РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 с изменениями и дополнениями);
с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
с требованиями Федерального закона от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»
с требованиями Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
с Указом Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
с Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;
с Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»;
на основе Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ;
с учётом примерной программы М.И.Кузнецовой, В.Ю. Романовой, Л.А.Рябининой, О.В. Соколовой ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ;
с положениями Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «РСШ ….»;
в соответствии с учебным планом МБОУ «РСШ …» на 2021 – 2022 учебный год;
в соответствии с федеральным перечнем учебников (Приказ № 766 от 23 декабря 2020 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»)
в соответствии с настоящим положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Автор/ авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
О.М.Александрова и др.М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова | Литературное чтение на родном русском языке | 3 | Москва: Просвещение Учебная литература | Приказ № 766 от 23 декабря 2020 года |
В учебном плане МБОУ «РСШ …» на изучении предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ» отведено во третьем классе 17 часов (из расчёта 1 час в неделю (через неделю) , при 34 учебных неделях).
Планируемые результаты освоения программы курса
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
3 класс
Личностные результаты:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Предметные результаты:
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обучающийся научится:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной истории и культуры;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
| Я и книги. Пишут не пером, а умом. | 2 |
| Я взрослею. | |
2.1. | Жизнь дана на добрые дела. | 2 |
2.2. | Живи по совести. | 1 |
| Я и моя семья. В дружной семье и в холод тепло. | 2 |
| Я фантазирую и мечтаю. Детские фантазии. | 2 |
| Родная страна во все времена сынами сильна. Люди земли русской. | 2 |
| От праздника к празднику. Всякая душа празднику рада. | 2 |
| О родной природе. Неразгаданная тайна — в чащах леса… | 4 |
| ИТОГО | 17 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план. | факт. |
Раздел 1. Мир детства (9 ч) |
Я и книги (2 ч) |
1 | Пишут не пером, а умом. В. И. Воробьев. «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»). | 1 | | | |
2 | Пишут не пером, а умом. В. П. Крапивин. Сказки Севки Глущенко (глава «День рождения | 1 | | | |
Я взрослею (3 ч) |
3 | Жизнь дана на добрые дела. Пословицы о доброте. Ю. А. Буковский. «О Доброте — злой и доброй». | 1 | | | |
4 | Жизнь дана на добрые дела Яхнин. «Последняя рубашка». | 1 | | | |
5 | Живи по совести. Пословицы о совести. П. В. Засодимский. «Гришина милостыня». Н. Г. Волкова. «Дреби-Дон». | 1 | | | |
Я и моя семья (2 ч) |
6 | В дружной семье и в холод тепло. О. Ф. Кургузов. «Душа нараспашку». т | 1 | | | |
7 | В дружной семье и в холод тепло. А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (фрагмент). В. М. Шукшин. «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент | 1 | | | |
Я фантазирую и мечтаю (2 ч) |
8 | Детские фантазии. В. П. Крапивин. «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»). | 1 | | | |
9 | Детские фантазии. Л. К. Чуковская. «Мой отец — Корней Чуковский» (фрагмент) | 1 | | | |
Раздел 2. Россия – Родина моя (8 ч) |
Родная страна во все времена сынами сильна (2 ч) |
10 | Люди земли русской. О. М. Гурьян. «Мальчик из Холмогор» (фрагмент). Н. М. Коняев. «Правнуки богатырей» (фрагмент). | 1 | | | |
11 | Люди земли русской. О. П. Орлов. «Возвращайся к нам, Маклай» (глава «Как Маклай ходил в дальнюю деревню») | 1 | | | |
От праздника к празднику (2 ч) |
12 | Всякая душа празднику рада. А. И. Куприн. «Пасхальные колокола» (фрагмент). | 1 | | | |
13 | Всякая душа празднику рада. С. Чёрный. «Пасхальный визит» (фрагмент). | 1 | | | |
О родной природе (4 ч) |
14 | Неразгаданная тайна — в чащах леса… Русские народные загадки о лесе, реке, тумане. В. П. Астафьев. «Зорькина песня» (фрагмент). | | | | |
15 | Неразгаданная тайна — в чащах леса… В. Д. Берестов. «У реки». И. С. Никитин. «Лес». | | | | |
16 | Неразгаданная тайна — в чащах леса… К. Г. Паустовский. «Клад». М. М. Пришвин. «Как распускаются разные деревья». | | | | |
17 | Неразгаданная тайна — в чащах леса… И. П. Токмакова. «Туман». | | | | |
| Итого: | 17 ч | | | |