Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке
(русском)»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 4 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художествен ной литературы;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и понимания и сопереживания чувствам других людей;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
понимание родной литературы как одной из основных национально культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения на родном языке для личного развития;
формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности
; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
читать доступные для данного возраста произведения; понимать фактическое содержание текстов, выделять в них основные части
пересказывать небольшие по объему тексты;
находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
оценивать героя литературного произведения по его поступкам;
понимать изобразительную природу художественного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
определять главную мысль литературного произведения;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;
строить высказывание по заданному образцу Круг детского чтения
Обучающийся научится:
отличать художественные книги от научно-популярных;
определять автора книги и ее название;
называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе;
пользоваться значками для ориентировки в учебнике;
находить в учебнике и хрестоматии то или иное произведение;
ориентироваться в учебнике по содержанию
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться словарями;
находить то или иное произведение в хрестоматии;
осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
ориентироваться в сборнике сказок;
участвовать в организации выставки книг в классе;
объяснять назначение художественных книг;
выбирать книги для самостоятельного чтения.
Содержание тем учебного предмета, курса.
Распределение учебных часов по разделам.
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Былины. Жития. | 3 |
2 | Чудесный мир классики | 5 |
3 | Поэтическая тетрадь | 3 |
4. | Литературная сказка | 1 |
5. | Страна детства | 1 |
6. | Родина | 2 |
7 | Зарубежная литература | 2 |
| Всего | 17 |
Былины. Жития.
Герои былины – защитники русской земли. Картина В. Васнецова «Богатыри». |
Сергий Радонежский – святой земли Русской. «Житие Сергия Радонежского». |
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. |
Чудесный мир классики.
А.С. Пушкин «Туча». |
Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина. |
М.Ю. Лермонтов. Стихи. |
Басни Л. Н. Толстого. |
Характеристика произведений Л.Н.Толстого |
Поэтическая тетрадь.
Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», Е. Баратынский «Весна,весна…», «Где сладкий шёпот…». И.Никитин «В синем небе плывут над полями…» Н.А. Некрасов «Школьник». Приёмы интонационного чтения. |
|
Литературная сказка
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Выразительное чтение произведения. |
|
|
Страна детства
|
Рассказы о сверстниках, о школе. |
Родина |
Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» |
Проект «Они защищали Родину» |
Зарубежная литература |
Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди» |
Мифы Древней Греции |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Фактическая Дата проведения |
| Былины. Жития. | 3 | | |
| Герои былины – защитники русской земли. Картина В. Васнецова «Богатыри». | | | |
| Сергий Радонежский – святой земли Русской. «Житие Сергия Радонежского». | | | |
| Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | | | |
| Чудесный мир классики. | 5 | | |
| А.С. Пушкин «Туча». | | | |
| Урок-КВН по сказкам А.С.Пушкина. | | | |
| М.Ю. Лермонтов. Стихи. | | | |
| Басни Л. Н. Толстого. | | | |
| Характеристика произведений Л.Н.Толстого | | | |
| Поэтическая тетрадь. | 3 | | |
| Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», | | | |
| Е. Баратынский «Весна,весна…», «Где сладкий шёпот…». И.Никитин «В синем небе плывут над полями…» | | | |
| Н.А. Некрасов «Школьник». Приёмы интонационного чтения. | | | |
| Литературная сказка | 1 | | |
| В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Выразительное чтение произведения. | | | |
| Страна детства | 1 | | |
| Рассказы о сверстниках, о школе. | 1 | | |
| Родина | 2 | | |
| Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | | | |
| Проект «Они защищали Родину» | | | |
| Зарубежная литература | 2 | | |
| Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди» | 1 | | |
| Мифы Древней Греции | 1 | | |