ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Избранные вопросы математики» для учащихся 10-11 классов составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по математике и на основе ФГОС СОО, кодификатора требований к уровню подготовки выпускников по математике, кодификатора элементов содержания по математике для составления КИМов ЕГЭ
Программа рассчитана на два года обучения в объеме 69 часов (35 часов в 10-м классе и 34 часа в 11-м классе по 1 часу в неделю).
Данный предмет является предметно - ориентированным для выпускников 10-11классов общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ по математике и направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач базового и повышенного уровня сложности, на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников в различных сферах человеческой деятельности, на расширение и углубление содержания курса математики с целью дополнительной подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. А также дополняет изучаемый материал на уроках системой упражнений и задач, которые углубляют и расширяют школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии и позволяет начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Цели:
создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа, обобщения и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
успешно подготовить учащихся 10-11 классов к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования;
углубить и систематизировать знания учащихся по основным разделам математики, необходимых для применения в практической деятельности;
познакомить учащихся с некоторыми методами и приемами решения математических задач, выходящих за рамки школьного учебника математики;
сформировать умения применять полученные знания при решении нестандартных задач;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
развить интерес и положительную мотивацию изучения предмета;
сформировать и совершенствовать у учащихся приемы и навыки решения задач повышенной сложности, предлагаемых на ЕГЭ;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления для дальнейшего обучения;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формировать навыки работы с дополнительной литературой, использования различных интернет-ресурсов.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
– умение ясно формулировать и аргументированно излагать свои мысли; корректность в
общении;
– критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
– креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
– способность к эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений.
Метапредметные результаты:
– достаточно развитые представления об идеях и методах математики как универсальном
языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
– умение видеть приложения полученных математических знаний в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
– умение использовать различные источники информации для решения учебных проблем;
– умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
– умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
– умение видеть различные стратегии решения задач, планировать и осуществлять
деятельность, направленную на их решение.
Предметные результаты:
1) иметь представление об основных изучаемых математических понятиях, законах и
методах, позволяющих описывать и исследовать реальные процессы и явления: число,
величина, алгебраическое выражение, уравнение, функция, методы математических рассуждений;
2) владеть ключевыми математическими умениями:
выполнять точные и приближенные вычисления с действительными числами;
выполнять (простейшие) преобразования выражений, включающих степени,
логарифмы, радикалы и тригонометрические функции;
решать (простейшие) уравнения, системы уравнений, неравенства и системы
неравенств;
решать текстовые задачи; исследовать функции,
строить их графики (в простейших случаях);
применять математическую терминологию и символику;
доказывать математические утверждения;
3) применять приобретенные знания и умения для решения задач практического
характера, задач из смежных дисциплин.
Метапредметными результатами освоения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, договариваться друг с другом и т.д.;
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Виды деятельности на занятиях:
лекция, беседа, практикум, консультация, самостоятельная работа, работа с КИМ, ДР, тестирование.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик научится:
применять алгоритм решения линейных, квадратных, дробно-рациональных уравнений, неравенств и их систем;
выполнять построения графиков элементарных функций с модулем и параметром;
использовать формулы тригонометрии, степени, корней;
применять методы решения тригонометрических, иррациональных, логарифмических и показательных уравнений, неравенств и их систем;
использовать приемы разложения многочленов на множители;
применять понятие модуля, параметра;
применять методы решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами;
владеть методами решения геометрических задач;
применять приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление», экономические задачи;
использовать понятие производной и ее применение;
обучающийся получит возможность научиться:
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
выполнять действия с многочленами, находить корни многочлена;
решать уравнения высших степеней;
выполнять вычисления и преобразования, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
решать уравнения, неравенства и их системы различными методами с модулем и параметром;
выполнять действия с функциями и строить графики с модулем и параметром;
выполнять действия с геометрическими фигурами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
«Тождественные преобразования»
Преобразования числовых и алгебраических выражений, степень с дробным показателем; преобразование выражений, содержащих радикалы; преобразование тригонометрический выражений; проценты, пропорции, прогрессии.
«Уравнения и системы уравнений»
Решение уравнений, дробно-рациональные уравнения; уравнения высших степеней; тригонометрические уравнения; иррациональные уравнения; показательные и логарифмические уравнения; уравнения, содержащие модуль; уравнения с параметром; решение систем уравнений; геометрический метод.
«Неравенства»
Метод интервалов; метод рационализации; показательные неравенства; иррациональные неравенства; логарифмические неравенства; тригонометрические неравенства; неравенства, содержащие модуль, неравенства с параметром.
«Тригонометрия»
Тригонометрические формулы. Тригонометрические преобразования. Простейшие тригонометрические уравнения. Методы решение тригонометрических уравнений. Решение более сложных тригонометрических уравнений с отбором корней.
«Производная и ее применения»
Производная, ее геометрический и механический смысл; применение производной к исследованию функций; применение производной в физических и геометрических задачах.
«Решение текстовых задач»
Решение задач на проценты; решение задач на смеси и сплавы; решение задач на работу; решение задач на движение; решение задач экономического характера.
«Решение геометрических задач»
Решение планиметрических и стереометрических задач. Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения. Задачи на комбинацию тел вращения и многогранников.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Название раздела | Наименование темы | Кол-во часов, отведенных на освоение темы |
10 класс |
«Тождественные преобразования» - 5 часов | Преобразования числовых и алгебраических выражений | 1 |
Преобразование выражений, содержащих радикалы, степень с дробным показателем | 2 |
Проценты, пропорции, прогрессии | 2 |
«Уравнения и системы уравнений» - 15 часов | Решение дробно-рациональных уравнений | 1 |
Решение систем целых алгебраических уравнений и систем, содержащих дробно-рациональные уравнения | 1 |
Решение иррациональных уравнений | 2 |
Решение показательных уравнений | 2 |
Решение логарифмических уравнений | 2 |
Решение уравнений, содержащих модуль | 2 |
Решение уравнений, содержащих параметр | 2 |
«Неравенства» - 14 часов | Решение показательных неравенств | 3 |
Решение иррациональных неравенств | 3 |
Решение логарифмических неравенств | 3 |
Решение неравенств, содержащих модуль | 3 |
Решение неравенств, содержащих параметр | 2 |
| Итоговое тестирование | 1 |
Всего | 35 |
11 класс |
«Тригонометрия» - 6 часов | Преобразование тригонометрических выражений | 2 |
Методы решения тригонометрических уравнений | 1 |
Решение тригонометрических уравнений с отбором корней | 3 |
«Производная и ее применения» - 8 часов | Производная, ее геометрический и механический смысл | 2 |
Применение производной к исследованию функций | 3 |
Наибольшее и наименьшее значения функции | 3 |
«Решение текстовых задач» - 9 часов | Решение задач на проценты | 1 |
Решение задач на смеси и сплавы | 1 |
Решение задач на работу | 1 |
Решение задач на движение | 1 |
Решение задач экономического характера | 1 |
Задачи на оптимальный выбор. Банки, вклады, кредиты. | 4 |
«Решение геометрических задач» - 10 часов | Решение планиметрических задач | 4 |
Решение стереометрических задач | 6 |
| Итоговое тестирование | 1 |
Всего: | 34 |
Итого: | 69 |
Учебно – методическая литература:
Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике.
Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по математике / А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. / А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
Интернет – ресурсы:
http://www.fipi.ru
http://www.mathege.ru
http://www.reshuege.ru