СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Истории Курского края" 7-8 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «История Курского края» нацелена на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Рабочая программа ориентирована на использование регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией профессора Б.Н. Королёва.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Истории Курского края" 7-8 класс»

областное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр дистанционного образования «Новые технологии»
















Рабочая программа

по предмету «История Курского края»

7-8 класс (1 час)










Составитель: Маслова Людмила Анатольевна,

учитель истории, обществознания,

истории Курского края
















Курск, 2019



Пояснительная записка

Данная рабочая образовательная программа разработана на основе

-Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования в России, рекомендованной Министерством образования и науки РФ;

-Базисного учебного плана;

-Примерного учебного плана ОБОУ ЦДО «Новые технологии»;

-Программа по курсу «История и современность Курского края». Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н. Королёва.- Курск, 2017.

с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Рабочая программа ориентирована на использование регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией профессора Б.Н. Королева.

Программа курса «История Курского края» нацелена на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Курской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.

Краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Программа по истории Курского края конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей: элементы программы интегрируются с такими предметами как география, история, культурология, русский язык и культура, музыка, искусство, речи, экология.

Курс «История Курского края» изучается за счет учебного времени, включенного в учебный план общеобразовательных учреждений города Курска как региональный компонент базисного учебного плана «Краеведение». Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и ориентирована на обязательное изучение.

Данная программа определяет содержание учебного предмета «История Курского края» на 1 учебный час в неделю (по 40 минут), что соответствует примерному учебному плану ОБОУ ЦДО «Новые технологии». Учебный курс рассчитан на два года обучения (7-8 класс, 68 часов). При 34 учебных неделях на прохождение программного материала запланировано 68 учебных часов: 7 класс - 34 часа (1 час в неделю), 8 класс - 34 часа (1 час в неделю), в том числе 4 часа отводится на контрольные работы (7 класс - 2, 8 класс - 2).

Рабочая программа по «Истории Курского края» содержит:

-пояснительную записку;

-краткую характеристика курса;

-цели и задачи обучения «Истории Курского края»;

-содержание тем учебного курса;

-требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся;

-критерии оценивания;

-список литературы и использованных ресурсов.

Программа реализует следующие основные функции:

-информационно-методическую

-организационно-планирующую

-контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Краткая характеристика курса


Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и региональным культурным традициям. В последнее время активнее изучается краеведческий материал, большое внимание уделяется гражданскому воспитанию учащихся, а без знания истории своей малой родины, без исследования и анализа своих исторических корней трудно привить чувство гражданской ответственности перед своей большой Родиной. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях- курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.

Изучение курса «История Курского края» состоит не только в углублении знаний обучаемых по истории, но и в поисках новых путей, обеспечивающих получение информации на основе стремительно развивающихся компьютерных технологий. Курс позволяет наиболее полно реализовать принцип его преемственности с содержанием школьных предметов предшествующего обучения, интегрировать знания вокруг рассматриваемых проблем, выделить исторические особенности области.

Школьное краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной поисковой работе.

Курс по «Истории Курского края» помогает развитию социально-активной и творческой личности, обладающей чувством национальной гордости за судьбу Отечества и своё будущее. Кроме этого, создаются необходимые условия для проявления индивидуальности каждого обучающегося.

Наряду с образовательно-воспитательными задачами краеведение решает и задачи общественно-полезного характера. Оно способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, при изучении и использовании местного исторического материала и установлении взаимосвязи между историей страны и края.

История родного края – неотъемлемая часть истории России, которая является одним из наиболее важных учебных предметов, способствующих формированию личности школьника, его эмоциональной сферы, культуры, гражданственности. Курс должен расширить, обобщить знания, полученные на уроках истории, углубить их понимание через призму и проблему семьи, улицы, округа, школы, города, края.

В 7 классе обучающиеся изучают историю Курского края с древнейших времен до конца XVIII века, а в 8 классе идет логическое продолжение программы «Курский край в XIX – начале XXI веков».

На начальном этапе обучающиеся получают краеведческие знания в готовом виде, а в дальнейшем для их приобретения они используют материал, который добыли сами.

Отличительной особенностью предлагаемого курса является то, что его содержание в первом полугодии в VII классе позволяет вспомнить и закрепить изученный материал по истории России в 6 классе, во втором полугодии и в первой четверти 8 класса оно совпадает с изучением части курса истории России в 18 – 19 веках, а потом опережает знания учащихся по истории России. Поэтому учителю необходимо будет на основе краеведческого материала раскрыть основные тенденции развития России в 20 – начале 21 веков.

Изучение истории Курского края нацелено на формирование у обучающихся знаний, любви и уважения к родному краю, гордости нашими славными земляками, чувства ответственности за сохранение нити, связующей поколения, чувства сопричастности со всем происходящим в городе, крае.

Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

-школьная лекция;

-семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

-уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

-работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

-использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

-объяснение учителя и беседа с учащимися;

-самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

-заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением;

-викторины,

-дискуссии,

-составление кроссвордов,

-доклады и сообщения,

-творческие и исследовательские работы.


Цели и задачи обучения «Истории Курского края»


Цели и задачи изучения истории Курского края в школе на уровне основного общего образования формируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главной целью изучения истории родного края является является воспитание гражданина и патриота России, обладающего высокими духовно-нравственными качествами и национальным самосознанием. В процессе у обучающихся формируется уважение к историческому наследию Курского края, гражданские и патриотические качества, желание принять участие в развитии своего края.

Учебные задачи курса «История Курского края» заключаются в:

-приобретение знаний об историческом пути Курского края с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса;

-знаний о важнейших событиях, процессах истории родного края и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

-освещении экономического, социального, политического и культурного развития Курского края;

-характеристике наиболее ярких личностей, их роли в истории и культуре нашего края;

-развитии гуманитарной культуры школьников, приобщении к ценностям региональной культуры, воспитании уважения к истории родного края, его культуре, стремлении сохранять и приумножать культурные достижения своего края;

-формирование нравственной позиции обучающихся с использованием воспитательного потенциала краеведения;

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

-овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

-содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений;

-формирование навыков поисково – исследовательской деятельности обучающихся;

-привитие интереса к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности;

-развитие инициативы и индивидуальных способностей обучающихся.


Требования, предъявляемые к уровню подготовки обучающихся


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса по истории Курского края.

Предполагается, что результатом изучения истории родного края в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты изучения истории Курского края в основной школе включают:

-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

-воспитание любви и уважения к Отечеству, своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;

-понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность, как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-воспитание таких нравственных качеств, как патриотизм, трудолюбие, честность, справедливость, уважение к старшим, ответственность.

Метапредметные результаты изучения истории Курского края учащимися основной школы включают:

-способность сознательно планировать, организовывать и регулировать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории Курского края, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.) и различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);

-использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия и школе и социальном окружении;

-умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

-способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

-владение умениями работать в группе, коллективной работе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

-освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения краеведения учащимися включают:

-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества через изучение истории родного края;

-способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности своей малой Родины;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории Курского края и своей страны в целом;

-готовность применять знания по краеведению для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и страны.

Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории края;

-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

-сравнивать данные разных источников, в том числе археологических, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об событиях Курского края, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия курян в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников Курского края и города Курска.

Анализ, объяснение:

-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные краеведческие факты и общие исторические явления;

-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений нашего края с первобытных времён до настоящего времени;

-раскрывать смысл, значение понятий по краеведению;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий в Курском крае и стране в целом.

Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе за курс «История Курского края»;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории нашего края и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-применять знания по краеведению для раскрытия причин и оценки сущности современных событий в Курском крае и стране;

-использовать знания об истории и культуре своего края и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Развивающий  потенциал, таким образом, заключается в отражении комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов, явлений и в формировании исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям Курского края. Критерий качества краеведческого образования связывается не с усвоением большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние Курского края, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Предметные результаты изучения истории Курского края учащимися основной школы включают:

-формирование уважительного отношения к истории своего края, Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;

-формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;

-овладение целостным представлением об историческом пути народов нашего края и России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

-развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашего края;

-приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие;

-увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты.

В результате изучения истории Курского края в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);

-периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);

-основных информационных источников по историческим периодам;

-наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе.

-извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);

-сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

-различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

-давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;

-на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; военной истории города, района, семьи;

-определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории Курского края;

-применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде;

-применять исторические знания для краеведческой работы;

-разрабатывать простейшие маршруты выходного дня;

-развивать эстетического вкуса;

-развивать культуры речи.

Обучающийся научится:

•локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события истории Курского края, соотносить хронологию истории России и истории Курского края;

•использовать историческую карту как источник информации о границах России и, Курской области, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;

•анализировать информацию из различных источников по истории нашего края;

•составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в Курском крае и в России, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях истории Курского края;

•систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

•раскрывать характерные, существенные черты:

-экономического и социального развития Курского края;

-эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);

-развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); представлений о мире и общественных ценностях;

-художественной культуры нашего края;

•объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и истории Курского края;

•давать оценку событиям и личностям нашего края;

-экологической культуры и способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.

Ученик получит возможность научиться:

•используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Курского края;

•использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

•сравнивать развитие России и отдельно Курского края, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;

•применять знания по истории своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своей местности, края и т. д.;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии курян;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыт.


Содержание тем учебного курса


История Курского края. 7 класс (34 часа)

Введение — 1час.

Что изучает история курского края. История края и города Курска – часть истории России. История твоей семьи – часть истории края и города. Источники и методы изучения родного края.

Курский край с древнейших времен до XV век - 7 часов.

Наш край в период первобытнообщинного строя. Стоянки первобытных людей на территории нашего края. На заре бронзового века. Тайны древних курганов. Исторические источники о древней истории Курского края. Истоки Курска. Ранние славяне и Курский край. Обретение Родины. Начало гражданского общества. Киевская Русь и наш край: древние города земли северской. Становление города Курска. Феодосий Печерский один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курск глазами Феодосия Печерского. Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в "Слове о полку Игореве". Курский край в период феодальной раздробленности. Монголо-татарское нашествие. Баскак Ахмат и русские князья. Курская тьма и её столица. Объединение земель вокруг Москвы. Курский край и Литва. Древние города Курского края. Таинственная Еголдаева тьма. Явление чудотворной иконы. Борьба за Северские земли.

Курский край и город Курск в XVI — XVII вв. - 10 часов.

Возрождение Курского края в XVI веке. Край порубежный. Строительство Курской крепости. Курские слободы. Занятия и быт курян. Народные традиции. Курский край в конце XVI - начале XVII веков. Социально-экономическое развитие нашего края в XVII веке. Положение народных масс и их борьба против крепостного гнета и с внешними врагами. Участие курян в Крестьянской войне под предводительством И.И. Болотникова. Протесты, бунты, восстания. Культура Курского края и города Курска в XVII веке. Образец деревянного зодчества - церковь Спаса-на-Бору в Рыльске. Никольский, Ольговский, монастыри. Знаменский собор Рождество — Богородицкого мужского монастыря. Коренная Рождества Богородицы пустынь. Большой Синодик - культурная ценность и церковная святыня нашего края. Курские клады и кладоискатели.

Курский государственный областной музей археологии.

Курский край и город Курск в XVIII веке - 13 часов.

Социально-экономическое развитие края в эпоху Петр I. Петровские реформы и их последствия для Курского края. Участие курян в строительстве российского флота. «Птенцы гнезда Петрова» и Курский край. Кризис крепостного строя. Уклад хозяйства и политическая жизнь края.

Экономическое развитие Курского края во 2-ой половине XVIII в. История Коренной ярмарки. Социальный состав населения. Управление курским краем в XVIII веке. Социально — политические представления трудовых масс. Борьба трудящихся против крепостничества в XVIII веке. Вспышки народного гнева. Социально — экономическое развитие Курщины в эпоху Екатерины Великой. Посещение Курского края императрицей Екатериной II.

Географическое положение Курского края. Планировка города Курска. Культура Курского края и города Курска: образование, литература, музыка, театр, иконописание, архитектура. Возникновение "литературного гнезда" и драматического театра в Курской земле. Наши знаменитые земляки: преподобный Серафим Саровский – чудотворец, Г.И. Шелехов - «Колумб Российский», М.С. Щепкин.

Топонимика Курского края и города Курска - 2 часа.

Происхождения географических названий. Основные понятия. Реки Курского края. Типы поселений и их имена. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы. Происхождение фамилий: история и значение.

Итоговое повторение - 1час.


История Курского края. 8 класс (34 часа)

Введение - 1 час.

Экономическое развитие Курского края на рубеже XVIII - XIX веков.

Курский край и город Курск в XIX веке - 8 часов.

Социально-экономическое развитие Курского края и города Курска в XIX веке. Пореформенный скачок. Провинциальная администрация Курской губернии. Губернаторы. Курские купцы. Социальный состав населения. Отечественная война 1812 г и Курский край. Куряне – декабристы. Реформы второй половины XIX века. Образование и развитие Курской области. Культура Курского края. Первые шаги курской археологии.

Курский край и город Курск в первой половине XX века - 5 часов.

Социально-экономическое и политическое развитие нашего края в начале XX века. Политические партии. Революционное движение. Установление Советской власти в Курске и Курской губернии. Н.Д. Диковский - «курский герой труда». Курский край в годы Гражданской войны и интервенции. Годы социальных потрясений. Крестьянские восстания. Махно в Курской губернии. Восстановление народного хозяйства. Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факты развития культуры.

Курский край и город Курск в годы Великой Отечественной войны - 5 часов.

Начало Великой Отечественной войны. Куряне в боевом строю. Истребительные батальоны и отряды народного ополчения. Оборонительные бои. Оборона города Курска. Боевые действия на востоке области. Установление оккупационного режима. Борьба курян с фашизмом. Действия партизан и подпольщиков. Освобождение города Курска и нашего края. Курская битва и ее герои. Вклад курян в победу в Великой Отечественной войне. Восстановление разрушенного хозяйства.

Наш край во второй половине XX – начале XXI века — 6 часов.

Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Куряне-Герои Социалистического труда. Состояние и развитие культуры. Социально-экономическое и политическое развитие Курского края и города Курска: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Куряне – выдающиеся политические деятели Н.С. Хрущёв. Л.И. Брежнев и др. В.В. Алёхин. Центрально-чернозёмный государственный заповедник имени профессора В.В. Алёхина. Экологические проблемы края и пути их решения.

Культура нашего края - 7 часов.

Старинные песни и хороводы. Курские писатели XX - начала XXI века. Фетовская вселенная красоты: курское имение А.А. Фета Воробьёвка. Художники Курского края. Выдающиеся музыканты Курского края. Курск песенный. Н.В. Плевицкая. И.П. Бурлак. Музыкальный Курск сегодня. Крепостной театр князя Барятинского. М.С. Щепкин. Храмовая культура. Памятники архитектуры. Курские народные промыслы. Сохранение и продолжение народных традиций. Быт курян. Культурные традиции в семье.

Историческая символика края — 1 час.

История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.

Итоговое повторение — 1час.




Учебно-тематический план. 7 класс


№/№

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Введение

1

-

2

Курский край с древнейших времен до XV век

7

-

3

Курский край и город Курск в XVI — XVII веках

10

1

4

Курский край и город Курск в XVIII веке

13

-

5

Топонимика Курского края и города Курска

2

-

6

Итоговое повторение по теме «Край былинный»

1

1


Итого

34

2

Учебно-тематический план. 8 класс

№/№

Тема раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

1

Введение

1

-

2

Курский край и город Курск в XIX веке

8

-

3

Курский край и город Курск в первой половине XX века

5

-

4

Курский край и город Курск в годы Великой Отечественной войны

5

1

5

Наш край во второй половине XX – начале XXI века

6

-

6

Культура нашего края

7

-

7

Историческая символика края

1

-

7

Итоговое повторение по теме «Край соловьиный»

1

1


Итого

34

2





    Контроль уровня обученности. 7 класс


Тема

1

Контрольная работа № 1

Курский край с древнейших времен до XVIII века

2

Контрольная работа № 2

Край былинный

    Контроль уровня обученности. 8 класс


    Тема

    1

    Контрольная работа № 1

    Курский край и город Курск в XIX — первой половине XX веков

    2

    Контрольная работа № 2

    Край соловьиный

Критерии оценивания

Устный ответ на уроках истории Курского края:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает не грубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Письменные работы:

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки (100-86 %).

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы (85-71 %).

«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе (70-50 %).

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений (49-20 %).



Список литературы и использованных ресурсов


Список литературы для учителя:

1.«История и современность Курского края». Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н. Королѐва.- Курск, 2017.

2.Программа по курсу «Истории и современность Курского края.» 8 класс. Под редакцией Ю.И. Зубков.

3.Гордость земли Курской. Сборник очерков о знаменитых земляках. Составитель М. Шехирев. Курск., 2010.

4.Липкинг Ю.А., Бочаров А.Н. и др. История Курской области: Учебное пособие для 7-10 кл., Воронеж, 2009.

5.Курский край сквозь века. Книга-альбом. Составители: А.В. Зорин, Г.Ю. Стародубцев, А.А. Чебур, А.Г. Шпилев,-Курск, 2014.

6.Сборник документов и материалов «Из истории Курского края». Составители: Ф.Ф. Лаппо, В.Г. Плющев и др.- Воронеж, 2010.

7.Учебное пособие. История Курского края. Составитель В.А.Попков., 7 класс., Курск, 2011.

8.Рабочая тетрадь по краеведению. История Курского края. Составитель Т.А. Ашихмина, Курск, 2016.

9.Буклет «Памятные места на Курской дуге».

10.Буклет «Гербы Курского края».

11.Медведская Л.А. «Вопросы истории и краеведения». Курск, 1999.


Список литературы для обучающихся:

1. «История и современность Курского края». Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н. Королѐва.- Курск, 2017.

2. Курский край сквозь века. Книга-альбом. Составители: А.В. Зорин, Г.Ю. Стародубцев, А.А. Чебур, А.Г. Шпилев,-Курск, 2014.

3. Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. «География Курской области» учебное пособие. Курск, 2013.

4. Познанский В.В. «Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР, Курская область».-М., 2000.

5. Прохоров В.А. «Надпись на карте» географические названия Центрального Черноземья. ЦЧКИ, Воронеж, 1977.

6. Сборник «Отблеск высокого огня». Курск, 2006.

7. Тюрина Е.В. «Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся». Курск, 2002.

8. Чертова А.А., Шевердина Л.В. «Путешествия по Курскому краю». Курск, 2004.

9. Шитиков Л.Ф. «Душа земли» сборник стихов. ЦЧКИ, Воронеж, 1992.

10. Мошенский А.И. «По памятным местам на Курской дуге» путеводитель. Курск, 2013.

11. Рабочая тетрадь по краеведению. История Курского края. Составитель Т.А. Ашихмина.- Курск, 2016.

12. Буклет «Железногорск».

13. Буклет «Памятные места на Курской дуге».

14. Буклет « Гербы Курского края».

15. Статьи из газет: «Курск», «Друг для друга», «Знамя Победы».


Поурочное тематическое планирование. 7 класс


№/№

Тема урока

Количество уроков

1

Введение

1

2

Наш край в период первобытнообщинного строя

1

3

Наш край в период первобытнообщинного строя

1

4

Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска

1

5

Феодосий Печерский – основоположник российской духовности

1

6

Курские мотивы в «Слове о полку Игореве»


1

7

Курский край в период феодальной раздробленности

1

8

Древние города Курского края

1

9

Курский край как порубежный город России

1

10

Курск в XVI веке

1

11

Занятия и быт курян

1

12

Курские слободы: Стрелецкая, Пушкарная, Казацкая

1

13

Народные традиции Курского края (святочно - зимний комплекс)

1

14

Курский край в конце XVI – начале XVII веков

1

15

Социально – экономическое развитие Курского края в XVII веке

1

16

Положение народных масс Курского края и их борьба против крепостного гнета и с внешними врагами

1

17

Культура Курского края в XVII веке


1

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Курский край с древнейших времен до XVIII века». Контрольная работа № 1


1

19

Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра I

1

20

«Птенцы гнезда Петрова» и Курский край


1

21

Экономическое развитие Курского края во второй половине XVIII века

1

22

История Коренной ярмарки

1

23

Население Курского края во второй половине XVIII века

1

24

Управление Курским краем

1

25

Борьба крепостных учреждений с движением трудящихся

1

26

Образование курян в XVIII веке. Г.И. Шелехов – «Колумб Российский»

1

27

Возникновение «литературного гнезда» в Курске

1

28

Возникновение Курского драматического театра. М.С. Щепкин

1

29

Планировка города Курска.

Топонимика Курского края

1

30

Планировка города Курска.

Топонимика Курского края

1

31

Архитектурные памятники Курского края

2-ой половины XVIII века

1

32

Иконописание в Курской губернии

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Край былинный». Контрольная работа № 2

1

34

Преподобный Серафим Саровский - чудотворец

1


Поурочное тематическое планирование. 8 класс


№/№

Тема урока

Количество уроков

1

Вводный урок. Экономическое развитие Курского края на рубеже XVIII – XIX веков

1

2

Курск как административный центр губернии

1

3

Курские губернаторы

1

4

Социальный состав населения города Курска и Курского края

1

5

Участие курян в Отечественной войне 1812 года

1

6

Куряне – участники освободительного движения первой четверти XIX века

1

7

Отмена крепостного права в Курской губернии

1

8

Экономическое развитие во второй половине XIX века

1

9

Культура Курского края в XIX веке

1

10

Политические партии, революционное движение в Курском крае и городе Курске

1

11

Установление Советской власти в Курской губернии и городе Курске

1

12

Курский край в годы Гражданской войны и интервенции

1

13

Восстановление народного хозяйства после Гражданской войны. Индустриализация и коллективизация в Курском крае

1

14

Восстановление народного хозяйства после Гражданской войны. Индустриализация и коллективизация в Курском крае

1

15

Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима

1

16

Борьба курян против фашистской оккупации

1

17

Освобождение города Курска и края от немецко-фашистских захватчиков

1

18

Курская битва. Куряне – герои Курской битвы

1

19

Повторительно-обобщающий урок по теме «Курский край и город Курск в XIX — первой половине XX веков». Контрольная работа № 1

1

20

Развитие экономики Курского края в 1945 – 1965 годах

1

21

Куряне – выдающиеся политические деятели

1

22

Экономическое развитие Курской области во второй половине XX века: промышленность, сельское хозяйство

1

23

Социальное развитие Курской области во второй половине XX века

1

24

Общественно-политическое развитие Курской области и города Курска

1

25

Развитие народного образования в Курской области

1

26

Курские писатели XX - начала XXI века

1

27

Художники – куряне XX - начала XXI столетия

1

28

Выдающиеся музыканты Курского края

1

29

Современное развитие курского театрального искусства

1

30

Возрождение храмовой культуры Курского края

1

31

Куряне – видные деятели науки

1

32

Курские народные промыслы. Сохранение и продолжение народных традиций. Семейные традиции

1

33

Повторительно-обобщающий урок по теме «Край соловьиный». Контрольная работа № 2

1

34

Историческая символика края

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!