РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Геометрия»
7 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 7 класса составлена на основе нормативных документов:
1. ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 с изменениями.
2. Примерные программы по учебным предметам « Математика 5-9 классы» 3-е издание переработанное под ред.О.С. Кузнецова — М.: Просвещение 2016 г.
3. Сборник рабочих программ для общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А.- 3 изд., М.: Просвещение, 2018 г.
Рабочася прорамма рассчитана на использование учебника:
Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2018г.
Цели и задачи обучения
Обучение геометрии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении:
формирование представлений о геометрии как части общечеловеческой культуры, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
развитие представлений о геометрии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении:
овладение геометрическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Согласно учебному плану МБОУ Дятьковичской основной общеобразовательной школы на изучение геометрии 7 класса на ступени основного общего образования отводится 70 ч из расчета 2 ч в неделю.
Из них: контрольных работ- 5
Формы контроля: самостоятельная работа, тест, контрольная работа
Промежуточная аттестация : год – итоговая контрольная работа.
Планируемые результаты изучения предмета
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способу работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров геометрических фигур (треугольника);
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использование при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
В результате изучения геометрии ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
уметь:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
находить стороны, углы и периметры треугольников, длины ломаных;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие формулы;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
В результате изучения курса геометрии в 7 классе ученик:
«Наглядная геометрия»
научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
распознавать виды углов, виды треугольников;
определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
«Геометрические фигуры»
научится:
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до
, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.
«Измерение геометрических величин»
научится:
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка и градусной меры угла;
вычислять длины линейных элементов треугольника и их углы;
вычислять периметры треугольников;
решать задачи на доказательство с использованием признаков равенства треугольников и признаков параллельности прямых;
решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
вычисления градусных мер углов треугольника и периметров треугольников;
приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении задач на вычисление.
. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Начальные геометрические сведения (10 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
2. Треугольники (17 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые (13часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольников (18 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
5. Повторение. (10 часов)
Повторение пройденного учебного материала
|
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» |
2 | Треугольники | 17 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» |
3 | Параллельные прямые | 13 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 18 | Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника» . Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» |
5 | Повторение | 10 | Итоговая контрольная работа |
| итого | 70 | 6 |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Прямая и отрезок | 1 | 03.09.19 | |
2 | Луч и угол | 1 | 05.09.19 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | 1 | 08.09.19 | |
4 | Измерение отрезков | 1 | 10.09.19 | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | 1 | 12.09.19 | |
6 | Измерение углов | 1 | 17.09.19 | |
7 | Смежные и вертикальные углы | 1 | 19.09.19 | |
8 | Перпендикулярные прямые | 1 | 24.09.19 | |
9 | Решение задач | 1 | 26.09.19 | |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения | 1 | 0510.19 | |
11 | Треугольник | 1 | 03.10.19 | |
12 | Первый признак равенства треугольников | 1 | 08.10.19 | |
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 | 10.10.19 | |
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | 1 | 15.10.19 | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 17.10.19 | |
16 | Свойства равнобедренного треугольника | 1 | 22.10.19 | |
17 | Второй признак равенства треугольников | 1 24.10.19 | |
18 | Второй признак равенства треугольников | 1 29.10.19 | |
19 | Третий признак равенства треугольников | 1 | 12.11.19 | |
20 | Решение задач | 1 | 14.11.19 | |
21 | Задачи на построение. Окружность | 1 | 19.11.19 | |
22 | Задачи на построение. Деление отрезка пополам. Построение угла равного данному | 1 | 21.11.19 | |
23 | Задачи на построение. Построение биссектрисы угла | 1 | 26.11.19 | |
24 | Решение задач по теме «Треугольники» | 1 | 28.12.19 | |
25 | Решение задач на построение | 1 | | |
26 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 03.12.19 | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | 1 | 05.12.19 | |
28 | Работа над ошибками | 1 | 12.12.19 | |
29 | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых | 1 | 17.12.19 | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | 1 | 19.12.19 | |
31 | Решение задач на применение признаков параллельности прямых | 1 | 24.12.19 | |
32 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности прямых | 1 | 26.12.19 | |
33 | Свойства параллельных прямых | 1 | 14.01.20 | |
34 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | 1 | 16.01.20 | |
35 | Решение задач по теме « Параллельность прямых» | 1 | 21.01.20 | |
36 | Решение задач на свойства параллельных прямых | 1 | 23.01.20 | |
37 | Решение задач по теме « Параллельность прямых» | 1 | 28.01.20 | |
38 | Решение задач по теме « Параллельность прямых» | 1 | 30.01.20 | |
39 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 04.02.20 | |
40 | Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые» | 1 | 06.02.20 | |
41 | Сумма углов треугольника | 1 | 11.02.20 | |
42 | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника | 1 | 13.02.20 | |
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | 1 | 18.02.20 | |
44 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | 1 | 20.02.20 | |
45 | Неравенство треугольника | 1 | 25.02.20 | |
46 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 27.02.20 | |
47 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.» | 1 | 03.03.20 | |
48 | Анализ ошибок контрольной работы | 1 05.03.20 | |
49 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | 1 10.03.20 | |
50 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач | 1 | 12.03.20 | |
51 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | 1 | 17.03.20 | |
52 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 1 | 19.03.20 | |
53 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | 1 | 02.04.20 | |
54 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | 1 | 07.04.20 | |
55 | Построение треугольника по трем элементам | 1 | 09.04.20 | |
56 | Решение задач. Задачи на построение | 1 | 14.04.20 | |
57 | Решение задач. Задачи на построение | 1 | 16.04.20 | |
58 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 21.04.20 | |
59 | Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.» | 1 | 21.04.20 | |
60 | Повторение. Начальные геометрические сведения | 1 | 23.04.20 | |
61 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | 1 | 28..04.20 | |
62 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | 1 | 30.04.20 | |
63 | Повторение. Параллельные прямые | 1 | 05.05.20 | |
64 | Повторение. Параллельные прямые | 1 | 06.05.20 | |
65 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 12.05.20 | |
66 | Повторение . Соотношения между сторонами и углами треугольника. | 1 | 14.05.20 | |
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | 19.05.20 | |
68 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | 21.05.20 | |
69 | Повторение курса геометрии 7 класса | 1 | 26.05.20 | |
70 | Повторение курса геометрии 7 класса | 1 | 28.05.20 | |