Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шило – Голицынская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Утверждено
приказом №255-0
от 27 августа 2021г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
педагога Вичевой Надежды Александровны
в 4 классе
на 2021 – 2022 учебный год
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 27. 08. 2021 года
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Нумерация
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
как образуется каждая следующая счётная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность первых трёх классов.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки больше, меньше, равно;
представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
находить числовые значения буквенных выражений вида а +- 3, 8 . х, с : 2, а +- в, у . х, к : с при заданных числовых значениях входящих в них букв;
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х + - 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х . 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
решать задачи в 1-3 действия.
Величины
Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связь между такими величинами, как цена, количество, стоимость, время, скорость, путь при равномерном движении.
Обучающиеся должны уметь:
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами ( сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число0;
применять к решению текстовых задач знание изученных зависимостей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
виды углов6 прямой, острый, тупой;
виды треугольников6 прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Личностные результаты :
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты:
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание тем учебного курса.
Распределение учебных часов по разделам.
Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество проверочных работ | Количество тестов | Количество проектов |
Числа от 1 до 100. Повторение | 13 | 1 | 1 | 1 | |
Числа, которые больше 1000 Нумерация | 11 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Числа, которые больше 1000. Величины. | 18 | 2 | 2 | 1 | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 11 | 1 | 2 | - | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 51 | 3 | 4 | 2 | 1 |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление.(продолжение) | 20 | 2 | 2 | - | - |
Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение. | 12 | 2 | - | 3 | - |
| 136 | 12 | 12 | 8 | 2 |
Числа от 1 до 1000
Арифметические действия
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, умножения и деления на однозначное число.
Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Числа, которые больше 1000
Нумерация
Новая счётная единица – тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числовой луч.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношение между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0;
Переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79
729 – Х = 217 + 163
Х – 137 = 500 – 140
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 . х = 429 + 120, х : 18 = 270 – 50, 360 : х = 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 1004 умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное и трёхзначное числа (в пределах миллиона).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении).
Диагонали прямоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника (квадрата).
В течение всего года проводится:
Вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
Решение задач в одно действие, раскрывающих:
смысл арифметических действий;
нахождение неизвестных компонентов действий;
отношения больше, меньше, равно;
взаимосвязь между величинами;
решение задач в 2-4 действия;
решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2-3 её частей; изображение изученных фигур на клетчатой и на нелинованной бумаге с помощью линейки, чертёжного треугольника и циркуля.
Календарно – тематическое планирование.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Дата проведения | Фактическая дата проведения |
| Числа от 1 до 100. Повторение | 13 | | |
1 | Повторение. Нумерация. | 1 | | |
2 | Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел. | 1 | | |
5 | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное. | 1 | | |
6 | Приемы письменного умножения однозначного числа на трехзначное. | 1 | | |
7 | Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 | | |
8 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные. | 1 | | |
9 | Письменное деление на однозначное число. | 1 | | |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 | | |
11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. Тест №1 | 1 | | |
12 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» .Проверочная работа №1. | 1 | | |
13 | Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 1000. Четыре арифметических действия». | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000 Нумерация | 11 | | |
14 | Анализ контрольной работы. Нумерация. Класс единиц и класс тысяч. | 1 | | |
15 | Чтение многозначных чисел. | 1 | | |
16 | Запись многозначных чисел. | 1 | | |
17 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | | |
18 | Сравнение многозначных чисел. | 1 | | |
19 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | 1 | | |
20 | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. Тест №2 | 1 | | |
21 | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 | | |
22 | Страницы для любознательных Наши проекты «Числа вокруг нас» | 1 | | |
23 | Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел» Проверочная работа №2. | 1 | | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Величины. | 18 | | |
25 | Анализ контрольной работы. Единицы длины. Километр | 1 | | |
26 | Таблица единиц длины | 1 | | |
27 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | 1 | | |
28 | Таблица единиц площади | 1 | | |
29 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | | |
30 | Единицы массы. Тонна, центнер. Таблица единиц массы | 1 | | |
31 | Контрольная работа №3 за 1 четверть | 1 | | |
32 | Единицы времени. Определение времени по часам | 1 | | |
33 | Единицы времени. 24 часовое исчисление суток | 1 | | |
34 | Задачи на нахождение начала, продолжительности и конца событий | 1 | | |
35 | Единицы времени. Секунда. | 1 | | |
36 | Единицы времени век | 1 | | |
37 | Таблица единиц времени. | 1 | | |
38 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №3 | 1 | | |
39 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
40 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Тест №3 | 1 | | |
41 | Контрольная работа №4 по теме «Величины» | 1 | | |
42 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №4 | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 11 | | |
43 | Устные и письменные приёмы вычислений. | 1 | | |
44 | Письменные приемы вычислений. Проверочная работа №5. | 1 | | |
45 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | |
46 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | 1 | | |
47 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | | |
48 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле | 1 | | |
49 | Сложение и вычитание величин | 1 | | |
50 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | 1 | | |
51 | Странички для любознательных. Задачи - расчеты. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа №6. | 1 | | |
52 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
53 | Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 51 | | |
54 | Умножение на однозначное число | 1 | | |
55 | Письменные приёмы умножения | 1 | | |
56 | Умножение на 0 и 1. Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | | |
57 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. | 1 | | |
58 | Деление на однозначное число. Деление с числами 0 и 1 | 1 | | |
59 | Письменные приемы деления. Проверочная работа №7. | 1 | | |
60 | Контрольная работа №6 за 1 полугодие. | 1 | | |
61 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | 1 | | |
62 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0. | 1 | | |
63 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0. | 1 | | |
64 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | |
65 | Деление многозначных чисел на однозначные. | 1 | | |
66 | Закрепление и систематизация знаний по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
67 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
68 | Анализ контрольной работы. Скорость. Единицы скорости. | 1 | | |
69 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | |
70 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | |
71 | Умножение числа на произведение. | 1 | | |
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
74 | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Проверочная работа №8. | 1 | | |
75 | Решение задач на встречное движение. | 1 | | |
76 | Перестановка и группировка множителей. | 1 | | |
77 | Странички для любознательных Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
78 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились «Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | 1 | | |
79 | Деление числа на произведение | 1 | | |
80 | Деление числа на произведение. | 1 | | |
81 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | 1 | | |
82 | Решение задач на пропорциональное деление. | 1 | | |
83 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
85 | Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 | | |
86 | Приёмы письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями. Проверочная работа №9. | 1 | | |
87 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | | |
88 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 | | |
89 | Закрепление и систематизация знаний по теме «Деление и умножение на числа, оканчивающиеся нулями». Тест №4 | 1 | | |
90 | Контрольная работа №8по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | |
91 | Анализ контрольной работы. Наши проекты «Математика вокруг нас» | 1 | | |
92 | Умножение числа на сумму | 1 | | |
93 | Умножение числа на сумму | 1 | | |
94 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | |
95 | Письменное умножение на двузначное число | 1 | | |
96 | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям | 1 | | |
97 | Задачи на нахождение неизвестных по двум разностям. Закрепление | 1 | | |
98 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | | |
99 | Письменное умножение на трехзначное число | 1 | | |
100 | Закрепление приемов умножения на трехзначное число | 1 | | |
101 | Закрепление приемов умножения на трехзначное число. Проверочная работа №10. | 1 | | |
102 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Тест №5 | 1 | | |
103 | Контрольная работа №9 по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | 1 | | |
104 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 20 | | |
105 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | | |
108 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
109 | Письменное деление на двузначное число (цифра частного находится подбором) | 1 | | |
110 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
111 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
112 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
113 | Письменное деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули | 1 | | |
114 | Письменное деление на двузначное число. Проверочная работа №11. | 1 | | |
115 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
116 | Контрольная работа №10 по теме «Деление на двузначное число» | 1 | | |
117 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
118 | Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
119 | Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
120 | Проверка умножения делением | 1 | | |
121 | Деление с остатком | 1 | | |
122 | Деление на трехзначное число закрепление. Проверочная работа №12. | 1 | | |
123 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. | 1 | | |
124 | Контрольная работа №11 по теме «Деление на трехзначное число» | 1 | | |
| Числа, которые больше 1000. Итоговое повторение | 12 | | |
125 | Нумерация | 1 | | |
126 | Выражения и уравнения | 1 | | |
127 | Арифметические действия: сложение и вычитание. Тест №6. | 1 | | |
128 | Арифметические действия: умножение и деление. Тест №7. | 1 | | |
129 | Правила о порядке выполнения действий | 1 | | |
130 | Величины | 1 | | |
131 | Геометрические фигуры | 1 | | |
132 | Задачи. Тест №8. | 1 | | |
133 | Итоговая контрольная№12 работа за 4 класс | 1 | | |
134 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». | 1 | | |
135 | Распознавание и названия геометрических тел: куб, пирамида, шар. Изготовление моделей куба, пирамиды. | 1 | | |
136 | Обобщающий урок –игра «В поисках клада» | 1 | | |