Содержание учебного предмета.
7 класс.- 34 ч.
Тема 1. «Славяне и Русь». (4 ч)
Введение. Славяне и Русь. Обретение Родины. Начало гражданского общества. Каменный век. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности. «Курск на Тускоре»: становление города.
Тема 2. « Родная земля: далёкие были». (7 ч)
Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. Курский край и Литва. Курский край в XVI веке. На охране границы. Курский край в конце XVI – начале XVIIв. Годы петровских реформ, протесты, бунты, восстания. XVIIIв. – кризис крепостного строя. Российский Колумб из Курска. Годы петровских реформ. Протесты, бунты, восстания.
Тема 3. «Курская губерния в XIX веке». (4 часа)
Социально-экономическое развитие. Пореформенный скачок. Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы. Из истории курской археологии.
Тема 4. «Век XX: канун великих революций». (5 часов)
Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле. Династия Марковых в Курской губернии. Курская губерния периода гражданской войны. Годы социальных потрясений. Махно в Курской губернии. Эпоха «русского чуда». Героизм и боль народа. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факторы развития культуры.
Тема 5. «Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период». (5 часов)
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение области. Курская битва. Курская область в 1945-1965гг. Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. Наш Никита Сергеевич.
Тема 6. «Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг.». (3 часа)
Промышленность. Сельское хозяйство. Социальная сфера.
Тема 7. «Историко-культурные памятники и культовые учреждения области» (4 часа)
Историко-культурные памятники. Монастыри. Крестный ход. Коренная пустынь – духовный символ России. Усадьбы Курской земли: Марьино, Белый Колодезь, Хомутовка, Моква, Воробьёвка. «Семь чудес Курского края» - по необычным историческим местам области.
Итоговое повторение. (2 часа)
8 класс.- 34 ч.
Введение. (1 час)
Тема 1. «Географический обзор». (6 часов)
Географическое положение области. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.
Тема 2. «Народное образование в Курской области». (3 часа)
Народное образование в Курской области. Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование в губернии середины XIX –начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.
Тема 3. «Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района». (5 часов)
Храмы Льговского района. Башня Шамиля. Усадьба Барятинских.
Тема 4. «Курский край на литературной карте России». (3 часа)
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в « Слове о полку Игореве». Писатели из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. Фетовская вселенная красоты.
Тема 5. «Музыкальная жизнь Курского края». (3 часа)
Музыкальна жизнь Курского края. Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. Театральная сцена.
Тема 6. «Топонимика Курской области». (4 часа)
Основные понятия. Названия рек. Названия населённых пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Тема 7. «Символика Курского края». (3 часа)
История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.
Тема 8. «История деревни Шерекино». (3 часа)
Появление села. Развитие в довоенные годы. Деревня в послевоенный период, восстановление здания школы. Деревня в 60-90-е годы. Деревня сегодня: перспективы и проблемы.
Итоговое повторение. (3 часа)
Результаты обучения и освоения содержания курса истории Курского края 7-8 классы.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
В области предметных результатов:
- целостное представление об историческом развитии Курского края;
- представление ярких образов и картин, связанных с личностями, явлениями и памятниками культуры;
- способность применять понятийный аппарат для аргументации собственных версий;
- умение датировать события;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми.
В области метапредметных результатов:
- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность;
- готовность формулировать и высказывать собственное мнение;
- умение проводить поиск информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, представлять результаты своей творческой работы.
В области личностных результатов:
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия, интерес к его познанию за рамками учебного курса; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.
Требования к уровню подготовки.
Предполагается, что в результате изучения истории Курского края учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории Курского края с древности до наших дней;
-выдающихся деятелей Курского края;
-важнейшие достижения культуры на территории Курского края, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь
-соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий Курского края;
-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства разных источников;
-рассказывать о важнейших исторических событиях, происходивших на территории Курского края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии Курского края.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Итоговая (четвертная) оценка учащихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий; активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах); написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Отметка «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть события или проблемы.
Календарно-тематическое планирование по истории Курского края 7 кл.
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.) |
1. | Введение. Славяне и Русь. | 4 | 4 | |
2. | Родная земля: далёкие были. | 7 | 7 | |
3. | Курская губерния в XIX веке. | 4 | 3 | 1 |
4. | Век XX: канун великих революций. | 5 | | |
5. | Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период. | 5 | | |
6. | Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. | 3 | | |
7. | Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. | 4 | | |
8. | Итоговое повторение. | 2 | 1 | 1 |
| | 34 | 32 | 2 |
Календарно-тематическое планирование по истории Курского края 8 кл.
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.) |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Географический обзор. | 6 | 6 | |
3. | Народное образование в Курской области. | 3 | 3 | |
4. | Историко-культурные памятники и культовые сооружения Льговского района. | 5 | 4 | 1 |
5. | Курский край на литературной карте мира. | 3 | 3 | |
6. | Музыкальная жизнь края. | 3 | 3 | |
7. | Топонимика Курской области. | 4 | 4 | |
8. | Символика Курского края. | 3 | 3 | |
9. | История деревни Шерекино. | 3 | 2 | 1 |
10 | Итоговое повторение. | 3 | 2 | 1 |
| | 34 | 31 | 3 |
Таблица календарно-тематического планирования по истории Курского края на 7 класс.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | примечания |
план | факт |
| Тема 1. Славяне и Русь. (4 ч) | | | |
1.1 | Введение. Что изучает предмет « История Курского края»? | | | Записи в тетради |
2.2 | Славяне и Русь. Обретение Родины. | | | §1-3, с.7 |
3.3 | Феодосий Печерский - родоначальник российской духовности. | | | §4, с.30 |
4.4 | «Курск на Тускоре»: становление города. | | | §5, с.40 |
| Тема 2. Родная земля: далёкие были. (7 ч) | | | |
5.1 | Древние города. | | | §1, с.59 |
6.2 | Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. | | | §2-3, с.63 |
7.3 | Курский край и Литва. На охране границы. | | | §4-6, с. 67 |
8.4 | Курский край в XVI - XVII веках. | | | §7, с.82, §1, с 97 |
9.5 | Курский край в годы петровских преобразований. Протесты, бунты, восстания. | | | §2-3, с.104 |
10.6 | XVIII век: кризис крепостного строя. | | | §4, с. 117 |
11.7 | Г.И. Шелихов — курский Колумб. | | | §5, с.131 |
| Тема 3. Курская губерния в XIX веке. (4 ч) | | | |
12.1 | Курская губерния в XIX веке. Социально-экономическое развитие. | | | §1-2, с.168 |
13.2 | Отечественная война 1812 года и куряне. | | | Инд. сообщ. |
14.3 | Курская губерния во второй половине XIX века. Декабристы. Реформа 1861 года. | | | Записи в тетради, инд. сообщ. |
15.4 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Курский край в IX – XIX веках». | | | Повт.термины и даты |
| Тема 4. Век XX: канун великих революций. (5 ч) | | | |
16.1 | Экономика и политика в начале столетия. | | | §1, с. 240 |
17.2 | Курская губерния в период с1905 по 1918 годы. | | | §2, с. 247 |
18.3 | Куряне на фронтах гражданской войны. | | | §1-3, с. 276 |
19.4 | Индустриализация. Коллективизация. | | | §1-3, с. 304 |
20.5 | Культура и просвещение. | | | §4, с. 318 |
| Тема 5. Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период. (5 ч) | | | |
21.1 | Великая Отечественная война. Куряне в боевом строю. | | | §1, с.323 |
22.2 | Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. | | | §2-3, с.327 |
23.3 | Освобождение области. Курская битва. | | | §4-5, с. 345 |
24.4 | Роль подпольного движения в разгроме врага. Льговские молодогвардейцы. | | | Инд. сообщ. |
25.5 | Курская область в послевоенный период. Промышленность и сельское хозяйство. Культура. | | | §1-3, с. 365 |
| Тема 6. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. (3 ч) | | | |
26.1 | Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. Промышленность. | | | §1, с.385 |
27.2 | Сельское хозяйство. | | | §2, с. 391 |
28.3 | Социальная сфера. | | | §3, с. 396 |
| Тема 7. Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. (4 ч) | | | |
29.1 | Монастыри. Крестный ход. Коренная пустынь – духовный символ России. | | | §1-2,с. 477 |
30.2 | Усадьбы Курской земли: Марьино. | | | §3, с. 494 |
31.3 | Усадьбы Курской земли: Белый Колодезь, Хомутовка, Моква, Воробьёвка. | | | §4-7, с. 515 |
32.4 | «Семь чудес Курского края» - по необычным историческим местам области. | | | Инд. сообщ. |
| Итоговое повторение. (2 ч) | | | |
33.1 | Итоговая контрольная работа за курс. | | | Повт.термины и даты |
34.2 | Итоговое повторение. | | | Повт.термины и даты |
Таблица календарно-тематического планирования по истории Курского края на 8 класс.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | примечания |
план | факт |
1.1 | Введение. (1 ч) | | | |
| Тема 1. Географический обзор. (6 ч) | | | |
2.1 | Географическое положение области. | | | §1, с 405 |
3.2 | Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. | | | §2-3, с 406 |
4.3 | Хозяйство области. Промышленность. | | | §4-5, с 409 |
5.4 | Хозяйство области. Сельское хозяйство. | | | §6, с 426 |
6.5 | Хозяйство в условиях перехода к рынку. | | | §7, с 430 |
7.6 | Население области. | | | §8, с 436 |
| Тема 2. Народное образование в Курской области. (3 ч) | | | |
8.1 | Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. | | | §1-2, с 443 |
9.2 | Народное образование в губернии середины XIX –начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. | | | §3-4, с 450 |
10.3 | Нынешнее состояние образования в области. | | | §5, с 462 |
| Тема 3. Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района. (5 ч) | | | |
11.1 | Льгов — один из древнейших городов Курского Посемья. | | | |
12.2 | Храмы Льговского района. | | | Инд. сообщ. |
13.3 | Башня Шамиля. | | | Инд. сообщ. |
14.4 | Усадьба Барятинских. | | | Инд. сообщ. |
15.5 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Географический обзор», «Образование в Курской области», «Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района». | | | Повт. термины и даты |
| Тема 4. Курский край на литературной карте России. (3 ч) | | | |
16.1 | Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в « Слове о полку Игореве». | | | §1-2, с 588 |
17.2 | Писатели из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. | | | §3-4, с 592 |
18.3 | Фетовская вселенная красоты. | | | §5, с 605 |
| Тема 5. Музыкальная жизнь Курского края. (3 ч) | | | |
19.1 | Музыкальна жизнь Курского края. Старинные песни и хороводы. | | | §1, с 620 |
20.2 | Первые наши композиторы. | | | §2, с 625 |
21.3 | Театральная сцена. Щепкин – великий актёр. | | | §7, с 646 |
| Тема 6. Топонимика Курской области. (4 ч) | | | |
22.1 | Основные понятия. Названия рек. | | | §1-2, с 656 |
23.2 | Основные понятия. Названия населённых пунктов. | | | §3, с 664 |
24.3 | Ландшафтные топонимы. | | | §4, с 672 |
25.4 | Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы. | | | §5-6, с 676 |
| Тема 7. Символика Курского края. (3 ч) | | | |
26.1 | История символики края в дореволюционный период. | | | §1, с 686 |
27.2 | История символики городов области. | | | §2, с 691 |
28.3 | Современная символика области. | | | §3, с 694 |
| Тема 8. История деревни Шерекино. (3 ч) | | | |
29.1 | Появление села. Развитие в довоенные годы. Деревня в послевоенный период. Развитие колхоза. | | | Инд. сообщ. |
30.2 | Деревня в 60-90-е годы. Деревня сегодня: перспективы и проблемы. | | | Инд. сообщ. |
31.3 | Повторительно-обобщающий урок по темам: «Культура и символика Курского края», «История д. Шерекино». | | | Инд. сообщ. |
| Итоговое повторение. (3 ч) | | | |
32.1 | Итоговая контрольная работа за курс. | | | повторить термины |
33.2 | Итоговое повторение. | | | повторить термины |
34.3 | Итоговое повторение. | | | повторить термины |
30