Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, рабочей программы А.В.Пёрышкина, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник «Физика. 7класс». ( Москва, «Дрофа», 2015г.).
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование УМК: учебник «Физика.7класс», А.В.Пёрышкин, (Москва, «Дрофа», 2018г), «Тесты по физике» 7 класс, А.В.Чеботарёва, (Москва, «Экзамен»,2015г»), «Сборник вопросов и задач по физике». 7класс.А.Е.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский (Москва. «Дрофа», 2016г), включённых в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством Образования и Науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Согласно учебному плану учреждения на реализацию этой программы отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Срок реализации рабочей учебной программы 2019-2020 учебный год.
1 Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
понимать смысл физических терминов: тело, вещество, материя;
проводить наблюдения физических явлений, измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
определять цену деления шкалы прибора с учётом погрешности измерения;
понимать и объяснять физические явления: механическое движение, инерция, всемирное тяготение; равномерное и неравномерное движение,
измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объём, плотность, равнодействующую двух сил;
владеть экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления;
находить связь между силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путём, плотности тела с его массой и объёмом, силой тяжести и весом тела;
переводить физические величины из внесистемных в СИ и наоборот;
понимать принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасного их использования;
понимать и объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
экспериментальным методам исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
понимать смысл основных физических законов и применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и научится способам обеспечения безопасности при их использовании;
разнообразным способам выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
самостоятельно приобретать новые знания, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
использовать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации из различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развивать монологическую и диалогическую речь, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Обучающийся получит возможность научиться:
приемам действий в нестандартных ситуациях, эвристическим методам решения проблем;
работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества,
уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Обучающийся получит возможность для формирования:
готовности к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями
мотивации образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
2 Содержание учебного предмета.
Введение (4ч)
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора».
Первоначальные сведения о строении вещества (6ч).
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах., жидкостях и твёрдых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твёрдых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа №2. «Определение размеров малых тел».
Взаимодействие тел (23ч).
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела . Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Лабораторная работа № 3.«Измерение массы тела на рычажных весах».
Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела».
Лабораторная работа №5.«Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа №6.«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (20ч).
Давление. Давление твёрдых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторная работа №8. « Определение выталкивающей силы»
Лабораторная работа №9. «Выяснения условия плавания тела в жидкости»
Работа и мощность. Энергия. (14ч).
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторная работа №10. « Выяснение условия равновесия рычага»
Лабораторная работа №11. «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»
Резервное время. (1ч).
3 Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов | Общее количество часов на изучение | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Введение. | 4 | - | 1 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества. | 6 | - | 1 |
3 | Взаимодействие твердых тел. | 23 | 2 | 5 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 20 | 2 | 2 |
5 | Работа и мощность. Энергия. | 14 | 1 | 2 |
6 | Резервное время. | 1 | - | - |
| Итого | 68 | 5 | 11 |
| | | | |
Календарно - тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения тем | Фактические сроки | Примечание |
Тема №1. Введение (4 часа) |
1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | | | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | | | |
3 | Лабораторная работа №1. " Определение цены деления измерительного прибора" | | | |
4 | Физика и техника. | | | |
Тема №2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) |
5 | Строение вещества. Молекулы. | | | |
6 | Лабораторная работа №2. " Измерение размеров малых тел" | | | |
7 | Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | | | |
8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | | | |
9 | Агрегатные состояния вещества. | | | |
10 | Повторение и обобщение темы: "Первоначальные сведения о строении вещества " | | | |
Тема №3. Взаимодействие тел (23 часа) |
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | | | |
12 | Скорость. Единицы скорости. Расчёт пути и времени движения. | | | |
13 | Инерция. Решение задач на равномерное движение. | | | |
14 | Взаимодействие тел. | | | |
15 | Масса. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | | | |
16 | Лабораторная работа №3. " Измерение массы тела на рычажных весах" | | | |
17 | Плотность вещества | | | |
18 | Лабораторная работа №4. " Измерение объема твердого тела" | | | |
19 | Расчет массы и объема тела по его плотности | | | |
20 | Лабораторная работа №5. " Определение плотности твердого тела" | | | |
21 | Решение задач по темам «Масса», «Плотность вещества" | | | |
22 | Повторение темы "Механическое движение. Масса. Плотность вещества." | | | |
23 | Контрольная работа №1. "Механическое движение. Масса. Плотность вещества." | | | |
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | | | |
25 | Сила упругости. Закон Гука. | | | |
26 | Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. | | | |
27 | Динамометр. Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины" | | | |
28 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | | | |
29 | Лабораторная работа №7 "Измерение силы трения с помощью динамометра" | | | |
30 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. | | | |
31 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. | | | |
32 | Повторение темы "Взаимодействие тел." | | | |
33 | Контрольная работа №2. "Взаимодействие тел." | | | |
Тема №4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 час) |
34 | Давление. Единицы давления. | | | |
35 | Способы уменьшения и увеличения давления. | | | |
36 | Давление газа. | | | |
37 | Передача давления жидкостями и газами. | | | |
38 | Давление в жидкости и газе. | | | |
39 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | | | |
40 | Решение задач на расчет давления. | | | |
41 | Контрольная работа №3. "Давление твердых тел." | | | |
42 | Сообщающиеся сосуды. | | | |
43 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | | | |
44 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | | |
45 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | | | |
46 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | | | |
47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | | | |
48 | Закон Архимеда. | | | |
49 | Лабораторная работа №8 "Измерениевыталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело." | | | |
50 | Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание. | | | |
51 | Лабораторная работа №9 "Выяснение условий плавания тела в жидкости" | | | |
52 | Повторение темы: "Архимедова сила" | | | |
53 | Контрольная работа №4. "Плавание тел. Воздухоплавание." | | | |
Тема №5. Работа и мощность. Энергия. (13 часов) |
54 | Механическая работа. Единицы работы. | | | |
55 | Мощность. Единицы мощности. | | | |
56 | Решение задач на работу и мощность. | | | |
57 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | | | |
58 | Момент силы. Рычаги в технике, быту, природе. | | | |
59 | Лабораторная работа №10 "Выяснение условия равновесия рычага." | | | |
60 | Применение условия равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. "Золотое правило" механики. | | | |
61 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | | | |
62 | КПД механизма. | | | |
63 | Лабораторная работа №11 "Определение КПД наклонной плоскости." | | | |
64 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии. | | | |
65 | Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия." | | | |
66 | Контрольная работа №5 "Работа и мощность. Энергия" | | | |
67 | Зачет по теме: " Работа и мощность. Энергия" | | | |
Тема №6. Резервное время (1 час) |
68 | Повторение курса физики 7 класс. | | | |
| | | | |
| | | | |
11