Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №1 города Кунгура
УТВЕРЖДАЮ Директор __________________ И.И.Буданова Рассмотрена и согласована на заседании МО учителей эстетического и физического развития Протокол №1 от 29 августа 2017 г. | ПРИНЯТА педагогическим советом протокол №1 от 30 августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
для 7 классов
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Н.Н.Петухов,
Учитель физической культуры МАОУ лицей №1
Пояснительная записка
Программа по физической культуре разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-9классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)
Для более качественного освоения предметного содержания предмета физическая культура образовательный процесс подразделяются на три типа: с образовательно – познавательной, образовательно – предметной и образовательно – тренировочной направленностью:
образовательно – познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее изученного учебного материала;
образовательно – предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, спортивных игр, лыжной и конькобежной подготовки;
образовательно – тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих уроках, формируются представления о физической подготовке и физических качествах, обучают способам регулирования физической нагрузки, способам контроля ее влияния на развитие систем организма.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.
Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану МАОУ лицей №1, для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» в 7 классе отводится 70 часов в год (2 часов в неделю).
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам физической культуры;
понимание роли физической культуры и спорта в жизни человека;
активное общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
умение проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
стремление оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и
одноклассников;
понимание причин успеха в учебе.
Метапредметные результаты:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
Раздел 1: Физкультурно-оздоровительная деятельность
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения пеших туристических походов.
Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие систем организма.
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.
Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания, планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и дозировка), самомассаж, релаксация (общие представления).
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения.
Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой системы и т.п.).
Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития физической подготовленности).
Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).
Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Раздел 2: «Спортивно-оздоровительная деятельность»
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов.
Понятие общей и специальной физической подготовки, спортивно-оздоровительной тренировки.
Техника двигательных действий (физических упражнений), ее связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Основы обучения движениям и контроль за техникой их выполнения.
Физические качества и их связь с физической подготовленностью человека, основы развития и тестирования.
Правила составления занятий и системы занятий спортивно-оздоровительной тренировкой (на примере одного из видов спорта), соблюдения режимов физической нагрузки, профилактики травматизма и оказания до врачебной помощи.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.
Правила спортивных соревнований и их назначение (на примере одного из видов спорта)
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью.
Легкоатлетические упражнения. Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег («спринтерский»; «эстафетный»; «кроссовый»).
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега способом «перешагивание»).
Метания малого мяча: на дальность с разбега, из положения сидя, стоя на колене, лежа на спине; по неподвижной и подвижной мишени с места и разбега.
Упражнения лыжной подготовки. Передвижение лыжными ходами (попеременным двухшажным; одновременным безшажным; одновременным двухшажным).
Повороты на месте (махом через лыжу вперед и через лыжу назад), в движении («переступанием»), при спусках («упором», «полуплугом»).
Подъемы («полуелочкой»; «елочкой») и торможение («плугом»; «упором»), спуски в низкой и основной стойке (по прямой и наискось).
Преодоление небольшого трамплина на отлогом склоне.
Спортивные игры.
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам.
Развитие физических качеств. Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Специализированные полосы препятствий.
Способы спортивно-оздоровительной деятельности.
Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта).
Наблюдения за режимами физической нагрузки во время занятий спортивно-оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикой физической подготовленности в системе тренировочных занятий (на примере одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Физическая культура» выпускник основной школы должен:
знать/понимать
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Примерное распределение программного материала
Разделы программы | Количество часов |
Знания о физической культуре (История физической культуры. Физическая культура и спорт в современном обществе. Базовые понятия физической культуры. Физическая культура человека.) | В процессе урока |
Способы физкультурной деятельности |
Организация и проведение занятий физической культурой | В процессе урока |
Оценка эффективности занятий физической культурой |
Физическое совершенствование |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | В процессе урока |
Спортивно-оздоровительная деятельность |
Легкая атлетика | 20 часов |
ОФП | 16 часов |
Лыжная и конькобежная подготовка | 20 часов |
Спортивные игры | 14 часов |
Всего часов | 70 часов |
Тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Формируемые УУД |
1 | I четверть Основы знаний | Техника безопасности на уроках физической культуры | Первичный инструктаж на рабочем месте по технике безопасности. Инструктаж по л/а. Понятие об утомлении и переутомлении. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. | Знать требования инструкций. Устный опрос | | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. |
2. | Легкая атлетика | Бег 300 метров. | Комплекс ОРУ Специально беговые упражнения. | Уметь демонстрировать технику низкого старта | текущий |
3-4 | Л/атлетика | Кроссовая подготовка | ОРУ в движении. СУ. Специальные беговые упражнения. Высокий старт и скоростной бег до 50 метров ( 2 серии). | Уметь демонстрировать технику низкого старта | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений. |
5-6 | Л/атлетика | Прыжки в длину с места. Упражнения на пресс | Прыжки с места и с разбега – доставать подвешенные предметы, ветки рукой, головой. Прыжки в длину с места – на результат. | Уметь демонстрировать технику прыжка в длину с места. | Текущий |
7-8 | Л/атлетика | Развитие скоростных качеств. Бег 60 метров. | Специальные беговые упражнения. Скоростной бег .до 40 метров. Бег 60 метров – на результат. | Уметь демонстрировать стартовый разгон | | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. |
9-10 | Л/атлетика | Специальные упражнения бегуна. Полоса препятствий | Комплекс ОРУ. Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением (30 – 60 м) с максимальной скоростью. Старты из различных И. П. Максимально быстрый бег на месте (сериями по 15 20с) Учебная игра. | Уметь демонстрировать скоростную выносливость | текущий |
11-12 | Л/атлетика | Круговая эстафета | Специальные беговые упражнения. Бег с ускорением 2 – 3 серии по 20 – 40 метров. | Уметь демонстрировать скоростную выносливость | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. |
13-14 | Л/атлетика | Челночный бег 4 ×6 метров | Специальные беговые упражнения.. | Уметь демонстрировать скоростную выносливость | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: применять беговые упражнения для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений. |
15-16 | ОФП | Круговая тренировка | Дыхательные упражнения. Упражнения на гибкость. Прыжки со скакалкой. Эстафеты. Упражнения на гибкость. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать выполнение передачи эстафетной палочки. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения бега на выносливость по дистанции. |
17-18 | ОФП | Подтягивание | ОРУ комплекс с гимнастическими палками. Совершенствование упражнений в висах и упорах: мальчики – а) упражнение на средней и низкой перекладине: переворот вперед и соскок махом назад; б) упражнения на высокой перекладине: махи и перемахи; вис согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе и вис на согнутых руках; поднимание прямых ног в висе. Девочки – упражнения на низкой перекладине: смешанные висы; подтягивание из виса лежа. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: включать упражнения на подтягивание в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вис и упор на перекладине К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений на подтягивание |
19-20 | II четверть Волейбол | Верхний и нижний прием мяча | ОРУ. Специальные беговые упражнения. Нижняя прямая подача мяча: подача мяча в стену; подача мяча в парах - через ширину площадки с последующим приемом мяча; через сетку с расстояния 3 – 6 м. Подвижная игра «Подай и попади». | Корректировка техники выполнения упражнений Дозировка индивидуальная | текущий | Р.: применять правила подбора одежды для занятий волейболом П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий. |
21-22 | Волейбол | Верхняя и нижняя подача мяча | ОРУ. Верхняя прямая и нижняя подача. Подвижные игры: «Бомбардиры», « По наземной мишени».Учебная игра. | Уметь демонстрировать технику. | текущий | Р.: использовать игровые действия волейбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. |
23-24 | Волейбол | Передача, броски. Выполнение 2-х шагов при броске. | ОРУ. Разбег, прыжок и отталкивание (шаги по разметке, длина разбега 2 -4 м (3 шага); имитация замаха и удара кистью по мячу; бросок теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега; Подвижные игры: «Бомбардиры», « По наземной мишени».Учебная игра. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий |
25-26 | Волейбол | Развитие координационных способностей. | ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Нижняя подача мяча. Игровые задания с ограниченным числом игроков (2 : 2, 3 : 2, 3 : 3) и на укороченных площадках. Учебная игра. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: выполнять правила игры. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий. |
27-28 | Волейбол | Тактика игры. | ОРУ на локальное развитие мышц туловища. Прием и передача. Нижняя подача мяча. Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0). Броски набивного мяча через голову в парах. Прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой. Учебная игра. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать игровые действия волейбола для развития физических качеств. П.: моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуаций и условий. К.: соблюдать правила безопасности. |
29-30 | Волейбол | Освоение техники приема мяча Учебная игра | Разминка. Совершенствовать технику передачи мяча в парах: - две-три передачи мяча над собой и передача партнеру; - передвигаясь приставными шагами по длине игровой площадки. Последнее упражнение провести в форме соревнований (какая пара не допустит потери мяча). | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий |
31-32 | Волейбол | Освоение техники приема мяча Учебная игра | Совершенствовать технику приема мяча снизу двумя руками: - в парах - прием мяча снизу и передача партнеру сверху двумя руками. Двусторонняя учебная игра | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать игру волейбол в организации активного отдыха. П.: моделировать технику игровых действий и приемов. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения технический действий |
33-34 | III четверть Лыжная подготовка | Развитие техники лыжных ходов | Основные требования к одежде и обуви , правила поведения на уроках лыжной подготовки. Учить попеременному двухшажному ходу с палками | Уметь двигаться на лыжах координация движений. | текущий | Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке. П.: давать оценку погодным условиям и подготовке к уроку на свежем воздухе. К.: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
35-36 | Лыжная подготовка | Развитие техники лыжных ходов | ОРУ Учить попеременному двухшажному ходу с палками | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
37-38 | Лыжная подготовка | Развитие силовых способностей | ОРУ Учить попеременному двухшажному ходу с палками. Бег на лыжах с палками 3км. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
39-40 | Лыжная подготовка | Развитие координационных способностей | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Совершенствовать координацию работы рук ног при попеременном двухшажном ходе с палками. Техника одновременного двухшажного хода. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы. К.: Соблюдать правила безопасности. |
41-42 | Лыжная подготовка | Развитие скоростно-силовых способностей. | ОРУ, Передвигаться на лыжах до 2км. Закрепить технику одновременного двухшажного хода, катание с горок. | Корректировка техники выполнения упражнений. Дозировка индивидуальная | текущий | Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке. П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
43-44 | Лыжная подготовка | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | На учебном круге совершенствование техники попеременного двухшажного хода Зачёт 3 км ,повороты переступанием в конце спуска. | Дозировка индивидуальная | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: моделировать способы передвижения на лыжах в зависимости от особенностей лыжной трассы. К.: Соблюдать правила безопасности. |
45-46 | Лыжная подготовка | Стойки и передвижения, повороты, остановки. | На учебном круге совершенствование техники попеременного двухшажного хода Зачёт 3 км ,повороты переступанием в конце спуска. | Дозировка индивидуальная | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
47-48 | Лыжная подготовка | Совершенствование техники преодоления спусков, подъемов | Склон средней крутизны. Повторение спуска в основной, низкой, высокой стойке. Повторение подъемов «елочкой», «лесенкой». Торможение «плугом», «упором». | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: применять правила подбора одежды для занятий по лыжной подготовке. П.: контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
49-50 | Лыжная подготовка | Техника лыжных ходов. | ОРУ. Совершенствовать попеременного одновременного лыжного хода. Пройти дистанцию 2,5км со средней скоростью. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
51-52 | Лыжная подготовка | Прохождение дистанции до 3 км. Развитие выносливости. | Равномерное передвижение по дистанции, соблюдая правила техники безопасности при передвижении группой. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: использовать передвижение на лыжах в организации активного отдыха. П.: применять передвижения на лыжах для развития физических качеств. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники передвижения на лыжах. |
53-54 | IV четверть Л/атлетика | Овладение техникой спринтерского бега. | ОРУ с развитие двигательных качеств. Специальные упражнения бегуна, бег на месте с высоким подниманием бедра | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности. |
55-56 | ОФП | ОРУ Развитие выносливости | ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Бег в равномерном темпе до 12 мин. С.У.метателя, бег с ускорением | Корректировка техники выполнения упражнений. | текущий | Р.: применять упражнения малого мяча для развития физических качеств. П.: демонстрировать выполнение метания малого мяча. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча. |
57-58 | ОФП | ОРУ Развитие скоростно-силовых качеств | ОРУ Строевые упр.Высокий старт и стартовый разгон до 15м.,бег с ускорением 2на30м.,прыжки в длину с места, прыжки со скакалкой. | Корректировка техники выполнения упражнений. | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности. |
59-60 | ОФП | ОРУ с предметами. Развитие силовых качеств. | ОРУ переменный бег 50-100-200. прыжки в длину с 5-7беговых шагов. Метание малых мячей, эстафеты и подвижные игры, бег на месте с высоким подниманием бедра, напрыгивание на предметы любой высоты. | Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход | текущий | Р.: применять упражнения малого мяча для развития физических качеств. П.: демонстрировать выполнение метания малого мяча. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча. |
61-62 | Л/атлетика | ОРУ Развитие координационных способностей | Упражнения для рук и плечевого пояса. К. прыжки в длину с места, метание малых мячей с трёх шагов разбега на дальность. прыжки со скакалкой, подъём туловища из положения лёжа. | Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход | текущий | Р.: применять упражнения малого мяча для развития физических качеств. П.: демонстрировать выполнение метания малого мяча. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча. |
63-64 | ОФП | Развитие кондиционных и координационных способностей. | ОРУ. СУ. Бег с ускорениями «сериями» на 20, 30, 60м. Прыжки через скакалку на одной и двух ногах. Учебная игра. | Проверка уровня физ. Подготовки. | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности. |
65-66 | ОФП | Развитие двигательных качеств | 1.Специальные упражнения метателя. 2.Эстафеты,подвижные и спортивные игры. 3.подтягивание.ОРУ. | Корректировка техники выполнения упражнений. Индивидуальный подход | текущий | Р.: применять упражнения малого мяча для развития физических качеств. П.: демонстрировать выполнение метания малого мяча. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча. |
67-68 | ОФП | ОРУ | ОРУ комплекс с гимнастическими палками. Прыжки «змейкой» через скамейку. Броски набивного мяча до 2 кг. | Уметь демонстрировать комплекс акробатических упражнений. | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений |
69-70 | Л/атлетика | Проверка уровня физ подготовки | ОРУ комплекс подтягивание в висе и вис на согнутых руках; поднимание прямых ног в висе. Челночный бег 3по10м. Подъём туловища из положения лёжа за 30 сек. | Корректировка техники выполнения упражнений | текущий | Р.: включать беговые упражнения в различные формы занятий физической культурой. П.: демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений. К.: соблюдать правила безопасности. |
Система оценивания и контроля
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.
Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (в старших классах – за полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим физической подготовки учащихся:
1. Знания
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
За ответ, в котором: | За тот же ответ, если: | За ответ, в котором: | За непонимание и: |
Учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала; логично его излагает, используя в деятельности. | В нём содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки. | Отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. | Не знание материала программы. |
2. Техника владения двигательными умениями и навыками
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений, комбинированный метод.
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
За выполнение, в котором: | За тоже выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный норматив. | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях. | Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
3. Владение способами и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Учащийся умеет: - самостоятельно организовать место занятий; -подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; - контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги. | Учащийся: - организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; - допускает незначительные ошибки в подборе средств; - контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги. | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов. | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов. |
4. Уровень физической подготовленности учащихся
Оценка «5» | Оценка «4» | Оценка «3» | Оценка «2» |
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, которая отвечает требованиям государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях физической подготовленности за определённый период времени. | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности и достаточному темпу прироста. | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности и незначительному приросту. | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности. |
Уровень физической подготовленности учащихся 12 -14 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольные упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень |
мальчики | девочки |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1 | Скоростные | Бег 30м, с | 13 14 15 | 5,9 5,8 5,5 | 5,6-5,2 5,5-5,1 5,3-4,9 | 4,8 4,7 4,5 | 6,3 6,1 6,0 | 6,2-5,5 5,9-5,4 5,8-5,3 | 5,0 4,9 4,9 |
2 | Координационные | Челночный бег 3х10м, с | 13 14 15 | 9,3 9,0 8,6 | 9,0-8,6 8,7-8,3 8,4-8,0 | 8,3 8,0 7,7 | 10,0 9,9 9,7 | 9,5-9,0 9,4-9,0 9,3-8,8 | 8,7 8,6 8,5 |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 13 14 15 | 150 160 175 | 170-190 180-195 190-205 | 205 210 220 | 140 145 155 | 160-180 160-180 165-185 | 200 200 205 |
4 | Выносливость | 6-мин. бег, м | 13 14 15 | 1000 050 1100 | 1150-1250 1200-1300 1250-1350 | 1400 1450 1500 | 800 850 900 | 950-1100 1000-1150 1050-1200 | 1200 1250 1300 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из положения стоя, см | 13 14 15 | 2 3 4 | 5—7 7—9 8—10 | 9 11 12 | 7 7 | 10—12 12—14 12—14 | 18 20 20 |
Критерии и нормы оценок по физической культуре
учащихся 7 классов
Класс | Контрольные упражнения | ПОКАЗАТЕЛИ |
Учащиеся | Мальчики | Девочки |
Оценка | “5” | “4” | “3” | “5” | “4” | “3” |
8 | Челночный бег 4x9 м, сек | 9,6 | 10,1 | 10,6 | 10,0 | 10,4 | 11,2 |
8 | Бег 30 м, секунд | 4,8 | 5,1 | 5,4 | 5,1 | 5,6 | 6,0 |
8 | Бег 1000 м, мин | 3,50 | 4,20 | 4,50 | 4,20 | 4,50 | 5,15 |
8 | Бег 60 м, секунд | 9,0 | 9,7 | 10,5 | 9,7 | 10,4 | 10,8 |
8 | Бег 2000 м, мин | 9,00 | 9,45 | 10,30 | 10,50 | 12,30 | 13,20 |
8 | Прыжки в длину с места | 190 | 180 | 165 | 175 | 165 | 156 |
8 | Подтягивание на высокой перекладине | 10 | 8 | 5 | | | |
8 | Сгибание и разгибание рук в упоре | 25 | 20 | 15 | 19 | 13 | 9 |
8 | Наклоны вперед из положения сидя | 12 | 8 | 5 | 18 | 15 | 10 |
8 | Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа | 48 | 43 | 38 | 38 | 33 | 25 |
8 | Прыжок на скакалке, 25 сек, раз | 56 | 54 | 52 | 62 | 60 | 58 |
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определённую трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий даёт основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учётом общих оценок по разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
1. Учебник "Физическая культура 5-7 класс , под ред. Виленского М.Я. Просвещение, 2012
2. Учебник "Физическая культура 8-9, Лях В.И., Маслов М.В. Просвещение, 2012
Для учителя:
1. Стандарт основного общего образования по физической культуре.
2. Примерные программы по физической культуре. 5 - 9 классы. – М.: Просвещение, 2011 год.
3. Авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2010 год).
4. В.И.Лях. Физическая культура. Рабочие программы. (Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха. 5-9 классы, М.: Просвещение, 2016)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
1 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
1.1 | Щит баскетбольный игровой | Д | |
1.2 | Стенка гимнастическая | Г | |
1.3 | Скамейки гимнастические | Г | |
1.4 | Стойки волейбольные | Д | |
1.5 | Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола | Д | |
1.6 | Перекладина гимнастическая пристенная | Д | |
1.7 | Обручи гимнастические | Г | |
1.8 | Комплект матов гимнастических | Г | |
1.9 | Перекладина навесная универсальная | Д | |
1.10 | Набор для подвижных игр | К | |
1.11 | Лыжный комплект | К | |
1.12 | Аптечка медицинская | Д | |
1.13 | Стол для настольного тенниса | Д | |
1.14 | Комплект для настольного тенниса | Г | |
1.15 | Мячи футбольные | Г | |
1.16 | Мячи баскетбольные | Г | |
1.17 | Мячи волейбольные | Г | |
1.18 | Сетка волейбольная | Д | |
1.19 | Оборудование полосы препятствий | Д | |
2 | Спортивные залы (кабинеты) |
2.1 | Спортивный зал игровой | С раздевалками для мальчиков и девочек |
2.2 | Кабинет учителя | Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
2.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи, контейнеры |
3 | Стадион (площадка) |
3.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
3.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
3.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
3.4 | Гимнастический городок | Д | |
3.5 | Полоса препятствий | Д | |