«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат г. Кольчугино»
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
№ | тема | кол- во часов | дата по плану | дата по факту | основные виды учебной деятельности | виды контроля |
I четверть (17 ч) |
| Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | | | | |
| Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. | 2 | 01.09. 05.09. | | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | Текущий контроль. |
| Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. | 2 | 08.09. 12.09. | |
| Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. | 2 | 15.09. 19.09. | |
| Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. | 2 | 22.09. 26.09. | |
| Формирование и укрепление мышечного корсета | | | | |
9 | Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. | 1 | 29.09. | | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз. | Текущий контроль. |
10 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. | 1 | 03.10. | |
11 | Упражнения с предметами и без них. | 1 | 06.10. | |
| Коррекция и развитие сенсорной системы | 6 ч. | | | |
| Игра: «Дунем раз…» | 1 | 10.10. | | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | Текущий контроль.
|
| Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | 2 | 13.10. 17.10. | |
| Разучивание игр на совершенствование сенсорного развития. | 3 | 20.10. 24.10. 27.10. | |
II четверть (15 ч) |
| Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | 7 ч. | | | |
| Знакомство с ходьбой с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). | 2 | 07.11. 10.11. | | Выполнять упражнения по показу учителя. Развитие координации и равновесия. | Текущий контроль.
|
| Упражнения с предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку. | 1 | 14.11. | |
| Обучение специальным упражнениям в вытяжении и само- вытяжении. | 2 | 17.11. 21.11. | |
| Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка - Сова». | 2 | 24.11. 28.11. | |
| Формирование и укрепление мышечного корсета. | | | | |
| Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника и суставов при помощи фитболов, больших мячей. | 2 | 01.12. 05.12. | | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаза | Текущий контроль. |
| Обучение комплексу упражнений с малым мячом для профилактики миопии. | 1 | 08.12. | |
Развитие точности движений пространственной ориентировки | 5 ч. | |
| Ходьба по различным предметам, передвижение боком. | 1 | 12.12. | | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канате, по гимнастической стенке; Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). | Текущий контроль. |
| Игры: «Зоопарк», «Собери шишки». | 1 | 15.12. | |
| Право, лево. Направо, налево. | 1 | 19.12. | |
| Впереди, сзади, рядом. | 1 | 22.12. | |
| Перешагивание предметов | 1 | 26.12. | | Выполнять ходьбу, перешагивая предметы. | Текущий контроль. |
III четверть (20 ч) |
| Формирование и укрепление мышечного корсета. | | |
| Упражнения для увеличения гибкости и подвижности позвоночника. | 2 | 12.01. 16.01. | | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. | Текущий контроль. |
| Упражнения для офп | 2 | 19.01. 23.01. | |
| Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | | |
| Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | 2 | 26.01. 30.01. | | Развивать координацию, равновесие, ловкость. | Текущий контроль. |
| Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | 2 | 02.02. 06.02. | |
| Упражнение «Змея», «Ящерица», «Кошка» | 2 | 09.02. 13.02. | |
| Развитие точности движений пространственной ориентировки | | |
| Ходьба по залу. | 1 | 16.02. | | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке; Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). |
Текущий контроль. |
| Ходьба по залу и линиям с изменением направления по сигналу учителя. | 2 | 20.02. 27.02. | |
| Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. | 1 | 02.03. | |
| Ходьба по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. | 1 | 06.03. | | Текущий контроль. |
| Ходьба приставным шагом. | 1 | 09.03. | |
| Ходьба с подниманием бедра. | 1 | 13.03. | |
| Ходьба на носках с закрытыми глазами. | 1 | 16.03. | |
| Упражнение «Аист» | 1 | 20.03. | | | |
| Ходьба с перешагиванием препятствий. | 1 | 23.03. | | Выполнять ходьбу, перешагивая препятствия. | Текущий контроль. |
IV четверть (15 ч) |
| Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | | |
| Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | 1 | 03.04. | | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. | Текущий контроль. |
| Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | 2 | 06.04. 10.04. | |
| Упражнение «Птичка», «Веточка» | 1 | 13.04. | |
| Коррекция и развитие сенсорной системы | | |
| Упражнения с различными предметами. | 2 | 17.04. 20.04. | | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. | Текущий контроль. |
| Упражнения с мячами – ёжиками. | 2 | 24.04. 27.04. | |
| Упражнения с различными малыми мячами | 2 | 04.05. 08.05. | |
| Упражнения с гимнастическим мячом. | 1 | 11.05. | |
Текущий контроль. |
| Игра с кеглями и мячом | 1 | 15.05. | |
| Упражнение с кольцами. | 2 | 18.05. 22.05. | |
| Игры с мячом | 1 | 25.05. | |
| Игры с мячом | 1 | 30.05. | | Учить ловить и бросать мяч. | Текущий контроль. |
- С. С. Зиянгиярова «Программно- методическое обеспечение 3-го урока физической культуры (ЛФК) для учащихся 1 – 5 классов «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната 8 вида». – П,:КЦФКиЗ, 2010 – 66с.
- Похлебкин В. П. «Уроки здоровья» : Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.:Просвещение,1992.
- Шмаков С. А. «Игры, развивающие психические качества личности школьника: Методическое пособие. – М.:ЦГЛ, 2004
- Ковалько В. И. «Здоровье сберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО, 2004.
- Заикина Е. «Быть здоровым непросто»: Формирование культуры здоровья у старшеклассников / Елена Заикина. – М.: Чистые пруды,2008
- «Методика занятий по лечебной физкультуре в коррекционной школе» Селезнёва Л. И., учитель ЛФК государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы № 9 г. Новороссийска