СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 4 класс УМК "Гармония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы КопцевойТ.А., Копцева В.П., Копцева Е.В. «Изобразительное искусство 1-4 классы»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 4 класс УМК "Гармония"»

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 5» города Улан-Удэ

 

 

Рассмотрено на                                Согласованно:________                Утверждаю:__________

заседании методического               Зам директора по УВР                            Директор ________________

объединения учителей                 _____________________                         ____________________

___________________                    _____________________                          ____________________

  





Протокол МО №_______            Протокол НМС №_______                    Протокол ПС №_______        

  «____»__________20___г         «____»___________20__г.            «____»_________ 20___г

Рук МО ________________                                                                    Приказ №_____ от ___ ____ 20__г.

 

 







 

Рабочая программа

учебного курса

по изобразительному искусству

для 4 класса

 

 

 

                                               Составители:











                                                               







 

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы КопцевойТ.А., Копцевым В.П., Копцевым Е.В. «Изобразительное искусство 1-4 классы» (издательство: «Ассоциация XXI век» 2013), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа для 4 класса начальной школы общеобразовательных учреждений соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, а также примерной программе по изобразительному искусству для начальной школы. Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.

Цель курса – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи.

Задачи:

– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия), формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусств; формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;

– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и др. в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

В 4 классе углубление интереса к изобразительному искусству осуществляется через личностные смыслы образования «Художник, природа и Я». Материалы учебника нацеливают деятельность ученика на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Руководствуясь тезисом «Каждый народ – художник», учащиеся идут путём постоянных наблюдений, поиском средств художественного выражения, и в ходе разнообразной практической работы в рамках различных тем курса регулярно получают его подтверждение.

Федеральным государственным стандартом начального общего образования в области изобразительного искусства определяется ряд образовательных задач, решение которых способствует развитию универсальных учебных действий учащихся четвёртого класса (УДД).

Познавательные УДД: сообщать (с учётом возрастных особенностей детей) знания в области изобразительного искусства; развивать представления школьников о видах пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (дизайн); об основных жанрах изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, о региональных (краеведческий, художественный) и ведущих художественных музеях страны (Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музей-панорама «Бородинская битва» и др.); знакомить с собраниями ведущих музеев мира (Лувр, Дрезденская картинная галерея и др.).

Регулятивные УДД: приумножать опыт художественно-творческой деятельности детей, развивать их умения в реализации замыслов творческой работы, в постановке целей и задач деятельности, в поиске оптимальных путей их решения в оценке этапов и результатов индивидуальной и коллективной деятельности.

Коммуникативные УДД: развивать умения школьников общаться в процессе диалога с учителем и сверстниками; расширять навыки общения во время выполнения индивидуальных и коллективных форм деятельности, в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли (художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.), в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений разных видов и жанров искусства, а также обсуждения результатов индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; развивать умения школьников использовать в учебном процессе ИКТ и справочную литературу.

Личностные УДД: способствовать накоплению у учащегося опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, проявлять авторский неповторимый изобразительный стиль, развивать умения использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объём, фактуру и др. – для достижения своих творческих замыслов, развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка); способствовать участию в выставках детского изобразительного творчества, коллекционированию своих творческих работ. Уникальным достижением ученика является его Творческая папка (альбом), где он собирает и хранит продукты своей изобразительной деятельности.

Предметные УДД: обучать изобразительным, конструктивным и декоративным видам творческой деятельности, развивать навыки работы с разными художественными материалами (гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, восковыми мелками, тушью, пером, гелевыми и шариковыми ручками, фломастерами, маркерами, пластилином, цветной бумагой и др.); развивать навыки художественного восприятия произведений изобразительного искусства различных видов пластических искусств (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства) и их оценки.

Метапредметные УДД: развивать у детей навыки учебной и творческой деятельности; умения осуществлять анализ, сравнение, группировку материала самостоятельно и по заданным критериям; мотивировать проявление интереса к проблеме урока, к выполнению творческих заданий, к участию в выставочных проектах; развивать эвристические способности, мотивировать учеников на самостоятельное выполнение заданий Творческой папки, разгадывание и сочинение кроссвордов по изобразительному искусству, игру в художественное лото «Шедевры Эрмитажа», «Шедевры Государственной Третьяковской галереи», «Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина», «Шедевры Лувра», «Шедевры Дрезденской картинной галереи», «Творчество художников-передвижников».

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану в 3-м классе на изучение предмета «Изобразительное искусство» выделяется 34 часа (1 час в неделю).

Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы – посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе – студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о выразительных средствах и формах изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями.

Формы организации образовательного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных комбинированных уроков, обобщающих уроков, проведение бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Технологии обучения.

  1. Здоровьесберегающие технологии

  2. ИКТ

  3. Дифференцированного обучения

  4. Технологии развития критического мышления

Виды и формы контроля.

  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Тестирование.


Обеспечение предмета

Авторы

Название

Издательство

Год издания

УМК «Гармония»

Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.

«Изобразительное искусство» учебник для 4 класса

«Ассоциация XXI»

2013

Методические пособия для учителя

  1. Копцева Т.А. Программа по изобразительному искусству. 1-4 классы.: «Ассоциация XXI», 2013.

Печатные пособия для учащихся .

1.Т.А.Копцева,В.П.Копцев,Е.В.Копцев «Изобразительное искусство»учебник для 3 классов общеобраз.учреждений 2-е изд., Смоленск «АссоцияцияXXI век»,2013





Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

Компонент художественного образования «Значимые темы искусства» в программе каждого класса предполагает четыре модуля: «Художник и мир природы», «Художники мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогает ученику начальной школы представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей его действительности – живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.

Компонент художественного образования «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы.

Опыт эстетического (художественного) восприятия проявляется в умении:

– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

– различать основные жанры пластических искусств (портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.); понимать их специфику;

– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

«Виды художественной деятельности» – компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

– живописными материалами и техниками: акварелью, гуашью, пастелью (сухой и масляной) и др.;

– графическими материалами (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки) и техниками (граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.);

– скульптурными материалами (пластилин или глина);

– конструктивными материалами (бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.).

«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник начальной школы научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения.

Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т. д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.) в изобразительном творчестве; использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа, основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций передавать основные пропорции животных и человека.

Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техники материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.

Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т. п.),использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.

Компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.

В первом разделе («Художник и мир природы») определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений художника о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землёй, цветами, деревьями, полями, лесами, озёрами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы являются основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.

Второй раздел («Художник и мир животных») расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.

Третий раздел («Художник и мир человека») расширяет горизонты детского познания окружающего мира – мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника Отечества.

Семья как главная ценность для ребёнка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Изображение семейных и государственных праздников как формы выражения отношения школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в оппозициях «высокий – низкий», «большой – маленький», «далёкий – близкий», находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений – сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

В четвёртом разделе («Художник и мир искусства») осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольными теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д., образов, вызывающих гнев, раздражение, презрение и т. д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т. д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.

Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

– умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

– умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

- в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

- в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе,

- животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

- в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;

- моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен получить начальные сведения:

-о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

-о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

-о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

-об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красной красок, зеленый - желтой и синей, фиолетовый - красной и синей).

знать/понимать:

-основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

-известные центры народных художественных ремесел России;

-основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

-особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;

-верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;

-определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-самостоятельной творческой деятельности;

-обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. 4 КЛАСС

(34 часа в год)


Тема

Страницы учебника

Содержание деятельности учащихся

Планируемые предметные и личностные результаты


Формируемые универсальные учебные действия

Дата план

Дата факт

Художник и мир природы (9 ч)

1

Учимся смотреть и видеть

Учебник с.6-10

Знакомятся с учебником и принятыми в нём условными обозначениями.

Вспоминают разные художественные материалы, анализируют их выразительные качества.

Рассматривают Творческую папку ученика как форму хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка – возможные формы хранения творческих работ, выполненных на уроке и во внеурочное время).

Анализируют рисунки сверстников на один и тот же сюжет: «Я – фотограф», которые имеют разные композиции.

Понимают, что композиция – важнейший, организующий элемент рисунка, придающий ему единство и цельность, – средство художественного выражения.

Делают вывод о том, что художник – внимательный зритель, а выразительность рисунка зависит от оригинальности замысла и композиционного решения, что обложка Творческой папки или альбома для рисования, на которых помещён авторский рисунок – визитная карточка юного художника.

Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную или заданную тему «Я – фотограф», используя любой художественный материал, на 1/4 альбомного листа, или используют специальный формат из Творческой папки, приклеивают свой рисунок на обложку Творческой папки или альбома.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Выполнять рисунок по собственному замыслу или на тему.

Анализировать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Придумывать оригинальные названия своим рисункам:

«Я увидел, как птицы вылетели из-за трёх деревьев», «Летом я купался в море», «Я люблю фотографировать природу», «Я люблю фотографировать кота Васю», «Я люблю фотографировать свою семью», «Я люблю фотографировать машины» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать пути решения образовательной проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий.

Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



2

Линия горизонта

Учебник с. 10-14

Знакомятся с содержанием учебника.

Рассматривают произведения изобразительного искусства, в которых образ родной природы представлен оригинально.

Рассматривают детские рисунки, отмечают выразительные качества композиции: умение детей по-своему отразить тему «Дорога, уходящая вдаль», «Путь».

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Выполняют творческое задание: создают рисунок на тему «Дорога, идущая к горизонту», «Я гуляю по извилистой дорожке парка», «Дорога к храму», «Яблоневая аллея в цвету», «Лучезарное солнце освещает мой путь» или др.

Различать выразительные возможности разных художественных материалов.

Анализировать выразительность произведений изобразительного искусства.

Выполнять оригинальную композицию на тему урока «Линия горизонта»: рисунок создавать карандашом с последующим включением цвета.

Использовать формат листа (квадрат, узкий, вытянутый по вертикали или горизонтали) и цветовую гамму (тёплую, холодную) в выразительных целях.

Оценивать эстетическую выразительность результатов своей и чужой продуктивной деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, использовав в рисунке разное положение линии горизонта.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей практической работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения



3

Свет и тень

Учебник с. 15-19









Знакомятся с содержанием учебника, раскрывающим особенности изображения света и тени в рисунке.

Узнают о том, что игра света и тени создает ощущение солнечного дня, как в графических, так и в живописных произведениях.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Анализируют композиции рисунков сверстников.

Выполняют творческое задание: создают композиции на тему «Тень в пейзаже», «Таинственная тень натюрморта», «Я и тень» с использованием выразительных средств живописных или графических материалов.

Оценивать выразительность светового контраста живописных произведений. Высказывать суждения о выразительности теней в рисунке как важном композиционном элементе, раскрывающем глубину замысла (тень – подруга солнца, тень-призрак, ритмы теней деревьев, тень дразнится, повторяя все действия за человеком; тень тащится за человеком, животным и т.п.).

Различать графические и живописные произведения.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию.

Выполнять оригинальную композицию по теме урока «Свет и тень», используя выразительные возможности светового контраста.

Передавать в самом общем виде перспективные сокращения предметов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию «Свет и тень»? Высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.



4

Растительный орнамент

Учебник с. 20-23

Знакомятся с содержанием учебника, с особенностями ритмической организации растительных орнаментов.

Анализируют китайский, персидский и древнерусский орнаменты, находят своеобразие в орнаментах южных и северных стран.

Выражают отношение к рисункам сверстников.

Высказывают суждения о выразительности тёплого и холодного колорита.

Выполняют творческое задание: создают орнаментальную композицию, используя любой цветной материал.


Оценивать выразительность ритмически организованных орнаментальных композиций.

Сравнивать разные национальные орнаменты.

Различать тёплые и холодные цвета.

Выполнять оригинальный растительный орнамент, используя выразительные возможности тёплой или холодной гаммы цветов и ритмическое чередование стилизованных растительных элементов.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес в решении проблемы урока: как создать оригинальный растительный орнамент в полосе, высказывать пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



5

Дождь

Учебник с.24-27


Знакомятся с содержанием учебника, с природной красотой дождя, загадками о нём и образными сравнениями.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь?».

Узнают о многообразии форм изображения дождя живописными и графическими материалами.

Знакомятся с произведениями Юрия Пименова и Франса Мазереля.

Высказывают свои суждения о детских рисунках.

Выполняют творческое задание: создают изобразительный образ дождя, используя живописные или графические материалы. Придумывают рисунку авторское название.

Оценивать красоту дождя и коварство ливня.

Различать выразительные средства живописи и графики.

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет

Выполнять оригинальную композицию «Дождь» и давать ей необычные названия.

Оценивать выразительность результатов творческой деятельности профессиональных художников, своей и сверстников.

Придумывать рисунку оригинальное название: «Грибной дождь», «Колючий дождь», «Ласковый дождь», «Я под зонтом» и т.п.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную оригинальную композицию «Дождь», предлагать пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



6

Морской пейзаж

Учебник с.28-33

Знакомятся с содержанием учебника.

Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображается природа.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру морского пейзажа.

Анализируют произведения живописи: марины, созданные разными художниками.

Высказывают свои суждения по поводу композиции и цветового решения рисунков сверстников.

Сравнивают выразительность контрастного и нюансного цветового решения пейзажей-марин.

Выполняют творческое задание: изображают морской пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. Придумывают пейзажу оригинальное название.

Вычленять своеобразие образного языка живописи, в которой цвет является основным средством выражения.

Различать жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет.

Выделять среди других пейзажей марины.

Отличать выразительность творческого почерка разных художников.

Различать тёплые и холодные цвета.

Создавать оригинальную контрастную или нюансную композицию морского пейзажа.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Штиль. Я любуюсь морем», «Солнечные зайчики купаются в море», «Шторм в Индийском океане», «Музыка моря», «Задумчивый закат», «Мне и морю грустно», «Торжественный закат на море и я» или др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, использовать образные сравнения и сопоставления, синтез и анализ при решении художественно-творческих задач



7

Горный пейзаж

Учебник с.34-35

Знакомятся с содержанием учебника.

Закрепляют представления о пейзаже как жанре изобразительного искусства, картине, на которой изображается природа.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о том, что свои внутренние переживания и чувства можно передать через цвет, фактуру горного пейзажа.

Анализируют пейзажи Николая Рериха, высказывают свои суждения по поводу их композиции и цветового решения.

Сравнивают выразительность холодного и контрастного цветового решения горных пейзажей.

Выполняют творческое задание: изображают горный пейзаж в тёплом или холодном, контрастном или нюансном цветовом решении, используя любой цветной художественный материал. Придумывают пейзажу оригинальное название.

Высказывать эмоциональные суждения о живописных работах Н. Рериха.

Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

Знать о том, что цвет является главным выразительным средством живописи. Различать тёплые и холодные цвета.

Выполнять оригинальную композицию горного пейзаж в тёплом, холодном или контрастном колорите для достижения своего замысла.

Оценивать выразительные качества изображений.

Выражать через название эстетическое отношение к изображению: «Сильные высокие горы», «Студёные горы», «Каскад гор, освещённых солнцем», «Я встречаю красивый рассвет в горах», «Печальная музыка гор», «Вулкан сердится», «Горный дракон», «Торжественный горный пейзаж» др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать выразительную композицию горного пейзажа, высказывать пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



8

Необычные подземные музеи

Учебник с.36-39

Знакомятся с содержанием учебника, любуются подземными красотами пещер, сталактитами и сталагмитами.

Узнают о том, что древние художники оставили в пещерах линейные и силуэтные наскальные рисунки животных: мамонтов, лошадей, быков и др.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Вспоминают приёмы работы в технике монотипия.

Выполняют творческое задание: изображают залы ледяных пещер или иллюстрации к сказке П. Бажова «Хозяйка Медной горы».

Придумывают оригинальное название своей композиции.


Высказывать эмоциональные суждения о красотах ледяных пещер.

Знать о том, что уникальные пещеры со сталагмитами и сталактитами охраняются государством.

Знать названия пещер, в которых находятся наскальные рисунки животных.

Различать линейный рисунок от силуэтного.

Использовать выразительные возможности рисунка или техники монотипии для достижения своего замысла.

Оценивать выразительные качества рисунка и умение автора выражать своё отношение к сказочному герою (Снежная королева, хозяйка Медной горы и др.)


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу в технике монотипия или при помощи рисунка (линейного или силуэтного), высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



9

Тайны лабиринтов

Учебник с.40-45

Знакомятся с содержанием учебника, с разнообразными формами лабиринтов в природе и искусстве.

Вспоминают о содержании древнегреческого мифа о Минотавре.

Знакомятся с запутанными, замысловатыми декоративными арабесковыми орнаментами, с возможными вариантами орнаментально-лабиринтных образов, созданных детьми.

Выполняют творческое задание: изображают орнаментальную композицию с элементами геометрического или растительного орнамента «Лабиринт».

Высказывать эмоциональные суждения о запутанных лабиринтах и о сути мифа «Нить Ариадны».



Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную декоративную арабесковую композицию,

высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



Художник и мир животных (8 ч)

10

Рисунки животных с натуры

Учебник с. 46-49

Знакомятся с содержанием учебника.

Узнают о том, что рисунок с натуры условен и отличается от фотографии.

Отвечают на вопросы рубрики учебника «Подумай и ответь».

Вспоминают об анималистическом жанре изобразительного искусства и художниках-анималистах, которые любили изображать животных: Евгения Чарушина, Василия Ватагина и др.

Анализируют наброски Антонио Пизанелло, рисунок Альбрехта Дюрера.

Выполняют творческое задание, изображают наброски с чучела птицы или животного, рисуют носорога, обезьяну или др. по фотографии, а окружающее их пространство – по воображению. Получившейся композиции придумывают оригинальное название.


Сравнивать рисунок и фотографию, выявлять оригинальность рисованного изображения с натуры.

Оценивать выразительные достоинства детского стихотворения «Носорог».Знать отечественных и зарубежных художников-анималистов.

Отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт.

Выполнять наброски с натуры с чучела птицы, животного или с фотографии, превращать набросок в законченную композицию.

Использовать выразительные средства графики: линию, пятно, штрих, точку в целях достижения замысла.Оценивать выразительные качества своего рисунка и сверстников. Придумывать оригинальные названия творческим работам.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую композицию в анималистическом жанре, высказывать свои пути решения проблемы; знать 2–3 художников-анималистов.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения



11

Чёрная кошка

Учебник с.50-56

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о том, что кошка в древние времена считалась оберегом дома.

Анализируют детские рисунки.

Узнают о возможности выполнения образа чёрной кошки разными художественными материалами: фломастерами, красками, пластилином, глиной, а также из чёрной полоски бумаги.

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», с этапами конструирования кошки из полоски чёрной бумаги.

Выполняют творческое задание: лепят, рисуют или конструируют образ чёрной кошки, придумывают оригинальное название своей работе.

Высказывать суждения о повадках и характере кошек, основанных на собственном опыте.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давать словесное описание её содержанию.

Высказывают свои суждения о выразительных качествах творческих работ сверстников. Использовать средства художественного выражения для достижения замысла: в скульптуре и конструировании – объём, пластика; в графике – точка, линия, штрих, пятно, в живописи – цвет, композиция.

Оценивать результаты своей творческой работы и сверстников.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный образ кошки в изобразительных, декоративных или конструктивных видах деятельности, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.



12

Скульпторы-анималисты

С.56-58


Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что каждый скульптурный материал: глина, дерево, пластилин, стекло, метал, проволока и др. имеют свои выразительные свойства.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Соотносят свои знания с правильным ответом, анализируя содержание рубрики «Проверь свои знания».

Знакомятся с работами скульпторов-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина.

Выполняют творческое задание: создают объёмный образ любого животного или выполняют работу под впечатлением от любой скульптуры.


Различать основные виды художественной деятельности: скульптура, графика, живопись.

Знать некоторые произведения художников-анималистов И. Ефимова и В. Ватагина.

Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей объёмной поделке, давая словесное описание её содержанию.

Использовать выразительные свойства пластилина (глины): объём, пластичность для достижения замысла.

Учитывать в творческой работе основные пропорции.

Оценивать выразительность объёмных поделок.

Придумывают оригинальные названия для своей композиции и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный объёмный образ животного, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



13

Рельефное изображение животных

Учебник с.59-62


Знакомятся с содержанием учебника.

Анализируют рельефные изображения, сравнивают их с объёмными изображениями животных и с фотографиями, находят специфические возможности рельефа.

Определяют, чем стилизованное декоративно-условное рельефное изображение льва отличается от реалистического рельефного изображения.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Сравнивают статичное и динамичное изображение животного, выявляют признаки динамики.

Знакомятся с рубрикой «Полезный совет» в учебнике, с этапами выполнения рельефного изображения.

Выполняют творческое задание: лепят рельефное изображение льва, львицы или львёнка, придумывают своей композиции оригинальное название.

Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых рельефов: статичное или динамичное, декоративное или реалистическое изображение зверя.

Продумывать замысел, проговаривать сюжет будущей композиции рельефа.

Использовать выразительные средства полуобъёма для достижения замысла.

Оценивать выразительные качества рельефных изображений своих и сверстников.

Придумывать оригинальное название своей работе и сверстников: «Раненый зверь», «Грустная львица», «Игривый львёнок», «Пряничный сказочный лев» или др.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную рельефную композицию животного, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях «Я – сильный зверь», «Я – слабый зверь», «Я – гордый зверь» и др.



14

Образы насекомых в стихах

Учебник с.63-65









Знакомятся с содержанием учебника, с образами насекомых в японской поэзии.

Выполняют задание рубрики «Подумай и ответь».

Узнают, что такое хокку – японское трехстишие.

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», с выразительными и изобразительными возможностями туши, пера, палочки, кисти по мокрому и сухому листу.

Словесно проговаривают и пластически показывают индивидуальный замысел: насекомое сидит, летит, жужжит, наблюдает, любуется, ползёт или др.

Выполняют творческое задание: сочиняют небольшое стихотворение в стиле японских стихов, иллюстрируют своё или понравившееся трёхстишие, используя технику тушь – перо – кисть – палочка по сухому или мокрому листу.

Участвовать в обсуждении выразительной формы японских трёхстиший – хокку, выражать своё отношение к их содержанию.

Сочинять стихи в стиле японских трёхстиший, высказывать суждения о выразительности коротких стихов, сочинённых сверстниками.

Различать графические художественные материалы, и живописные.

Использовать выразительные средства техники тушь – перо – палочка – кисть для достижения замысла.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как выполнить иллюстрацию к коротким, но образным стихам графически материалом тушь, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.

Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.



15

Образы животных в книжной иллюстрации


Учебник с.66-69

Знакомятся с содержанием учебника.

Рассматривают иллюстрации к литературному произведению Р. Киплинга «Маугли», выполненные В. Ватагиным, М. Митуричем, сравнивают их и высказывают свои суждения, выявляют стилистические особенности авторских иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого.

Выделяют выразительные средства книжной графики: линию, точку, пятно, штрих, цвет, композицию, которые использовали художники-иллюстраторы для достижения своего замысла.

Словесно проговаривают образ будущей композиции «Животные джунглей – друзья Маугли» или «Животные джунглей – враги Маугли».

Разыгрывать в пантомиме фрагменты сказки «Маугли».

Выполняют творческое задание: изображают иллюстрацию к сказке «Маугли» Р. Киплинга.


Высказывать эмоциональные суждения о книжных иллюстрациях разных художников к одному произведению (Р. Киплинг «Маугли).

Выявлять стилистические особенности иллюстраций, те качества рисунков, которые отличают творчество одного художника от другого

Использовать выразительные возможности графических материалов для достижения замысла.

Выполнять иллюстрацию к сказке Р. Киплинга «Маугли», раскрывающей сюжет литературного произведения.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Придумывать и обыгрывать оригинальные названия к своим иллюстрациям: «Спящий удав», «Грозный Шерхан», «Маугли сражается с тигром», «Маугли беседует с волком», «Багира любуется цветами», «Бесстрашный медведь» и т.п.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию к произведению Р. Киплинга «Маугли», высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Проявлять эмпатийную способность, участвовать в игровых ситуациях.



16

Талисманы Олимпийских игр


Учебник с.70-73

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о девизе Олимпийских игр – «Быстрее, выше, сильнее!», о том, что в 2014 г. в Сочи состоятся 22 зимние Олимпийские игры, талисманами которых стали Леопард, Белый медведь и Заяц.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Узнают о талисманах зимних Олимпийских игр, которые проходили в других странах: снеговик (Австрия), енот (США), волчонок (Югославия).

Вспоминают, что символом летних Олимпийских игр в 1980 г. в Москве был Михаил Топтыгин.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», узнают о том, что символами 11 Паралимпийских игр в Сочи стали мальчик Лучик и девочка Снежинка.

Выполняют творческое задание: рисуют, лепят или конструируют талисман спортивных игр, турнира «Весёлые старты», праздника «Весёлый саночник» или др.

Участвовать в обсуждении олимпийской символики, талисманов 22 зимних Олимпийских и 11 Паралимпийских игр в Сочи.

Осознавать значимость олимпийской символики.

Знать и применять в рисунке выразительные свойства тёплых и холодных цветов.

Отличать реалистическое изображение от стилизованного, использовать в рисунке некоторые приёмы стилизации.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла «Талисман спортивных игр» (солнечный, летящий, быстрый, сильный, стремительный и т.п.).

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ талисмана спортивных игр, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



17

Фантастические животные


Учебник с.74-79

Знакомятся с содержанием учебника, анализируют образы фантастических животных в скульптуре, мозаике, декоративно-прикладном искусстве и в детском рисунке.

Анализируют фотографии-шутки.

Высказывают свои суждения о сочетании в одном образе элементов разных животных: Грифон, Пегас, Дракон и др.

Сравнивают особенности изображения фантастических существ в разных мировых культурах, их символическое значение.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет».

Выполняют творческое задание: создают образ мифологического, сказочного фантастического животного: чудо-юдо рыба-кит, чудо-зверь, чудо-птица, чудо-насекомое или др.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство.

Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов.

Придумывать оригинальное название фантастическому животному: «Зебродрак», «Рыболёт», «Птицеслон»,

«Котозмей» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: образ фантастического животного, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



Художник и мир человека (10 ч)

18

Ты –художник

Учебник с.80-83

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о коллекционировании произведений изобразительного искусства и результатов детского изобразительного творчества как форме сохранения исторической памяти.

Вспоминают известные художественные музеяи (Эрмитаж, Государственная Третьяковская Галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.), галереи детского изобразительного творчества.

Вычленяют основные виды пластических искусств: живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», анализируют содержание рисунков, определяют возраст их авторов.

Выполняют творческое задание: создают рисунок на свободную тему и оформляют его или другой рисунок в паспарту для участия в персональной или коллективной выставке.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительности произведений изобразительного искусства и детских рисунков.

Знать основные художественные музеи нашей страны: Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Различать основные виды пластических искусств: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Работать над замыслом и его воплощением, используя выразительные возможности художественного материала.

Оформлять рисунок для выставки в паспарту.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как оформить рисунок на выставку, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



19

Интерьер с окном

Учебник с.84-87

Знакомятся с содержанием учебника, рассматривают репродукции произведений изобразительного искусства и детских рисунков, на которых окно является важным элементом композиции.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь», вспоминают выразительные средства живописи (хроматические цвета: тёплые, холодные; ахроматические цвета: белые, чёрные, серые; пятно, освещение, контраст, нюанс, колорит и др.) и графики (линия, пятно, штрих, композиция и др.).

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: создают композицию, в которой окно является важным элементом композиции, используют выразительные возможности графических материалов (цветных или чёрно-белых).


Анализировать композицию произведений изобразительного искусства и детских рисунков, выявлять основную идею замысла.

Различать произведения живописи и графики.

Знать средства художественного выражения живописи и графики.

Отражать свой замысел в творческой композиции «Интерьер с окном», «Автопортрет на фоне окна», «Мой друг у окна», «Кот спит на подоконнике», «Я любуюсь видами своего города из окна», «Комнатные цветы на окне» или др.

Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (цветными или чёрно-белыми) для достижения своего замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную композицию, в которой окно является важным элементом, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.




20

Дружеский шарж

Учебник с..88-91

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают, что шарж – это доброжелательный юмористический портрет, в котором преувеличены характерные черты внешности человека, а карикатура – это сатирическое изображение, критическая оценка человека в подчёркнуто искажённом виде.

Знакомятся с художниками-карикатуристами Кукрыниксами.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: рисуют дружеский шарж на самого себя или лучшего друга, используя графические материалы (карандаш, фломастер, гелевую ручку или др.).

Анализировать произведения художников-карикатуристов: шаржи и карикатуры.

Знать художников, работающих в жанре карикатуры (Кукрыниксы: Михаил Куприянов, Пётр Крылов, Николай Соколов).

Выражать своё отношение к человеку через шарж.

Использовать выразительные возможности графических материалов с целью достижения замысла.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – дружеский шарж, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.



21

Парадный портрет

Учебник с.92-95

Знакомятся с содержанием учебника. Вспоминают о том, что портрет – жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображён человек.

Сравнивают парадные портреты, выявляют признаки парадного и повседневного мужского и женского портрета.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Анализируют изобразительные возможности угля, сангины, туши, маркера для передачи мужественности в мужских парадных портретах.

Повторяют основные пропорции человеческого лица.

Выполняют творческое задание: изображают парадный портрет военного, рыцаря, офицера, солдата, дедушки, брата или отца, используя любой графический материал.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выявлять признаки парадного портрета.

Выражать отношение к человеку через парадный портрет.

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами для передачи замысла.

Придумывать парадным портретам оригинальное название: «Гордый воин», «Смелый рыцарь», «Мой дед-победитель», «Воин-герой», «Солдат-защитник», «Папа-моряк на празднике» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу – парадный портрет война, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



22

Искусство костюма: Изменчивая мода Театральный костюм

Учебник с.96-103

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в разные исторические эпохи люди одевались по разному, что в произведениях искусства, как в документах эпохи, находят отражение «капризы» моды.

Анализируют женские портретные образы, отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Вспоминают основные пропорции и приёмы изображения фигуры человека.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь». Знакомятся с содержанием рубрики учебника «Полезный совет».

Выполняют коллективно или индивидуально творческое задание: изображают фигуру человека (мальчика или девочки) и рисуют несколько вариантов костюмов: повседневных, праздничных, карнавальных, используя графические или неожиданные материалы: фантики, салфетки, фольгу, серпантин и т.п.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к «капризам» и странностям моды разных исторических эпох.

Высказывать суждения о выразительности детских рисунков.

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

Создавать выразительный костюм: повседневный, праздничный или карнавальный.

Использовать выразительные свойства художественных материалов для достижения своего замысла: костюм древнегреческий, древнеегипетский, древнерусский, средневековый, японское кимоно или др., современный костюм для дискотеки или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать эскиз повседневного, праздничного или карнавального костюма, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.



23

Знаменитые скульптуры

Учебник с.104-105

Знакомятся с содержанием учебника, узнают об истории создания памятника гражданам Кале Огюстом Роденом.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Обыгрывают пластикой своего тела скульптурные образы Родена.

Выполняют творческое задание: индивидуально или коллективно лепят скульптурную композицию «Моя семья», «Мои друзья» или др., используя пластилин или глину.


Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Высказывать суждения о выразительности групповой скульптуры О. Родена «Памятник гражданам Кале».

Различать основные виды пластических искусств: архитектура, скульптура, живопись, графика.

Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной) для передачи замысла «Моя семья», «Мои друзья» или др.

Передавать в самом общем виде пропорции фигуры человека.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную объёмную групповую композицию, состоящую из двух и более человек, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Пластически обыгрывать скульптурные образы.



24

Знаменитый город

Учебник с.106-109

Знакомятся с содержанием учебника, с основными архитектурными постройками Иерусалима – города трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с древними заповедями – правилами поведения людей, написанными в древнеегипетской книге.

Анализируют детские рисунки на сюжеты разных священных книг.

Выполняют творческое задание: иллюстрируют сюжет священной книги, используя любой художественный материал.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Иметь представление об общечеловеческих ценностях, знать основные законы (заповеди) – правила поведения людей.

Знать о том, что Иерусалим – город трёх мировых религий: христианства, иудаизма, ислама.

Использовать выразительные возможности художественных материалов при иллюстрировании сюжетов священных книг: «Вифлеемская звезда», «Волхвы идут на поклон», «Рождество», «Три ангела (Троица)», «Ангел – добрый вестник», «Ноев ковчег», «Старый быт», «Мой ангел - хранитель», «В храме» и т.п.

Оценивать выразительность результатов своей изобразительной деятельности и сверстников.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную иллюстрацию сюжетов любой священной книги, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



25

Герб

Учебник с.110-113

Знакомятся с содержанием учебника, вспоминают о том, что герб – это отличительный знак государства, города, сословия, семьи, изображаемый на флагах, монетах и т.п.

Вспоминают герб своего города, края, области, а также некоторых городов Золотого кольца России, Санкт-Петербурга, столицы нашего государства Москвы и Российской Федерации.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Знакомятся с содержанием рубрики «Полезный совет», узнают о геральдической цветовой символике, о том, что на гербах могут олицетворять животные.

Выполняют творческое задание: создают образ семейного герба, используя символические изображения и цвет.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Участвовать в обсуждении символических изображений на гербе родного селения, области, столицы, государства.

Анализируют эскизы семейных гербов, созданных учениками.

Учитывать выразительные возможности художественных материалов для достижения замысла.

Использовать символические изображения и цвет при создании эскизов семейного герба.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



26

Художник-дизайнер

Учебник с.114-116






Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что дизайн – это разновидность современного декоративно-прикладного искусства, что художник-дизайнер занимается разработкой и оформлением внешнего вида разных товаров, реклам.

Отвечают на вопрос рубрики учебника «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: изображают эскиз упаковки любого кондитерского изделия, мороженого, конфет, плитки шоколада, печенья и т.п.

Участвовать в обсуждении продукции, созданной художниками-дизайнерами.

Высказывать суждения об упаковках кондитерских изделий.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами, выразительные свойства цвета (тёплые, холодные) в процессе разработки эскизов упаковок для мороженого, конфет, плитки шоколада или др.

Придумывать оригинальное название кондитерскому изделию: «Серебряная конфета», «Золотой шоколад», «Космическое мороженое», печенье «Цирк» ит.п.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз упаковки кондитерского изделия, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



27

Машины-роботы

Учебник с.117-121

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о разных машинах-роботах, помогающих человеку на Земле и в космосе.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Анализируют репродукции космических аппаратов, творческих поделок и рисунков детей.

Выполняют творческое задание: изображают машину-робота – марсоход, луноход, венероход, юпитероход или другой космический аппарат, используя любые художественные материала.

Участвовать в обсуждении конструктивных особенностей машин-роботов, космических аппаратов.

Знать первого космонавта мира (Юрия Гагарина), первую женщину космонавта (Валентину Терешкову), первого космонавта, который первым вступил на Луну (Нила Армстронга).

Знать некоторых художников-космонавтов (Алексея Леонова).

Выбирать и использовать возможности художественных материалов для передачи своего замысла.

Придумывать оригинальные названия машинам-роботам: марсоход «Улиткохват», лунолёт «Лунтивзлет», вездеход «Космодрель», робот «Вездесущь» или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный эскиз машины-робота, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.



Художник и мир искусств (7 ч)

28

Книжка-игрушка

Учебник с.122-125

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о разных формах книжек-игрушек для малышей, об элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке.

Узнают об особенностях оформления азбуки, буквиц и рисунков их сопровождающих.

Анализируют страницу старинной азбуки, посвящённой букве «Б».

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Соотносят свои знания с ответами рубрики «Проверь свои знания».

Выполняют творческое задание индивидуально или коллективно: изготавливают макет книжки-малютки, книжки-гармошки, книжки одной буквы, книжки-азбуки или сочиняют «Сказки про краски» и создают макет книжки-гармошки.

Участвовать в обсуждении разнообразных форм детских книжек: игрушек, гармошек, с фигурными обложками, трансформеров и др.

Иметь представление об основных элементах книжного макета: обложке, буквице, иллюстрациях, заставках, концовке.

Сочинять краткие «Сказки про краски».

Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи своего замысла.

Оценивать выразительность результатов индивидуального или коллективного труда.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный макет книжки-малютки для детей, высказывать пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.



29

Музеи игрушки

Учебник с.126-130

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что в Сергиевом Посаде есть Музей игрушки, в котором хранятся народные глиняные, деревянные, соломенные игрушки: городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др.

Узнают об игрушках-панках, куклах-пеленашках, куклах-стригушках, куклах-закрутках, куклах Масленицах, свабедных парочках и др.

Выполняют творческое задание: создают игрушки из подсобных или природных материалов: ниток, бумаги, картона, соломы, тряпок, шишек, сухих листьев, желудей или др.

Участвовать в обсуждении выразительных качеств народных игрушек, хранящихся в Музее игрушки (Сергиев Посад).

Знать основные народные промыслы: игрушки городецкие, федосеевские, филимоновские, дымковские, богородские и др.

Выбирать и использовать способы работы природными или подсобными материалами при создании игрушки-закрутки, куклы Масленицы или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.


Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.




30

Театр на колёсах


Учебник с.131-133

Знакомятся с содержанием учебника, узнают о ярмарочном балагане – театре на колёсах, который заложил основу для появления цирка.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Высказывают свои впечатления от посещения цирка, о клоунах: Юрии Никулине, Олеге Попове, Юрии Куклачёве.

Разгадывают кроссворд и проверяют свои знания.

Выполняют творческое задание: изображают портрет клоуна или любую сцену циркового представления, используя выразительные возможности цветных художественных материалов.

Участвовать в обсуждении картины Б. Кустодиева «Балаганы».Высказывать свои впечатления от посещения цирка, о выступлениях клоунов: Ю. Никулина, О. Попова, Ю. Куклачёва или др.

Разгадывать кроссворд с ключевым словом «Полунин». Использовать выразительные возможности цветных художественных материалов для достижения замысла: радостный клоун, грустный клоун, весёлое цирковое представление или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу: портрет клоуна или сцену циркового представления, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.




31

Большой театр Учебник с.134-140

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что Большой театр – это старейший в России театр оперы и балета.

Рассматривают и анализируют фоторепродукции и произведения художников Э. Дега и В. Серова.

Высказывают свои суждения о творчестве Нади Рушевой.

Выполняют творческое задание: изображают балерину в движении, используя любой художественный материал.

Участвовать в обсуждении архитектурного облика Большого театра.

Знать о древнегреческом боге Аполлоне – покровителе искусств, о музах – богинях науки и искусства.

Знать художников В. Васнецова, Э.Дега и др., изображающих балерин.

Высказывать своё отношение к рисункам Нади Рушевой.

Выбирать и использовать способы работы с художественными материалами для достижения замысла: умирающий лебедь, испанский танец, уставшая балерина, розовые танцовщицы или др.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальный изобразительный образ балерины, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



32

В мире кино

Учебник с.140-145

Знакомятся с содержанием учебника. Узнают о том, что первые кинофильмы были чёрно-белыми и немыми.

Анализируют киноафиши и кадры фильмов, получивших мировую известность.

Отвечают на вопросы рубрики «Подумай и ответь».

Выполняют творческое задание: изображают афишу к любому фильму, мультфильму или спектаклю, используя любой художественный материал.

Участвовать в обсуждении афиш и кадров фильмов мировой киноклассики: «Великий диктатор», «Броненосец «Потёмкин», «Клеопатра», «Спартак», «Весёлые ребята», «Золушка» и др.

Анализировать выразительные особенности афиши: броскость, призывность, лаконичность композиции, выразительность шрифта и др.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла.

Уметь использовать разные виды шрифта в композиции афиши.

Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников.

Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную афишу к кинофильму, высказывать свои пути решения проблемы.

Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел работы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.



33-34

Модуль РТПЗ



























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

4 «__» класс (34 часа)


Название темы, раздела

Кол-во часов

Дата по плану

Дата

факт.

Примечание

Художник и мир природы (9 ч)

1

Учимся смотреть и видеть

Учебник с.6-10

1




2

Линия горизонта

Учебник с. 10-14

1




3

Свет и тень

Учебник с. 15-19

1




4

Растительный орнамент

Учебник с. 20-23

1




5

Дождь

Учебник с.24-27

1




6

Морской пейзаж

Учебник с.28-33

1




7

Горный пейзаж

Учебник с.34-35

1




8

Необычные подземные музеи

Учебник с.36-39

1




9

Тайны лабиринтов

Учебник с.40-45

1




Художник и мир животных (8 ч)

10

Рисунки животных с натуры

Учебник с. 46-49

1




11

Чёрная кошка

Учебник с.50-56

1




12

Скульпторы-анималисты

Учебник с.56-58

1




13

Рельефное изображение животных

Учебник с.59-62

1




14

Образы насекомых в стихах

Учебник с.63-65

1




15

Образы животных в книжной иллюстрации

Учебник с.66-69

1




16

Талисманы Олимпийских игр

Учебник с.70-73

1




17

Фантастические животные

Учебник с.74-79

1




Художник и мир человека (10 ч)

18

Ты –художник

Учебник с.80-83

1




19

Интерьер с окном

Учебник с.84-87

1




20

Дружеский шарж

Учебник с..88-91

1




21

Парадный портрет

Учебник с.92-95

1




22

Искусство костюма: Изменчивая мода Театральный костюм

Учебник с.96-103

1




23

Знаменитые скульптуры

Учебник с.104-105

1




24

Знаменитый город

Учебник с.106-109

1




25

Герб

Учебник с.110-113

1




26

Художник-дизайнер

Учебник с.114-116

1




27

Машины-роботы

Учебник с.117-121

1




Художник и мир искусства (7 ч) (5 часов + 2 часа модуль РТПЗ)

28

Книжка-игрушка

Учебник с.122-125





29

Музеи игрушки

Учебник с.126-130





30

Театр на колёсах

Учебник с.131-133





31

Большой театр

Учебник с.134-140





32

В мире кино

Учебник с.140-145





33-34

Модуль РТПЗ







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!