СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: «ИЗО» класс: 4 Основное общее образование БУП С (К) ОУ VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО для обучающихся в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: «ИЗО» класс: 4 Основное общее образование БУП С (К) ОУ VIII вида»

Муниципальное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»



УТВЕРЖДАЮ Директор_______Л.Н.Галаева


Приказ № от_______2018г

















Рабочая программа

По предмету: «ИЗО»

Класс: 4

Основное общее образование

БУП С (К) ОУ VIII вида












Составитель: Черткова О.В. учитель



















2018-2019уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Ю. Рау под редакцией И.М. Бгажноковой и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации» М. 2011 год.

Рабочая программа реализуется через УМК:

Конева Л.С. Пейзаж. Натюрморт. Учимся рисовать. 2002 г.

Кузнецова М.Е. Слоеное тесто. Издательство: АСТ-Пресс Книга. 2008 г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой Москва «Просвещение» 2011г.

Ресурсы «Интернет».

Фирсова А. Чудеса из соленого теста. Издательство: Айрис-Пресс. 2008 г.

Шалаева Г.П. «Учимся рисовать. Хочу стать художником». Издательство: АСТ, Слово. 2009г.

Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.













































Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования к уровню подготовки обучающихся


  • уметь пользоваться красками, карандашами;

  • уметь выбирать среди различных работ аппликационные, показывать и называть, что необходимо для выполнения рисунка;

  • уметь выполнять рисунок путем накладывания на трафареты, вкладывания в прорези соответствующих деталей и т.п.;

  • уметь составлять изображение путем составления готовых форм;

  • знать основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

  • уметь ориентироваться на поверхности листа (верх, низ, середина);

  • иметь представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

  • уметь работать с красками акварели ( правильно рисовать, не вытирать руки об одежду, мыть руки после рисунка);

  • использовать приемы работы с красками ( размывать, составлять палитру, соединять круговыми движениями, ).


































Содержание программы (34 часа в год, 1 час в неделю)


Рисование с натуры – 10 ч

Обучение композиционной деятельности

Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:

  1. уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;

  1. загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний (использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).

Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.

Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.

Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками, похожими на руки и т.п.

Примерные задания:

«Ваза с цветами» (натюрморт); «Веточка мимозы в стакане» (композиция в прямоугольном формате); «Мой портрет (Это — Я)».

Рисование на темы – 8 ч

Примерные темы: «Грузовик и автобус едут по улице города» (на фоне домов и деревьев); «В деревне» (дома, деревья на двух-трех планах); «Деревья осенью. Дует ветер»; «Ребята катаются с горы»; «Елки в зимнем лесу. Зайки в лесу. Следы на снегу» (пейзаж с двумя-тремя планами); «Новогодняя елка. Снегурочка. Дед Мороз у елки» (возможно сочетание с аппликацией).

Декоративное рисование: «Полотенце», «Платочек».

Узоры в полосе и в квадрате (элементы узора — листья, цветы, уточки и др.; ритм формы и цвета в узоре, учет явления центральной симметрии в квадрате).

Декоративная лепка (барельеф на пластине): «Кувшин в виде поющего петуха» (по образцу); «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин); «Портрет человека (голова)» (способом «налепа» частей головы и лица на пластину; пластилин).

Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины» (на цветном фоне, цветная бумага). (Планы в композиции с загораживанием одних предметов другими.) Коллективная работа с помощью педагога.

Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица». «Баба-яга». (Используются заготовленные учителем части этих объектов из цветной бумаги, желтый, светло-фиолетовый или сиреневый фон.)

Декоративная лепка – 5 ч

Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.

При объяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).

Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.

Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике (человек делает зарядку, идет и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.

Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.

Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.

Закрепление приемов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.

Использование приемов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».

Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы узора — геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).

Составление целого изображения (реального, сказочного) из частей.

Примерные задания

Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру»; игрушка «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки); «Зайка», «Котик», «Петушок» и др. (по выбору учащихся).

Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка», «Стрекоза», «Божья коровка», «Майский жук» (по выбору учащихся, с помощью учителя) (наложение вылепленных из пластилина частей на нарисованный на картоне контур насекомого). «Фигура человека в статической позе». «Голова женщины», «Голова мужчины» (по выбору учащихся).

Аппликация – 3 ч

Аппликация: «Овальная или круглая салфетка». Составление узора в круге и овале из вырезанных учащимися из цветной бумаги больших и маленьких кругов, силуэтов цветов, листьев, насекомых, вырезанных из бумаги, сложенной вдвое или гармошкой.

Аппликация с дорисовыванием: «Чебурашка», «Неваляшка», «Мишка» (из кругов и овалов, вырезанных учащимися из цветной бумаги). Дорисовывание глаз, носа и других элементов выполняется фломастером.

Работа в технике аппликации над образцом дерева. Составление целого изображения березы, сосны, ели способом обрыва кусков бумаги формы ствола, веток, кроны в виде цветного пятна (лапы ели, сосны) (бумага соответствующего цвета).

Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников слабо расчлененной формы в осенней окраске (лист сирени, березы, осины, дуба и т. п.) и раскрашивание их в технике «по-мокрому».

Рисование по памяти и на основе представлений (после лепки и работы над аппликацией над образом деревьев): «Береза, сосна, ель» (пастель; цветная гуашь и кисть).

Зарисовка простым карандашом с последующим раскрашиванием фломастерами или гуашью выполненного рисунка: «Чебурашка», «Неваляшка» или «Мишка» (по выбору учащихся).

Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (после выполнения лепки и аппликации на ту же тему) (простой карандаш).

Выполнение несложных элементов росписи гжельской посуды (карандаш).

Рисование с натуры и затем по памяти предметов: «Вазы разной формы», «Кувшин», «Чайник», «Машинка-игрушка» (простой карандаш) (по выбору учащихся).

Декоративное рисование – 5 ч

Закрепление представлений о цвете, красках и приемах работы красками и кистью.

Совершенствование приемов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью черной краски, получения некоторых оттенком (светло-зеленый, желто-зеленый, темно-зеленый и т. п.).

Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.

Приемы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге («по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками — при изображении солнца и его лучей.

Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).

Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов (с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.

Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге («по-сухому»).

Примерные задания

Раскрашивание осенних листьев акварелью по мокрой бумаге.

Рисование сразу кистью по тонированной бумаге (по памяти после наблюдения): «Праздничный салют» (по черной, темно-синей бумаге гуашью, восковыми мелками). «Солнечный день» (акварель, работа по мокрой и по сухой бумаге). «Сказочные цветы».

Рисование сразу кистью (или по нарисованному карандашом рисунку) элементов росписи посуды Гжели (синяя и голубая гуашь, осветленная белилами).

Раскрашивание работ, нарисованных карандашом: насекомых, игрушек («Чебурашка» и др.), «Мужчина и женщина» (акварель, гуашь, кисть) и др.

«Деревья в осенней окраске» (акварель в технике «по-мокрому»).

Беседы об изобразительном искусстве – 3 ч

Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.

Беседы на темы:

  1. Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).

  2. Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения (статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).

Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. (по выбору учителя).

Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. (по выбору учителя).

Инструменты художников и скульпторов (фотографии).

Работа над развитием речи

Закрепление речевого материала 1, 2, 3 классов.

Новые слова, словосочетания:

  1. «искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни (сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;

  2. скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа из нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;

  3. радостный, мрачный, сказочный, волшебный;

  4. смешное, страшное, доброе, злое (в произведениях искусства, в жизни);

  5. рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком (корпусом) кисти;

  6. рисовать акварелью по мокрой (по сухой) бумаге;

  7. красота природы, красота человека (животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, узоры Гжели и Хохломы.

Новые фразы:

  1. Рисуй с натуры. Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.

  2. Расположи рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво (рисунок в центре листа, не большой и не маленький).

  3. Рисуй по памяти (как запомнил).

  4. Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.

  5. Я расположил рисунок посередине (у края) листа бумаги. Я рисую с натуры (по памяти).

  6. Я рисую предмет так, как его вижу. Я рисую пейзаж (натюрморт, портрет).






























Тематическое планирование



Наименование разделов и тем


Общее количество часов на изучение раздела, темы

1

Беседы об изобразительном искусстве

3

2


Рисование с натуры

9

3


Рисование на тему

9

4


Декоративное рисование

5

5


Декоративная лепка

5

6


Аппликация

3

Итого



34

































Календарно — тематическое планирование



№ ур

Тема урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Примечание


Беседы об изобразительном искусстве – 5ч



1

Виды изобразительного искусства

03.09

03.09


2

Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт)

10.09

10.09


3

Рисование с натуры: «Ваза с цветами» (натюрморт)

17.09

17.09


4

Рисование с натуры овощей и фруктов

24.09

24.09


5

Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников

01.10

01.10



Рисование на тему -1ч




6

Рисование на тему: «Деревья осенью. Дует ветер»

15.10

15.10



Беседы об изобразительном искусстве – 1ч




7

Беседы об  изобразительном искусстве: «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла. Выполнение элементов росписи

22.10

22.10



Декоративное рисование – 2ч




8

Декоративное рисование: «Платочек». Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек

29.10

29.10


9

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев)

05.11

29.10



Декоративная лепка – 2ч




10

Декоративная лепка: «Избушка Бабы-яги» (барельеф на пластине или на картоне; пластилин)

12.11

12.11


11

Лепка с натуры предметов симметричной формы: «Бабочка»

26.11

26.11



Рисование на тему- 1ч




12

Рисование на тему: «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен)

03.12

03.12



Аппликация – 2ч




13

Аппликация: «Фантастическая (сказочная) птица»

10.12

10.12


14

Коллективная работа. Аппликация: «Улица города: дома, деревья, машины»

17.12

17.12



Рисование на тему -2ч





15

Рисование на тему: «Новогодняя елка. Снегурочка. Дед Мороз у елки»

24.12

24.12


16

Рисование на тему: «Ребята катаются с горы»

07.01

24.12



Рисование на тему -1ч




17

Беседа: «Гжельская роспись». Демонстрация изделий народного промысла. Выполнение элементов росписи

14.01

14.01



Рисование с натуры -1ч





18

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона)


21.01

21.01



Рисование на тему -1ч




19

Рисование на тему: «День защитника Отечества

28.01

28.01



Декоративное рисование – 3ч




20

Декоративная рисование: «Полотенце»

04.02

04.02


21

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8Марта.

11.02

11.02



22

Декоративное рисование расписной тарелки

25.02

25.02



Рисование на тему -2ч




23

Рисование на тему: «Пришла весна»

04.03

04.03


24

Рисование на тему: «Космические корабли в полете»


11.03

11.03



Аппликация -1ч




25

Аппликация: «Узоры в полосе»


18.03

18.03



Рисование с натуры – 4ч




26

Рисование с натуры игрушки (бульдозер, подъемный кран.


25.03

25.03


27

Рисование с натуры предметов симметричной формы (зонт)


01.04

01.04


28

Рисование с натуры предметов симметричной формы (зонт)


15.04

15.04


29

Рисование с натуры: «Мой портрет (Это-я)

22.04

22.04



Декоративная лепка -3ч




30

Декоративная лепка. Работа со слоеным тестом: «Белка»

29.04

29.04


31

Коллективная работа. Картина из слоеного теста

06.05

06.05


32

Коллективная работа. Изготовление объемной картины из слоеного теста и ее разукрашивание

13.05

13.05



Рисование на тему -2ч




33

Рисование на тему: «Здравствуй, лето!»

20.05

20.05


34

Рисование на тему: «Здравствуй, лето!»

27.05

27.05





























































СОГЛАСОВАНО

Протокол методического объединения

От_______2018г. №______

Председатель ШМО ________________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________Сиваева В.П.

_______________2018г.