СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Индивидуальный проект

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету Индивидуальный проект. Расчитана на 2 часа в неделю в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Индивидуальный проект»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Будамша»



УТВЕРЖДАЮ

СОГЛАСОВАННО

РАССМОТРЕНО

Директор школы

Зам. директора по УВР

на заседании ШМО

_____ Л.М.Калинова

_______А.Ж. Бигельдинова

Протокол № ____

Приказ № ____



от «___»_________20_____г.

«___»________20___ г.


Руководитель ШМО _______









Рабочая программа

по предмету «Индивидуальный проект»

для 10 класса

(класс)




Автор: Кущанов Э.Б.

Ф.И.О.

Учитель информатики Должность

I категории

















2020-2021 учебный год

Рабочая программа по учебному предмету «Индивидуальный проект» для 10 класса разработана в соответствии с нормативными актами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями);

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);

  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Планируемые результаты освоения программы данного учебного предмета уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС.

Основные результаты обучения в рамках учебного предмета должны способствовать:

  1. развитию личности обучающихся в ходе образовательного процесса:

  • повышению общекультурного уровня обучающихся;

  • формированию научного мировоззрения;

  • развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных умений;

  • степени готовности к самообразованию и последующему профессиональному самоопределению;

  1. степень овладения методологическим компонентом реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  2. развивать способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми методологическими компетентностями, составляющими основу содержания образования.

Планируемые предметные результаты:

В ходе обучения по программе учебного предмета планируются следующие результаты:

  • обучающийся имеет опыт создания учебно-исследовательской работы (проекта),

  • экспериментальной деятельности;

  • знает правила и порядок проведения исследовательской работы; использует технологии современного информационного поиска;

  • обращается к осмыслению выбора будущей образовательной траектории; знает и соблюдает этические нормы научного исследования, представления и

  • защиты учебно-исследовательской работы; может реализовать запланированные действия для достижения поставленных

  • цели и задач; оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях

  • целью презентации результатов работы над проектом, учебным исследованием; осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью,

  • задачами и конечным результатом;

  • использовать технологию учебного проектирования; презентации результатов проекта, учебного исследования;

  • осуществлять осознанный выбор направлений продуктивной деятельности.

Планируемые метапредметные результаты включают в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, определенные ФГОС.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

  • умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • контроль в форме сопоставления механизмов реализации и результата с последующим анализом возможных отклонений;


  • коррекция - внесение необходимых дополнений в рассматриваемую модель, и способ действия в случае расхождения полученного результата и планируемого;

  • оценка (самооценка) - выделение и осознание обучающимися уровня и качества освоенного материала.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное формирование и формулирование познавательной цели;

  • определение стратегии информационного поиска применительно к объекту и предмету исследования. Построение тактики информационного поиска;

  • умение структурировать знания;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов, относящихся к различным жанрам.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов, целенаправленное обучение постановке вопросов;

  • управление поведением партнера по деятельности, группы - контроль, коррекция, оценка действий, перспективы;

- научный стиль изложения результатов деятельности, логики, механизмов, достижения результатов;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые личностные результаты включают:

  • наличие мотивации к исследовательской деятельности как необходимой составляющей получения качественного образования;

  • сформированность гуманистических ценностных ориентаций обучающихся; сформированность самостоятельности, ответственности, уверенности в себе;

  • сформированность основ саморазвития, готовность и способность к самостоятельной творческой и активной деятельности;

  • наличие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной,

  • учебно-исследовательской деятельности;

  • личностное, профессиональное самоопределение; формирование у субъектов образовательного процесса основ построения системы

  • причинно-следственных связей применительно к процессу обучения; определение комплекса побудительных мотивов в области образовательной деятельности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

68 часов, 2 часа в неделю в 10 классе


Раздел 1. Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности (21 час).

1.1.Понятие «проект», «учебно-исследовательская деятельность». Теоретические основы учебного проектирования.

Проект как вид учебно-исследовательской и профессиональной деятельностей. Типология проектов. (Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект.

Информационный проект. Практический проект.) Планирование и управление проектами.

1.2.Основные понятия проектной и учебно-исследовательской деятельности. Научная теория, гипотеза, метод, предмет и объект исследования.

1.3.Методы эмпирического и теоретического исследования.

Методы исследования:

  1. универсальные методы научного познания.

  2. методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент);

  3. классификация методов исследования;

1.4.Выявление противоречий. Постановка проблемы исследования.

Формулирование гипотезы. Цели и задачи исследования. Методы, способы и приемы в исследовании. Формулирование выводов и следствий.

1.5.Выбор темы исследования. Обоснование актуальности исследования.

Определение целей и темы проекта. Структура и содержание учебного проекта.

1.6. Проектная и учебно-исследовательская деятельность.

Проектная деятельность. Учебно-исследовательская деятельность. Сходство и принципиальное отличие этих видов деятельности. Методологический анализ проекта и исследования. Частные уточнения.

1.7. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников информации. Методы и приемы сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления результата.

Методика выбора оптимального варианта, уточнение планов деятельности.

1.8. Практические занятия по формированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования). Базовые структуры проекта исследования. Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и защита тем проектов, исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры проекта (учебного исследования).

Раздел 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности (13 часов).

2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.

Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией (методы, приемы, способы). Отбор и систематизация информации.

2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях.

Текст как средство передачи информации. Структура текста. Анализ текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, отзыв, рецензия.

2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях.

Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности.

Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

Статистические методы.

2.4. Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Работа в сети. Интернет.


Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями.

Дистанционная коммуникация в работе над проектом. Создание сайта проекта.

2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.

Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.

2.6. Практические занятия по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации.

Представление идеи проекта на основе мультимедиа.

Раздел 3. Особенности коммуникативной культуры в ходе проведения исследования и выполнения проекта (14 часов).

3.1. Коммуникации.

Коммуникативная культура. Формы и принципы делового общения.

3.2. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог.

Коммуникации в обществе и в профессиональной среде. Вербальное и невербальное общение.

3.3. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия.

Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников. Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.

3.4. Публичное выступление: от подготовки до реализации.

Этапы подготовки выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств. Анализ выступления.

  1. Практическое занятие. Дискуссия.

  2. Практическое занятие. Дебаты.

  3. Практическое занятие. Публичное выступление.

Публичная защита результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности, учебных исследований

Раздел 4. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности (20 часов).

  1. Представление результатов учебного проекта.

  2. Оформление работы. Требования к оформлению.

  3. Библиография, справочная литература, каталоги.

  4. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок.

  5. Подготовка презентации работы. Правила оформления деловой презентации.

  6. Оценка и самооценка проекта (учебного исследования).

  7. Публичная защита проекта.


Формы оценки результативности:

промежуточный контроль:

  • представление портфолио первичных материалов по проекту;

  • предварительная защита исследовательской работы (проекта);

  • представление результатов участия в предметной неделе (иных школьных мероприятиях, связанных с представлением результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности);

итоговый контроль: представление комиссии учебного проекта/учебного исследования.


Основные критерии оценивания итогового индивидуального проекта (учебного исследования):

ФГОС среднего общего образования определяет следующие критерии оценивания:

  1. сформированность предметных знаний и способов действий:

  • умение раскрыть содержание работы;

  • грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;

  1. сформированность познавательных УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем;

  • умение поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования;

  • выбрать адекватные способы решения проблемы, включая поиск и обработку

  • информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения;

  • обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.

  1. сформированность регулятивных действий:

  • умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени;

  • использовать ресурсные возможности для достижения целей;

  • осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

  1. сформированность коммуникативных действий:

  • умение ясно изложить и оформить выполненную работу;

  • представить результаты работы;

  • аргументированно ответить на вопросы.



Оценочный лист для оценки содержания

проектной и исследовательской работы


п/п

Критерии оценки

Балл

(максимальный балл – 32)

1

Актуальность темы (описание проблемы, наличие противоречий, возможное решение проблемы, причины не решаемости) (максимальный балл – 4) - имеет большой практический и/или теоретический интерес (4 балла);

- носит вспомогательный характер (2 балла);

- не актуальна (0 баллов).


2

Обоснованность методов, используемых для решения проблемы (максимальный балл – 4)

- полностью обоснованы (4 баллов);

- излишне усложнены или упрощены, что, однако, не приводит к неудовлетворительному результату (2 баллов);

- не могут применяться для решения данной проблемы (0 баллов).


3

Новизна полученных результатов (максимальный балл – 4)

- получены новые теоретические и/или практические результаты, разработан и выполнен оригинальный элемент (4 баллов);

- имеются элементы новизны (2 балла);

- новизна отсутствует (0 баллов).


4

Уровень проработанности решения проблемы (максимальный балл – 4)

- проблема решена с выполнением всех необходимых элементов исследования (4 баллов);

- недостаточный уровень проработанности решения (2 балла);

- решение не может рассматриваться как удовлетворительное (0 баллов).


5

Уровень знакомства с современным состоянием науки в области решаемой проблемы (максимальный балл – 4)

- использование известных результатов и научных фактов.


6

Уровень знакомства с литературой (максимальный балл – 4)

- полнота цитируемой литературы,

- ссылки на разработки ученых и специалистов, занимающихся

проблемами в рассматриваемой области исследования


7

Структурная целостность работы (максимальный балл – 4) наличие введения, постановки целей, задач, основного содержания, выводов, списка литературы, оформление сносок


8

Наличие исследовательского компонента (максимальный балл – 4 ). Собственный поисково-исследовательский опыт автора



Контрольная работа №1

Ответить письменно на вопросы:

  1. Что такое проект и учебное исследование? Дайте им понятие.

  2. Укажите виды проектов и учебных исследований, изученных Вами в курсе внеурочной деятельности? Дайте объяснению любым на выбор трем двум видам проекта и учебному исследованию.

  3. Что такое ресурсы проекта? Какие бывают ресурсы?

  4. Какие требования предъявляются к формулирование цели проекта?

  5. Что такое проектный продукт? Приведите два примера готовых продуктов проекта.


Контрольная работа №2

Вариант I

1. Основоположником метода проектов в обучении был:
а. К.Д. Ушинский;
б. Дж. Дьюи;
в. Дж. Джонсон;
г. Коллингс.
2. Какое из приведённых определений проекта верно:
а. Проект – уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по ресурсам и срокам;
б. Проект – совокупность заранее запланированных действий для достижения какой-либо цели;
в. Проект – процесс создания реально возможных объектов будущего или процесс создания реально возможных вариантов продуктов будущего;
г. Проект – совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей.

3. Соотнесите определения и типы проектов:

Определения

Типы проектов

а.  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта; 

1.  социальный проект;

б.  это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

2.  учебный проект;

в.  самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 

3.  телекоммуникационный проект.

4. Со слова какой части речи формулируется цель проекта:
а. Глагол;
б. Прилагательное;
в. Существительное;
г. Наречие.

5. Задачи проекта – это:
а. Шаги, которые необходимо сделать для достижения цели;
б. Цели проекта;
в. Результат проекта
г. Путь создания проектной папки.

6. Соотнесите этапы работы над проектом с содержанием деятельности: 

Этапы работы над проектом

Содержание деятельности

а.  Погружение в проект. 

1.Рефлексия.

б. Организационный

2. Поиск необходимой информации; сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач; изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.; изготовление продукта.

в.  Осуществление деятельности. 

3. Формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности.

г. Оформление результатов проекта и презентация

4. Способы обработки полученных данных; демонстрация творческой работы. 

д.  Обсуждение полученных результатов. 

5. Определение направления работы, распределение ролей; формулировка задачи для каждой группы; способы источников информации по каждому направлению; составление детального плана работы.


7. Выберите лишнее. Типы проектов по продолжительности:
а. Смешанные;
б. Краткосрочные;
в. Годичные
г. Мини-проекты.

8. Результатами (результатом) осуществления проекта является (являются):
а. Формирование специфических умений и навыков проектирования;
б. Личностное развитие обучающихся (проектантов);
в. Подготовленный продукт работы над проектом;
г. Все вышеназванные варианты.

9. Непосредственное решение реальной прикладной задачи и получение социально- значимого результата – это особенности…

а. прикладного проекта,

б. информационного проекта

в. исследовательского проекта


10. Назовите типовую ошибку при формулировании цели проекта

а. цель включает много задач,

б. цель не предполагает результат,

в. цель не содержит научных терминов.


Вариант II

1 Деятельность - связанная с решением творческих исследовательских задач, с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов - это...?

А. исследовательская деятельность

Б. научная деятельность

В. проектная работа

Г. познавательная деятельность


2. Слово «проект» в буквальном переводе обозначает :

а. самый главный,

б. предшествующий действию,

в. брошенный вперед.


3. Сбор информации о каком-либо объекте или явлении, анализ, обобщение информации включает:

а. прикладной проект,

б. информационный проект

в. творческий проект

4. Установите, к какому этапу работы над творческим проектом относятся перечисленные виды деятельности.

Этап

Деятельность

А. Мотивационный

1.Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив

Б. Планирование

2.Постановка проблемы, определение темы и целей проекта

В. Информационно-аналитический

3.Обработка полученной информации, отбор. Решение промежуточных задач. Формулировка выводов.

Г. Выполнение проекта


4.Обсуждение плана действий. Обмен мнениями и согласование интересов. Выдвижение первичных идей и разрешение спорных вопросов; распределение ролей.

Д. Заключительный

(защита проекта)

5.Анализ выполнения проекта.


Е. Рефлексивный


6.Представление полученных результатов, демонстрация приобретенных знаний и умений.

5. Выберите лишнее. Виды проектов по доминирующей роли обучающихся:
а. поисковый;
б. ролевой;
в. информационный;
г. творческий.

6. Установите последовательность деятельности в процессе работы над проектом.

а) исправлять ошибки;

б) выдвигать идеи и выполнять эскизы;

в) подбирать материалы и инструменты;

г) подсчитывать затраты;

д) оценивать свою работу;

е) организовывать своё рабочее место;

ж) изготовлять вещи своими руками.


7. Выберите правильное выражение

а. цель проекта может быть неконкретной и иметь различное понимание;

б. ошибка в постановке цели проекта не влияет на результат;

в. достижимость цели проекта обозначает, что она должна быть реалистичной.


8. Соотнесите определения и типы проектов:

Определения

Типы проектов

а.  совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта; 

1.  социальный проект;

б.  это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе ресурсов информационно-коммуникационных технологий (например, Интернет), имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, и направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 

2.  учебный проект;

в.  самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью; 

3.  телекоммуникационный проект.


9. Компонентами творческой деятельности являются:

А. интуиция,

Б. фантазия,

В. воображение,

Г. строгое следование инструкции.


10. Выберите лишнее. Типы проектов по содержанию:

А. монопредметный,

Б. деятельностный,

В. индивидуальный,

Г. метапредметный.


Ответы


Вариант I

1.б

2.а

3.а-2, б-3, в-1.

4.а

5.а

6.а-3, б-5, в-2, г-4, д-1

7.а

8.г

9.а

10.б


Вариант II

  1. а

  2. в

  3. б

  4. А-2, Б-4, В-1, Г-3, Д-6, Е-5.

  5. а

  6. б, в, е, ж, г, а, д.

  7. в

  8. а-2, б-3, в-1.

  9. а,б,в

  10. в


Критерии оценки

За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Оценка: «5» - 8-10 баллов,

«4» - 6 - 7 баллов,

«3» - 3 - 5 баллов,

«2» - менее 2 балла.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

68 часов, 10 класс


№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Основы проектной и учебно-исследовательской деятельности

21

1

2

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

13

-

3

Особенности коммуникативной культуры в ходе проведения исследования и выполнения проекта

14

1

4

Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

18

-

5

Резерв учебного времени

2

-

6

Промежуточная аттестация

Учебный проект/

учебное исследование


ИТОГО:


68 часов

2