СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 -4 классов, обучающихся по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета "Мир природы и человека" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ФГОС ОВЗ, предназначена для работы по учебникам предметной линии "Мир природы и человека" авторов Н.Б.Матвеевой, И.А.Ярочкиной, М.А. Поповой, составлена на основе методических рекомендаций.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 -4 классов, обучающихся по АООП для детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена Согласована: Утверждена

на заседании ШМО учителей приказом от « »2018г №

коррекционного обучения зам. директора по УВР директор МКОУ

протокол № от « » 2018г. « »2018г. Шелеховской СОШ

руководитель ШМО

/ / Грицкевич И.Д. / / /Туманова А.Г../ / / Валынкина О. Л /












Рабочая программа

учебного предмета «Мир природы и человека» для 2-4 классов

обучающихся по АООП В 1

для детей с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

на 2018 – 2021 учебный год















Составитель:

Васюкова Вера Владимировна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории







с. Шелехово

2018г.


Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для 2 – 4 классов разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).




Планируемые результаты освоения учебного предмета

по итогам обучения во 2 –4 классах

Личностные результаты



  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно - пространственной организации;

  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.


Процесс изучения курса «Мир природы и человека» направлен на овладение следующими коммуникативными навыками:

  • умением вступать в контакт и работать в группах;

  • умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

  • умением обращаться за помощью и принимать помощь;

  • умением слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • умением сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательно к ним относиться, сопереживать им, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • умением договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Программа «Мир природы и человека» наряду с общими задачами обучения имеет собственные учебные задачи. Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями.


Предметными результатами изучения курса «Мир природы и человека» является формирование следующих умений:

Во 2 классе:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать 3–4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;

  • различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

  • различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

  • выполнять элементарные гигиенические правила;

  • различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в природе.


В 3 классе:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • сравнивать и различать растения сада и леса, деревья хвойные и лиственные, кустарники, травы, ягоды, грибы, орехи, плоды и семена растений, знать названия деревьев и кустарников, наиболее распространенных в данной местности;

  • сравнивать и различать домашних и диких животных и птиц; описывать их повадки и образ жизни;

  • соблюдать правила питания; правила приготовления пищи и хранения продуктов питания, соблюдать требования по профилактике пищевых отравлений;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни растений, животных, человека;

  • определять по сезонным изменениям время года;

  • определять направление ветра.


В 4 классе:

  • правильно называть изученные объекты и явления;

  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать культурные и дикорастущие цветковые растения;

  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;

  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;

  • определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.


Содержание учебного курса «Мир природы и человека» во 2–4 классах

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа» (в том числе «Человек» и «Безопасное поведение»).

Раздел «Безопасное поведение» отдельным блоком не выделяется, отдельные темы по этому разделу расположены в разделах «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа». В 4 классе раздел «Безопасное поведение» введен в другие разделы, а также выделен отдельным блоком.

2 класс

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течение суток: утро, день, вечер, ночь.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дождь, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень.

Продолжение наблюдений за погодой, их словесное описание.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разное время года: тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов: одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разное время года: лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

Труд человека в разное время года

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе, предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре, о термометре как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа

Растения

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3–4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые: традесканция и кактус.

Светолюбивые и тенелюбивые растения: фиалка и традесканция. Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3–5 названий), их признаки.

Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3–5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов данной местности.

Уход за растениями сада и огорода.

Животные

Сравнение домашних и диких животных. Кошка – рысь. Собака – волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2–3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыбоводства и охрана рыбных угодий.

Человек. Безопасное поведение

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

3 класс

Сезонные изменения в природе

Сезонные изменения в неживой природе

Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, оттепель, вьюга, метель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года

Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа, акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав (медуница). Птицы зимующие и перелетные: клест, снегирь, соловей.

Насекомые в осенний период.

Домашние животные в разное время года.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года

Неживая природа

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

Ветер. Стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Направление ветра.

Живая природа

Растения

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2–3 названия); ягодные кустарники (2–3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные.

Травы полезные и травы опасные.

Животные

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: свинья, корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

Сравнение диких и домашних животных. Сходство и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: ласточка, дрозд, галка, дятел.

Хищные птицы: ястреб, коршун. Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Человек. Безопасное поведение

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе легких.

Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

4 класс

Сезонные изменения в неживой природе

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года.

Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа

Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2–3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.

Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.

Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Тематическое планирование

2 класс (34ч)

п/п

Темы

К-во часов

1

Сезонные изменения в природе.

12

2.

Неживая природа.

4

3.

Живая природа. Растения.

8

4.

Животные

5

5.

Человек.

5



34

3 класс (34ч)

п/п

Темы

К-во часов

1

Сезонные изменения в природе.

11

2.

Неживая природа.

4

3.

Живая природа. Растения.

7

4.

Животные

5

5.

Человек.

7



34ч



4 класс (34ч)

п/п

Темы

К-во часов

1

Сезонные изменения в природе.

9

2.

Неживая природа.

4

3.

Живая природа. Растения.

6

4.

Животные

5

5.

Человек.

6

6.

Безопасное поведение

4



34ч



Учитель оставляет за собой право вносить в рабочую программу коррективы.