СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 3 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 3 А классе (Вариант 1) с легкой умственной отсталостью учителя-дефектолога первой квалификационной категории Насыровой Альфиры Ульфатовны»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья"



Рассмотрено на заседании ШМО «Согласовано» «Утверждено»

учителей начальных классов Заместитель директора по УР Директор

Руководитель _______ / Белякова Е.А. / ____________ / Егорова Т.И./

Протокол № ____ от ____________ / Шалетина Н.А./ Приказ № ______ от

« __» __________________ 20 ___ г. « __» _________________ 20 ___ г. « __» __________________ 20 ___ г.


Рабочая программа

по предмету «Изобразительное искусство» в 3 А классе (Вариант 1)

с легкой умственной отсталостью

учителя-дефектолога первой квалификационной категории

Насыровой Альфиры Ульфатовны





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № 1


от______________2018 г.





2018-2019 учебный год






Пояснительная записка



Данная рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:



  1. Закона Российской Федерации №273 «Об образовании в РФ»

  2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (приказ МО и Н РФ от 19.12.2014г. № 1599

  3. Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» на 2018-2019 уч. год.

  4. Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» (вариант 1);

  5. Программы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида под ред. В.В. Воронковой для 1-4 классов, Москва «Просвещение»,2011. (2013)

  6. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год


Место предмета в учебном плане.


В учебной программе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Казанская школа №142 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Изобразительное искусство находится в предметной области «Изобразительное искусство»

На предмет отведено 1 час в неделю, 35 часов в год.


Цели изучения:


Цель уроков изобразительного искусства:

·  способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Основными задачами данного курса являются:

·   находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

·   содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

·    ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

·   исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·    дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

·    знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·    развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.


Межпредметные связи.

Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.


П. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета обучения

Развивающий потенциал предмета "Изобразительное искусство" связан с формированием личностных, познавательных и регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования учебных действий, способствует формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, содействует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации, развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Личностные результаты:

-положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

- осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

- внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

-эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Предметные результаты:

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

-эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-знать правила техники безопасности;

-организовывать своё рабочее место;

-передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-развивать фантазию, воображение;

-приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП общего образования:

Минимально достижимый уровень:

-Организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

-Пользование материалами для рисования

-следование при выполнении работы инструкциям учителя

-ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

-узнавать и различать цвета, с помощью учителя адекватно передавать цвет изображаемого объекта

Достаточный уровень:

-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

-выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

-обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

-передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

-узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

Развитие жизненной компетенции

овладение навыками коммуникации в ближнем окружении-умение использовать в межличностном общении простую фразу из 3-4 слов

осмысление роли ученика;

расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с миром природы;

развитие способности взаимодействовать с другими людьми;

формирование интереса   к новизне, к пониманию значения собственной активности;

формирование знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса.

Умение ценить красоту народной игрушек

Планируемые результаты второго года обучения:

-свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

 -  закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
 -  рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
-  понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
-  различать и знать названия цветов;
-  узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.


Достаточный уровень

Минимальный уровень

Хисамутдинов Ильдар

Дьячков Никита

Хазиев Марат

Петров Илья

Садыкова София

Черных Данил

Степанов Вячеслав

Кузина Анастасия

Мухаметвафина Аделина

Адыбаева Самира

Халилова Сабира

Кашкаров Александр

Шайхутдинов Марсель

Гурьянов Илья



Ш. Формы контроля используемые учителем

Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока.

IV. Содержание учебного предмета


Название раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Рисование с натуры

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисований с натуры светлый и темный оттенки цвета.

17

Декоративное рисование

Декоративное раскрашивание детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

4

Рисование на темы

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

7

Беседы об изобразительном искусстве

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

7

Итого


35



V. Информационная справка.

Учебно-методические средства

-Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса.

-Учебное пособие «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» под редакцией И.А. Грошенкова.

-Методические рекомендации по интеграции изобразительной деятельности и технологии Т.Н.Просняковой.

-Рау М.Ю. «Изобразительное искусство», учебник для 3 класса коррекционной школы 8 вида

Таблицы по изобразительному искусству

Видеофильм «Декоративно-прикладное искусство»

Видеофильм «Народное творчество

Копилка электронных презентаций по темам программы

Печатное пособие «Развиваем моторику»

Репродукции картин художников.

Фотоальбомы о художниках.

Печатное пособие «Детям о народном искусстве» Дороновой Г.Н.

Печатное пособие «Детям об искусстве» Дороновой Г.Н.

ТСО

Доска 1 шт.



Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

Дата

Планируемые результаты


Характеристика деятельности учащихся

Оборудование


1.

Рисование с натуры осенних листьев.

1


Уметь видеть и передавать в рисунке растительные формы, контуры которых резко отличаются друг от друга.

Рисование с натуры. Виды листьев различной формы. Поэтапное рисование (план – карта).

Образец

Листья

Альбом

Карандаши

2.

Рисование в полосе узора из веток с листочками.

1


Уметь делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании.

Рисование узора в полосе с элементами декоративного рисования.

Образец

Альбом

Карандаши

3.

Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями.

1


Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной растительной формы.

Рисование с натуры. Виды листьев различной формы. Поэтапное рисование (план – карта).

Образец

Листья

Альбом

Карандаши

4.

Рисование на тему: «Парк осенью».

1


Уметь передавать свои наблюдения и располагать предметы в рисунках ближе и дальше.

Рисование на тему. Иллюстрации картин с изображением осени.

Альбом

Карандаши

Картина

5.

Рисование с натуры предметов, различных по форме и цвету (яблоко, груша, огурец, морковь).

1


Уметь рисовать знакомые предметы округлой и продолговатой формы, умение передавать в рисунке целостность общей формы рисуемой модели.

Рисование с натуры. Муляж овощей и фруктов (огурец, морковь, яблоко, груша).

Овощи

Фрукты

Альбом

Карандаши

6.

Рисование морских сигнальных флажков.

1


Уметь рисовать предметы прямоугольной формы, правильно передавать их цвет и пропорции частей.

Рисование с натуры. Морские флажки трех условных обозначений

Альбом

Карандаши

Флажки

7.

Рисование доски для овощей.

1


Уметь передавать в рисунке форму и пропорции предмета прямоугольной формы.

Рисование с натуры. Декоративная доска для разделки овощей.

Доска для разделки овощей

8.

Рисование шахматного узора в квадрате.

1


Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии.

Рисование узора в квадрате; раскрашивание в «шахматном» порядке.

Образец

Альбом

Карандаши

9.

Рисование геометрического орнамента в квадрате.

1


Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части.

Декоративное рисование узора в квадрате.

Образец

Альбом

Карандаши

10.

Рисование игрушечного домика

1


Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы.

Рисование с натуры – игрушечного домика, передача пропорции рисунка.

Образец

Альбом

Карандаши

11.








Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем.


1


Уметь выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам рассказа.

Авторские иллюстрации к прочитанному тексту; работы выполненные учащимися предыдущих классов.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации


12.

Рисование с натуры будильника.

1


Уметь рисовать предмет несложной формы, передав в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки.

Рисование с натуры несложной формы; отгадывание загадки

Образец

Альбом

Карандаши

13.

Рисование двухцветного мяча.

1


Уметь рисовать предметы шаровидной формы; уметь передавать в рисунке целостность общей формы рисуемой модели.

Рисование с натуры двухцветного мяча. Сравнение круга-шаблона и мяча прием кругового раскрашивания.

Образец

Альбом

Карандаши

14.

Узор в полосе из снежинок и веточек ели.

1


Уметь правильно располагать элементы узора и подбирать цветовые сочетания.

Беседа о празднике. Рисование несложного узора в полосе чередуя снежинку, елочку.

Образец

Альбом

Карандаши

15.

Рисование на тему «Нарядная елка».

1


Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденных предметах (ёлочных игрушках).

Беседа о празднике, подарках. Рисование, раскрашивание.


Образец

Альбом

Карандаши

16.

Рисование узора из снежинок для рукавички.

1


Уметь рисовать предмет несложной формы, передав в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки и характерные для него детали.

Беседа о зиме, погодных явлениях, строении снежинки, о свойствах декорации.

Образец

Альбом

Карандаши

17.

Рисование на тему: «Ёлка в зимнем лесу».


1


Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию.

Беседа о зимнем лесу, рассматривание иллюстраций на заданную тему. Рисование елки,

Образец

Альбом

Карандаши

18.

Рисование с натуры молотка.

1


Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы, (прямоугольник, квадрат, треугольник).

Рисование с натуры – столярного инструмента - молотка. Передача пропорции рисунка.

Молоток

Карандаши

Альбом

19.

Рисование с натуры детской лопатки.

1


Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы.

Рисование с натуры – детской лопаты. Передача пропорции рисунка.

Детская лопатка

20.

Рисование с натуры теннисной ракетки.

1


Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы, (прямоугольник, квадрат).

Рисование с натуры – теннисной ракетки. Передача пропорции рисунка.

Теннисная ракетка

Фигуры

21.

Декоративное рисование: орнамент в квадрате.

1


Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части, проводить прямые вертикальные и горизонтальные и наклонные линии.

Декоративное рисование узора в квадрате. Деление квадрата на равные части при помощи наклонной.

Образец

Альбом

Карандаши

22.

Рисование на тему: «День Российской армии».

1


Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления на ранее увиденных предметах и рисунках.

Беседа о празднике рассматривание иллюстраций на заданную тему. Рисование тематическое, расположение на листе рисунка.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации

23.


Декоративное рисование - оформление поздравительной открытки к празднику 8 Марта.

1


Уметь располагать элементы узора и самостоятельно подбирать цветовые сочетания

Беседа о празднике. Рисование открытки с цветами, цифрой.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации

24.

Рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой».

1


Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления на ранее увиденных предметах и рисунках.

Беседа о героях сказок рассматривание иллюстраций на заданную тему. Рисование тематическое.

Герои сказок

Альбом

Карандаши

25.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1


Уметь рисовать с натуры предмет сложной формы, части которого повторяют известные ученикам графические образы.

Рисование с натуры – постройки из элементов строительного материала (домика) Передача пропорции рисунка.

Образец

Альбом

Карандаши

26.

Рисование в полосе узора из растительных форм

1


Совершенствовать умение делить полосу на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании. Вырабатывать навык в рисовании узоров в полосе, используя для этого приемы стилизации.

Рисование узора в полосе с элементами декоративного рисования образец: рисунки веток с листочками в полосе, выполненные детьми прошлых лет

Образец

Альбом

Карандаши

27.

Рисование с натуры весенней веточки

1


Развитие умения видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной растительной формы.

Рисование с натуры. Виды листьев различной формы. Поэтапное рисование (план – карта).

Образец

Альбом

Карандаши

28.

Рисование на тему: «Деревья весной».

1


Развитие умения видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной растительной формы.

Рисование с натуры. Виды деревьев, их строение, расположение веток. Поэтапное рисование.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации

29.

Рисование орнамента из квадратов

(крышка для коробки квадратной формы).

1


Закрепление умения рисовать квадрат и делить его на равные части, совершенствование навыка проводить прямые вертикальные и горизонтальные и наклонные линии.

Декоративное рисование узора в квадрате. Деление квадрата на равные части при помощи наклонной.

расположение орнамента в квадрате.

Образец

Альбом

Карандаши

30.

Рисование на тему: «Праздник победы».

1


Обучать детей правильно располагать элементы узора и самостоятельно подбирать цветовые сочетания

Рисование на тему: «Праздник победы».

Альбом

Карандаши

Иллюстрации

31.

Рисование с натуры игрушки-вертолета

1


Уметь рисовать предмет несложной формы, передав в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки и характерные для него детали

Рисование с натуры игрушки-вертолета

Игрушка вертолета

Альбом Карандаши

32-33

Итоговое занятие. Выполнение творческой работы по теме: «Моя семья»

2


Обучать детей передавать свои наблюдения и располагать семью на рисунке ближе и дальше друг от друга, соотносить размер.

Рисование по теме.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации

34.

Рисование с натуры весенних цветов.

1


Обучать детей передавать свои наблюдения и располагать цветы на рисунке ближе и дальше друг от друга, соотносить размер.

Рисование на тему. Иллюстрации картин с изображением весенних цветов тюльпанов, нарцисс, первоцвета и т.д. Стихи, загадки о цветах.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации

35.

Рисование на тему: «Куст земляники с ягодами».

1


Обучать детей передавать свои наблюдения и располагать предметы в рисунках ближе и дальше друг от друга, располагать на листе бумаги..

Рисование на тему. Иллюстрации картин с изображением земляничного куста. Стихи, загадки о ягоде земляника.

Альбом

Карандаши

Иллюстрации



























Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту