Муниципальное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ Директор_______Л.Н.Галаева |
Приказ № от_______2018 |
Рабочая программа
По предмету: «Математика»
Класс: 4
Основное общее образование
БУП С (К) ОУ VIII вида
Составитель: Черткова О.В. учитель
2018-2019 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы М.Н. Перовой под редакцией И.М. Бгажноковой и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации» М. 2011 год.
Рабочая программа реализует через УМК:
1.Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. И.М Бгажноковой М. «Просвещение» 2011г.
2.Учебник «Математика» 4 класс для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Автор: Перова М.Н. Рабочая тетрадь «Математика» 4 класс для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Автор: Перова М.Н.
Рекомендовано Министерством образования науки Российской Федерации
Москва «Просвещение» 2013год.
Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета,курса
Требования к уровню подготовки обучающихся
Проверка знаний учащихся по математике
Математические представления, знания и умения практически их применять оцениваются по результатам индивидуального и фронтального опроса учащихся, текущих и итоговых письменных контрольных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой каждого класса, по 5-балльной системе.
Знания детей, обучающихся по индивидуальной программе, оцениваются в соответствии с этой программой. Перевод их в следующий класс осуществляется на основе аттестации по индивидуальной программе.
Учащиеся должны уметь:
1 уровень
• пользоваться переместительным свойством умножения;
• находить доли предмета и числа, называть их;
• решать, составлять, иллюстрировать все известные виды простых арифметических задач;
• самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в дни действия;
• различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
• измерять, вычислять длину ломаной линии;
• выполнять построение ломаной линии по данной дли не ее отрезков;
• узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей; находить точки пересечения;
• называть стороны прямоугольника (квадрата): основания, боковые, смежные стороны;
• чертить окружность заданного диаметра;
• чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге.
2 уровень
• выделять и указывать количество единиц и десяткой в двузначном числе;
• заменять крупную меру длины, массы мелкой (возможна помощь учителя);
• определять время по часам с точностью до 5 минут;
• выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в пределах
20
• выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 с помощью микрокалькулятора (возможна помощь учителя);
• употреблять в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
• выполнять умножение чисел 2, 3, 4, 5 и деление на эти числа (без использования таблицы);
• пользоваться таблицей умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного чисел 6, 7, В, 9;
• выполнять действия умножения с компонентами 0, 1, 10 (с помощью учителя);
• понимать названия и показывать компоненты умножения и деления;
• получать и называть доли предмета;
• решать простые задачи указанных видов;
• решать задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач (возможно с помощью учителя);
• узнавать, называть ломаные линии, выполнять построение произвольной ломаной линии;
• узнавать, называть, моделировать взаимное положение фигур на плоскости (без вычерчивания);
• находить точку пересечения линий (отрезков);
• называть, показывать диаметр окружности;
• чертить прямоугольник (квадрат) по заданным размерам сторон на нелинованной бумаге с помощью чертежного угольника (возможна помощь учителя).
Содержание программы (136 часов в год, 4 часа в неделю)
Повторение - 20 часов
Нумерация.
Разряды единиц, десятков, сотен. Разрядная таблица.
Сравнение чисел в пределах 100 с использованием разрядной таблицы. Знакомство с микрокалькулятором. Умение отложить любое число в пределах 100 на микрокалькуляторе.
Единицы измерения и их соотношения – 8часов
Единица измерения длины: миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.
Единица измерения массы: центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.
Единица измерения времени: секунда. Обозначение: 1 сек. Соотношение: 1 мин = 60 сек. Секундная стрелка. (Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го).
Числа, полученные при измерении двумя мерами. Преобразования чисел, полученных при измерении двумя мерами (1 см 5 мм = 15 мм, 15 мм = 1 см 5 мм). Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой, без преобразований и с преобразованиями вида: (60 см + 40 см = 100 см = 1м, 1 м — 60 см = 40 см.
Геометрический материал – 18 часов
Сложение и вычитание отрезков.
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита.
Кривые, ломаные линии: замкнутые, незамкнутые. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной линии и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной линии. Построение ломаной линии по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Диаметр. Построение окружности заданного диаметра. Деление окружности на 2, 4 равные части.
Названия сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), смежные стороны. Длина и ширина прямоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) по заданным длинам сторон с помощью чертежного угольника.
Умножение и деление – 63 часа
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления. Деление по содержанию. Деление с остатком. Называние компонентов умножения и деления (в речи учителя).
Умножение 0, 1, 10. Умножение на 0, 1, 10. Правило умножения 0, 1, 10.
Арифметические действия в пределах 100 – 17 часов
Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Проверка действий сложения и вычитания обратным действием. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).
Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью микрокалькулятора.
Присчитывание и отсчитывание по 3, б, 9, 4, 8, 7.
Доли. Понятие доли как части предмета и целого числе: половина, четверть, третья, пятая доли и т. д. Нахождение второй, третьей доли и т. д., части предмета и числа.
Арифметические задачи – 6 часов
Простые арифметические задачи: на деление содержания; на зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи); на нахождение неизвестного слагаемого; на нахождение одной доли числа. Задачи в два арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Меры времени – 4 часа
Часы — электронные и механические. Определение времени по часам. Установка будильника.
Сотовый телефон. Работа с органайзером — календарь, время; с приложениями — секундомер, будильник. Установка даты, времени и др.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов на изучение раздела, темы | Количество контрольных и практических работ |
1 | Повторение | 20 | 1 |
2 | Геометрический материал | 18 | 1 |
3 | Умножение и деление | 63 | 5 |
4 | Единицы измерения и их соотношения | 8 | |
5 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд | 17 | 2 |
6 | Меры времени | 4 | |
7 | Арифметические задачи | 6 | 1 |
Итого | | 136 | 10 |
Календарно — тематическое планирование
№ | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
| Повторение 16ч. | | | |
1 | Нумерация чисел в пределах 100 | 03.09 | 03.09 | |
2 | Таблица разрядов | 04.09 | 04.09 | |
3 | Сложение и вычитание круглых десятков в пределах 100 | 05.09 | 05.09 | |
4 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | 07.09 | 07.09 | |
5 | Сложение и вычитание без перехода через разряд. 0 - как одно из слагаемых и вычитаемое | 10.09 | 10.09 | |
6 | Сложение и вычитание без перехода через разряд | 11.09 | 11.09 | |
7 | Меры стоимости: 1 р. = 100 к. | 12.09 | 12.09 | |
8 | Рубли, копейки - меры стоимости. Решение примеров с мерами стоимости | 14.09 | 14.09 | |
9 | Рубли, копейки - меры стоимости. Решение примеров с мерами стоимости | 17.09 | 17.09 | |
10 | Решение задач с мерами стоимости | 18.09 | 18.09 | |
11 | Меры длины: метр, дециметр, сантиметр | 19.09 | 19.09 | |
12 | Метр – мера длины | 21.09 | 21.09 | |
13 | Сантиметр – мера длины | 24.09 | 24.09 | |
14 | Дециметр – мера длины | 25.09 | 25.09 | |
15 | Миллиметр – мера длины | 26.09 | 26.09 | |
16 | Контрольная работа №1. «Повторение» | 28.09 | 28.09 | |
| Геометрический материал 1ч. | | | |
17 | Углы: острый, прямой, тупой | 01.10 | 01.10 | |
| Умножение и деление 4ч. | | | |
18 | Умножение и деление. Компоненты при умножении | 02.10 | 02.10 | |
19 | Компоненты при делении | 03.10 | 03.10 | |
20 | Умножение на 2 и 3 (повторение) | 05.10 | 05.10 | |
21 | Умножение на 4 и 5 (повторение) | 15.10 | 15.10 | |
| Единицы измерения и их соотношения 3 ч. | | | |
22 | Меры массы: килограмм | 16.10 | 16.10 | |
23 | Меры массы: центнер | 17.10 | 17.10 | |
24 | Решение задач с мерами массы | 19.10 | 19.10 | |
| Умножение и деление 4 ч. | | | |
25 | Решение примеров в 2 действия | 22.10 | 22.10 | |
26 | Решение примеров в несколько действий | 23.10 | 23.10 | |
27 | Решение примеров в несколько действий | 24.10 | 24.10 | |
28 | Контрольная работа №2. «Решение примеров в два действия. Меры массы» | 26.10 | 26.10 | |
| Геометрический материал 2ч. | | | |
29 | Многоугольники | 29.10 | 29.10 | |
30 | Черчение многоугольника по заданным размерам | 30.10 | 30.10 | |
| Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд 17ч. | | | |
31 | Вычитание однозначного числа из круглых десятков | 31.10 | 31.10 | |
32 | Вычитание двузначного числа из круглых десятков | 02.11 | 02.11 | |
33 | Вычитание из 100 | 05.11 | 02.11 | |
34 | Контрольная работа №3. «Вычитание из круглых десятков» | 06.11 | 06.11 | |
35 | Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. Сложение с переходом через разряд | 07.11 | 07.11 | |
36 | Сложение однозначного и двузначного чисел с переходом через разряд в пределах 100 | 09.11 | 09.11 | |
37 | Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в пределах 100 | 12.11 | 12.11 | |
38 | Решение примеров на сложение двузначного и однозначного чисел | 13.11 | 13.11 | |
39 | Письменное сложение двузначного и однозначного чисел | 14.11 | 14.11 | |
40 | Письменное сложение двузначных чисел | 16.11 | 16.11 | |
41 | Письменное сложение | 26.11 | 26.11 | |
42 | Вычитание с переходом через разряд | 27.11 | 27.11 | |
43 | Письменное вычитание из двузначного однозначное число | 28.11 | 28.11 | |
44 | Письменное вычитание из двузначного числа двузначное число | 30.11 | 30.11 | |
45 | Решение примеров в два действия | 03.12 | 03.12 | |
46 | Решение примеров в два действия | 04.12 | 04.12 | |
47 | Контрольная работа №4. «Письменное сложение и вычитание» | 05.12 | 05.12 | |
| Геометрический материал 3ч. | | | |
48 | Построение прямоугольников | 07.12 | 07.12 | |
49 | Построение прямоугольников заданного размера | 10.12 | 10.12 | |
50 | Решение задач на построение прямоугольников | 11.12 | 11.12 | |
| Умножение и деление 10ч. | | | |
51 | Умножение и деление числа на 2 | 12.12 | 12.12 | |
52 | Умножение числа 3 | 14.12 | 14.12 | |
53 | Решение примеров на порядок действий. Называние компонентов при умножении | 17.12 | 17.12 | |
54 | Деление на 3 равные части. Компоненты деления | 18.12 | 18.12 | |
55 | Решение простых задач на умножение и деление | 19.12 | 19.12 | |
56 | Умножение числа 4 | 21.12 | 21.12 | |
57 | Деление на 4 равные части | 24.12 | 24.12 | |
58 | Решение примеров на порядок действий | 25.12 | 25.12 | |
59 | Решение простых задач на умножение | 26.12 | 26.12 | |
60 | Контрольная работа №5. «Умножение и деление на 2, 3, 4» | 28.12 | 28.12 | |
| Геометрический материал 4ч. | | | |
61 | Линии: прямая, кривая, ломаная, луч | 07.01 | 09.01 | |
62 | Ломаные линии | 08.01 | 11.01 | |
63 | Замкнутая и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга | 09.01 | 09.01 | |
64 | Построение замкнутой и незамкнутой кривой, окружности и дуги | 11.01 | 11.01 | |
| Умножение и деление 7ч. | | | |
65 | Умножение числа 5. Называние компонентов при умножении | 14.01 | 14.01 | |
66 | Решение заданий на порядок действий | 15.01 | 15.01 | |
67 | Деление числа 5. Называние компонентов при делении | 16.01 | 16.01 | |
68 | Решение примеров на порядок действий | 18.01 | 18.01 | |
69 | Решение задач и примеров на порядок действий | 21.01 | 21.01 | |
70 | Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | 22.01 | 22.01 | |
71 | Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | 23.01 | 23.01 | |
| Геометрический материал 2ч. | | | |
72 | Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. Многоугольники | 25.01 | 25.01 | |
73 | Контрольная работа №6. «Замкнутые и незамкнутые линии» | 28.01 | 28.01 | |
| Умножение и деление 8ч. | | | |
74 | Умножение числа 6 | 29.01 | 29.01 | |
75 | Умножение числа 6. Называние компонентов при умножении | 30.01 | 30.01 | |
76 | Решение примеров на порядок действий | 01.02 | 01.02 | |
77 | Деление на 6 равных частей. Называние компонентов при делении | 04.02 | 04.02 | |
78 | Решение примеров на порядок действий | 05.02 | 05.02 | |
79 | Решение простых задач на умножение и деление | 06.02 | 06.02 | |
80 | Решение задач и примеров на порядок действий | 08.02 | 08.02 | |
81 | Контрольная работа №7. «Умножение и деление на 5, 6» | 11.02 | 11.02 | |
| Геометрический материал1ч. | | | |
82 | Длина ломаной линии | 12.02 | 12.02 | |
| Единицы измерения и их соотношения 1ч. | | | |
83 | Зависимость между ценой, количеством, стоимостью | 13.02 | 13.02 | |
| Умножение и деление 7ч. | | | |
84 | Умножение числа 7. Называние компонентов при умножении | 15.02 | 15.02 | |
85 | Решение примеров на порядок действий | 25.02 | 25.02 | |
86 | Решение простых задач на умножение числа 7 | 26.02 | 26.02 | |
87 | Деление на 7 равных частей. Называние компонентов при делении | 27.02 | 27.02 | |
88 | Решение примеров на умножение и деление числа 7 | 01.03 | 01.03 | |
89 | Решение простых задач на деление числа 7 | 04.03 | 04.03 | |
90 | Решение примеров на порядок действий | 05.03 | 05.03 | |
| Геометрический материал 1ч. | | | |
91 | Зависимость между ценой, количеством и стоимостью | 06.03 | 06.03 | |
| Умножение и деление 14ч. | | | |
92 | Умножение числа 8. Называние компонентов при умножении | 08.03 | 06.03 | |
93 | Решение примеров на умножение числа 8 | 11.03 | 11.03 | |
94 | Решение примеров на порядок действий | 12.03 | 12.03 | |
95 | Деление на 8 равных частей | 13.03 | 13.03 | |
96 | Решение примеров на порядок действий | 15.03 | 15.03 | |
97 | Деление на 8 равных частей | 18.03 | 18.03 | |
98 | Решение примеров на порядок действий | 19.03 | 19.03 | |
99 | Решение примеров на умножение и деление числа 8 в два действия | 20.03 | 20.03 | |
100 | Решение простых задач на умножение и деление числа 8 | 22.03 | 22.03 | |
101 | Умножение числа 9. Называние компонентов при умножении | 25.03 | 25.03 | |
102 | Решение задач на умножение числа 9 | 26.03 | 26.03 | |
103 | Решение примеров на умножение и деление числа 9 в два действия | 27.03 | 27.03 | |
104 | Решение примеров на порядок действий | 29.03 | 29.03 | |
105 | Контрольная работа №8. «Умножение и деление на 7, 8, 9 | 01.04 | 01.04 | |
| Геометрический материал 2ч. | | | |
106 | Взаимное положение прямых и отрезков | 02.04 | 02.04 | |
107 | Взаимное положение окружности, прямой, отрезка | 03.04 | 03.04 | |
| Умножение и деление 9ч. | | | |
108 | Умножение единицы и на единицу | 05.04 | 05.04 | |
109 | Деление на единицу | 15.04 | 15.04 | |
110 | Умножение нуля и на нуль | 16.04 | 16.04 | |
111 | Деление нуля | 17.04 | 17.04 | |
112 | Решение примеров на порядок действий | 19.04 | 19.04 | |
113 | Умножение числа 10 и на 10 | 22.04 | 22.04 | |
114 | Деление чисел на 10 | 23.04 | 23.04 | |
115 | Решение задач на умножение и деление числа 10 | 24.04 | 24.04 | |
116 | Контрольная работа №9. «Решение примеров на порядок действий» | 26.04 | 26.04 | |
| Геометрический материал 2ч. | | | |
117 | Взаимное положение многоугольника, прямой, отрезка | 27.04 | 27.04 | |
118 | Решение заданий на взаимное положение геометрических фигур | 29.04 | 29.04 | |
| Меры времени 4 ч. | | | |
119 | Меры времени | 30.04 | | |
120 | Секунда – мера времени | 01.05 | 30.04 | |
121 | Определение времени по часам | 03.05 | 06.05 | |
122 | Выполнение заданий с мерами времени | 06.05 | 06.05 | |
| Единицы измерения и их соотношения 4 ч. | | | |
123 | Числа, полученные при измерении стоимости, длины, времени | 07.05 | 07.05 | |
124 | Меры длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр | 08.05 | 08.05 | |
125 | Решение примеров с мерами стоимости, длины и времени | 10.05 | 13.05 | |
126 | Решение задач с мерами стоимости, длины и времени | 13.05 | 13.05 | |
| Арифметические задачи 6ч. | | | |
127 | Все действия в пределах 100. Решение примеров на порядок действий | 14.05 | 14.05 | |
128 | Решение задач с числами в пределах 100 | 15.05 | 15.05 | |
129 | Деление с остатком | 17.05 | 17.05 | |
130 | Решение примеров на деление с остатком | 20.05 | 20.05 | |
131 | Решение задач на деление с остатком | 21.05 | 21.05 | |
132 | Контрольная работа №10. «Итоговая контрольная работа» | 22.05 | 22.05 | |
| Повторение 4ч. | | | |
133 | Повторение пройденного за год. Решение примеров на порядок действий | 24.05 | 24.05 | |
134 | Повторение пройденного за год. Решение примеров на порядок действий | 27.05 | 27.05 | |
135 | Решение задач в два действия | 28.05 | 28.05 | | |
136 | Решение задач в два действия | 29.05 | 29.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От_______2018г. №______
Председатель ШМО ________________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______________Сиваева В.П.
_______________2018г.