Содержание тем по предмету «Музыка» в 4 классе.
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
Раздел «День, полный событий» «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.
Раздел «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.
Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.
Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа.
Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.
Раздел «В музыкальном театре». Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаяна». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И. Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. Раздел «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Худ.-пед. идея урока, раздела | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
| | | | | | | |
| Раздел 1. Россия- Родина моя(3 часа) |
1 | | Вся Россия просится в песню… Мелодия. Как сложили песню. (учебник стр.8-17, тетрадь стр. 3-5) | Красота родной земли в сочинениях русских композиторов. Тайна рождения песни. Общность интонаций народной и композиторской музыки. Лирические образы музыки С. В. Рахманинова | Концерт для фортепиано с оркестром. Вокализ. Декламация. Речитатив. | Проявлять устойчивый интерес к музыке, понимать значение музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства | Л: эмоционально воспринимать музыку, П: понимать характерные особенности народной музыки и композиторской, Р: выявлять интонационное сходство народной и композиторской музыки, К: выразительно исполнять народные песни, И: самостоятельно работать в творческих тетрадях | Развитие эмоционально- осознанного отношения к русской музыке народной и композиторской, понимать ее значение в жизни человека. |
2 | | Ты откуда, русская, зародилась, музыка? (учебник стр.18-19, тетрадь стр. 6-7) | Многообразие жанров народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, солдатская, лирическая, плясовая | Жанры народных песен | Узнавать и различать жанры народных песен, исполнять и разыгрывать народные песни | Л: высказывать свое мнение о содержании народных песен, П: понимать интонационную природу русской народной песни, особенности ритма, Р: различать жанры народных песен, К: участвовать в совместной вокально- творческой деятельности | Исполнять и разыгрывать народные песни, позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности |
3 | | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! (учебник стр.20-23) | Патриотическая тема в музыке М. И. Глинки (опера «Иван Сусанин»- хор «Славься!»), С. С. Прокофьева ( кантата «Александр Невский»- «Песнь об Александре Невском» и заключительный хор) | Развитие музыки. Эпилог. Финал. | Понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя, особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства | Л: эмоционально и осознанно относиться к русской музыке, П: понимать содержание, интонационно- образный смысл сложных жанров- оперы, кантаты, понимать элементы музыкальной грамоты, Р: выявлять интонационную природу музыки и приемы ее развития, К: выражать отношение свое к музыке в слове | Развитие музыкально- эстетического и патриотического чувства через восприятие русской музыки |
| | Раздел 2. О России петь - что стремиться в храм(4 часа) | |
4 | | Святые земли Русской. Илья Муромец. (учебник стр.26-29) | Песнь- гимн в честь всех русских святых - стихира. А. П. Бородин симфония «Богатырская»- 1 часть. М. Мусоргский «Богатырские ворота». | Стихира. Икона. | Понимание истоков и особенностей музыкального языка профессиональной и религиозной музыки | Л: личностно- осознанно воспринимать музыку религиозной традиции, П: понимать музыкальный язык стихиры(мелодия, ритм),былинного напева, Р: сравнивать, выявлять сходство характеров музыкальных образов напева и главной темы симфонии «Богатырской», К: исполнять нотные примеры из учебника | Развитие эмоционально- ценностного отношения к искусству религиозной традиции и произведениям русской классики |
5 | | Кирилл и Мефодий. (учебник стр.30-31, тетрадь стр.8-9) | Создатели славянской азбуки - кириллица. Гимн болгарского композитора, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, икона, памятник | Величание. Гимн. | Осознанно воспринимать музыку религиозной традиции, знать сочинения разных жанров | Л: размышлять о музыкальных произведениях, П: знать разные жанры музыки религиозной традиции, Р: сравнивать особенности музыкального языка, К: исполнять музыкальные примеры из учебника, И: выполнять задание в рабочей тетради | Знание истоков русской музыкальной культуры |
6 | | Праздников праздник, торжество торжеств. ( учебник стр.32-35) | Главный Христианский праздник Христово Воскресенье - Пасха. Тропарь - краткое песнопение , посвященное празднику. Молитва П. Чеснокова «Ангел вопияше», С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!», Ф. Шуберт «Аве, Мария» | Тропарь. Молитва. | Осознанно воспринимать музыку религиозной традиции, знать сочинения разных жанров | Л: размышлять о музыкальных произведениях, П: знать народные и церковные традиции, разные жанры музыки религиозной традиции, Р: анализировать и сравнивать особенности музыкального языка, К: исполнять музыкальные примеры из учебника, И: выполнять задание в рабочей тетради | Развитие эмоционально- ценностного отношения к искусству религиозной традиции |
7 | | Родной обычай старины. ( учебник стр.36-39, тетрадь стр.10-13) | Народные Пасхальные традиции. Время свадеб и первого весеннего гулянья- Красная горка.. Пасхальная песня «Не шум шумит». Образ Светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов | Народные традиции. Трезвон. | Знать образцы народного музыкально- поэтического творчества, уметь их выразительно исполнять, понимать значение колокольных звонов в русской музыке | Л: высказывать свое мнение о содержании народных песен, П: понимать интонационную природу русской народной песни, особенности ритма, Р: различать жанры народных песен, К: участвовать в совместной вокально- творческой деятельности | Развитие музыкально- эстетического и патриотического чувства через восприятие народной песни и русской музыки |
| | Раздел 3. День, полный событий ( 6 часов) | |
8 | | В краю великих вдохновений. Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… (учебник стр. 42-43) | А. С. Пушкин в Михайловском. Музыкально- поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. Г, Свиридов «Осень», «Пастораль». П. Чайковский «Осенняя песнь» | Пастораль. Лирика в поэзии и музыке. | Понимать выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. С. Пушкина. | Л: размышлять о музыкальных произведениях, П: анализировать характер, музыкальный язык произведений, Р: сопоставлять выразительные особенности поэзии, музыки, живописи, К: уметь устно высказывать свои впечатления, И: найти стихи об осени, подобрать к ним картинный ряд | Развитие музыкально- эстетического чувства через восприятие поэзии А. Пушкина и русской музыки |
9 | | Зимнее утро. Зимний вечер. (учебник стр.44-47) | Музыкальность поэзии Пушкина. «Зимнее утро», «У камелька» П. И. Чайковский. | Выразительность Изобразительность. Музыкальное прочтение стихотворения. | Понимать выразительные и изобразительные особенности музыки П. И. Чайковского в поэзии А. С. Пушкина. | Л: размышлять о музыкальных произведениях, П: анализировать характер, музыкальный язык произведений, Р: сопоставлять выразительные и изобразительные особенности поэзии, музыки, живописи, К: уметь устно высказывать свои впечатления | Развитие музыкально- эстетического чувства через восприятие поэзии А. Пушкина и фортепианных пьес П. И Чайковского |
10 | | Что за прелесть эти сказки. (учебник стр.48-51,тетрадь стр.14-15) | Сказки А. С. Пушкина в музыкальных образах оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»(вступление ко второму действию) | Музыкальная живопись. | Понимать развитие музыкально- поэтических образов музыкального и литературного произведений. | Л: эмоционально воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык,Р: сравнивать поэтические и музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, К: выполнять задания в учебнике и тетради | Развитие эмоционально- личностного отношения к музыке Н. Римского –Корсакова и сказке А. Пушкина |
11 | | Ярмарочное гулянье. (учебник стр.52-53) | Святогорские народные ярморочные гулянье. «Детский альбом» П. И. Чайковского. Две песни из оперы «Евгений Онегин» | Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни. | Знать народные обычаи, обряды, песни в проведении народных ярмарок, жанры народных песен. | Л: эмоционально и осознанно относиться к русской народной и композиторской музыке, П: понимать содержание, интонационно- образный смысл простых и сложных жанров- народной песни и оперы, Р: выявлять жанры народных песен, К: выражать отношение свое к музыке в слове, исполнять народные песни | Развитие эмоционально- личностного отношения к народной музыке, русским народным традициям |
12 | | Святогорский монастырь. ( учебник стр.54-55) | Святогорский монастырь: колокольные звоны. Вступление к опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского | Колокольные звоны. Вступление к опере. | Понимать и знать народные традиции, колокольность в музыке русских композиторов. | Л: размышлять о музыке, П: знать народные и церковные традиции, Р: анализировать и сравнивать особенности музыкального языка, К: участвовать в музыкально- творческой деятельности | Духовно- нравственное развитие через восприятие народных традиций в русской музыки |
13 | | Приют, сияньем муз одетый… (учебник стр.56-57) | Тригорское: музыкально- литературные вечера- романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт) | Романс. Дуэт. Ансамбль. | Понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений | Л: эмоционально воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык романса, Р: сравнивать поэтические, музыкальные и художественные образы, К: уметь устно выражать свои впечатления | Личностно- эмоциональное восприятие музыки русских композиторов и поэзии А. С. Пушкина |
| | Раздел 4. Гори, гори, ясно, чтобы не погасло(3 часа) | |
14 | | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. (учебник стр.60-63,тетрадь стр.16-19) | Народная песня- летопись жизни народа. Первые музыкальные инструменты России. П.И Чайковский Концерт для фортепиано №1 | Народные песни. Музыка в народном стиле. | Расширение знаний о жанрах народных песен, рассказывающие о разных сторонах жизни народа. | Л: эмоционально воспринимать музыку, П: понимать различные жанры народных песен, Р: выявлять интонационное сходство народной и композиторской музыки, К: выразительно исполнять народные песни, И: самостоятельно работать в творческих тетрадях | Духовно- нравственное развитие через восприятие и исполнение музыкального фольклора, народных традиций в русской музыки |
15 | | Оркестр русских народных инструментов. (учебник стр.64-67) | Инструменты оркестра народных инструментов. Сказка «Музыкант- чародей».Обработка русской народной песни «Светит месяц». П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»,«Камаринская» | Балалайка. Гармонь. Баян. Оркестр русских народных инструментов. Обработка народной песни. | Знать состав оркестра народных инструментов, различать тембры народных инструментов на слух. | Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать состав оркестра народных инструментов, Р: различать тембры народных инструментов, К: уметь работать в паре, в группе над заданием в учебнике, петь в ансамбле, соло | Личностно- эмоциональное восприятие музыки русских композиторов, обработку русской народной песни |
16 | | Народные праздники. «Троица». (учебник стр.68-71) | Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Русская народная песня «Во поле береза стояла» | Народный праздник. Обычаи, обряды. Вторая жизнь народной песни. | Знать народные обряды, обычаи, особенности проведения народных праздников | Л: эмоционально воспринимать музыку, П: знать народные обряды, обычаи, праздники, Р: выявлять интонационное сходство народной и композиторской музыки, К: выразительно исполнять народные песни, участвовать в драматизации | Исполнять и разыгрывать народные песни, позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности |
| | Раздел 5. В концертном зале(5 часов) | |
17 | | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. ( учебник стр.74-77, тетрадь стр.20-21) | Виолончель и скрипка. А.Бородин «Ноктюрн». П. Чайковский «Вариации на тему рококо. | Струнный квартет. Ноктюрн. Вариации. Штрихи: легато, стаккато, акценты. | Различать тембры струнных инструментов, понимать музыкальную форму- вариации | Л: эмоционально откликаться на музыку, П: понимать новые музыкальные формы, Р: различать тембры струнных инструментов, К: уметь обсуждать и решать поставленные музыкально- творческие задачи, И: выполнять задание в творческой тетради | Личностно- эмоциональное и осознанное восприятие музыки русских |
18 | | Счастье в сирени живет… ( учебник стр.80-81) | Картины родной природы в музыке С. В. Рахманинова. Романс «Сирень» | Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано. | Понимать особенности драматургии романсов Рахманинова | Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать новые музыкальные жанры, Р: выявлять развитие музыкального образа, К: участвовать в совместной вокально- хоровой деятельности | Развитие музыкально- эстетического чувства |
19 | | Не молкнет сердце чуткое Шопена… (учебник стр. 82-85, тетрадь стр.22-23) | Музыкальные послания Отчизне. Фортепианные пьесы для фортепиано: полонез, мазурка, вальс. | Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс. Формы музыки: трехчастная, куплетная | Понимать музыкальные жанры для фортепиано | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальные жанры, Р: выявлять интонационные истоки и жанровые особенности танцев Шопена, К: уметь высказывать свое мнение, вступать в диалог, отвечать на вопросы | Эмоционально и осознанно воспринимать музыку Ф. Шопена |
20 | | Патетическая соната. (учебник стр.86-87) | Повесть для фортепиано. Л. В. Бетховен «Патетическая соната» | Музыкальный жанр: соната | Понимать музыкальный жанр соната, контраст музыкальных образов | Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать новый музыкальный жанр соната, Р: выявлять развитие музыкальных интонаций и образов, К: участвовать в совместной вокально- хоровой деятельности | Личностно- эмоциональное и осознанное восприятие музыки Л. В. Бетховена |
21 | | Царит гармония оркестра. (учебник стр.88-91, тетрадь стр.24-25) | Годы странствий в Италии. Интонации народной музыки в творчестве М. И. Глинки («Арагонская хота»). П. И. Чайковский «Баркарола» | Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра. Симфонический оркестр. Дирижер | Знать жанры камерной музыки, группы симфонического оркестра, известных дирижеров | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальные жанры, Р: выявлять интонационные истоки и жанровые особенности, К: уметь выполнять задание в творческой тетради | Духовно- нравственное развитие через восприятие русской музыки |
| | Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов) | |
22 | | Опера «Иван Сусанин». (учебник стр.94-97) | События отечественной истории в творчестве М. И. Глинки. Фрагменты из оперы. | Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка. Музыкальная драматургия. Контраст | Понимать особенности развития и взаимодействия различных музыкальных образов оперы | Л: личностно оценивать и воспринимать музыку оперы, П: понимать содержание и музыкальный язык оперы, Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: участвовать и взаимодействовать в обсуждении музыкального материала | Воспитание эмоционально- ценностного отношения к оперной музыке на примере изучения музыкального материала оперы «Иван Сусанин» |
23 | | Сцены из оперы «Иван Сусанин». (учебник стр.98-99) | Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Сцена в лесу. Ария Ивана Сусанина | Ария. Речитатив. | Понимать основные приемы драматургии в опере, линии развития музыкальных образов | Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать основные приемы драматургии в опере, Р: сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального искусства, К: петь мелодии из оперы, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы | Развитие гражданско- патриотического воспитания через изучение музыкальных образов русского оперного искусства |
24 | | Исходила младешенька. (учебник стр.100-101)) | Вступление к опере «Хованщина»- «Рассвет на Москве- реке» М. П. Мусоргского | Песня- ария. Куплетно- вариационная песня. Вариантность интонаций. | Понимать народные истоки мелодий – тем в опере, исполнять народную мелодию «Исходила младешенька» | Л: осознанно воспринимать музыку, П: понимать народные истоки музыкальных тем, Р: сравнивать интонации народные и написанные композитором, К: петь мелодии из оперы, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы | Воплощать особенности русской музыки в исполнительской деятельности |
25 | | Русский Восток. Восточные мотивы. (учебник стр.102-105) | Восточные мелодии и мотивы в русской музыке. М. Глинка «Персидский хор». М. Мусоргский «Пляска персидок». Балет «Гаяне» А. Хачатуряна- «Танец с саблями» | Восточные интонации. Вариации. Орнамент. | Понимать интонационные истоки восточных мелодий, особенности музыкального языка | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык, Р: сравнивать восточные и русские интонации, К: выполнять в паре задания в учебнике | Развитие музыкально- эстетического чувства |
26 | | Балет «Петрушка». (учебник стр.106-107, тетрадь стр.26-27) | Народное гулянье на масленой. И. Стравинский – сцены из балета «Петрушка» | Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры. | Понимать содержание, особенности музыкального языка | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык, Р: сравнивать музыкальные и художественные образы, К: выполнять задание в творческой тетради | Духовно- нравственное развитие через восприятие русской музыки |
27 | | Театр музыкальной комедии. (учебник стр.108-109) | Оперетта- маленькая опера, где поют, танцуют и разговаривают. И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» | Оперетта. Мюзикл | Знакомство с жанром оперетты | Л: личностно оценивать и воспринимать музыку оперы, П: понимать содержание и музыкальный язык оперетты, Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: участвовать и взаимодействовать в обсуждении музыкального материала | Личностно- эмоциональное и осознанное восприятие |
| | Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(7 часов) |
28 | | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. (учебник стр.112-113) | Эпиграф к творчеству Рахманинова. «Маленькая трагедия». Прелюдия до диез минор | Музыкальный жанр: прелюдия. Форма музыки: трехчастная. | Понимание содержания музыкального образа, формы, музыкального языка | Л: личностно воспринимать музыку прелюдии , П: понимать содержание, форму, музыкальный язык , Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: участвовать в обсуждении, использовать словарь эмоций | Эмоционально- личностная оценка музыкальных образов Прелюдии С.В. Рахманинова |
29 | | Исповедь души. Революционный этюд Ф Шопена. (учебник стр.114-117) | Душевный отклик на события национально- освободительного восстания в Польше в 1830 году | Развитие музыкального образа. Музыкальный жанр: этюд. | Понимать, осознавать развитие музыкальных образах в произведениях Ф. Шопена | Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальный жанр этюда, Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: уметь взаимодействовать в решении музыкально- творческих задач | Развитие музыкально- эстетического чувства через восприятие музыки Ф. Шопена |
30 | | Мастерство исполнителя. (учебник стр.118-119) | Мастерство композиторов и исполнителей. Известные исполнители классической музыки. | Многообразие жанров в музыке. Композитор. Исполнитель. Слушатель. | Знать музыкальные жанры, называть известных исполнителей классической музыки | Л: эмоционально- осознанно воспринимать музыку, П: знать различные музыкальные жанры музыки, известных исполнителей, К: уметь высказать свое мнение, вступать в диалог | Позитивная самооценка своих творческих способностей |
31 | | В интонации спрятан человек. (учебник стр.120-121, тетрадь стр.32) | Интонационная природа музыкальной речи. Э Григ «Танец Анитры». Л. Бетховен «Патетическая соната». | Интонационная выразительность музыкальной речи | Понимать интонационную природу музыки, осуществлять опыт сочинения мелодий на заданную тему | Л: осознанное восприятие музыки, П: анализировать музыкальные интонации, Р: сравнивать интонации и разные музыкальные образы, К: самостоятельно выполнять задание в тетради | Личностное отношение к музыке, звучащей на уроке |
32 | | Музыкальные инструменты - гитара. (учебник стр.122-123) | Классические и современные образцы гитарной музыки: народная песня, романс, шедевры классики, джазовые импровизации, авторская песня | Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс. | Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Знать имена известных исполнителей | Л: эмоционально- осознанно воспринимать музыку, П: знать различные музыкальные жанры, известных авторов-исполнителей, К: взаимодействовать в процессе вокальной и хоровой деятельности | Узнавать музыку из произведений, звучащих на уроке |
33 | | Музыкальный сказочник. ( учебник стр.124-125) | Н. А. Римский – Корсаков- величайший композитор- сказочник. Образы былин и сказок | Опера. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись. | Узнавать знакомые мелодии, исполнять их, сравнивать музыкальные образы | Л: осознанное восприятие музыки, П: узнавать знакомые мелодии, исполнять их, Р: сравнивать интонации и разные музыкальные образы | Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства |
34 | | Рассвет на Москве- реке. (учебник стр. 126-127, тетрадь стр.30-31) | Образ Родины в музыке М. П. Мусоргского | Симфоническая картина | Распознавать изобразительные и выразительные интонации | П: анализировать музыкальные интонации, Р: сравнивать интонации и разные музыкальные образы, И: формировать личную фонотеку | Позитивная самооценка своих творческих способностей |