

  • Правильно артикулировать звуки;

  • Читать прямые слоги с уже знакомыми буквами и постепенно усложняющиеся слова;

  • Выкладывать на линейке: знакомые буквы, открытые и закрытые слоги с ними (слова)



Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.  

Понимание читаемого

Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.    

Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.  



Календарно-тематическое планирование

Количество часов: всего 136 часов; в неделю 4 часов

1 четверть

8 недель, 32 уроков


Тема

Основное содержание.

Кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности учащихся

1

Развитие речи. «До свидания, лето!»

1


Работать с учебником, ориентироваться в учебнике, рассматривать рельефные иллюстрации, натуральные объекты по алгоритму. Выделять существенные признаки, сравнивать объекты, делать выводы.

Составлять простейшие предложения (повторять и за учителем) по рельефной иллюстрации в учебнике раздаточным материалом (звукобуквенный анализ), работа с кассой, проговаривать свои действия.

Показывать предметы, выполнять действия с предметами по заданию учителя.

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Строить высказывания по образцу, с помощью взрослого.

Обкалывать трафареты по внутреннему контуру.

Раскрашивать восковыми мелками.

Работать с учебником, ориентироваться в учебнике, рассматривать рельефные иллюстрации, натуральные объекты по алгоритму. Выделять существенные признаки, сравнивать объекты, делать выводы.

Составлять простейшие предложения (повторять и за учителем) по рельефной иллюстрации в учебнике раздаточным материалом (звукобуквенный анализ), работа с кассой, проговаривать свои действия.

Показывать предметы, выполнять действия с предметами по заданию учителя.

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Строить высказывания по образцу, с помощью взрослого.

Обкалывать трафареты по внутреннему контуру.

Раскрашивать восковыми мелками.


2

3

Звуки «В, В*», буквы «В, в»

2


4

5

Звук «Ж», буквы «Ж, ж»

2


6

Развитие речи. "Здравствуй школа!"

1


7

8

Звуки «Б, Б*», буквы «Б, б»

2


9

10

Звуки «Г,Г*», буквы «Г, г»

2


11

12

Звуки «Д, Д*», буквы «Д, д»

2


13

14

Звук «Й», буквы «Й, й»

2


15

Развитие речи. «Дом. Квартира»

1


16

17

Буква «Ь»

2


18

Гласная буква «Е» и её звуки

1


19

20

Гласная буква «Ё» и её звуки

2


21

Развитие речи. «Золотая осень»

1


22

23

24

Буква «Я» и её звуки

3


25

26

27

Буква «Ю» и её звуки

3


28

Развитие речи. Дорога в школу и домой

1


30

31

32

Резервные уроки.

3




2 четверть

8 недель, 32 урока


Тема

Основное содержание.

Кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности учащихся

33

Повторение пройденного материала

1


Работать с учебником, ориентироваться в учебнике, рассматривать рельефные иллюстрации, натуральные объекты по алгоритму. Выделять существенные признаки, сравнивать объекты, делать выводы.

Составлять простейшие предложения (повторять и за учителем) по рельефной иллюстрации в учебнике раздаточным материалом (звукобуквенный анализ), работа с кассой, проговаривать свои действия.

Показывать предметы, выполнять действия с предметами по заданию учителя.

Участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

Строить высказывания по образцу, с помощью взрослого.

Обкалывать трафареты по внутреннему контуру.

Раскрашивать восковыми мелками.

Повторить буквы алфавита;

Характеризовать звуки;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

34

Звук «Ц», буквы «Ц, ц»

1


35

36

Звук «Ч», буквы «Ч, ч»

2


37

38

Развитие речи "Моя семья". Сочетания «ча», «чу».

2


39

Звук «Щ», буквы «Щ, щ»

1


40


Развитие речи "Моя любимая игрушка". Сочетания "Ща", "Щу".

1


42

Развитие речи "Школьные принадлежности".

1


43

44

Развитие речи "давай расскажем историю про…"

2


45

46

Звук «Ф», буквы «ф, Ф»

2


47

Звук «Э», буквы «э, Э»

2


48

49

Буква «Ъ»

2


50

Загадки. Когда это бывает?

1


51

Мячик.

1


52

Кошка.

1


53

Чиж.

1


54

Котята.

1


55

Верный друг.

1


56

Светофор.

1


57

58

Я знаю алфавит!

1


59

Все куда-нибудь идут.

По В. Голявкину

1


60

Работа с текстом "Первый урок".

1


61

Работа с текстом "Мы рисуем".

1


62

Грибной лес. Я. Аким

1


63

Слон Беби. По В. Дурову

1


64

Резервный урок.

1




3 четверть

10 недель, 40 уроков


Тема

Основное содержание.

Кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности учащихся

65

Птичья школа. Б. Заходер

1


Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.











Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.






















Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.























Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.


66

Осенние подарки. По Н. Сладкову

1


67

Работа с текстом "В парке".

1


68

Падают, падают листья…

М. Ивенсен

1


69

Осенний лес. По В. Корабельникову

1


70

Всякой вещи своё место.

По К. Ушинскому.

1


71

Хозяин в доме. Д. Летнёва

1


72

Зачем дети ходят в школу?

По В. Голявкину

1


73

Серый вечер. По А. Тумбасову

1


74

Проверь себя!

1


75

Одна буква. По А. Шибаеву

1


76

Слоги. А Усачёв

1


77

Дразнилка. По С. Иванову

1


78

Черепаха. К. Чуковский

1


79

Шумный Ба-Бах. Дж. Ривз

1


80

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.

1


81

В гостях у сказки.

РНС "Лиса и волк".

1


82

РНС "Гуси и лиса".

1


83

РНС "Лиса и козёл"

1


84

Мышка вышла гулять.

По Л. Толстому


1


85

Литовская сказка "Волк и барабан"

1


86

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка" По С. Прокофьевой

1


87

Литовская сказка "Рак и ворона"

1


88

Казахская сказка "Заяц и черепаха"

1


89

Мордовская сказка "Благодарный медведь"

1


90

Якутская сказка "Как белка и заяц друг друга не узнали"

Армянская сказка "Волк и ягнёнок"

1


91

РНС "Умей обождать!"

Проверь себя!

1


92

Развитие речи "Животные рядом с нами"

1


93

Первый снег. Я Аким

Большой снег. По Э. Киселёвой

1


94

Снежный колобок.

По Н. Калининой

1


95

Снеговик. По С. Вангели

1


96

Воробьишкин домик.

По Е. Шведеру

1


97

Зимние картинки. Г. Галина

1


98

Миша и Шура. Е. Самойлова

1


99

Купили снег. Ш. Галиев

1


100

Коньки купили не напрасно!

По В. Голявкину

1


101

РНС "Мороз и заяц"

1


102

Литовская народная песенка "Вьюга"

1


103

На лесной полянке.

По Г. Скребицкому

1


104

Резервный урок.

1




4 четверть

8 недель, 32 уроков


Тема

Основное содержание.

Кол-во

часов

Дата

Основные виды деятельности учащихся

105

Индийская сказка "Умная собака"

1


Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.






Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.
























Читать текст по учебнику;

Учиться пересказывать текст;

Отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Работать с новыми словами.

Пересказывать понравившийся рассказ, выполнять иллюстрации к рассказу;

Участвовать в инсценировке;

Выполнять тестовые задания.

106

Я домой пришла! По Э. Шиму

1


107

РНП "Лошадка"

1


108

Кролики. По Е. Чарушину

1


109

Баран. В. Лифшиц

1


110

Храбрый утёнок. По Б. Житкову

1


111

Всё умеют сами. По Э. Шиму

1


112

Котёнок. М. Бородицкая

1


113

Три котёнка. По В. Сутееву

1


114

Петушок с семьёй. По К. Ушинскому

1


115

Работа с текстом "Упрямые козлята".

1


116

Пёс. В. Лифшиц

1


117

Коля заболел. По А. Митту

1


118

Подружки рассорились. Д. Летнёва

1


119

Вязальщик. По. В. Голявкину

1


120

Самокат. Г. Ладонщиков

1


121

Скамейка, прыгуны, гвоздики и Алик. По Э. Киселёвой

1


122

Торопливый ножик. По. Е. Пермяку

1


123

Трус. По И. Бутмину

1


124

Как я под партой сидел.

По В. Голявкину

1


125

126

Петя мечтает. Б. Заходер

2


127

128

Мёд в кармане. По В. Витка

2


129

130

Канавка. По В. Донниковой

1


131

Узбекская сказка "Назло солнцу".

1


132

133

Мостки. А. Барто

2


134

135

Песенка обо всём. По М. Дружининой

1


136



Резервный урок.

1





Перечень учебно-методического обеспечения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова «Букварь» для 1 класса – М. «Просвещение», 2013

В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса VIII вида. – «МИПО РЕПРО», 2017

С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова «Чтение. 2 класс. Ч.1,2. VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2014

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013.

2. Учебное пособие «Обучение письму и чтению по рельефно – точечной системе Л. Брайля» под научной редакцией Г. В. Никулиной – СПб.; Каро, 2006



Планируемые результаты изучения учебного предмета

Низкий уровень

Учащиеся научатся:

  • Организовывать свое рабочее место; правильно сидеть за партой;

  • отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседе;

  • читать слова, тексты написанные шрифтом Л.Брайля (для слепых обучающихся);

  • рассматривать простые рельефно-графические изображения;

  • отвечать на вопросы учителя;

  • слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки, отвечать на вопросы по содержанию;

  • рассказывать одно стихотворение


Учащиеся получат возможность научиться:

  • Овладеть навыком чтения целыми словами;

  • рассказывать 2 коротких стихотворений наизусть, рассказывать их перед классом;

  • передавать главную мысль небольшого текста;

  • характеризовать поступки героев произведения;

  • принимать участие в инсценировках по сказке.


Высокий уровень

Учащиеся научатся:

  • Организовывать свое рабочее место; правильно сидеть за партой;

  • отвечать на вопросы учителя, участвовать в беседе;

  • читать слова, предложения, тексты написанные шрифтом Л.Брайля (для слепых обучающихся);

  • рассматривать простые рельефно-графические изображения;

  • отвечать на вопросы по рисунку, рассказу;

  • отвечать на вопросы по картинке;

  • составлять небольшой рассказ по иллюстрации или на основе личного опыта;

  • слушать небольшие сказки, рассказы, стихотворения, загадки, отвечать на вопросы по содержанию;

  • рассказывать 2-3 небольших стихотворения.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • Овладеть навыком чтения целыми словами;

  • рассказывать 5-8 коротких стихотворений наизусть, рассказывать их перед классом;

  • передавать главную мысль небольшого текста;

  • характеризовать поступки героев произведения;

  • пересказывать части текста;

  • принимать участие в инсценировках по сказке.




Учитель:________/Маркова Т.С.