Ростовская область Сальский район село Шаблиевка
(территориальный,административный округ (город, район, посёлок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86 с Шаблиевка.
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка
Приказ № 122 от 30.08.2024 г
Подпись руководителя __________Д.Э.Жордочкин
(Печать)
Рабочая программа
начального общего образования - 1 класс
(индивидуальное обучение на дому)
на 2024-2025 учебный год
«Мир природы и человека»
Количество часов -63
Учитель – Яровая Галина Ивановна
Программа разработана на основе АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГООБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯСРАССТРОЙСТВАМИАУТИСТИЧЕСКОГОСПЕКТРА ВАРИАНТ8.3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов.
Статус документа.
Рабочая программа по курсу «Мир природы и человека» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Основания разработки рабочей программы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.3.), одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с РАС, 2016г.
Цель и задачи программы с учетом специфики учебного предмета.
Цель: формирование у обучающихся c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи:
развивать познавательные способности;
выработать у детей правильное, осмысленное представление об изучаемых предметах и явлениях;
учить познавать свойства и качества предметов;
учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту;
воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.
Краткие сведения о категории обучающихся с ОВЗ или индивидуальные особенности конкретного обучающегося с ОВЗ.
У обучающегося М.М. основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют. Согласно медицинским сведениям, состояние зрения и слуха соответствует норме. Редко болеет соматическими заболеваниями. Эмоциональное состояние неустойчивое. Наблюдаются смены настроения, негативизм. Не проявляет никакого интереса кучебным наглядным пособиям, играм. Но может раскрашивать, обводить буквы и цифры в прописях (действия механические).
Испытывает значительные трудности в общении с другими людьми. Общение с учителем не отвергает: берет за руку, допускает ситуацию тактильного контакта.Речь сформирована на уровне отдельных слов. Звукопроизношение нарушено.
Внимание неустойчивое. Продуктивность низкая. Целенаправленная деятельность формируется слабо. Самостоятельно работать не может. Ситуация успеха не вызывает у ребенка явных положительных эмоций. Реакция на одобрение и замечания равнодушная.
Описание коррекционной направленности (задач) в изучении.
Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды:
Направления коррекционно-развивающей работы | Развивающая предметно-пространственная среда |
Коммуникация | Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой |
Мыслительные операции | Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори |
Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память | Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты |
Пространственные представления | Схемы, модели, предметные и сюжетные картины |
Временные представления | Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации |
Конструктивный праксис | Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами |
Развитие общей и ручной моторики | Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание».Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Мир природы и человека» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей включают индивидуально-личностные качества, специальные требования к развитию жизненной и социальной компетенции и должны отражать:
1) развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
2) развитие мотивации к обучению;
3) развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
5) владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
6) развитие положительных свойств и качеств личности;
7) готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Предметные результаты
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметные результаты должны отражать:
Мир природы и человека:
1) формирование элементарных знаний об окружающем мире, умений наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы;
2) освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, бережного отношения к природе и ее ресурсам;
3) формирование представлений о здоровом образе жизни и о негативном влиянии на здоровье человека алкоголя, табака, наркотиков и других психоактивных веществ;
4) формирование представлений о безопасном и адекватном поведении в окружающем мире, а также в случаях возникновения экстремальных ситуаций.
Минимальный уровень:
-называть изученные объекты и явления;
- называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход;
- называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи.
Достаточный уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
-различать2-3 комнатных растения, осуществлять уход;
-различать овощи и фрукты, объяснять, где растут;
- различать домашних и диких животных;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать времена года.
Характеристика базовых учебных действий,
формируемых в 1 классах
Группа БУД | Учебные действия и умения |
Минимальный уровень освоения | Достаточный уровень освоения |
Личностные учебные действия | - осознание себя как ученика; - положительное отношение к окружающей действительности; - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. | - осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; - способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); - готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью. |
Коммуникативные учебные действия | - вступать в контакт и работать в паре «учитель-ученик»; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. | - вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - обращаться за помощью и принимать помощь; - изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; - конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения. |
Регулятивные учебные действия | - адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). | - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану иработать в общем темпе; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. |
Познавательные учебные действия | - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале. - наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. | - выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание курса |
1 | Сезонные изменения в природе | 22 | Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). |
| Сезонные изменения в неживой природе. | Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. |
Растения и животные в разное время года. | Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. |
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. | Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. |
2 | Неживая природа. | 6 | Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. |
3 | Живая природа | 34 | |
| Растения. | Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. |
Животные | Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. |
Человек | Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. |
4 | Безопасное поведение. | 4 | Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ | Раздел | Количество часов | Основные виды учебной деятельности | Коррекционно-развивающая направленность при изучении раздела |
1 | Сезонные изменения в природе. (Сезонные изменения в неживой природе. Растения и животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.) | 22 ч | Различение и называние времени года по картинкам. Формирование представлений о деятельности людей осенью. Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в осеннее время. Формирование знаний об изменениях в природе зимой на примере деревьев. Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в зимнее время. Различение и называние времени года. Узнавание времени года по основным приметам. Знакомство с изменениями в природе весной на примере деревьев, животных, птиц, растений.Дидактическая игра «Что бывает весной». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в весеннее время. Знакомство с изменениями в природе летом на примере деревьев, растений. Дидактическая игра «Что бывает летом». Знакомство с основными занятиями людей, детских забав в летнее время. Знакомство с одеждой для разного времени года. Знакомство с трудом людей в разное время года. | Коррекция и развитие высших психических функций (сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и других), активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей обучающегося. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающего мира в ходе специально организованной практической социально-бытовой деятельности, развитие жизненных компетенций, необходимых в учебной и внеурочной деятельности, способствующих социальной адаптации. Формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения. Активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств. Развитие коммуникативных навыков обучающихся, формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной деятельности. |
2 | Неживая природа. | 6 ч | Закрепление знаний о явлениях природы осенью. Дидактическая игра «Что бывает осенью». Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Экскурсия в природу. Закрепление знаний о явлениях природы зимой. Дидактическая игра «Что бывает зимой». Закрепление знаний о явлениях природы весной. Дидактическая игра «Что бывает весной». Закрепление знаний о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Что бывает летом» |
3 | Живая природа. (Растения. Животные. Человек.) | 34 ч | Знакомство с лесом, его дарами-грибами. Формирование знаний и представлений о съедобных и несъедобных грибах. Знакомство с садом, огородом, овощами, фруктами и ягодами, которые там растут. Дидактическая игра «Что растет в саду, в огороде?» Знакомство с домашними и дикими животными, узнавание животных с показом на картинку. Формирование знаний о питании домашних птиц, дидактическая игра «Кто чем питается». Знакомство с птицами, узнавание птиц с показом на картинку. Формирование знаний о питании птиц. Видеоэкскурсия в лес. Установление кормушки на прилежащей территории школы. Знакомство с основными частями тела человека, показ на себе, на картинке. Формирование навыков утреннего и вечернего туалета. Дидактическая игра «Умывание». |
4 | Безопасное поведение. | 4 ч | Как правильно себя вести во время игры, чтобы не получить травму. Знакомство со светофором, пешеходным переходом. Как правильно себя вести в транспорте, чтобы не получить травму. |
| Итого: | 66 ч | | |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
1 | До свидания, лето! | 1 | 03.09 |
2 | Летние занятия людей. | 1 | 06.09 |
3 | Школа: классная комната, режим. | 1 | 10.09 |
4 | Школьные принадлежности. | 1 | 13.09 |
5 | Сбор урожая. Огород. | 1 | 17.09 |
6 | Овощи. | 1 | 20.09 |
7 | Сбор урожая. Сад. | 1 | 24.09 |
8 | Фрукты. Ягоды | 1 | 27.09 |
9 | Живая природа осенью: деревья, растения. | 1 | 01.10 |
10 | Осенние занятия людей | 1 | 04.10 |
11 | Дары леса. Грибы. | 1 | 8.10 |
12 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 11.10 |
13 | Неживая природа осенью: погодные условия, явления природы. | 1 | 15.10 |
14 | Осенний календарь природы. | 1 | 18.10 |
15 | Домашние животные: внешний вид. | 1 | 22.10. |
16 | Домашние животные: питание. | 1 | 25.10 |
17 | Домашние птицы: внешний вид. | 1 | 08.11 |
18 | Домашние птицы: питание. | 1 | 12.11 |
19 | Дикие животные: внешний вид. | 1 | 15.11 |
20 | Дикие животные: питание. | 1 | 19.11 |
21 | Птицы: внешний вид. | 1 | 22.11 |
22 | Птицы: питание. | 1 | 26.11 |
23 | Живая природа зимой: деревья, растения. | 1 | 29.11 |
24 | Живая природа зимой: подготовка животных и птиц к зимовке. | 1 | 03.12 |
25 | Неживая природа зимой: погодные условия, явления природы. | 1 | 06.12 |
26 | Зимний календарь природы. | 1 | 10.12 |
27 | Мой дом. | 1 | 13.12 |
28 | Мебель в доме. | 1 | 17.12 |
29 | Моя семья. | 1 | 20.12 |
30 | Праздники в моей семье. | 1 | 24.12 |
31 | Зимние занятия людей. | 1 | 27.12 |
32 | Зимние забавы детей. | 1 | 10.01 |
33 | Человек: части тела. | 1 | 14.01 |
34 | Я и мое тело. | 1 | 17.01 |
35 | Гигиенический режим: гигиенические процедуры утром, вечером. | 1 | 21.01 |
36 | Предметы личной гигиены. | 1 | 24.01 |
37 | Забота о здоровье. | 1 | 28.01 |
38 | Профилактика простуды: полезные продукты в период простуд. | 1 | 31.01 |
39 | Продукты питания. | 1 | 04.02 |
40 | Гигиена питания. Первичная обработка: мытье. | 1 | 07.02 |
41 | Одежда: мужская, женская. | 1 | 18.02 |
42 | Сезонная одежда. | 1 | 21.02 |
43 | Обувь. | 1 | 25.02 |
44 | Сезонная обувь. | 1 | 28.02 |
45 | Посуда. | 1 | 04.03 |
46 | Столовые приборы. | 1 | 07.03 |
47 | Профессии. | 1 | 11.03 |
48 | Профессии членов семьи. | 1 | 14.03 |
49 | Транспорт. | 1 | 18.03 |
50 | Виды транспорта. | 1 | 21.03 |
51 | Комнатные растения. | 1 | 04.04 |
52 | Уход за растениями. | 1 | 08.04 |
53 | Приметы весны. | 1 | 11.04 |
54 | Живая природа весной: деревья, растения, животные, птицы. | 1 | 15.04 |
55 | Неживая природа весной: погодные условия, природные явления. | 1 | 18.04 |
56 | Весенний календарь природы. | 1 | 22.04 |
57 | Весенние занятия людей. | 1 | 25.04 |
58 | Труд людей весной. | 1 | 29.04 |
59 | Весенние забавы детей. | 1 | 06.05 |
60 | Безопасное поведение в игре. | 1 | 13.05 |
61 | Правила безопасного поведения на дороге. | 1 | 16.05 |
62 | Правила безопасного поведения в общественном транспорте. | 1 | 20.05 |
63 | Скоро лето: приметы лета. | 1 | 23.05 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Матвеева Н.Б. «Живой мир». Москва, Просвещение.
2. «Почитаем и узнаем».1класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования. Министерство образования Российской Федерации. М., Издательский дом «Дрофа»
3. «Природа и мы» С.Г. Шевченко, Смоленск.
4. Н.Новосёлова и А. Шлыкова. «Окружающий мир», часть 1. Екатеринбург: «Центр, Учебная книга»
5.С.А.Козлова, С.Е.Шукшина. «Я и моё тело. Тематический словарь в картинках». М.: «Школьная пресса»
6. Дидактический материал по темам: «Одежда», «Растения», «Грибы», «Животные», «Времена года», «Овощи», «Дикие и домашние животные», «Мебель», «Птицы».
5