Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «СОШ с УИОП № 2»
_________________ Е.А. Голева
«29» августа 2022 г,
Рабочая программа по геометрии
7 «А» класс
(базовое изучение)
Составитель: Лихой-Ман Анна Денисовна
учитель математики
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2». Рабочая программа по учебному предмету «Геометрия» реализуется в соответствии с рабочей программой воспитания.
Рабочая программа по алгебре ориентирована на обучающихся 7-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часа в год.
В системе предметов общеобразовательной школы курс геометрии представлен в предметной области «Математика и информатика». Назначение предмета «Геометрия» в основной школе состоит в том, чтобы
развить у обучающихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости;
научить обучающихся применять свойства при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Для обучения геометрии обучающихся 7 «А» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» выбрана содержательная линия УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский и др. «Геометрия 7-9 классы». Главные особенности учебно-методического комплекта (УМК) по геометрии состоят в том, что они обеспечивают:
последовательное изложение теории с привлечением большого числа примеров, способствующее эффективной организации учебного процесса;
язык изложения учебного материала доступен и комфортен для понимания обучающимися;
большое разнообразие разноуровневых задач, логичность и доступность подачи материала;
уровневая дифференциация заданий, позволяющая формировать у школьников познавательный интерес к геометрии.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных работ.
Количество контрольных работ:
I триместр | II триместр | III триместр | ВСЕГО |
1 | 1 | 3 | 5 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты изучения учебного предмета:
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к алгебре как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
работать по предложенному учителем плану;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре), осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять алгебраические рассказы и задачи на основе простейших алгебраических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
использовать догадку, озарение, интуицию;
осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
определять возможные роли в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные результаты изучения учебного предмета
Обучающийся научится:
понятию математического доказательства; примерам доказательств;
понятию алгоритма; примерам алгоритмов;
понятию: теорема, свойство, признак;
использовать математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
смыслу идеализации, позволяющему решать задачи реальной действительности математическими методами, примерам ошибок, возникающих при идеализации;
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе находить стороны, углы треугольников;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
выполнять задачи из разделов курса VII класса: признаки равенства треугольников; соотношения между сторонами и углами треугольника; признаки и свойства параллельных прямых.
Обучающийся получит возможность
описывать реальные ситуации на языке геометрии;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
доказывать геометрические утверждения;
выполнять построения треугольников, применять отдельные методы построений циркулем и линейкой и проводить простейшие исследования числа решении;
приобрести опыт выполнения проектов.
Содержание учебного предмета
Простейшие геометрические фигуры
Точки и прямые. Отрезок и его длина. Луч. Угол. Измерение углов. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые. Аксиомы.
Треугольники
Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник и его свойства. Признаки равнобедренного треугольника. Теоремы.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника
Параллельные прямые. Признаки параллельности двух прямых. Пятый постулат Евклида. Свойства параллельных прямых. Сумма углов треугольника. Прямоугольный треугольник. Свойства прямоугольного треугольника.
Окружность и круг. Геометрические построения
Геометрическое место точек. Окружность и круг. Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Задачи на построение. Метод геометрических мест точек в задачах на построение.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Содержание материала | Кол-во часов | Сроки изучения |
по плану | фактически | по плану | фактически |
I триместр (22 часа) |
Глава I. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов) |
§1. Точки и прямые (2 часа) |
1/1 | Что изучает геометрия? Точки и прямые. Роль науки в повседневной жизни человека | 1 | | 01.09-02.09 | |
2/2 | Теорема о двух пересекающихся прямых | 1 | | 01.09-02.09 | |
§2. Отрезок и его длина (3 часа) |
3/3 | Отрезок и его длина | 1 | | 05.09-09.09 | |
4/4 | Основное свойство длины отрезка | 1 | | 05.09-09.09 | |
5/5 | Решение задач по теме «Отрезок и его длина» | 1 | | 12.09-16.09 | |
§3. Луч. Угол. Измерение углов (3 часа) |
6/6 | Луч. Угол. Биссектриса угла | 1 | | 12.09-16.09 | |
7/7 | Измерение углов. | 1 | | 19.09-23.09 | |
8/8 | Основное свойство величины угла | 1 | | 19.09-23.09 | |
§4. Смежные и вертикальные углы (3 часа) |
9/9 | Смежные углы | 1 | | 26.09-30.09 | |
10/10 | Вертикальные углы | 1 | | 26.09-30.09 | |
11/11 | Решение задач по теме «Смежные и вертикальные углы» | 1 | | 03.10-07.10 | |
§5. Перпендикулярные прямые (1 час) |
12/12 | Перпендикулярные прямые | 1 | | 03.10-07.10 | |
§6. Аксиомы (1 час) |
13/13 | Аксиомы. Вклад отечественных ученых в геометрии | 1 | | 17.10-21.10 | |
14/14 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | 17.10-21.10 | |
15/15 | Контрольная работа №1 по теме: «Простейшие геометрические фигуры и их свойства» | 1 | | 24.10-28.10 | |
Глава II. Треугольники (18 часов) |
§7. Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника (2 часа) |
16/1 | Равные треугольники | 1 | | 24.10-28.10 | |
17/2 | Высота, медиана, биссектриса треугольника | 1 | | 31.10-04.11 | |
§8. Первый и второй признаки равенства треугольников (5 часов) |
18/3 | Первый признак равенства треугольников | 1 | | 31.10-04.11 | |
19/4 | Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников» | 1 | | 07.11-11.11 | |
20/5 | Второй признак равенства треугольников | 1 | | 07.11-11.11 | |
21/6 | Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников» | 1 | | 14.11-18.11 | |
22/7 | Первый и второй признаки равенства треугольников | 1 | | 14.11-18.11 | |
II триместр (22 часа) |
§9. Равнобедренный треугольник и его свойства (4 часа) |
23/8 | Равнобедренный, равносторонний и разносторонний треугольники | 1 | | 28.11-02.12 | |
24/9 | Свойства равнобедренного и равностороннего треугольников | 1 | | 28.11-02.12 | |
25/10 | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 | | 05.12-09.12 | |
26/11 | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства» | 1 | | 05.12-09.12 | |
§10. Признаки равнобедренного треугольника (2 часа) |
27/12 | Признаки равнобедренного треугольника | 1 | | 12.12-16.12 | |
28/13 | Решение задач по теме «Признаки равнобедренного треугольника» | 1 | | 12.12-16.12 | |
§11. Третий признак равенства треугольников (2 часа) |
29/14 | Третий признак равенства треугольников | 1 | | 19.12-23.12 | |
30/15 | Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников» | 1 | | 19.12-23.12 | |
31/16 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | 26.12-30.12 | |
32/17 | Контрольная работа №2 по теме: «Треугольники» | 1 | | 26.12-30.12 | |
§12. Теоремы (1 час) |
33/18 | Теоремы | 1 | | 09.01-13.01 | |
Глава III. Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 часов) |
§13. Параллельные прямые (1 час) |
34/1 | Параллельные прямые | 1 | | 09.01-13.01 | |
§14. Признаки параллельности двух прямых. Пятый постулат Евклида (2 часа) |
35/2 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | | 16.01-20.01 | |
36/3 | Признаки параллельности двух прямых. Пятый постулат Евклида | 1 | | 16.01-20.01 | |
§15. Свойства параллельных прямых (3 часа) |
37/4 | Свойства параллельных прямых | 1 | | 23.01-27.01 | |
38/5 | Свойства параллельных прямых. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | | 23.01-27.01 | |
39/6 | Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых» | 1 | | 30.01-03.02 | |
§16. Сумма углов треугольника (4 часа) |
40/7 | Сумма углов треугольника | 1 | | 30.01-03.02 | |
41/8 | Внешний угол треугольника | 1 | | 06.02-10.02 | |
42/9 | Неравенство треугольника | 1 | | 06.02-10.02 | |
43/10 | Решение задач по теме «Сумма углов треугольника» | 1 | | 13.02-17.02 | |
§17. Прямоугольный треугольник (2 часа) |
44/11 | Прямоугольный треугольник | 1 | | 13.02-17.02 | |
III триместр (24 часа) |
45/12 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 1 | | 27.02-03.03 | |
§18. Свойства прямоугольного треугольника (2 часа) |
46/13 | Свойства прямоугольного треугольника | 1 | | 27.02-03.03 | |
47/14 | Решение задач по теме «Свойства прямоугольного треугольника» | 1 | | 06.03-10.03 | |
48/15 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | 06.03-10.03 | |
49/16 | Контрольная работа №3 по теме: «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 | | 13.03-17.03 | |
Глава IV. Окружность и круг. Геометрические построения (16 часов) |
§19. Геометрическое место точек. Окружность и круг (2 часа) |
50/1 | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 | | 13.03-17.03 | |
51/2 | Решение задач по теме «Окружность и круг» | 1 | | 20.03-24.03 | |
§20. Некоторые свойства к окружности. Касательная к окружности (3 часа) |
52/3 | Некоторые свойства к окружности | 1 | | 20.03-24.03 | |
53/4 | Касательная к окружности | 1 | | 27.03-31.03 | |
54/5 | Решение задач по теме «Некоторые свойства к окружности. Касательная к окружности» | 1 | | 27.03-31.03 | |
§21. Описанная и вписанная окружности треугольника (3 часа) |
55/6 | Описанная окружность | 1 | | 10.04-14.04 | |
56/7 | Вписанная окружность | 1 | | 10.04-14.04 | |
57/8 | Решение задач по теме «Описанная и вписанная окружности треугольника» | 1 | | 17.04-21.04 | |
§22. Задачи на построение (3 часа) |
58/9 | Основные задачи на построение | 1 | | 17.04-21.04 | |
59/10 | Правила построения | 1 | | 24.04-28.04 | |
60/11 | Решение задач на построение | 1 | | 24.04-28.04 | |
§23. Метод геометрических мест точек в задачах на построение (3 часа) |
61/12 | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 | | 01.05-05.05 | |
62/13 | Решение задач по теме «Метод геометрических мест точек в задачах на построение» | 1 | | 01.05-05.05 | |
63/14 | Применение метода геометрических мест при решении задач | 1 | | 08.05-12.05 | |
64/15 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | | 08.05-12.05 | |
65/16 | Систематизация учебного материала | 1 | | 15.0-19.05 | |
Повторение и систематизация курса геометрии 7 класс (3 часа) |
66/1 | Повторение. Треугольники | 1 | | 15.0-19.05 | |
67/2 | Контрольная работа №4 по теме: «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 | | 22.05-31.05 | |
68/3 | Повторение. Параллельные прямые | 1 | | 22.05-31.05 | |
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО учителей математики и информатики протокол № __1_ «29» августа 2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ____________ О.Е.Соколова «29» августа 2022 г. | |