СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном ( русском) языке + КТП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор/ авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

О.М.Александрова и др.М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова

Литературное чтение на родном русском языке

3

Москва: Просвещение Учебная литература

Приказ № 766 от 23 декабря 2020 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном ( русском) языке + КТП»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 с изменениями и дополнениями);

  • с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

  • с требованиями Федерального закона от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

  • с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»

  • с требованиями Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);

  • с Указом Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

  • с Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;

  • с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.

  • с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»;

  • на основе Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;

  • с учётом примерной программы М.И.Кузнецовой, В.Ю. Романовой, Л.А.Рябининой, О.В. Соколовой ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;

  • с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «РСШ ….»;

  • в соответствии с учебным планом МБОУ «РСШ …» на 2021 – 2022 учебный год;

  • в соответствии с федеральным перечнем учебников (Приказ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»)

  • в соответствии с настоящим положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин.


Рабочая программа ориентирована на учебники:


Автор/ авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

Нормативный документ

О.М.Александрова и др.М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова

Литературное чтение на родном русском языке

3

Москва: Просвещение Учебная литература

Приказ № 766 от 23 декабря 2020 года


В учебном плане МБОУ «РСШ …» на изучении предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» отведено во третьем классе 17 часов (из расчёта 1 час в неделю (через неделю) , при 34 учебных неделях).


Планируемые результаты освоения программы курса

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

3 класс



Личностные результаты:


  • осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Метапредметные результаты:


  1. познавательные универсальные учебные действия:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;

  1. коммуникативные универсальные учебные действия:

  • развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  1. регулятивные универсальные учебные действия:

  • развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.


Предметные результаты:


К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:

осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;

осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;

применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;

создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.

Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.

Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.

Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).

Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.

Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.


Круг чтения

Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.


Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.





Учебно-тематический план

3 класс


п/п

Содержание программного материала

Количество часов

Я и книги.

Пишут не пером, а умом.

2

Я взрослею.


2.1.

Жизнь дана на добрые дела.

2

2.2.

Живи по совести.

1

Я и моя семья.

В дружной семье и в холод тепло.

2

Я фантазирую и мечтаю.

Детские фантазии.

2

Родная страна во все времена сынами сильна.

Люди земли русской.

2

От праздника к празднику.

Всякая душа празднику рада.

2

О родной природе.

Неразгаданная тайна — в чащах леса…

4


ИТОГО

17



























Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»


п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

план.

факт.

Раздел 1. Мир детства (9 ч)

Я и книги (2 ч)

1

Пишут не пером, а умом.

В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).

1




2

Пишут не пером, а умом.

В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения

1




Я взрослею (3 ч)

3

Жизнь дана на добрые дела.

Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй».

1




4

Жизнь дана на добрые дела

Яхнин. «Последняя рубашка».

1




5

Живи по совести.

Пословицы о совести.

П. В. Засодимский. «Гришина милостыня».

Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон».

1




Я и моя семья (2 ч)

6

В дружной семье и в холод тепло.

О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». т

1




7

В дружной семье и в холод тепло.

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент).

В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент

1




Я фантазирую и мечтаю (2 ч)

8

Детские фантазии.

В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).

1




9

Детские фантазии.

Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент)

1




Раздел 2. Россия – Родина моя (8 ч)

Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч)

10

Люди земли русской.

О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).

Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент).

1




11

Люди земли русской.

О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню»)

1




От праздника к празднику (2 ч)

12

Всякая душа празднику рада.

А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент).

1




13

Всякая душа празднику рада.

С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент).

1




О родной природе (4 ч)

14

Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане.

В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент).





15

Неразгаданная тайна — в чащах леса… В. Д. Берестов. «У реки».

И. С. Никитин. «Лес».






16

Неразгаданная тайна — в чащах леса… К. Г. Паустовский. «Клад».

М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья».





17

Неразгаданная тайна — в чащах леса… И. П. Токмакова. «Туман».






Итого:

17 ч