ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска
Обсуждена на заседании МО учителей естественно- математического цикла протокол №____ от«____»___________20___г Руководитель МО __________О.В. Михайлова | Принята на заседании МС протокол №____ от«____» ____________20___г председатель МС _____________Н.В. Филимонова | Утверждаю Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска _____________М.А. Хмелевская Введена в действие приказом по школе-интернату №_____ от «____» ____________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
для обучающейся на дому, имеющей нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 6 «Б» класса
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана учителем
русского языка и литературы
Дермелевой С.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897 с изменениями, основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска.
Данная рабочая программа адаптирована в соответствии с психофизическими особенностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) и инвалидностью с учетом индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «Литература» в 6 классе отводится 3 часа в неделю – 102 часа в год (2 часа индивидуально, 1 ч самостоятельно).
Сроки реализации программы: 2018-2019 гг.
Программа ориентирована на предметную линию учебников:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Цель изучения литературы в школе – согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться
Общая характеристика учебного предмета: Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего
Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Содержание учебного предмета
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Литература»
№ п/п | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Из них |
Р/р | Вн/ч | К/р, к/с |
всего | совместно с учит. | сам-но |
| Введение. | 1 | 1 | | - | - | - |
| Устное народное творчество. | 4 | 4 | | 1 | 1 | - |
| Из древнерусской литературы. | 2 | 1 | 1 | - | - | - |
| Из русской литературы ХVIII века | 2 | 1 | 1 | - | - | - |
| Из русской литературы XIX века. | 48 | 35 | 13 | 12 | 4 | 3с |
| Из русской литературы XX века. | 16 | 13 | 3 | 2 | - | 1с |
| Родная природа в русской поэзии хх века. | 3 | 2 | 1 | 1 | - | - |
| Из литературы народов России | 2 | 1 | 1 | - | - | - |
| Из зарубежной литературы | 17 | 8 | 9 | - | 3 | - |
| Заключительные уроки | 2 | 2 | | - | - | 1т |
| ИТОГО | 102 | 68 | 34 | 16 | 8 | 4с+1т |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Литература»
№ пров с уч. | № всего. | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
сов с учит. | сам-но | План. | Факт. |
ВВЕДЕНИЕ |
| | Книги, которые хочется перечитать | 1 | | 03.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
| | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | 1 | | 06.09 | |
| | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. | 1 | | 10.09 | |
| | В/ч Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок. | 1 | | 13.09 | |
| | Р/р «В чём красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | | 17.09 | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
| | Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | 1 | | 20.09 | |
| | 1 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА |
| | Русские басни. Слово о баснописце И. И. Дмитриеве. Басня «Муха». Особенности языка XVIII столетия. | 1 | | 24.09 | |
| | 1 |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА |
| | И. А. Крылов. «Листы и корни». | 1 | | 27.09 | |
| | И. А Крылов. «Ларчик». И. А. Крылов. «Осёл и соловей». | 1 | | 01.10 | |
| | 1 |
| | Р/р Контрольное сочинение «Что осуждается в русских баснях?» | 1 | | 04.10 | |
| | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Лирика А.С. Пушкина | 1 | | 08.10 | |
| | 1 |
| | А.С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении. | 1 | | 11.10 | |
| | 1 |
| | А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. Двусложные размеры стиха. | 1 | | 15.10 | |
| | В/ч А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». | 1 | | 18.10 | |
| | Р/р «Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя. | 1 | | 22.10 | |
| | А.С. Пушкин история создания повести «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт А. Дубровского и К. Троекурова. | 1 | | 25.10 | |
| | 1 |
| | Протест Владимира против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | | 05.11 | |
| | Бунт крестьян в повести. Защита чести, независимости личности в повести. | 1 | | 08.11 | |
| | 1 |
| | Романтическая история любви Владимира и Маши. | 1 | | 12.11 | |
| | Авторское отношение к героям повести «Дубровский». | 1 | | 15.11 | |
| | Р/р Контрольное сочинение по повести Пушкина «Дубровский». | 1 | | 19.11 | |
| | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Тучи». | 1 | | 22.11 | |
| | 1 |
| | Р/р М.Ю. Лермонтов. "Листок", "Утёс", "На севере диком..." Особенности выражения темы одиночества. М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема красоты, гармонии человека с миром. | 1 | | 26.11 | |
| | 1 |
| | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». | 1 | | 29.11 | |
| | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. | 1 | | 03.12 | |
| | Р/р Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». | 1 | | 06.12 | |
| | Р/р Контрольное сочинение по повести И.С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | | 10.12 | |
| | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками. Ф. И. Тютчев. Литературный портрет поэта. | 1 | | 13.12 | |
| | 1 |
| | Стихотворения Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело...». Стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...». | 1 | | 17.12 | |
| | 1 |
| | А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...». | 1 | | 20.12 | |
| А.А. Фет. «Ещё майская ночь», «Учись у них - у дуба, у берёзы...». | 1 | | 24.12 | |
| | Р/р Краски и звуки в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. | 1 | | 27.12 | |
| | Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа - созидателя. | 1 | | 14.01 | |
| | Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции. | 1 | | 17.01 | |
| | В/ч Н.А. Некрасов. Историческая поэма "Дедушка". Декабристская тема в творчестве. | 1 | | 21.01 | |
| | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. | 1 | | 24.01 | |
| | Изображение представителей царской власти в сказе Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша» | 1 | | 28.01 | |
| | 1 |
| | В/ч Н.С. Лесков "Человек на часах". | 1 | | 31.01 | |
| | А.П. Чехов. Слово о писателе. Юмор в рассказе «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий». Роль художественной детали | 1 | | 04.02 | |
| | 1 |
| | В/ч А. П. Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы. | 1 | | 07.02 | |
| | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А. К. Толстой. | 1 | | 11.02 | |
| | Р/р Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Выразительное чтение. | 1 | | 14.02 | |
| | Р/р Устное сочинение-описание по личным наблюдениям «Зимняя прогулка». | 1 | | 18 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
| | А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор» | 1 | | 21.02 | |
| | Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» | 1 | | 25.02 | |
| | 1 |
| | А.П. Платонов. «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | 1 | | 28.02 | |
| | 1 |
| | А.С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». | 1 | | 04.03 | |
| | 1 |
| | Стихи русских поэтов о ВОв. К. М. Симонов, Н. И. Рыленков, Д.С.Самойлов. | 1 | | 07.03 | |
| | Р/р Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Выразительное чтение стихотворений о ВОв. | 1 | | 11.03 | |
| | 1 |
| | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы | 1 | | 14.03 | |
| | В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. | 1 | | 18.03 | |
| | В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герои рассказа и его сверстники. | 1 | | 21.03 | |
| | Нравственные проблемы рассказа «Уроки французского». Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. | 1 | | 01.04 | |
| | Р/р Контрольное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина». | 1 | | 04.04 | |
| | Р/р Анализ сочинений. Работа над ошибками В. М. Шукшин. Рассказ «Критики» Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. | | 1 | 08.04 | |
| 1 | |
| | 1 |
| | Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла». Герой-повествователь в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» | | 1 | 11.04 | |
| 1 | |
| | 1 |
РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. |
| | А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...» Человек и природа в «тихой» лирике Н. М. Рубцова | 1 | | 15.04 | |
| | 1 |
| 1 | |
| | Р/р Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века. Выразительное чтение. | 1 | | 18.04 | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ |
| | Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...» | 1 | | 22.04 | |
| | 1 |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
| | Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия» | | 1 | 25.04 | |
| 1 | |
| Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид» | | 1 |
| | Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | | 1 | 29.04 | |
| | Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Понятие о героическом эпосе | 1 | | 02.05 | |
| | 1 |
| | В/ч М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот». Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. | | 1 | 06.05 | |
| 1 | |
| | 1 |
| | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | | 09.05 | |
| | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Романтизм и реализм в произведении. | | 1 | 13.05 | |
| | В/ч М. Твен. «Приключения Гекельберри Финна». Дружба Тома и Гека. М. Твен. Том и Гек: общность и различие. М. Твен. Средства создания комического. Юмор в произведении. | | 1 | 16.05 | |
| 1 | |
| | 1 |
| | В/ч Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. А. де Сент-Экзюпери. Друзья и враги. Вечные истины в сказке «Маленький принц». Понятие о притче. | | 1 | 20.05 | |
| 1 | |
| | 1 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ |
| | Итоговое тестирование. | 1 | | 23.05 | |
| | Подведение итогов. Задание на лето. | 1 | | 27.05 | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Учебно-методическая литература
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Итоговый тест по литературе. 6 класс (по учебнику Коровиной).
Фольклор – это:
Устное народное творчество
Художественная литература
Жанр литературы
Жанр устного народного творчества.
Назовите основные роды литературы:
1.- эпос, повесть, драма
2- эпос, лирика, драма
3- роман, поэма, комедия
4 – эпос, лирика, трагедия
Назовите жанры фольклора:
Колядки
Лирическая поэма
Роман
Афоризмы
Заткнуть за пояс:
Это пословица
Это поговорка
Это афоризм
Это крылатое выражение
Назовите имя русского баснописца:
Ломоносов
Жуковский
Дмитриев
Карамзин
«Дубровский» Пушкина – это:
Это повесть
Это рассказ
Это роман
Это новелла
Главного героя «Дубровский» зовут:
Шабашкин
Владимир Андреевич Дубровский
Архип
Князь Верейский.
Главный герой в произведении «Дубровский» в конце произведения:
Жениться на Маше
Остается благородным разбойником, помогающим обездоленным
Уезжает за границу
Становится помещиком.
Композиция- это:
Выразительное средство языка
Это структурный элемент драмы
Это последовательность событий в произведении
Это построение художественного построения.
Назови стихотворение М.Ю.Лермонтова:
Зимнее утро
Узник
И.И.Пущину
Три пальмы.
Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
Изображение жизни помещиков
Изображение жизни крестьян
Борьба против крепостного права
Изображение жизни России Х1Хвека.
От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
От лица самого Тургенева
От лица охотника
От лица крестьян
От лица помещиков.
Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
Автор, который повествует о событиях
Крестьянские дети
Взрослые крепостные крестьяне
Помещики
Сколько мальчиков участвуют в повествовании рассказа «Бежин луг»:
2
4
5
6
Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
Фет
Тютчев
Пушкин
Лермонтов.
Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:
Некрасов
Фет
Тютчев
Пушкин
Произведение Лескова «Левша» - это:
Повесть
Роман
Рассказ
Сказ
Левша родом из:
Москвы
Санкт-Петербурга
Вологды
Тулы.
Левша в произведении Лескова символизирует:
Русский народ
Крепостное крестьянство
Русскую интеллигенция
Русское дворянство.
Чехов начинал свой творческий путь как:
Автор сатирических рассказов
Автор приключенческих романов
Автор юмористических романов
Автор лирических стихотворений
Сатира – это:
Высмеивание пороков общества
Высмеивание порок людских характеров
Реалистическое отображение действительности
Фантастическое изображение действительности.
Творчество Грина относится:
к началу 19 века
к началу 20 века
к середине 20 века
ко второй половине 19 века.
Произведение Грина «Алые паруса» относится:
К романтическим произведениям
К реалистическим произведениям
К фантастическим произведениям
К приключенческим произведениям.
Главные герои произведения Грина «Алые паруса»:
Дубровский и Маша
Сильвио и графиня Б..
Грей и Ассоль
Ромео и Джульетта
О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» Пришвина:
О нефти
О газе
О торфе
Об угле
Чей это портрет: «Была как золотая курочка на высоких ножках.По лицу были крупные, как монетки, веснушки:
Митраша
Настя
Ассоль
Маша Троекурова
Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:
Пришвин
Платонов
Распутин
Астафьев
Как звали учительницу из рассказа Распутина «Уроки французского»:
Лидия Валентиновна
Анастасия Прокопьевна
Анастасия Ивановна
Лидия Михайловна.
Почему герой этого произведения стал играть в «чику»:
Нужны были деньги на учебу
Нужны были деньги на еду
Нужно было отдать денежный долг
Хотел помочь матери в деревне.
Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:
Уроки французского
Кладовая солнца
Тринадцатый подвиг Геракла
Срезал.
Сколько подвигов совершил Геракл:
11
8
9
12
Кто автор «Илиады» и «Одиссеи»:
Гомер
Софокл
Еврипид
Аристофан
Творчество Сервантеса приходится на эпоху:
Возрождения
Средневековья
Просвещения
Новелла- это:
1 – небольшое эпическое произведение
2- это краткое мудрое изречение
3-Малый прозаический жанр, который отличается остротой сюжета и отсутствием описательности
Большое прозаическое произведение.
«Маленький принц» Экзюпери - это:
Философская сказка
Приключенческая повесть
Фантастический рассказ
Историческая повесть.
Ответы:
1-1
2- 2
3-1
4- 2
5- 3
6- 3
7- 2
8- 3
9- 4
10- 4
11- 3
12- 2
13- 2
14- 3
15- 1
16- 1
17- 4
18- 4
19- 1
20- 3
21- 1
22- 2
23- 1
24- 3
25- 3
26- 2
27- 4
28-4
29-2
30- 3
31-4
32-1
33-1
34-3
35-1
16