СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» 6 класс (II вариант, ФГОС)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Программа адресована обучающимся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» 6 класс (II вариант, ФГОС)»

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.


Основа содержания обучения данному предмету:

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599

  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г.

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080


Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

Цель программы: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи:

- развитие интереса к изобразительной деятельности,

- формирование умений пользоваться инструментами,

- обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,

- развитие художественно-творческих способностей.

Программа адресована обучающимся 6 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.

Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.

В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда.

Материально-техническое снащение учебного предмета «Изобразительная деятельность» предусматривает: наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы, презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты, музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ учащихся и др.; магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» в соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» рассчитана на 34 учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю).

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности


Планируемые результаты освоения учебного материала

в 6 «А» классе.


В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Возможные личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;

  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • Формирование уважительного отношения к окружающим;

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

  • Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся мире;

  • Освоение доступных социальных ролей;

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общественных правилах;

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • Понимание и сопереживания чувством других людей;

  • Развитие мотивов учебной деятельности;

  • Формирование личностного смысла учения;

  • Бережное отношение к материальным ценностям.

К концу 6 класса обучающийся получит возможность научиться:

Предметные результаты:


1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

  • Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

  • Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

  • Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Базовые учебные действия:

  • Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

  • Использовать традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.

  • Соблюдать общепринятые правила поведения на уроках, перемене.

  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

  • Умение выполнять инструкции педагога;

  • Использовать по назначению учебный материал;

  • Самостоятельно переходит от одного задания к другому в соответствии с заданным алгоритмом действия.

  • Умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

  • Выполнять задание от начала до конца.

Содержание программного материала

Программа представлена следующими разделами: рисование, аппликация, лепка.

Рисование


Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Дорисовывание (части предмета, отдельных деталей предмета, с использованием осевой симметрии).

Соблюдение последовательности действий при работе с красками (опустить кисть в баночку с водой, снять лишнюю воду с кисти, обмакнуть ворс кисти в краску, снять лишнюю краску о край баночки, рисование на листе бумаги, опустить кисть в воду и т.д.). Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование листьев и цветов через геометрические фигуры. Рисование орнамента из листьев и цветов в полосе, круге, квадрате. Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу.

Иллюстрация произведения, составление простого сюжета с помощью учителя. Рисование объектов на поверхности листа при рисовании натюрморта, пейзажа. Рисование несложного натюрморта по заданному алгоритму, вместе с учителем.

Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование сюжетного рисунка (по образцу с помощью учителя).

Рисование с использованием нетрадиционных техник (монотипия, «по-сырому», рисование с солью).

Аппликация

Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону). Разрезание бумаги ножницами (выполнение надреза, разрезание листа бумаги). Вырезание по контуру. Конструирование объекта из бумаги (заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой).

Различение разных видов бумаги среди других материалов. Сгибание листа бумаги (пополам, вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону).

Аппликация орнамента из растительных и геометрических форм в полосе, круге, квадрате.

Лепка

Лепка предмета, состоящего из одной части и нескольких частей, лепка нескольких предметов (объектов). Различение пластичных материалов и их свойств; различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами (плетение из 2-х колбасок, плетение из 3-х колбасок); проделывание отверстия в детали; расплющивание материала (на доске, между ладонями, между пальцами); скручивание колбаски, лепешки, полоски; защипывание краев детали. Соединение деталей изделия разными способами (прижатием, примазыванием, прищипыванием).

Оформление изделия (выполнение отпечатка, нанесение на изделие декоративного материала, дополнение изделия мелкими деталями, нанесение на изделие рисунка).

Декоративная лепка изделия с нанесением орнамента (растительного, геометрического); выкладывание природного материала в орнамент по цвету и форме, на пластилиновую основу.






















Календарно-тематическое планирование

по изобразительной деятельности на 2021/2022 учебный год

6 «А» класс

Учитель: Бурченкова О.А. 2 ч в неделю; 68 ч за год

Количество часов: на первое полугодие на второе полугодие

Всего 32 ч., в неделю 2 ч. Всего 36 ч., в неделю 2 ч.

Административных контрольных работ 4 (всего за уч. год).

Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М., Изобразительное искусство, 5 кл., Издательство «Просвещение»; Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство * (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), Издательство «Просвещение»

Дополнительная литература Грошенков И. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М., 2002






Содержание тем

Кол-во

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 18 ч.

1

«Цветик-семицветик»

1

02.09


2

Холодные цвета: «Месяц»

1

03.09


3

Повторение круг. «Ткань в горошек»

1

09.09


4

Повторение квадрат. «Лоскутное одеяло»

1

10.09


5


Повторение треугольник. Праздничные флажки.

1

16.09


6

Повторение овала. Каменная кладка

1

17.09


7

Повторение прямоугольника. Радужная лестница

1

23.09


8

Аппликация из геометрических фигур. «Петушок»

1

24.09


9

Коллективная работа с пластилином: «Птичий двор

1

30.09


10

«Осенний пейзаж»

1

01.10


11

Два листа березы, желтый и зеленый

1

07.10


12

Два листа дуба, зеленый и оранжевый

1

08.10


13

Лист клена.

1

14.10


14

15

Лист рябины

2

15.10

21.10


16

17

18

«Веточки рябины»

3

22.10

28.10

29.10


II четверть - 14 ч.

19

Аппликация: «Осенний натюрморт из листьев»

1

11.11


20

Объемная аппликация: «Осеннее дерево»

1

12.11


21

Цветы: «Ромашки»

1

18.11


22

Цветы: «Васильки»

1

19.11


23

Цветы: «Одуванчики»

1

25.11


24

Цветы: «Колокольчики»

1

26.11


25

Цветы: «Маки»

1

02.12


26

27

Цветы: «Подсолнухи»

2

03.12 09.12


28

Аппликация: «Веточка черемухи»

1

10.12


29

Натюрморт: «Букет сирени с фруктами»

1

16.12


30

31

Объемная аппликация: «Цветы в стакане»

2

17.12

23.12


32

Коллективная работа: «Букет снежинок»

1

24.12


III четверть - 22 ч.

33

«Букет цветов»

1

13.01


34

Пластилиновый букет

1

14.01


35

Пейзаж: «Поле одуванчиков»

1

20.01


36

37

Пейзаж: «Поле одуванчиков». Аппликация

2

21.01

27.01


38

39

Коллективное панно цветов

2

28.01

03.02


40

41

Пластилиновый лужок

2

04.02

10.02


42

Орнамент, повторяющийся в полосе. Ромашки

1

11.02


43

Орнамент, чередующийся в полосе. Ромашки, василек.

1

17.02


44

45

Аппликация - чередующийся орнамент в полосе.

2

18.02

24.02


46

Орнамент в круге из цветов

1

25.02


47

Орнамент в квадрате из цветов

1

03.03


48

49


Плоскостная пластилиновая работа «Подсолнух из зерен»

2

04.03

10.03


50

51

52

Коллективная работа «Гирлянда из цветов»

3

11.03

17.03

18.03


53

54

Свободное рисование

2

24.03 25.03


IV четверть - 14 ч.

55

56

57

Коллективная работа «Объемные розы»

3

07.04 08.04

14.04


58

59

60

61

Панно из зерен «Деревня на холме»

4

15.04 21.04 22.04 28.04


62

63

64

Декоративное рисование из геометрического узора «Солнечный подсолнух»

3

29.04 05.05 06.05


65

66

Свободное рисование

2

12.05

13.05


67

68

Работа с пластилином

2

19.05

20.05


69

70

Аппликация

2

26.05

27.05






Тематическое планирование составила _____________(Бурченкова О.А.)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя