Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Коррекционно – развивающие занятия» для 4А класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.
Цель коррекционных занятий – обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка;
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;
- развитие познавательной активности;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации.
Методические приемы:
- артикуляционная гимнастика;
- красочная наглядность;
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки;
- различные коррекционные, дидактические игры;
- физминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с тетрадью;
- обогащение и уточнение словаря.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса.
Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные
- обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.
Познавательные
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;
Коммуникативные
- уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.
Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.
Основные направления коррекционной работы.
1. Совершенствование движений сенсорной деятельности:
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие ритма
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Развитие слухового внимания и памяти;
• Развитие фонетико-фонематических представлений.
3. Развитие основных мыслительных операций:
• Формирование навыков относительного анализа;
• Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) ;
• Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
• Развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Развитие словесно-логического мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
6. Расширение и обогащение словаря.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
положительная динамика развития когнитивной сферы;
отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся;
увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
совершенствуется фонематический слух;
развитие произвольного и непроизвольного внимания;
развитие мышления;
социализация учащихся.
3. Содержание программы учебного курса
№ п/п | Раздел Основные задачи | Количество часов | |
| | Всего | Теория | Практика | |
1 | Развитие восприятия, воображения. Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины. Совершенствование восприятия формы. Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Закрепление временных понятий. Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз и пальцев рук. Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, представление словесного отчета. | 17 | 7 | 10 | |
2 | Развитие внимания, памяти. Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно 2-х и 3-х действий. Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков – символов. | 23 | 6 | 15 | |
3 | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуру с нахождением 2 -3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия 1 группы фигур (или понятий) от другой. Задачи аналитического типа. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Выявление закономерностей и продолжение орнамента по образцу. Словесная закономерность. Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путем рассуждений с опорой на схему. Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек. закрепление понятий «справа- слева», «вверх-вниз». | 27 | 10 | 16 | | | |
| Итого: | 67 | 23 | 41 | | | |
Развитие восприятия, воображения.
Цели: Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Тактильно-двигательное восприятие.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти
Восприятие пространства.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Восприятие времени. Развитие мыслительных операций.
Краткое описание: Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;
Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;
Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;
Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений.
Развитие внимания, памяти. Развитие познавательной активности учащихся, коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве. Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения.
Краткое описание: Игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.
Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации. Формирование точности и целенаправленности движений и действий, навыков общения. Задания и игры на развитие зрительно-моторной координации, восприятие времени, развитие пространственно-временных отношений, развитие слухового восприятия и слуховой памяти; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, тактильно-двигательное восприятие, развитие обоняния, эмоций
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения |
По плану | фактически |
1 | Социально - коммуникативное развитие. Здравствуй, школа! Дидактическая игры: «Урок или перемена», «Что в портфеле». | 01.09 | |
2 | Здравствуй, школа! Дидактическая игры: «Раз, два, три, шепчи», «Для чего ходят в школу». | 06.09 | |
3 | Школьные принадлежности. Упражнения «Что в портфеле», «Что изменилось». | 08.09 | |
4 | Школьные принадлежности. Упражнения «Снежным ком», «Раскрась картинку», «Чудесный мешочек». | 13.09 | |
5 | «Мой класс». Упражнение «Кто позвал тебя, скажи!», игры «Правильно - неправильно». | 15.09 | |
6 | Моя семья. Упражнения: «Радость и печаль», «Коврик», «В нашем доме». | 20.09 | |
7 | Учимся работать дружно. Упражнение «Рисуем вместе», «Эхо». | 22.09 | |
8 | Учимся работать дружно. Игры «Сделай так», «Эхо», «Угадай, кто?», «Ласковое имя». | 27.09 | |
9 | Общаемся играя. Упражнения: «Что растёт после дождя», «Что на свете жёлтого цвета». | 29.09 | |
10 | Общаемся играя. «Что на свете жёлтого цвета», «Доброе животное». | 04.10 | |
11 | «Музыка волшебных слов». | 06.10 | |
12 | «В мире эмоций». Радость. | 11.10 | |
13 | «В мире эмоций». Грусть. | 13.10 | |
14 | «В мире эмоций». Злость. | 18.10 | |
15 | «Я учусь владеть собой». Упражнения «Бумажные мячики», «Колокол», «Доброе животное». | 20.10 | |
16 | «Я учусь владеть собой». Пластилинография. | 25.10 | |
17 | «Азбука настроения». Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения». | 27.10 | |
18 | «Азбука настроения». Упражнения «Лесенка настроения», «Подари камешек». | 08.11 | |
19 | Развитие представлений об окружающем мире. В мире профессий. Упражнения «Инструменты», «Кто, чем занимается?». | 10.11 | |
20 | В мире профессий. Дидактическая игра « В мире профессий» | 15.11 | |
21 | Инструменты. Упражнения «Отгадай», «Что изменилось?», «Что лишнее». | 17.11 | |
22 | Насекомые. Игра «Насекомые», «Какие насекомые спрятались на картинке». | 22.11 | |
23 | Насекомые. Упражнения «Что пропало». | 24.11 | |
24 | Домашние животные. Упражнения «Кто спрятался на картинке», «Кто лишний». | 29.11 | |
25 | Домашние животные. Упражнения «Ласковый котёнок», «Кто слева, а кто справа». | 01.12 | |
26 | Дикие животные. Упражнения: «Отгадай загадку», «Кто лишний». | 06.12 | |
27 | Дикие животные. Упражнения: «Кто лишний», «Зашумлённые картинки». | 08.12 | |
28 | Фрукты. Игры «Кто запомнит больше слов?», «Сад и огород». | 13.12 | |
29 | Фрукты. Игры «Отгадай загадки», «Выложи фрукт». | 15.12 | |
30 | Овощи. Упражнения: «Подскажи словечко», «Назови ласково». | 20.12 | |
31 | Овощи. Упражнения: «Чудесный мешочек», «Нарисуй овощи». | 22.01 | |
32 | Ягоды. Упражнения: «Чего не стало», «Выложи из фасоли». | 10.01 | |
33 | Мебель. Упражнения: «Сложи из палочек», «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». | 12.01 | |
34 | Посуда. Упражнения: «Четвёртый лишний», «Сосчитай – ка», «Будь внимательным». | 17.01 | |
35 | Игрушки. Упражнения «Расставь игрушки правильно», «Найди тень», «Разрезные картинки». | 19.01 | |
36 | Формирование пространственных представлений. Схема тела. Упражнения: «Назови правильно», «Будь внимателен», «Человечки». | 24.01 | |
37 | Части лица. Упражнения: «Путаница», «Выложи свой портрет» (использование семян). | 26.01 | |
38 | Части туловища. Упражнения: «Встань, где я скажу», «Выполни задание», «Откуда и чей голос». | 31.01 | |
39 | Ориентировка на ограниченной плоскости. Упражнения: «Расскажи про свой узор», «Зрительный диктант». | 02.02 | |
40 | Ориентировка на ограниченной плоскости. Упражнения: «Зрительный диктант», «Нарисуй орнамент по образцу». | 07.02 | |
41 | Пространственные направления «спереди – сзади» (перед, за). Упражнения «Кто за кем», «Где что находится». | 09.02 | |
42 | Пространственные направления «спереди – сзади» (перед, за). Упражнения: «Раскрась картинку», «Человечки». | 14.02 | |
43 | Пространственные направления «вверху - внизу». Дидактические игры: «Слушай и выполняй», «Что вверху, а что внизу». | 16.02 | |
44 | Пространственные направления «слева - справа». Дидактические игры: «Какая рука», «Повторяй за мной». | 21.02 | |
45 | Пространственные направления «слева - справа». Дидактические игры: «Повторяй за мной», «Где что лежит». | 28.02 | |
46 | Ориентировка в окружающем пространстве. Игры: «Назови фигуры», «Что изменилось?». | 02.03 | |
47 | Ориентировка в окружающем пространстве. Игры: «Лабиринты», «Найди пару». | 07.03 | |
48 | Развитие манипулятивной функции рук. Весёлые пальчики. Пальчиковый игротренинг. | 09.03 | |
49 | Весёлые пальчики. Кинезиологические упражнения. | 14.03 | |
50 | Озорной карандашик. Упражнения « Математические раскраски», «Соедини по точкам». | 16.03 | |
51 | Озорной карандашик. Упражнения «Заштрихуй предметы». | 30.03 | |
52 | Волшебные узоры. Упражнение «Обведи по контуру», «Лишняя фигура». | 04.04 | |
53 | Волшебные узоры. Упражнение «Какой фигуры не стало». | 06.04 | |
54 | Моделирование. Упражнения: «Выложи из палочек», «Геометрический узор». | 11.04 | |
55 | Моделирование. Работа с трафаретами. | 13.04 | |
56 | Моделирование. «Геометрический узор» (работа с трафаретами). | 18.04 | |
57 | Творческие упражнения. Упражнения: «Порядковые соединения». | 20.04 | |
58 | Творческие упражнения. Изображения из простых форм. | 25.04 | |
59 | Творческие упражнения. Аппликация. | 27.04 | |
60 | Творческие упражнения. Пластилинография. | 02.05 | |
61 | Игры с предметами. Дидактическая игра: «Приключения фасолинки». | 04.05 | |
62 | Игры с предметами. Дидактическая игра: «Волшебные палочки». | 11.05 | |
63 | Ориентировка на ограниченной плоскости. Упражнения: «Нарисуй орнамент по образцу». | 16.05 | |
64 | Игры с предметами. Дидактическая игра: «Кем я буду?». | 18.05 | |
65 | Игры с предметами. Дидактическая игра: «Детки, с какой ветки?». | 23.05 | |
66 | Пространственные направления «вверху - внизу». | 25.05 | |
67 | Дидактические игры: «Слушай и выполняй», «Что вверху, а что внизу», «Пустыня». | 30.05 | |
5. Методические материалы.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994г.
Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.
Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.
Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.
Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.
Возрастная психология: краткий курс лекций /М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. – М.:Издательство Юрайт, 2013
Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь,2008
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000
Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-еизд.; доп.и перераб. – М.: Глобус,2007
126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд.3-е без изменений. – Волглград: Учитель,2006
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,техники /О.Н.Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,20013
Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004
Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004
Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Эмоции и воля . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001
Психологические рисуночные тесты: Илюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003
Материально-техническое оснащение:
технические и электронные средства обучения:
Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
Мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи.
Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки
Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.
Кисти художественные.
Фломастеры.
Карандаши цветные.
Краски акварельные.
Гуашь.
Ножницы.
Клей канцелярский.
Бумага для рисования (А1,А3,А4).
Картон цветной.
Бумага цветная.
Пластилин.
Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, записывающие устройства.
игрушки
набор посуды
мебели
одежда и обувь для куклы
мозаики
пазлы
вкладыши