СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Коррекционно - развивающие занятия" для 4 класса вариант 2 сипр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы -  обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Коррекционно - развивающие занятия" для 4 класса вариант 2 сипр»



  1. Пояснительная записка. 

Рабочая программа по предмету «Коррекционно – развивающие занятия» для 4А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

5. Примерная АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2022-2023 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.

Цель коррекционных занятий – обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи: 
- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка; 
- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения; 
- развитие недостаточно сформированных умений и навыков; 
- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка; 
- развитие познавательной активности; 
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. 

Методические приемы

- артикуляционная гимнастика;
- красочная наглядность;
- стихотворные тексты, кроссворды, загадки; 
- различные коррекционные, дидактические игры;
- физминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- работа с тетрадью;
- обогащение и уточнение словаря.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные

- обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные

- уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.


Основные направления коррекционной работы. 
1. Совершенствование движений сенсорной деятельности: 
• Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; 
• Развитие артикуляционной моторики; 
• Развитие ритма
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности: 
• Развитие зрительной памяти и внимания;
• Развитие слухового внимания и памяти; 
• Развитие фонетико-фонематических представлений. 
3. Развитие основных мыслительных операций: 
• Формирование навыков относительного анализа; 
• Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями) ; 
• Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
• Развитие комбинаторных способностей. 
4. Развитие различных видов мышления: 
• Развитие наглядно-образного мышления; 
• Развитие словесно-логического мышления. 
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям). 
6. Расширение и обогащение словаря. 

2. Планируемые результаты  освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

  • положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;

  • положительная динамика развития когнитивной сферы;

  • отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся;

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;

  • совершенствуется фонематический слух;

  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;

  • развитие мышления;

  • социализация учащихся.


3. Содержание программы учебного курса

п/п

Раздел

Основные задачи

Количество часов




Всего

Теория

Практика


1

Развитие восприятия, воображения.

Закрепление сформированных понятий, характеризующих величину. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам величины. Совершенствование восприятия формы. Различение цветовых тонов и правильное их словесное обозначение. Классифицирование предметов по форме, цвету и размеру. Закрепление временных понятий. Формирование произвольности зрительного восприятия. Дорисовывание незаконченных изображений. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Гимнастика для глаз и пальцев рук. Развитие пространственного, творческого воображения. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций, представление словесного отчета.

17

7

10


2

Развитие внимания, памяти.

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Составление детьми собственных планов к лабиринтам. Самостоятельное планирование этапов деятельности. Контроль за выполнением одновременно 2-х и 3-х действий. Развитие вербальной и визуальной кратковременной и долговременной памяти. Расчленение запоминаемых объектов на части, выделение в них различных свойств. Использование для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков – символов.

23


6


15



3

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерностей, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации. Упражнения на поиск недостающей фигуру с нахождением 2 -3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия 1 группы фигур (или понятий) от другой. Задачи аналитического типа. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение. Выявление закономерностей и продолжение орнамента по образцу. Словесная закономерность. Решение логических и комбинаторных задач. Решение задач путем рассуждений с опорой на схему. Формирование пространственных представлений в играх с палочками. Построение заданного числа фигур из заданного числа палочек. закрепление понятий «справа- слева», «вверх-вниз».

27

10

16





Итого:

67

23

41





Развитие восприятия, воображения.

Цели: Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Тактильно-двигательное восприятие.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Восприятие пространства.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Восприятие времени. Развитие мыслительных операций.

Краткое описание: Дидактические игры на формирование у воспитанников представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

Упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

Пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

Игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений.

Развитие внимания, памяти. Развитие познавательной активности учащихся, коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положение в пространстве. Формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения.

Краткое описание: Игры и упражнения, направленные на активизацию психических процессов; развитию умственных способностей; тренировок памяти и внимания; развитию мышления и речи. Игры и упражнения, которые корригируют недостатки восприятия, способствуют развитию воображения и творческих способностей, развивают пространственное мышление и восприятие, координационные способности рук и мелкую моторику.

Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств. Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации. Формирование точности и целенаправленности движений и действий, навыков общения. Задания и игры на развитие зрительно-моторной координации, восприятие времени, развитие пространственно-временных отношений, развитие слухового восприятия и слуховой памяти; развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, тактильно-двигательное восприятие, развитие обоняния, эмоций


4. Календарно - тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

По плану

фактически

1

Социально - коммуникативное развитие. Здравствуй, школа! Дидактическая игры: «Урок или перемена», «Что в портфеле».

01.09


2

Здравствуй, школа! Дидактическая игры: «Раз, два, три, шепчи», «Для чего ходят в школу».

06.09


3

Школьные принадлежности. Упражнения «Что в портфеле», «Что изменилось».

08.09


4

Школьные принадлежности. Упражнения «Снежным ком», «Раскрась картинку», «Чудесный мешочек».

13.09


5

«Мой класс». Упражнение «Кто позвал тебя, скажи!», игры «Правильно - неправильно».

15.09


6

Моя семья. Упражнения: «Радость и печаль», «Коврик», «В нашем доме».

20.09


7

Учимся работать дружно. Упражнение «Рисуем вместе», «Эхо».

22.09


8

Учимся работать дружно. Игры «Сделай так», «Эхо», «Угадай, кто?», «Ласковое имя».

27.09


9

Общаемся играя. Упражнения: «Что растёт после дождя», «Что на свете жёлтого цвета».

29.09


10

Общаемся играя. «Что на свете жёлтого цвета», «Доброе животное».

04.10


11

«Музыка волшебных слов».

06.10


12

«В мире эмоций». Радость.

11.10


13

«В мире эмоций». Грусть.

13.10


14

«В мире эмоций». Злость.

18.10


15

«Я учусь владеть собой». Упражнения «Бумажные мячики», «Колокол», «Доброе животное».

20.10


16

«Я учусь владеть собой». Пластилинография.

25.10


17

«Азбука настроения». Упражнения «Зачеркни картинку», «Лесенка настроения».

27.10


18

«Азбука настроения». Упражнения «Лесенка настроения», «Подари камешек».

08.11


19

Развитие представлений об окружающем мире. В мире профессий. Упражнения «Инструменты», «Кто, чем занимается?».

10.11


20

В мире профессий. Дидактическая игра « В мире профессий»

15.11


21

Инструменты. Упражнения «Отгадай», «Что изменилось?», «Что лишнее».

17.11


22

Насекомые. Игра «Насекомые», «Какие насекомые спрятались на картинке».

22.11


23

Насекомые. Упражнения «Что пропало».

24.11


24

Домашние животные. Упражнения «Кто спрятался на картинке», «Кто лишний».

29.11


25

Домашние животные. Упражнения «Ласковый котёнок», «Кто слева, а кто справа».

01.12


26

Дикие животные. Упражнения: «Отгадай загадку», «Кто лишний».

06.12


27

Дикие животные. Упражнения: «Кто лишний», «Зашумлённые картинки».

08.12


28

Фрукты. Игры «Кто запомнит больше слов?», «Сад и огород».

13.12


29

Фрукты. Игры «Отгадай загадки», «Выложи фрукт».

15.12


30

Овощи. Упражнения: «Подскажи словечко», «Назови ласково».

20.12


31

Овощи. Упражнения: «Чудесный мешочек», «Нарисуй овощи».

22.01


32

Ягоды. Упражнения: «Чего не стало», «Выложи из фасоли».

10.01


33

Мебель. Упражнения: «Сложи из палочек», «Чего не хватает», «Четвёртый лишний».

12.01


34

Посуда. Упражнения: «Четвёртый лишний», «Сосчитай – ка», «Будь внимательным».

17.01


35

Игрушки. Упражнения «Расставь игрушки правильно», «Найди тень», «Разрезные картинки».

19.01


36

Формирование пространственных представлений. Схема тела. Упражнения: «Назови правильно», «Будь внимателен», «Человечки».

24.01


37

Части лица. Упражнения: «Путаница», «Выложи свой портрет» (использование семян).

26.01


38

Части туловища. Упражнения: «Встань, где я скажу», «Выполни задание», «Откуда и чей голос».

31.01


39

Ориентировка на ограниченной плоскости. Упражнения: «Расскажи про свой узор», «Зрительный диктант».

02.02


40

Ориентировка на ограниченной плоскости. Упражнения: «Зрительный диктант», «Нарисуй орнамент по образцу».

07.02


41

Пространственные направления «спереди – сзади» (перед, за). Упражнения «Кто за кем», «Где что находится».

09.02


42

Пространственные направления «спереди – сзади» (перед, за). Упражнения: «Раскрась картинку», «Человечки».

14.02


43

Пространственные направления «вверху - внизу». Дидактические игры: «Слушай и выполняй», «Что вверху, а что внизу».

16.02


44

Пространственные направления «слева - справа». Дидактические игры: «Какая рука», «Повторяй за мной».

21.02


45

Пространственные направления «слева - справа». Дидактические игры: «Повторяй за мной», «Где что лежит».

28.02


46

Ориентировка в окружающем пространстве. Игры: «Назови фигуры», «Что изменилось?».

02.03


47

Ориентировка в окружающем пространстве. Игры: «Лабиринты», «Найди пару».

07.03


48

Развитие манипулятивной функции рук. Весёлые пальчики. Пальчиковый игротренинг.

09.03


49

Весёлые пальчики. Кинезиологические упражнения.

14.03


50

Озорной карандашик. Упражнения « Математические раскраски», «Соедини по точкам».

16.03


51

Озорной карандашик. Упражнения «Заштрихуй предметы».

30.03


52

Волшебные узоры. Упражнение «Обведи по контуру», «Лишняя фигура».

04.04


53

Волшебные узоры. Упражнение «Какой фигуры не стало».

06.04


54

Моделирование. Упражнения: «Выложи из палочек», «Геометрический узор».

11.04


55

Моделирование. Работа с трафаретами.

13.04


56

Моделирование. «Геометрический узор» (работа с трафаретами).

18.04


57

Творческие упражнения. Упражнения: «Порядковые соединения».

20.04


58

Творческие упражнения. Изображения из простых форм.

25.04


59

Творческие упражнения. Аппликация.

27.04


60

Творческие упражнения. Пластилинография.

02.05


61

Игры с предметами. Дидактическая игра: «Приключения фасолинки».

04.05


62

Игры с предметами. Дидактическая игра: «Волшебные палочки».

11.05


63

Ориентировка на ограниченной плоскости. Упражнения: «Нарисуй орнамент по образцу».

16.05


64

Игры с предметами. Дидактическая игра: «Кем я буду?».

18.05


65

Игры с предметами. Дидактическая игра: «Детки, с какой ветки?».

23.05


66

Пространственные направления «вверху - внизу».

25.05


67

Дидактические игры: «Слушай и выполняй», «Что вверху, а что внизу», «Пустыня».

30.05



5. Методические материалы.

  1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.

  2. Зак А.З. Развитие умственных  способностей младших школьников. М., 1994г.

  3. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.

  4. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

  5. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

  6. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.

  7. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5 – 10 лет: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005. – 136 с. (Развитие и воспитание).

  8. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 272 с.

  9. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1– 4 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: «Ось-89», 2006. – 160 с.

  10.   Возрастная психология: краткий курс лекций /М.Е.Хилько, М.С.Ткачева. – М.:Издательство Юрайт, 2013

  11.  Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь,2008

  12. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000

  13. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – 2-еизд.; доп.и перераб. – М.: Глобус,2007

  14. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. Изд.3-е без изменений. – Волглград: Учитель,2006

  15. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения,техники /О.Н.Истратова. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс,20013

  16. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004

  17. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004

  18. Психология человека. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

  19. Эмоции и воля . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001

  20.  Психологические рисуночные тесты: Илюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003

Материально-техническое оснащение:

технические и электронные средства обучения:

  • Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.

  • Мультимедиапроектор; экран, аудиозаписи.

  • Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.

  • Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки

  • Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр.

  • Кисти художественные.

  • Фломастеры.

  • Карандаши цветные.

  • Краски акварельные.

  • Гуашь.

  • Ножницы.

  • Клей канцелярский.

  • Бумага для рисования (А1,А3,А4).

  • Картон цветной.

  • Бумага цветная.

  • Пластилин.

Предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, записывающие устройства.

  • игрушки

  • набор посуды

  • мебели

  • одежда и обувь для куклы

  • мозаики

  • пазлы

  • вкладыши