СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литература", 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литература", 7 класс»


Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 57 городского округа макеевка»

донецкой народной республики


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от « __» __ __г. № __

Руководитель ШМО _______С.В.Нагорная

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________Т.Г.Кононович

«23» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ И.о.директора ГБОУ «СШ № 57

Г.О.МАКЕЕВКА»

______________ С.А.Латышева

«23» августа 2024 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по «Литературе»

основное общее образование

для 7-А класса




Рабочую программу составила

Нагорная С.В.,

учитель русского языка и литературы




2024 - 2025 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа «Литература. 7 класс» составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, в редакции от 27 декабря 2023 г.) (далее – ФГОС СОО);

  • Федеральная образовательная программа основного общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370) (далее – ФОП ООО);

  • Федеральная образовательная программа среднего общего образования (утв. приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371) (далее – ФОП СОО);

  • Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

  • Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;

  • Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115»;

  • Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательного процесса»;

  • Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана» Роспотребнадзора и др.);

  • Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой);

  • Федеральная рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Литература» (для 5-9 классов образовательных организаций) с изменениями в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»;

  • Основная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом по школе от 25.08.2023 г. №235 (с изменениями от 23.08.2024);

  • Устав ГБОУ «СШ №57 г.о. Макеевка»


Основные учебники:

Коровина В. Я. Литература: 7-й класс: учебник: в 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 13-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.



Литература в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.

Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально - эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования не возможно без учёта преемственности с учебным предметом «Литературное чтение» на уровне начального общего образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом «История» и учебными предметами предметной области «Искусство», что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе.

Цели изучения литературы на уровне основного общего образования состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний, в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе.

Достижение целей изучения литературы возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно - эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении обучающихся к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы, воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур, освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, сформированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках литературы, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у обучающихся системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико - и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций, сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой,такиспроизведениямидругихискусств,формироватьпредставленияо специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе, развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи обучающихся на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументировано отстаивая свою.

Согласно Учебному плану ГБОУ «СШ №57 г.о. Макеевка» на изучение предмета «Литература» в 5 классах отведено 3 часа + 1 час за счёт часов части, формируемой участниками образовательных отношений, использованы на основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для увеличения часов на изучение учебного материала.

Распределение часов на изучение курса «Литература»

в 7-А классе по видам деятельности

Всего часов

102

Текстуальное изучение произведений

93 часа

Развитие речи

5 часов

Внеклассное чтение

2 часа

Итоговые контрольные работы

2 часа


Произведения для заучивания наизусть в 7 классе

(не менее 9 поэтических произведений, не выученных ранее)

А.С. Пушкин. Одно-два из стихотворений (по выбору учителя)

М.Ю. Лермонтов. Одно-два из стихотворений (по выбору учителя)

Н.А. Некрасов. Железная дорога (отрывок)

Н.А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда (отрывок)

И.С. Тургенев. Русский язык

Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой и др. (не менее двух стихотворений по выбору)

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности. Например, стихотворения А. А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др. Одно из стихотворений по выбору обучающихся

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям». Одно из стихотворений или отрывок (по выбору учителя)


Использование средств обучения

Планируется использовать учебно-наглядные пособия, экранные, звуковые, мультимедийные средства обучения.

Для изучения биографии писателей подготовлен цикл учебных презентаций, видеоуроков. Изучение художественных произведений будет сопровождаться просмотром экранизаций, научно-популярных фильмов.

Большое значение для формирования у учащихся самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной, научно-популярной литературой. Постепенно, переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам (в том числе электронным), учитель формирует у учащихся информационную компетентность.

Планируется совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком, такие формы занятий: практикумы, тренинги, консультации, защита лепбуков, которые требуют более активного самостоятельногоизучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий планируется приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе по литературе и теории литературы, в том числе к источникам, расположенным в интернете. Все это способствует повышению интереса у учащихся к литературе и более качественному его преподаванию учителем.

На уроках литературы планируется использование форм и методов проектной, интерактивной, информационно-коммуникационной технологий, технологии создания ситуации успеха.

Ведущие формы и методы обучения:

  • методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);

  • методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);

  • методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля,письменного контроля,методы самоконтроля).

Формы организации обучения:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • парная;

  • коллективная.


Планируемые результаты

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения литературы у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты:

Гражданского воспитания:

  • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении сситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

  • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, втом числе с опорой на примеры из литературы;

  • представление о способах противодействия коррупции, готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в гуманитарнойдеятельности.

Патриотического воспитания:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов России;

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе духовно-нравственного воспитания;

  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

  • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетическоговоспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникациии самовыражения;

  • понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

  • осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в Интернете;

  • способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человекас оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

  • установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого родадеятельность;

  • интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

  • осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическоговоспитания:

  • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

  • повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

  • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой наизученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

  • овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

  • потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

  • способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметныерезультаты

В результате изучения литературы в 5 классе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальныеучебныедействия, совместная деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературногопроцесса);

  • устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленнойучебнойзадачи;

  • выявлять причинно-следственныесвязи при изучении литературных явлений и процессов;

  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболе еподходящий сучётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;

  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

  • эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

  • публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

  • самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или егочасть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;

  • давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку при обретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;

  • развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

  • выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

  • принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Совместная деятельность:

  • использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

  • принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесси результат совместной работы;

  • уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходнойз адачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Предметныерезультаты

Предметные результаты освоения программы по литературе обеспечивают:

  • понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

  • понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  • овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

  • овладение умением анализировать произведение в единстве формы и содержания, определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

  • овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений (художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт и вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, эпиграмма, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог); авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание, инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация,ассонанс), стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм);

  • овладение умением рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

  • овладение умением выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

  • овладение умением сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;

  • овладение умением сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

  • совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и (или) фрагментов;

  • овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту;

  • развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературныетемы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному;

  • совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать собственные и чужие письменные тексты;

  • овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа): «Слово о полку Игореве»; стихотворения М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина; комедияД.И.Фонвизина «Недоросль»; повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И.А. Крылова; стихотворения и баллады В.А.Жуковского; повесть «Станционный смотритель»; произведения М.Ю.Лермонтова: стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени»; произведения Н.В. Гоголя: комедия «Ревизор», повесть «Шинель»; стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.А.Некрасова; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина;

  • понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;

  • развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы;

  • формирование умения участвовать в учебно-исследовательской и проектной деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);

  • овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень, для выполнения учебной задачи; применять информационно- коммуникационные технологии (далее – ИКТ), соблюдать правила информационнойбезопасности.

К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

  1. понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

  2. понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

  3. проводить смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать, что в литературных произведениях отражена художественная картина мира:

  • анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения; характеризовать героев- персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально – исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретико- литературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок инаблюдений (художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, послание, поэма, песня); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и другие); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; юмор, ирония, сатира; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа);

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, особенности языка;

  • сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

  • выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9 поэтических произведений, невыученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

  • пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы поп рочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу; участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному;

  1. создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, под руководством учителяу читься исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под руководством учителя выбраннуюл итературную или публицистическую тему;

  2. самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

  3. понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;

  4. планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

  5. участвовать в коллективной и индивидуальной учебно- исследовательской и проектной деятельности и публично представлять полученные результаты;

  6. развивать умение использовать энциклопедии, словари исправочники, в том числе в электронной форме, самостоятельно пользоваться электронными библиотеками и другими справочными материалами, в том числе из числа верифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень.


Содержание тем учебного курса

7 класс

Древнерусская литература

Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например, «Поучение Владимира Мономаха» (в сокращении) и другие.

Литература первой половины XIX века

А.С. Пушкин. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И.Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и другие. «Повести Белкина» («Станционный смотритель»). Поэма «Полтава» (фрагмент) и другие.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения (не менее четырёх). Например, «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») и другие. «Песняпро царя Ивана Васильевича, молодого опричника иудалого купца Калашникова».

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Литературавторой половины XIX века

И.С.Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (два по выбору).

Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и другие. Стихотворения в прозе. Например, «Русский язык», «Воробей» и другие.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Н.А.Некрасов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие.

Поэзия второй половины XIX века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой и другие (не менее двух стихотворений по выбору).

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (одна по выбору). Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и другие.

Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему (не менее двух). Например, А.К.Толстого, Р.Сабатини, Ф.Купер.

Литература конца XIX–начала XX века

А.П.Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска», «Злоумышленник» и другие.

М.Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и другие.

Сатирические произведения отечественных и зарубежных писателей (не менее двух). Например, М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.Тэффи, О.Генри, Я.Гашека.

Литература первой половины XX века

А.С.Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и другие.

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности (два-три по выбору). Например, стихотворения А.А. Блока, Н.С.Гумилёва, М.И.Цветаевой и другие.

В.В.Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Необычайное приключение, бывшеес Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям» и другие.

М.А.Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору). Например, «Родинка», «Чужая кровь» и другие.

А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка», «Неизвестный цветок» и другие.

Литература второй половины XX–начала XXI века

В.М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик», «Стенька Разин», «Критики» и другие.

Стихотворения отечественных поэтов второй половины XX – начала XXI в. (не менее четырёх стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения М.И.Цветаевой, Е.А.Евтушенко, Б.А.Ахмадулиной, Б.Ш.Окуджавы, Ю.Д.Левитанского и других.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX– начала XXI в. (не менее двух). Например, произведения Ф.А.Абрамова, В.П.Астафьева, В.И.Белова, Ф.А.Искандера и других.

Зарубежная литература

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальгоДон Кихот Ламанчский» (главы).

Зарубежная новеллистика (одно-два произведения по выбору). Например, П.Мериме. «МаттеоФальконе»; О.Генри. «Дарыволхвов», «Последнийлист».

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».


Тематическое планирование в 7-А классе

п/п

Наименование разделов и тем учебного предмета

Кол-во

часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1

Древнерусские повести (одна повесть по выбору)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

1


Раздел 2. Литература первой половины XIX века



2.1

А.С.Пушкин.

6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

2.2

М.Ю.Лермонтов.

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

2.3

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

13


Раздел 3. Литература второй половины XIX века

3.1

И.С.Тургенев.

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3.2

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3.3

Н.А.Некрасов. Стихотворения (не менее двух)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3.4

Поэзия второй половины XIX века.


1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3.5

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказки (одна по выбору)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

3.6

Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

13


Раздел 4. Литература конца XIX–начала XX века

4.1

А.П. Чехов. Рассказы (один по выбору)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4.2

М.Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

4.3

Сатирические произведения отечественной и зарубежной литературы (не менее двух)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

5


Раздел 5. Литература первой половины XX века

5.1

А.С.Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5.2

Отечественная поэзия первой половины XX века.

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5.3

В.В.Маяковский. Стихотворения (одно по выбору)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5.4

М.А.Шолохов. «Донские рассказы» (один по выбору)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

5.5

А.П. Платонов. Рассказы (один по выбору)

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

7


Раздел 6. Литература второй половины XX– начала XXI века

6.1

В.М.Шукшин. Рассказы (один по выбору)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

6.2

Стихотворения отечественных поэтов XX–XXI веков

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

6.3

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX – начала XXI века

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

7

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Раздел 7. Зарубежная литература

7.1

М.деСервантесСааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы)

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

7.2

Зарубежная новеллистика (одно-два произведения повыбору).

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

7.3

А.деСентЭкзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц»

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413034

Итого по разделу

7


Развитие речи

5


Внеклассные чтение

2


Итоговые контрольные работы

2


Резервное время

6


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102



Способы оценки достижения учащимися планируемых результатов


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения для текущего контроля знаний:

Устно:

    • устный ответ (устные ответы на вопросы учебника и практикума «Читаем. Думаем. Спорим», раздела учебника «Размышляем о прочитанном», «Литература и изобразительное искусство», «Проверьте себя», ответ по плану, устные рассказы о главных героях);

    • сообщение;

    • устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный);

    • проект;

    • создание иллюстраций, их презентация и защита;

    • выразительное чтение наизусть;

    • инсценирование.

Письменно:

    • сочинение (сочинение, развернутый ответ на проблемный вопрос, характеристика героя, отзыв и др.);

    • создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказы, стихотворения);

    • составление таблиц;

    • тестирование;

    • промежуточная аттестация (тестовые задания);

    • итоговая контрольная работа.




Описание материально-технического иучебно-методического обеспечения

Рабочей программы


Учебно-методическая литература


  1. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Зуева Т. Русский фольклор: Словарь-справочник. – М.: Просвещение, 2002. – 334 с.

  3. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.

  4. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе. – Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. – М. Просвещение 2012.

  5. Коровина В. Я. Литература: 7-й класс: учебник: в 2 частях. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. – 14-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.

  6. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…». Дидактические  материалы по литературе. 7 класс.

  7. Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.

  8. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008.

  9. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.

  10. Полухина В. П. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев. – М.: Просвещение, 2016.

  11. Сборник ценностно-деятельностных задач. Литература. 5-11 классы / Сост.: Данилова И.Н., Болгаров М.В., Бондаренко А.Ю., Филиппская Е.М., Бережная Н.В., Дейна Н.А., Дейнеко С.В., Ельникова И.А., Журавлева А.Ю., Зятьева И.А., Истомина А.Ю., Кайдаш Н.Н., Криворучко А.В., Лихтанская Т.Е., Ржесик С.А. / Под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2017. – 270 с.

  12. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998

  13. Теория литературы. Практикум. 5-6 классы. Электронное учебно-методическое пособие к урокам литературы в основной школе / сост. Плыс Л.Н., Мельникова Л.В. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021.


Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет


https://resh.edu.ru/

https://infourok.ru

https://videouroki.net/

https://education.yandex.ru/

http://ipkps.bsu.edu.ru/

http://www.apkro.ru

http://www.school.edu.ru

http://www.edu.ru/




Календарно-тематическое планирование по литературе

на 2024-2025 учебный год. 7-А класс

№ п/п

№ в теме

Тема урока


Дата

Примечание

План

Факт

1 четверть

Древнерусская литература (2ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

Древнерусские повести. «Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении).

02.09



2.

«Поучение» Владимира Мономаха. Темы и проблемы произведения

03.09



Литература первой половины XIX века (11ч+УРР=12 ч.)


1.

А. С. Пушкин. Стихотворения «Во глубине сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)

04.09



2.

А. С. Пушкин. Стихотворения «И. И. Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

09.09



3.

Тематика и проблематика лирических произведений А.С.Пушкина.

10.09



4.

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». Тематика, проблематика, особенности повествования в «Повестях Белкина»

11.09



5.

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»

17.09



6.

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей

18.09



7.

А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Образ «маленького человека» в повести.

19.09



8.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель».

24.09



9.

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Историческая основа поэмы

25.09



10.

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент). Сюжет, проблематика произведения

26.09



11.

Урок развития речи 1. А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» (фрагмент)

01.10


УРР 1

12.

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Способы выражения авторской позиции в поэме.

02.10



Литература первой половины XIX века (8ч+УРР=9 ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»)

03.10



2.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Тема одиночества в лирике поэта

08.10



3.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Средства выразительности в художественном произведении

09.10



4.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Проблема гармонии человека и природы.

10.10



5.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческая основа произведения. Тема, идея, сюжет, композиция

15.10



6.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Система образов.

16.10



7.

Урок развития речи 2. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Развернутый ответ на проблемный вопрос (обучающий урок)

17.10


УРР 2


Развернутый ответ на проблемный вопрос «Кто является в «Песне…» настоящим героем и почему?»

22.10



8.

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Художественные особенности языка произведения и фольклорная традиция

23.10



9.

М.Ю. Лермонтов. Итоговый урок

24.10



2 четверть

Литература первой половины XIX века (9ч+УРР=10ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

05.11



2

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

06.11



3

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика произведения

07.11



4

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сюжет и композиция повести.

12.11



5

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Роль пейзажных зарисовок в повествовании

13.11



6

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Система персонажей.

14.11



7

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Сопоставление Остапа и Андрия

19.11



8

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы в повести

20.11



9

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Авторская позиция и способы ее выражения в повести.

21.11



10

Урок развития речи 3. Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

26.11


УРР 3

Литература второй половины XIX века (13ч+ИКР=14ч..)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк».

27.11



2.

И.С.Тургенев. Цикл «Записки охотника» в историческом контексте. Рассказ «Бирюк». Образы повествователя и героев произведения

28.11



3.

И. С. Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч».

03.12



4.

И.С.Тургенев. Рассказ «Хорь и Калиныч». Сопоставление героев. Авторская позиция в рассказе

04.12



5.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача». Особенности жанра, тематика и проблематика произведений, средства выразительности

05.12



6.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»

10.12



7.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»: тематика, проблематика произведения

11.12



8.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»: сюжет и композиция

12.12



9.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала»: система образов

17.12



10.

Л.Н.Толстой. Итоговый урок

18.12



11.

Итоговая контрольная работа 1 (Литература XIX века)

19.12


ИКР 1

12

Анализ контрольной работы

24.12



13.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Идейно - художественное своеобразие

25.12



14.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Идейно-художественное своеобразие

26.12



3 четверть

Литература второй половины XIX века (10ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды» .

08.01.



2.

Поэзия второй половины XIX века. А. А. Фет. «Ещё майская ночь», «Это утро, радость эта...»

09.01



3.

Художественное мастерство поэтов-лириков вт. половины XIX века.

10.01



4.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Идейно-художественное своеобразие сказок писателя. «Дикий помещик»

14.01



5.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

15.01



6.

М.Е.Салтыков-Щедрин: тематика, проблематика, сюжет. Особенности сатиры

16.01



7.

Произведения отечественных и зарубежных писателей на историческую тему.

21.01



8.

Идейно - художственное своеобразие произведений А. К. Толстого о русской старине

22.01



9.

А.К.Толстой «Василий Шибанов» (фрагмент)

23.01



10.

А.К.Толстой «Князь Михайло Репнин»

28.01



Литература конца XIX – начала ХХ века (14ч+2УРР=15ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

А. П. Чехов. Рассказ «Тоска»

29.01



2.

А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник»

30.01



3.

Тематика, проблематика произведений А.П.Чехова

04.02



4.

А.П.Чехов. Рассказы. Художественное мастерство писателя.

05.02



5.

М. Горький. Ранние рассказы. «Старуха Изергиль» (легенда о Данко)

06.02



6.

М. Горький. Сюжет, система персонажей одного из ранних рассказов писателя

11.02



7.

«Старуха Изергиль» (легенда о Данко). Тестирование

12.02



8

Идейно-художественное своеобразие ранних рассказов писателя

13.02



9.

Сатирические произведения отечественной и зарубежной литературы. Н. Тэффи «Жизнь и воротник»,

18.02



10.

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Понятие сатиры.

19.02



11.

Тематика, проблематика сатирических произведений, средства выразительности в них

20.02



12.

Урок развития речи 4. Сочинение-рассуждение «Нужны ли сатирические произведения?» (по изученным сатирическим произведениям отечественной и зарубежной литературы

25.02


УРР 4

13.

А. С. Грин. Особенности мировоззрения писателя. «Алые паруса»

26.02



14.

А. С. Грин. Идейно-художественное своеобразие произведений.

27.02



15.

А.С.Грин. «Алые паруса». Система образов

04.03



Литература ХХ века (18ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на тему мечты и реальности. Стихотворения С. Гумилёва «Жираф», М. И. Цветаевой «Домики старой Москвы»

05.03



2.

Художественное своеобразие произведений. Средства выразительности

06.03



3.

В.В.Маяковский. Стихотворения. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», Тематика, проблематика, композиция стихотворения

11.03



4.

В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Система образов стихотворения. Лирический герой. Средства выразительности

12.03



5.

А.П.Платонов. Рассказ «Юшка». Особенности языка произведений А. П. Платонова

13.03



6.

А.П.Платонов. «Юшка». Идейно-художественное своеобразие произведения

18.03



7.

В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик». Тематика, проблематика, сюжет, система образов произведения

19.03



8.

В.М.Шукшин. Рассказ «Стенька Разин». Тематика, проблематика, сюжет, система образов произведения. Художественное мастерство автора

20.03



4 четверть

Литература XX–XXI веков

1.

Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков. Стихотворения К.М.Симонова «Жди меня, и я вернусь», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

01.04



2.

Стихотворения Б.Ш.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…». Тематика, проблематика стихотворений.

02.04



3.

Лирический герой стихотворений. Средства выразительности в художественных произведениях

03.04



4.

Урок развития речи 5. Интерпретация стихотворений отечественных поэтов XX—XXI веков

08.04


УРР 5

5.

Произведения отечественных прозаиков второй половины XX — начала XXI века. Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади».

09.04



6.

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Тематика, проблематика, сюжет, система образов в произведении

10.04




Идейно-художественное своеобразие произведения «Фотография, на которой меня нет»

15.04




Внеклассное чтение 1. Стихотворения М.В.Исаковского, А.А.Суркова

16.04


ВЧ 1

Зарубежная литература. (11 ч+ВЧ+УРР+ИКР=14 ч.)

https://academy-content.apkpro.ru/https://onlinetestpad.com/ru

1.

М. Де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы). Жанр, тематика, проблематика, сюжет романа

17.04



2.

М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы). Система образов. Дон Кихот как один из «вечных» образов в мировой литературе

22.04



3.

Итоговая контрольная работа 2 (Промежуточная аттестация. Тестовые задания)

23.04



4.

Анализ контрольной работы

24.04



5.

Жанр новеллы в литературе, его особенности. Зарубежная новеллистика. О. Генри. «Дары волхвов»

29.04


ВЧ 6

6.

О. Генри. «Последний лист». Система персонажей. Роль художественной детали в произведении

30.04


УРР 7

7.

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Жанр, тематика, проблематика, сюжет произведения

02.05



8.

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Система образов. Образ Маленького принца.

06.05



9.

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Взаимоотношения главного героя с другими персонажами

07.05



10.

А. де Сент Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Образ рассказчика.

08.05



11

Нравственные уроки «Маленького принца»




12.

Литературная викторина




13.

Итоговый урок. Список рекомендуемой литературы





22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!