СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» для обучающегося на дому, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» для обучающегося на дому, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 5 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД»

ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска



Обсуждена

на заседании МО

учителей естественно-

математического цикла

протокол №____

от«____»___________20___г

Руководитель МО

__________О.В. Михайлова


Принята

на заседании МС



протокол №____

от«____» ____________20___г

председатель МС

_____________Н.В. Филимонова



Утверждаю

Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска


_____________М.А. Хмелевская



Введена в действие приказом по школе-интернату №_____

от «____» ____________20 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Литература»

для обучающейся на дому, имеющей нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития 6 «Б» класса



НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД









Разработана учителем

русского языка и литературы

Дермелевой С.А.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010г. № 1897 с изменениями, основной образовательной программы основного общего образования ОБОУ «Школа-интернат № 2» г. Курска.

Данная рабочая программа адаптирована в соответствии с психофизическими особенностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) и инвалидностью с учетом индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В соответствии с учебным планом на освоение учебного предмета «Литература» в 5 классе отводится 3 часа в неделю – 102 часа в год (2,5 часа индивидуально, 0,5 ч самостоятельно).

Сроки реализации программы: 2018-2019 гг.

Для реализации программного содержания используется учебник: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс, Просвещение, 2009-2010 год.

Целью организации индивидуального обучения детей на дому является защита их прав на получение образования. Основными задачами индивидуального обучения на дому являются:

- обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса на дому;

- реализация общеобразовательных программ с учётом характера течения заболевания, рекомендация ВК.


Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» в 5 классе являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Содержание тем учебного курса.


Введение

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». (1ч) Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представления), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима»; А.В.Кольцов «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки Маршака.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

«Ради жизни на земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон - Аминадо «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви дружбы.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Литература»


№ п/п

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

всего

совместно с учит.

сам-но

Из них

Р/р

Вн/ч

К/р, к/с

Вводный урок


1

1


-

-

-

Устное народное творчество


7

6

1

-

-

-

Древнерусская литература


2

1

1

-

-

Произведения русских писателей 18 века


1

1


-

-

-

Произведения Русских писателей 19 века


41

33

8


8


1


2с+1т

Произведения русских писателей 20 века


36

34

2


5


2


2с+1т

Зарубежная литература


12

7

5

-

3

-

Заключительные уроки


2

2


-

-


ИТОГО


102

85

17

15

6

4с+3т


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Литература»

пров с уч.


всего

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Дата

сов с учит.

сам-но

Планир.

Фактич.

Вводный урок

Учебник лите­ратуры и работа с ним. Книга в жизни чело­века.

1


03.09



Устное народное творчество

Фольклор - коллективное устное народное творчество.

1


05.09



Русские на­родные сказки. Виды сказок.


1

Волшебная сказка «Царев­на-лягушка». Народная мо­раль в характере и поступках героев.

1


07.09


Волшебная сказка «Царевна лягушка». Ху­дожественный мир сказки.

1


10.09


Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван Царевич и чу­до-юдо».

1


14.09


Сказки о живот­ных. «Журавль и цапля». Быто­вая сказка «Сол­датская ши­нель».

1


17.09


Народное представление о справедливо­сти, добре и зле.

1


19.09


Древнерусская литература

Общее пред­ставление о древнерусской литературе.

1


21.09


Русское летопи­сание. «Подвиг отрока-киевля­нина и хитрость воеводы Претича».


1

Произведения русских писателей 18 века

М. В. Ломо­носов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...».

1


24.09


Произведения Русских писателей 19 века

Русские басни.

1


28.09


И. А. Крылов. Ознакомление с творчеством.

1


01.10


Басни И.А. Кры­лова «Ворона и Лисица», «Свинья под ду­бом», «Зеркало и Обезьяна».


1

Басня «Волк на псарне» Патриотическая позиция автора.

1


03.10


В. А. Жуков­ский. Сказка «Спя­щая царевна».

1


05.10


Благородство и жестокость в балладе В. А. Жуковского «Кубок».

1


08.10


А.С. Пуш­кин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

1


12.10


«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Люд­мила»

1


15.10


Р/р Собира­тельная картина сюжетов, обра­зов и событий народных ска­зок

1


17.10


А.С. Пуш­кин «Сказка о мертвой ца­ревне и семи богатырях».


1

Народная мо­раль, нравствен­ность — красота внешняя и вну­тренняя, победа добра над злом.

1


19.10


Р/р Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1


22.10


А. Погорель­ский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».

1


26.10


М.Ю. Лермон­тов. «Бороди­но»

1


05.11


Историческая основа стихотворения «Бородино»


1

Мастерство М.Ю. Лермон­това в создании батальных сцен

1


07.11


Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

1


09.11


Поэтизация народной жиз­ни, соче­тание реального и фантастиче­ского в повести Н.В. Гоголя


1

Н. А. Некрасов. Отрывок из поэ­мы «Мороз, Красный нос».

1


12.11


«Есть женщи­ны в русских селеньях...»

1


16.11


Н. А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Мир дет­ства.

1


19.11


И.С. Тургенев. Рассказ «Муму».

1


21.11


Духовные и нравствен­ные качества Герасима.

1


23.11


Нравственное преображение

Герасима.

1


26.11


Роль пейзажа в рассказе.

1


30.11


Символ немого протеста крепостных

1


03.12


Р/р Контрольное сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Му-му».

1


05.12


Р/р Анализ сочинений.

1


07.12



А. А. Фет. Стихотворение «Весенний дождь».


1

Л. Н. Толстой. ррРР Рассказ «Кавказский пленник».

1


10.12


Жилин и Костылин — два разных характе­ра, две разные судьбы.

1


14.12


Жилин и Дина.

1


17.12


Душевная бли­зость людей из враждующих лагерей. Утвер­ждение гумани­стических идеа­лов в рассказе Л.Н. Толстого.

1


19.12


Р/р Сравнительная характеристика героев. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы.

1


21.12


Р/р Подготовка к написанию контрольного д/ сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1


24.12


Р/р Анализ сочинений.

1


28.12


А. П. Чехов. Рассказ «Хирур­гия» .


1

Юмор си­туации. Речь персонажей как средство их характеристики.

1


14.01


В/ч Рассказы А. П. Чехова.


1

Поэты XIX в. о Родине, родной при­роде и о себе. Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, И.З. Су­риков, А.Н. Пле­щеев, И.С. Никитин.

1


16.01



Р/р Выразительное чтение стихо­творений


1

Произведения русских писателей 20 века

И. А. Бунин. «Косцы»

1


18.01


В.Г. Короленко. По­весть «В дурном обществе».

1


21.01


Ав­тобиографич­ность повести. Гуманисти­ческий смысл произведения.

1


25.01


Мир детей и мир взрос­лых. Контрасты судеб героев.

1


28.01


Особенности портрета и пей­зажа в повести В. Г. Короленко.

1


30.01


Р/р Обучение навыкам ха­рактеристики героев

1


01.02


Р/р Контрольное сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

1


04.02


Р/р Анализ сочинений

1


08.02



С.А. Есенин. Поэтическое изображение родной приро­ды. Образы ма­лой родины.


1

В/ч П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».

1


11.02


Ре­альность и фан­тастика.

1


13.02


Характеристика главного героя сказа «Медной горы Хозяйка».

1


15.0


Стремление к совершенному мастерству.

1


18.02


К. Г. Паустов­ский. Сказка «Теплый хлеб».

1


22.02


Доброта и сострадание, реальное и фантастиче­ское в сказке К.Г. Паустов­ского «Теплый хлеб»

1


25.02


К. Г. Паустов­ский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и пробле­ма произведе­ния

1


27.02


В/ч С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать ме­сяцев».

1


01.03


Положитель­ные и отрица­тельные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

1


04.03


Победа добра над злом — тра­диция русских народных ска­зок.

1


08.03


А. П. Платонов. Рас­сказ «Никита». Единство героя с природой.

1


11.03


Быль и фан­тастика. Особенность мировосприя­тия главного героя.

1


13.03


В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

1


15.03


Автобиографич­ность рассказа «Васюткино озеро»

1


18.03


Поведение героя в лесу.

1


22.03


Основные чер­ты характера героя рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

1


01.04


Р/р Контрольное сочинение по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»

1


03.04


Р/р Анализ сочинений

1


05.04


А.Т. Твардов­ский «Рассказ танкиста». Вой­на и дети.


1

Поэты о Ве­ликой Оте­чественной войне. К.М. Си­монов «Май­ор привез мальчишку на лафете...».

1


08.04


Произведе­ния о Родине, родной при­роде и о себе. И.А. Бунин.

1


12.04


А.А. Прокофьев «Аленушка», Д.Б. Кедрин «Аленушка»

1


15.04


Н. М. Рубцов «Родная дерев­ня», Дон-Аминадо «Города и годы».

1


17.04


Саша Черный «Кав­казский плен­ник», «Игорь-Робинзон».

1


19.04


Образы и сюже­ты литературной классики как темы произве­дений для детей. Юмор.

11


22.04


Ю.Ч. Ким «Ры­ба-кит». Юмор в стихотворной форме.

1


26.04


Итоговый урок по теме «Русская литература XIX—XX вв.» (тестирование).

1


29.04


Зарубежная литература

Р. Л. Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».

1


01.05



Подвиг героя

во имя сохранения традиций

предков


1

В/ч Д. Дефо. Роман «Робин­зон Крузо». Характер героя.

1


03.05


Гимн неисчерпаемым возможностям человека


1

В/ч Х. К. Андерсен. Сказка «Снеж­ная королева». Композиция

1


06.05


Соотно­шение реально­го и фантасти­ческого


1


Противопостав­ление красоты внешней и вну­тренней — Герда и Снежная ко­ролева

1


10.05


Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказ­ке «Снежная королева».


1

Вик­торина по сказке «Снежная королева»

1


13.05


В/ч М. Твен. «При­ключения Тома Сойера».

1


15.05


Вну­тренний мир ге­роев М. Твена


1

Дж. Лон­дон. «Сказание о Кише».

1


17.05


Итоговое тестирование.

1


20.05


Подведение итогов. Задание на лето.

1


24.05



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.


Литература для учителя


    1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.; Учебник в 2 частях- М: Просвещение, 2009

    2. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 кл.: Метод. Советы. – М: Просвещение, 2000, 2003

    3. Ерёмина О.А. Уроки литературы в 5 классе. Кн. для учителя.- М: Просвещение, 2008.

    4. Шаталова О.В. Дидактические материалы по литературе: к учебнику «Литература. 5 класс» В.Я.Коровиной и др. – 3-е изд. – М: Экзамен, 2008



Литература для учащихся


1. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.; Учебник в 2 частях- М: Просвещение, 2009

2. Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 5 кл.- М: Просвещение, 2009

3. Фонохрестоматия к учебнику. «Литература. 5 класс» (формат РМЗ). – М: Аудио-школа, Просвещение, 2009



Итоговый тест по литературе

(по программе В.Я. Коровиной)

5 класс

I. Задания с кратким ответом

1. Фольклор – это …

а) устное народное творчество

б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

в) сказки, выдуманные народом

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

а) басня

б) загадка

в) прибаутка

3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,

И в сердце лесть всегда отыщет уголок

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и лисица»

4. Поэт, учившийся в Царскосельском Лицее

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) С. А. Есенин

5. Соотнесите писателей и литературные места, связанные с их именами

а) Константиново 1. Л.Н. Толстой

б) Тарханы 2. С.А. Есенин

в) Ясная Поляна 3. А.С. Пушкин

г) Спасское-Лутовиново 4. А.П. Чехов

д) Таганрог 5. И.С. Тургенев

ж) Захарово 6. М.Ю. Лермонтов

з) Овсянка 7. В.П. Астафьев

6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Да, вот вы говорили насчёт того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи… Однако ж не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ей-богу, обморочит!»

а) П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»

б) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

7. Какое произведение не принадлежит перу Н.А. Некрасова?

а) «Крестьянские дети»

б) «На Волге»

в) «Тёплый хлеб»

8. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит…Одним словом, артуть-девка».

а) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

а) Н.В. Гоголь «Заколдованное место»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

9. Вместо точек вставьте имя героя. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«…был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя»

а) К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

б) А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

в) К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

10. В каких из перечисленных произведений главными героями являются дети?

а) «Медной горы Хозяйка»

б) «В дурном обществе»

в) «Васюткино озеро»

г) «Заколдованное место»

11. Соотнесите авторов и их произведения.

а) «Заколдованное место» 1. С.Я. Маршак

б) «Спящая царевна» 2. Н.В. Гоголь

в) «Двенадцать месяцев» 3. А.С. Пушкин

г) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 4. В. А. Жуковский

12. Какие из перечисленных произведений имеют признаки баллады?

а) «Бородино»

б) «Кубок»

в) «Спящая царевна»

г) «У лукоморья»

13. Какой главный литературный приём лежит в основе загадки?

а) гипербола

б) эпитет

в) олицетворение

г) метафора

14. Кто из художников написал картину «Алёнушка»?

а) В.М. Васнецов

б) В.Д. Поленов

в) И.Е. Репин

г) И.И. Левитан

15.Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города…»

а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

б) В.Г. Короленко «В дурном обществе»

в) А.П. Чехов «Хирургия»


II. Задание с развёрнутым ответом

Озаглавьте стихотворение.

Дать развёрнутый ответ на вопросы в виде мини-сочинения (5-7 предложений).

Какое время года рисует поэт?

Какие приметы этого времени года он показывает читателю?

Саша Чёрный

ЛЕТОМ

За селом на полной воле

Веет ветер-самолёт.

Там картофельное поле

Всё лиловеньким цветёт.

 

А за полем, где рябинка

Вечно с ветром не в ладу,

Сквозь дубняк бежит тропинка

Вниз к студёному пруду.

 

Дружно выплыли утята.

Впереди толстуха-мать.

Облака плывут куда-то,

Пахнет мятой. Благодать...

 

Пруд синеет круглой чашкой.

Ивы клонятся к воде...

На плоту лежат рубашки,

А мальчишки все в пруде.

 

Солнце брызнуло полоской.

Тени вьются, словно дым.

Эх, разденусь за берёзкой,

Руки вытяну - и к ним!

Критерии оценивания


Ответы

Критерии оценивания заданий с кратким ответом

1. –а

2. – а

3. –в

4. – а

5. – а – 2

б – 6

в – 1

г – 5

д – 4

ж – 3

з – 7

6. – б

7 – в

8 – а

9 – Филька, в

10 – б, в

11 – а – 2

б – 4

в – 1

г – 3

12. – а, б

13. – г

14. – а

15 – б


0 -13 – «2»


14-21 – «3»


22-25 – «4»


26-27 – «5»




II часть работы оценивается отметкой «зачёт» или «незачёт».

Критерии, по которым ставится оценка «зачёт».

Критерий №1. «Соответствие подобранного заголовка теме или основной мысли текста».

Данный критерий нацеливает на проверку понимания обучающимся темы и основной мысли текста. Ученик озаглавливает текст в соответствии с темой или основной мыслью.

«Незачёт» ставится при условии, если обучающийся не отразил в заголовке тему или основную мысль.

Критерий №2 «Развёрнутый ответ на поставленные вопросы»

Данный критерий нацеливает на проверку умения адекватно воспринимать текст, находить в тексте ответы на поставленные вопросы.

Ученик понимает содержание текста, связно отвечает на поставленные вопросы в соответствии с содержанием текста.

«Незачёт» ставится при условии, если в ответе не прослеживается понимание текста.

Критерий №3 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность обучающегося.

«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в работе, затрудняют чтение и понимание текста.

Для получения «зачёта» за работу необходимо получить «зачёт» по первым двум критериям.




16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!