СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "История Курского края" 7 - 8 классы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена учителю истории, преподающему предмет "История Курского края" в 7-8 классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "История Курского края" 7 - 8 классы.»

Содержание учебного предмета.

7 класс.- 34 ч.

Тема 1. «Славяне и Русь». (4 ч)

Введение. Славяне и Русь. Обретение Родины. Начало гражданского общества. Каменный век. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности. «Курск на Тускоре»: становление города.

Тема 2. « Родная земля: далёкие были». (7 ч)

Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. Курский край и Литва. Курский край в XVI веке. На охране границы. Курский край в конце XVI – начале XVIIв. Годы петровских реформ, протесты, бунты, восстания. XVIIIв. – кризис крепостного строя. Российский Колумб из Курска. Годы петровских реформ. Протесты, бунты, восстания.

Тема 3. «Курская губерния в XIX веке». (4 часа)

Социально-экономическое развитие. Пореформенный скачок. Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы. Из истории курской археологии.

Тема 4. «Век XX: канун великих революций». (5 часов)

Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле. Династия Марковых в Курской губернии. Курская губерния периода гражданской войны. Годы социальных потрясений. Махно в Курской губернии. Эпоха «русского чуда». Героизм и боль народа. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факторы развития культуры.

Тема 5. «Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период». (5 часов)

Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение области. Курская битва. Курская область в 1945-1965гг. Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. Наш Никита Сергеевич.

Тема 6. «Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг.». (3 часа)

Промышленность. Сельское хозяйство. Социальная сфера.

Тема 7. «Историко-культурные памятники и культовые учреждения области» (4 часа)

Историко-культурные памятники. Монастыри. Крестный ход. Коренная пустынь – духовный символ России. Усадьбы Курской земли: Марьино, Белый Колодезь, Хомутовка, Моква, Воробьёвка. «Семь чудес Курского края» - по необычным историческим местам области.

Итоговое повторение. (2 часа)

8 класс.- 34 ч.

Введение. (1 час)

Тема 1. «Географический обзор». (6 часов)

Географическое положение области. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.

Тема 2. «Народное образование в Курской области». (3 часа)

Народное образование в Курской области. Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование в губернии середины XIX –начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.

Тема 3. «Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района». (5 часов)

Храмы Льговского района. Башня Шамиля. Усадьба Барятинских.

Тема 4. «Курский край на литературной карте России». (3 часа)

Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в « Слове о полку Игореве». Писатели из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. Фетовская вселенная красоты.

Тема 5. «Музыкальная жизнь Курского края». (3 часа)

Музыкальна жизнь Курского края. Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. Театральная сцена.

Тема 6. «Топонимика Курской области». (4 часа)

Основные понятия. Названия рек. Названия населённых пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.

Тема 7. «Символика Курского края». (3 часа)

История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.

Тема 8. «История деревни Шерекино». (3 часа)

Появление села. Развитие в довоенные годы. Деревня в послевоенный период, восстановление здания школы. Деревня в 60-90-е годы. Деревня сегодня: перспективы и проблемы.

Итоговое повторение. (3 часа)

Результаты обучения и освоения содержания курса истории Курского края 7-8 классы.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

В области предметных результатов:

- целостное представление об историческом развитии Курского края;

- представление ярких образов и картин, связанных с личностями, явлениями и памятниками культуры;

- способность применять понятийный аппарат для аргументации собственных версий;

- умение датировать события;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми.

В области метапредметных результатов:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение;

- умение проводить поиск информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, представлять результаты своей творческой работы.

В области личностных результатов:

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия, интерес к его познанию за рамками учебного курса; опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Требования к уровню подготовки.
Предполагается, что в результате изучения истории Курского края учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать/понимать
-основные этапы и ключевые события истории Курского края с древности до наших дней;
-выдающихся деятелей Курского края;
-важнейшие достижения культуры на территории Курского края, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Уметь
-соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий Курского края;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства разных источников;
-рассказывать о важнейших исторических событиях, происходивших на территории Курского края и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и  явлений современной жизни Курского края;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии Курского края.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);

- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Критерии оценки устного ответа:

- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;

- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

- полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;

- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;

- полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Итоговая (четвертная) оценка учащихся будет складываться из:

серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий; активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах); написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:

- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий по желанию;

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;

- отсутствие выполнения дополнительных заданий;

- низкий уровень знания базового материала;

Отметка «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть события или проблемы.

Календарно-тематическое планирование по истории Курского края 7 кл.

№п/п

Название раздела

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.)

1.

Введение. Славяне и Русь.

4

4


2.

Родная земля: далёкие были.

7

7


3.

Курская губерния в XIX веке.

4

3

1

4.

Век XX: канун великих революций.

5



5.

Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период.

5



6.

Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг.

3



7.

Историко-культурные памятники и культовые учреждения области.

4



8.

Итоговое повторение.

2

1

1



34

32

2

Календарно-тематическое планирование по истории Курского края 8 кл.

№п/п

Название раздела

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.)

1.

Введение.

1

1


2.

Географический обзор.

6

6


3.

Народное образование в Курской области.

3

3


4.

Историко-культурные памятники и культовые сооружения Льговского района.

5

4

1

5.

Курский край на литературной карте мира.

3

3


6.

Музыкальная жизнь края.

3

3


7.

Топонимика Курской области.

4

4


8.

Символика Курского края.

3

3


9.

История деревни Шерекино.

3

2

1

10

Итоговое повторение.

3

2

1



34

31

3

Таблица календарно-тематического планирования по истории Курского края на 7 класс.

занятия

Тема занятия

Дата проведения

примечания



план

факт


Тема 1. Славяне и Русь. (4 ч)




1.1

Введение. Что изучает предмет « История Курского края»?



Записи в тетради

2.2

Славяне и Русь. Обретение Родины.



§1-3, с.7

3.3

Феодосий Печерский - родоначальник российской духовности.



§4, с.30

4.4

«Курск на Тускоре»: становление города.



§5, с.40


Тема 2. Родная земля: далёкие были. (7 ч)




5.1

Древние города.



§1, с.59

6.2

Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар.



§2-3, с.63

7.3

Курский край и Литва. На охране границы.



§4-6, с. 67

8.4

Курский край в XVI - XVII веках.



§7, с.82, §1, с 97

9.5

Курский край в годы петровских преобразований. Протесты, бунты, восстания.



§2-3, с.104

10.6

XVIII век: кризис крепостного строя.



§4, с. 117

11.7

Г.И. Шелихов — курский Колумб.



§5, с.131


Тема 3. Курская губерния в XIX веке. (4 ч)




12.1

Курская губерния в XIX веке. Социально-экономическое развитие.



§1-2, с.168

13.2

Отечественная война 1812 года и куряне.



Инд. сообщ.

14.3

Курская губерния во второй половине XIX века. Декабристы. Реформа 1861 года.



Записи в тетради, инд. сообщ.

15.4

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Курский край в IX – XIX веках».



Повт.термины и даты


Тема 4. Век XX: канун великих революций. (5 ч)




16.1

Экономика и политика в начале столетия.



§1, с. 240

17.2

Курская губерния в период с1905 по 1918 годы.



§2, с. 247

18.3

Куряне на фронтах гражданской войны.



§1-3, с. 276

19.4

Индустриализация. Коллективизация.



§1-3, с. 304

20.5

Культура и просвещение.



§4, с. 318


Тема 5. Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период. (5 ч)




21.1

Великая Отечественная война. Куряне в боевом строю.



§1, с.323

22.2

Оккупационный режим. Борьба в тылу врага.



§2-3, с.327

23.3

Освобождение области. Курская битва.



§4-5, с. 345

24.4

Роль подпольного движения в разгроме врага. Льговские молодогвардейцы.



Инд. сообщ.

25.5

Курская область в послевоенный период. Промышленность и сельское хозяйство. Культура.



§1-3, с. 365


Тема 6. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. (3 ч)




26.1

Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. Промышленность.



§1, с.385

27.2

Сельское хозяйство.



§2, с. 391

28.3

Социальная сфера.



§3, с. 396


Тема 7. Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. (4 ч)




29.1

Монастыри. Крестный ход. Коренная пустынь – духовный символ России.



§1-2,с. 477

30.2

Усадьбы Курской земли: Марьино.



§3, с. 494

31.3

Усадьбы Курской земли: Белый Колодезь, Хомутовка, Моква, Воробьёвка.



§4-7, с. 515

32.4

«Семь чудес Курского края» - по необычным историческим местам области.



Инд. сообщ.


Итоговое повторение. (2 ч)




33.1

Итоговая контрольная работа за курс.



Повт.термины и даты

34.2

Итоговое повторение.



Повт.термины и даты

Таблица календарно-тематического планирования по истории Курского края на 8 класс.

занятия

Тема занятия

Дата проведения

примечания



план

факт

1.1

Введение. (1 ч)





Тема 1. Географический обзор. (6 ч)




2.1

Географическое положение области.



§1, с 405

3.2

Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы.



§2-3, с 406

4.3

Хозяйство области. Промышленность.



§4-5, с 409

5.4

Хозяйство области. Сельское хозяйство.



§6, с 426

6.5

Хозяйство в условиях перехода к рынку.



§7, с 430

7.6

Население области.



§8, с 436


Тема 2. Народное образование в Курской области. (3 ч)




8.1

Образование в Киевской Руси. Становление светского образования.



§1-2, с 443

9.2

Народное образование в губернии середины XIX –начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды.



§3-4, с 450

10.3

Нынешнее состояние образования в области.



§5, с 462


Тема 3. Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района. (5 ч)




11.1

Льгов — один из древнейших городов Курского Посемья.




12.2

Храмы Льговского района.



Инд. сообщ.

13.3

Башня Шамиля.



Инд. сообщ.

14.4

Усадьба Барятинских.



Инд. сообщ.

15.5

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Географический обзор», «Образование в Курской области», «Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района».



Повт. термины и даты


Тема 4. Курский край на литературной карте России. (3 ч)




16.1

Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в « Слове о полку Игореве».



§1-2, с 588

17.2

Писатели из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы.



§3-4, с 592

18.3

Фетовская вселенная красоты.



§5, с 605


Тема 5. Музыкальная жизнь Курского края. (3 ч)




19.1

Музыкальна жизнь Курского края. Старинные песни и хороводы.



§1, с 620

20.2

Первые наши композиторы.



§2, с 625

21.3

Театральная сцена. Щепкин – великий актёр.



§7, с 646


Тема 6. Топонимика Курской области. (4 ч)




22.1

Основные понятия. Названия рек.



§1-2, с 656

23.2

Основные понятия. Названия населённых пунктов.



§3, с 664

24.3

Ландшафтные топонимы.



§4, с 672

25.4

Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.



§5-6, с 676


Тема 7. Символика Курского края. (3 ч)




26.1

История символики края в дореволюционный период.



§1, с 686

27.2

История символики городов области.



§2, с 691

28.3

Современная символика области.



§3, с 694


Тема 8. История деревни Шерекино. (3 ч)




29.1

Появление села. Развитие в довоенные годы. Деревня в послевоенный период. Развитие колхоза.



Инд. сообщ.

30.2

Деревня в 60-90-е годы. Деревня сегодня: перспективы и проблемы.



Инд. сообщ.

31.3

Повторительно-обобщающий урок по темам: «Культура и символика Курского края», «История д. Шерекино».



Инд. сообщ.


Итоговое повторение. (3 ч)




32.1

Итоговая контрольная работа за курс.



повторить термины

33.2

Итоговое повторение.



повторить термины

34.3

Итоговое повторение.



повторить термины









30