ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ГЕОГРАФИЯ»
для обучающейся на дому, имеющей нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 «Б» класса
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
географии
БОБРОВОЙ А.А.
Высшая квалификационная категория
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897 с изменениями, основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска, рабочей программы по географии ООО ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска. Рабочая программа для надомного обучения адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития и НОДА.
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «География» отводится в 5 классе 34 часа. Из них 17 часов изучается в классе и 17 часов отводится на самостоятельное изучение (по 0,5 часа в неделю).
Программа ориентирована на учебник: И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс - М.: Дрофа, 2016
Общая характеристика предмета
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку. Учащиеся приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование местности проживания. Данные знания будут необходимы в дальнейшем при освоении курса географии.
Основными целями курса являются:
1. знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с географической картой, с взаимодействием природы и человека;
2. формирование целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности.
3. формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
При изучении курса решаются следующие задачи:
1. знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
2. формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Коррекционно-развивающие цели:
- Коррекция внимания
Формировать навыки самоконтроля.
Воспитывать целенаправленность внимания.
Развивать быстрое переключение внимания.
Учить распределению внимания.
Развивать силу внимания.
Увеличивать объем внимания.
Воспитывать устойчивое внимание.
Коррекция мышления:
Развивать умение делать словесно-логические обобщения.
Учить выделять главное, существенное.
Учить выделять из общего частное.
Развивать умения сравнивать и обобщать.
Развивать умения комментировать.
Учить выделять сходство и различие понятий.
Развивать целенаправленность в работе.
Активизировать мыслительную и творческую деятельность.
Коррекция речи:
Совершенствовать слуховое восприятие.
Формирование диалогической речи.
Расширение активного словаря.
Вырабатывать качество чтения.
Уроки необходимо строить с учетом этих коррекционно-развивающих целей, ориентированных не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
Изучение географии в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты обучения формируют следующие умения и качества:
- ответственное отношение к учебе;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
- коммуникативная компетентностью в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основы экологической культуры.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, её временно-пространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Метапредметные результаты обучения формируют универсальные учебные
действия .
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- сверять свои действия с целью, при необходимости самостоятельно исправлять ошибки
Познавательные УУД:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описание объектов; высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
Коммуникативные УУД:
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- уметь выдвигать аргументы и контраргументы;
- понимать позицию другого, уметь договариваться с людьми других позиций.
Предметные результаты обучения формируют следующие умения:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;
- объяснять для чего изучают географию;
- называть способы изучения Земли и выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- приводить примеры собственных путешествий;
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть планеты Солнечной системы;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта, ориентирование, план местности, географическая карта;
- называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на
глобусе и карте;
- объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, гидросфера, океан, море, атмосфера, погода, биосфера;
- объяснять особенности строения рельефа суши;
- описывать погоду своей местности.
3. Содержание учебного предмета «География»
Что изучает география
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю. Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Земля во Вселенной
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю.А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
4. Тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
1 | Что изучает география | 4 |
2 | Как люди открывали Землю | 4 |
3 | Земля во Вселенной | 10 |
4 | Виды изображений поверхности Земли | 4 |
5 | Природа Земли | 12 |
Итого | | 34 |
Календарно-тематическое планирование по географии. 5 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Даты проведения | Домашн. задание |
Всего | Совместно с учите-лем | Самостоятельно | план | факт | |
| 1. Что изучает география | 4 | 2 | 2 | | | |
1 | Мир, в котором мы живём | 2 | 1 | 1 | | | § 1 |
2 | Науки о природе. География–наука о Земле | 2 | 1 | 1 | | | § 2, § 3 |
| 2. Как люди открывали Землю | 4 | 2 | 2 | | | |
3 | Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие географические открытия. | 2 | 1 | 1 | | | § 5, § 6 |
4 | Открытия русских путешественников. | 2 | 1 | 1 | | | § 7 |
| 3. Земля во Вселенной | 10 | 5 | 5 | | | |
5 | Как древние люди представляли себе Вселенную | 2 | 1 | 1 | | | § 8 |
6 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 2 | 1 | 1 | | | § 9 |
7 | Соседи Солнца. Планеты-гиганты. | 2 | 1 | 1 | | | § 10,§ 11 |
8 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд | 2 | 1 | 1 | | | § 12,§ 13 |
9 | Уникальная планета – Земля. Современные исследования космоса. | 2 | 1 | 1 | | | § 14,§ 15 |
| 4. Виды изображений поверхности Земли | 4 | 2 | 2 | | | |
10 | Стороны горизонта. Ориентирование. | 2 | 1 | 1 | | | § 16,§ 17 |
11 | План местности и географическая карта. | 2 | 1 | 1 | | | § 18 |
| 5. Природа Земли | 12 | 6 | 6 | | | |
12 | Как возникла Земля. Внутреннее строение Земли. | 2 | 1 | 1 | | | § 19,§ 20 |
13 | Землетрясения и вулканы. | 2 | 1 | 1 | | | § 21 |
14 | Путешествие по материкам. | 2 | 1 | 1 | | | § 22 |
15 | Вода на Земле. | 2 | 1 | 1 | | | § 23 |
16 | Воздушная одежда Земли. | 2 | 1 | 1 | | | § 24 |
17 | Живая оболочка Земли. Почва – особое природное тело. Человек и природа. | 2 | 1 | 1 | | | § 25 |
Итоговое тестирование по географии 5 класс
Часть А включает 8 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных.
Часть Б включает 5 заданий с кратким ответом.
Работа выполняется в устной форме. Разрешается использовать географический атлас.
За каждый правильный ответ заданий 1 уровня дается 1 балл.
За каждый правильный ответ заданий 2 уровня дается 2 балла.
Шкала пересчета первичного балла в отметку по пятибалльной шкале
Оценка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 7 | 8-10 | 11-14 | 15-18 |
Вариант 1
Часть А:
Выберите один верный ответ:
Какое из перечисленных явлений относится к физическим?
1) восход солнца
2) листопад
3) смена окраски меха животных зимой
4)цветение деревьев
2. Какая наука изучает разнообразные явления природы?
астрономия
география
физика
химия
3. Кто из великих ученых древности сумел вычислить размеры земного шара?
Геродот
Эратосфен
Пифей
Бартоломео Диаш
4. В чем заслуга экспедиции С.И. Дежнёва?
было доказано, что Евразия и Америка не соединены между собой
была открыта Антарктида
был открыт Северный полюс
были открыты Командорские острова
5. Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами?
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
6. Если встать лицом на юг, то справа окажется
север
восток
запад
северо-запад
7. В самом центре Земли находится
мантия
земная кора
литосфера
ядро
8. Больше всего пресной воды содержится
в ледниках
в озерах
в реках
в болотах
Часть В:
9. Установите соответствие между открытием и именем путешественника. Впишите в таблицу получившееся соответствие.
Открытия Путешественники
А) английский мореплаватель, 1) Ф. Магеллан
исследователь южных морей 2) Дж.Кук
Б) мореплаватель, совершивший 3) Васко да Гама
первое кругосветное путешествие
В) Нашел морской путь в Индию.
10.Расставьте параллели в порядке убывания их длины.
10 °
60°
40°
экватор
11.Запишите к каждому материку буквы, под которыми указаны принадлежащие ему объекты: формы рельефа, крупные озера и реки.
1) Евразия А) река Нил
2)Африка Б)озеро Байкал
3) Австралия В)горы Анды
4) Южная Америка Г)река Муррей
12.Дополните. Самая большая часть гидросферы.--------------------
13. Смерч, ураган, торнадо- это атмосферные------------------------(дополните).