Муниципальное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ Директор_______Л.Н.Галаева |
Приказ № от_______2018г |
Рабочая программа
По предмету: «ИЗО»
Класс: 4
Основное общее образование
БУП С (К) ОУ VIII вида
Составитель: Черткова О.В. учитель
2018-2019уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Ю. Рау под редакцией И.М. Бгажноковой и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации» М. 2011 год.
Рабочая программа реализуется через УМК:
Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. Учимся рисовать. 2002 г.
Кузнецова М.Е. Слоеное тесто. Издательство: АСТ-Пресс Книга. 2008 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой Москва «Просвещение» 2011г.
Ресурсы «Интернет».
Фирсова А. Чудеса из соленого теста. Издательство: Айрис-Пресс. 2008 г.
Шалаева Г.П. «Учимся рисовать. Хочу стать художником». Издательство: АСТ, Слово. 2009г.
Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
уметь выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения рисунка;
уметь выполнять рисунок путем накладывания на трафареты, вкладывания в прорези соответствующих деталей и т.п.;
уметь составлять изображение путем составления готовых форм;
знать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;
уметь ориентироваться на поверхности листа (верх, низ, середина);
иметь представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);
уметь работать с красками акварели ( правильно рисовать, не вытирать руки об одежду, мыть руки после рисунка);
использовать приемы работы с красками ( размывать, составлять палитру, соединять круговыми движениями, ).
Содержание программы (34 часа в год, 1 час в неделю)
Рисование с натуры – 10 ч
Обучение композиционной деятельности
Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:
уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки и т.п.
Примерные задания:
«Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане» (композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это — Я)».
Рисование на темы – 8 ч
Примерные темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трех планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. Зайки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя елка. Снегурочка. Дед Мороз у елки» (возможно сочетание с аппликацией).
Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек».
Узоры в полосе и в квадрате (элементы узора — листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учет явления центральной симметрии в квадрате).
Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).
Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога.
Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица». «Баба-яга». (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, желтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон.)
Декоративная лепка – 5 ч
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.
При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.
Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идет и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.
Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.
Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.
Закрепление приемов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.
Использование приемов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора — геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).
Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.
Примерные задания
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «Зайка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).
Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). «Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору учащихся).
Аппликация – 3 ч
Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.
Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.
Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения березы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).
Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчлененной формы в осенней окраске (лист сирени, березы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике «по-мокрому».
Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над аппликацией над образом деревьев): «Береза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).
Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка: «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).
Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).
Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка-игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).
Декоративное рисование – 5 ч
Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью.
Совершенствование приемов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью черной краски, получения некоторых оттенком (светло-зеленый, желто-зеленый, темно-зеленый и т. п.).
Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Приемы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками — при изображении солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).
Примерные задания
Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.
Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по черной, темно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».
Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветленная белилами).
Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.
«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).
Беседы об изобразительном искусстве – 3 ч
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.
Беседы на темы:
Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).
Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов (фотографии).
Работа над развитием речи
Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.
Новые слова, словосочетания:
«искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);
рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;
рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;
красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, узоры Гжели и Хохломы.
Новые фразы:
Рисуй с натуры. Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).
Рисуй по памяти (как запомнил).
Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).
Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение раздела, темы |
1 | Беседы об изобразительном искусстве | 3 |
2 | Рисование с натуры | 9 |
3 | Рисование на тему | 9 |
4 | Декоративное рисование | 5 |
5 | Декоративная лепка | 5 |
6 | Аппликация | 3 |
Итого | | 34 |
Календарно — тематическое планирование
№ ур | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
| Беседы об изобразительном искусстве – 5ч | | | |
1 | Виды изобразительного искусства | 03.09 | 03.09 | |
2 | Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт) | 10.09 | 10.09 | |
3 | Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт) | 17.09 | 17.09 | |
4 | Рисование с натуры овощей и фруктов | 24.09 | 24.09 | |
5 | Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников | 01.10 | 01.10 | |
| Рисование на тему -1ч | | | |
6 | Рисование на тему: «Деревья осенью. Дует ветер» | 15.10 | 15.10 | |
| Беседы об изобразительном искусстве – 1ч | | | |
7 | Беседы об изобразительном искусстве: «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла. Выполнение элементов росписи | 22.10 | 22.10 | |
| Декоративное рисование – 2ч | | | |
8 | Декоративное рисование: «Платочек». Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек | 29.10 | 29.10 | |
9 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) | 05.11 | 29.10 | |
| Декоративная лепка – 2ч | | | |
10 | Декоративная лепка: «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин) | 12.11 | 12.11 | |
11 | Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка» | 26.11 | 26.11 | |
| Рисование на тему- 1ч | | | |
12 | Рисование на тему: «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен) | 03.12 | 03.12 | |
| Аппликация – 2ч | | | |
13 | Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица» | 10.12 | 10.12 | |
14 | Коллективная работа. Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» | 17.12 | 17.12 | |
| Рисование на тему -2ч | | | |
15 | Рисование на тему: «Новогодняя елка. Снегурочка. Дед Мороз у елки» | 24.12 | 24.12 | |
16 | Рисование на тему: «Ребята катаются с горы» | 07.01 | 24.12 | |
| Рисование на тему -1ч | | | |
17 | Беседа: «Гжельская роспись». Демонстрация изделий народного промысла. Выполнение элементов росписи | 14.01 | 14.01 | |
| Рисование с натуры -1ч | | | |
18 | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона) | 21.01 | 21.01 | |
| Рисование на тему -1ч | | | |
19 | Рисование на тему: «День защитника Отечества | 28.01 | 28.01 | |
| Декоративное рисование – 3ч | | | |
20 | Декоративная рисование: «Полотенце» | 04.02 | 04.02 | |
21 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8Марта. | 11.02 | 11.02 | |
22 | Декоративное рисование расписной тарелки | 25.02 | 25.02 | |
| Рисование на тему -2ч | | | |
23 | Рисование на тему: «Пришла весна» | 04.03 | 04.03 | |
24 | Рисование на тему: «Космические корабли в полете» | 11.03 | 11.03 | |
| Аппликация -1ч | | | |
25 | Аппликация: «Узоры в полосе» | 18.03 | 18.03 | |
| Рисование с натуры – 4ч | | | |
26 | Рисование с натуры игрушки (бульдозер, подъемный кран. | 25.03 | 25.03 | |
27 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (зонт) | 01.04 | 01.04 | |
28 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (зонт) | 15.04 | 15.04 | |
29 | Рисование с натуры: «Мой портрет (Это-я) | 22.04 | 22.04 | |
| Декоративная лепка -3ч | | | |
30 | Декоративная лепка. Работа со слоеным тестом: «Белка» | 29.04 | 29.04 | |
31 | Коллективная работа. Картина из слоеного теста | 06.05 | 06.05 | |
32 | Коллективная работа. Изготовление объемной картины из слоеного теста и ее разукрашивание | 13.05 | 13.05 | |
| Рисование на тему -2ч | | | |
33 | Рисование на тему: «Здравствуй, лето!» | 20.05 | 20.05 | |
34 | Рисование на тему: «Здравствуй, лето!» | 27.05 | 27.05 | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От_______2018г. №______
Председатель ШМО ________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сиваева В.П.
_______________2018г.