СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Искусство", 9 класс

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа ориентирована на использование учебника "Искусство" 8-9 класс, Г.П.Сергеевой, Э.Кашековой, Е.Д.Критской. Программа рассчитана на 34 учебных часа ( по одному часу в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Искусство", 9 класс»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Верхневязовская средняя общеобразовательная школа»







РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического зам. директора по УВР Директор МОБУ

Совета Протокол № __ ________ « Верхневязовская СОШ»

«___» ___________ 20 ___ г. «__» ___________20__ г. ___











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Искусство»

9 класс

2018-2020 учебные годы







Составитель: учитель

Максимова Елена Павловна



















с. Верхняя Вязовка, 2018г.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………….3

  2. Учебно-тематический план ……………………………………….9

  3. Содержание учебного предмета ......................................................9

  4. Рекомендации по оснащению учебного процесса ………………12

  5. Список литературы ………………………………………………..13


Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету «Искусство» для основной школы реализуется на основе следующих нормативных документов:

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном Государственном Стандарте Общего Образования второго поколения (Приказ Минобрнауки от 17.12.2010г. №1897);

  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN978-5-09-019043-

5;

  • Положения о рабочей программе МОБУ «Верхневязовская средняя общеобразовательная школа» Бузулукского района Оренбургской области;

  • Основной образовательной программа основного общего образования МОБУ «Верхневязовская средняя общеобразовательная школа» Бузулукского района Оренбургской области»;

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебников по искусству Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

ЦЕЛЬ:

Развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

ЗАДАЧИ:

актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков;

воспитание художественного вкуса;

приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности;

формирование умений и навыков художественного са­мообразования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).Примерный художественный материал,рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.В структурировании художественного материала программы нашел свое отражение принцип концентричности, т. е. неоднократное обращение к наиболее значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства по предметам «Литература», «Музыка», «Изобразительное искусство». Реализация этого принципа позволяет формировать устойчивые связи с предшествующим художественно-эстетическим опытом школьников. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных жанров и видов искусства; применять художественно-выразительных средства различных видов искусств в своем творчестве.

Программа основана на постижении идеи полифункциональности искусства, его значимости в жизни человека и общества, поэтому стержень ее содержания — выявление функций искусства: познавательно-эвристической, коммуникативно-семиотической, эстетической, ценностно-ориентирующей, социально-организующей, практической, воспитательной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др. Раскрытие этих функций осуществляется в исследовательской и художественно-творческой деятельности при обращении к явлениям культуры на материале основных видов искусства с учетом того, что одно и то же содержание может быть выражено разными средствами.На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

Художественно-творческая деятельность на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные художественные/антихудожественные явления современной жизни, вызывает стремление воплотить собственные замыслы в художественной форме (изобразительной, литературной, музыкальной, театральной и др.).;Программа является частью учебно-методического комплекта для VIII—IX классов образовательных учреждений разного типа и включает в себя учебник, компакт-диск с творческими заданиями, фонохрестоматию музыкального материала (на CD) и пособие для учителя.

Учебник, кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).Учебник придаст процессу обучения системность, повысит престиж предмета, художественной деятельности, упрочит авторитет искусства благодаря раскрытию его многоплановости и всеобщности для современной культуры.

Творческие задания (CD-ROM) нацелены на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию и оценку, обобщение и систематизацию знаний в области «Искусство». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.

Фонохрестоматия музыкального материала адресована как учащимся, так и учителю, преподающему интегративный курс «Искусство». Она содержит музыкальные сочинения, включенные в программу, в исполнении лучших солистов и музыкальных коллективов. Различные интерпретации музыкальных произведений помогут школьникам осознать стилистические, жанровые особенности музыки, глубже проникнуть в их эмоционально-образный строй.

Пособие поможет учителю организовать процесс изучения тематических линий программы, познакомиться с комплексом технологий обучения, методических приемов и способов творческой деятельности. В пособии включены фрагменты сценариев уроков, варианты разработки исследовательских проектов и художественных событий в школе. Предлагаются разноуровневые процедуры диагностики художественно-эстетического развития школьников.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год – 34 часа. Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Данная программа разработана на основе федеральных государ­ственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах.


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностные результаты:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.



Метапредметные результаты:

  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.



Предметные результаты:

  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства» усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

  • различать изученные виды и жанры искусств;

  •  описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

  • классифицировать изученные объекты и явления культуры;

  • структурировать изученный материал и информацию, полученную из различных источников.

  • формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности;

  • формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства;

  • представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей;

  • осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства;

  • уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)

  • эстетическое восприятие, способность воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства;

  • видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм;

  • создавать условные изображения, символы, понимать особенности разных видов искусства)

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы; 

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
    реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

  • формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности;

  • культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств;

  • диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности.

  • применять различные художественные материалы, использовать выразительные средства искусства в своем творчестве как в традиционных, так и в инновационных (информационных)



Выпускники научатся:

  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Выпускники получат возможность научиться:

  • представлять систему общечеловеческих ценностей;

  • осознавать ценность искусства разных народов мира и место отечественного искусства;

  • уважать культуру другого народа, осваивать духовно - нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи;

  • использовать методы эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;

  • развивать в себе индивидуальный художественный вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;

  • воспринимать и анализировать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;

  • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;

  • понимать условность языка различных видов искусства, создавать условные изображения, символы;

  • определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;

  • реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом (художественно-образном) материале.

Критерии оценивания художественно-творческой деятельности учащихся 9 классов:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познаниям, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и сознании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, защита исследовательских проектов.


Основные виды контроля:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Количество учебных часов

Количество часов на контрольные, практические, лабораторные работы


9 класс (34 часа)

1.

Воздействующая сила искусства

8

8


2.

Искусство предвосхищает будущее

7

6

Тестирование - 1

3.

Дар созидания.

15

14

Тестирование - 1

4.

Искусство и открытие мира для себя

4

2

Защита проекта - 2


Итого

34

30

4


СОДЕРЖАНИЕ

рабочей программы предмета «Искусство» 9 класс


Раздел 1. «Воздействующая сила искусства» - 8 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Темы для изучения:


Искусство и власть

Какими средствами воздействует искусство

Синтез искусств в театре, кино,на телевидении

Храмовый синтез искусств


Раздел 2. «Искусство предвосхищает будущее» - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

Темы для изучения:

Дар предвосхищения

Какие знания даёт искусство?

Предсказания в искусстве

Художественное мышление в авангарде науки

Художник и учёный

Тестирование № 1 по темам «Воздействующая сила искусства» и«Искусство предвосхищает будущее



Раздел 3. «Дар созидания» - 15 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Темы для изучения:

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

Архитектура исторического города.

Архитектура современного города.

Специфика изображений в полиграфии.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Декоративно-прикладное искусство.

Музыка в быту.

Массовые, общедоступные искусства

Изобразительная природа кино.

Музыка в кино.

Особенности киномузыки

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

Тестирование № 2 по теме «Дар созидания»


Раздел 4. «Искусство и открытие мира для себя» - 4 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

Темы для изучения:

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

Литературные страницы.

Защита проекта «Пушкин – наше все»



Рекомендации по оснащению учебного процесса

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 9 класса, который включает учебники и методические рекомендации для учителя:

  • Искусство. 8—9 классы: учеб.для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009.

  • Уроки искусства. Поурочные разработки. 8—9 классы /Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. —2-е изд. — М. : Просвещение, 2017.

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы:


Аппаратные средства:

  • мультимедийные ПК;

  • мультимедийный центр;

  • телевизор

  • акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;

  • локальная сеть;

  • глобальная сеть.

Программные средства:

  • операционная система Windows;

  • офисное программное обеспечение WindowsMediaPlayer.



MULTIMEDIA – поддержка предмета

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Для учителя:

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  8. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  9. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  10. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  11. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.


Для учащихся:

  1. Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  2. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  3. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  4. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  5. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.


MULTIMEDIA – поддержка предмета:

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/







































































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по искусству



 

Класс: 9

Учитель: Маркова Елена Геннадьевна

Количество часов:

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков 0, зачетов 0, тестов 5 ч.;

Планирование составлено на основе

Программы « Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва. «Просвещение», 2011 год.


Учебник «Искусство 8-9 классы» Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. М., Просвещение, 2015 г.

Дополнительная литература:

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  6. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  7. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.















п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Дата

Корректировка


I-я четверть (9 учебных недель, 9 уроков)


Раздел I «Воздействующая сила искусства» 9ч.

1.

Искусство и власть.

1



2.

Искусство массовой культуры, его функции.

1



3.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздейст­вия.

1



4.

Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства.

1



5.

Коммерциализация искусства (как неотъемлемая характеристика массовой культуры)

1



6.

Какими средствами воздействует искусство.

1



7.

Храмовый синтез искусств.

1



8.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1



9.

Вкус и мода (зрелище на службе внушения)

1




Итого за I четверть (9 учебных недель, 9 уроков)


II-я четверть (7 учебных недель, 7 уроков)


Раздел II «Искусство предвосхищает будущее» 7ч.

10.

Дар предвосхищения.

1



11.

Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства

1



12.

Какие знания даёт искусство.

1



13.

Предсказания в искусстве.

1



14.

Художественное мышление в авангарде науки.

1



15.

Художник и учёный.

1



16.

Преду­преждение средствами искусства о социальных опасностях.

1




Итого за II четверть (7 учебных недель, 7 уроков)


III-я четверть (10 учебных недель, 10 уроков)


Раздел III «Дар созидания» 10ч.

17.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1



18.

Архитектура исторического города.

1



19.

Архитектура современного города.

1



20.

Специфика изображений в полиграфии.

1



21.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1



22.

Декоративно-прикладное искусство.

1



23.

Музыка в быту.

1



24.

Массовые, общедоступные искусства

1



25.

Изобразительная природа кино. Музыка в кино.

1



26.

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1




Итого за III четверть (10 учебных недель, 10 уроков)


IV-я четверть (8 учебных недель, 8 уроков)


Раздел IV «Искусство и открытие мира для себя» 8ч.

27

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1



28

Красота творческого озарения.

1



29

Искусство в жизни выдающихся людей. Литературные страницы.

1



30

Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства.

1



31

Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека.

1



32

Информационное богатство искусства.

1



33

Исследовательский проект «Пушкин – наше все»

1



34

Защита мини-проектов.

1



Итого за IV четверть (8 учебных недель, 8 уроков)

Итого за год (34 учебных недель, 34урока)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!