СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс с КТП на основе авторской программы Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка" 4 класс на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа городского округа Восход





Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________/ Хорошилова Л.Ф./


«___» ____________2018 г.




Утверждаю

Директор МОУ СОШ г/о Восход

_____________/ Ширяева Г.В./

Приказ № ____


От «___» _____________ 2018г.





Рабочая программа по предмету:«Музыка» 4 класс базовый уровень,

1 час в неделю ( всего: 34 урока)

2018-2019 учебный год




Составитель:

Дедова Жанна Владимировна

учитель музыки и ОБЖ

МОУ СОШ г/о Восход

высшая квалификационная категория




поселок Восход 2018



№/п

Название раздела

Содержание раздела

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений, авторской программы для общеобразовательных учреждений Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной, 2017 год.

Предмет «Музыка» в ОУ изучается в 4 классе 1 час в неделю в объеме - 34 часа.

Планируемые результаты

изучения предмета

Личностные: развитие музыкально-эстетического чувства, эмоционально-ценностного отношения к искусству, понимание его функций в жизни человека, социально ориентированный взгляд на мир в разнообразии культур, уважительное отношение к культуре других народов,

Предметные:

Развитие у детей устойчивого интереса к занятиям и различным видам музыкально-творческой деятельности, формирование основ музыкальной культуры, умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальным произведениям, воплощать музыкальные образы в вокально-хоровых произведениях, пластических импровизациях, театрализации фрагментов музыкальных произведений.

Метапредметные:

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений, активное сотрудничество в выполнении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки и внеурочной деятельности, позитивная оценка своих музыкально- творческих возможностей.


Методическое обеспечение предмета «Музыка»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Музыка», примерная программа авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рабочая программа, УМК к программе по музыке 4 класс: учебник, рабочая тетрадь, хрестоматия музыкального материала, сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя «Уроки музыки. 1-4 класс», научно-популярная литература по искусству, справочные пособия, энциклопедии.

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов

Цифровые компоненты УМК: аудиозаписи и фонохрестоматия для 4 класса (комплект компакт- дисков по темам и разделам курса обучения для слушания музыки и исполнения песенного материала), видеофильмы о творчестве композиторов, с записью балетных и оперных спектаклей, мюзиклов, мультфильмов.


 Тематическое   планирование   уроков   музыки в 4 классе 


Предмет

Класс

Общая образовательная  программа

Кол-во часов  по  программе

Название разделов

Характеристика деятельности

учащихся























































Музыка

4 класс

Программы  ОУ

« Музыка . Начальные  классы » - Е.Д.  Критская , Г.П.  Сергеева , Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2014












1 час в неделю,

34 часа в году

Россия – Родина моя (3 часа)

О России петь, что стремиться в храм (4 часа)

День, полный событий (6 часов)

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)

В концертном зале (5 часов)

В музыкальном театре (6 часов)

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (7 часов)


Размышлять о музыкальных произведения ,

выявлять особенности народной и

профессиональной музыки, исполнять и

разыгрывать народные песни, понимать

выразительные особенности языка музыки,

поэзии, архитектуры и живописи, формы

музыкальных и литературных произведений,

участвовать в коллективной музыкально-

творческой деятельности, различать звучание

различных видов оркестров, иметь опыт

сочинения и импровизации на предлагаемый

текст,

Узнавать по звучанию различные виды музыки

( вокальную, инструментальную, оркестровую,

хоровую, сольную), понимать процесс развития

музыкальных тем , образов, интонаций на основе

сходства и различия, отличать особенности

музыкального языка русской и зарубежной музыки.














Содержание тем по предмету «Музыка» в 4 классе.

Раздел «Россия — Родина моя»

      Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике.Музыкальный материал: Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, главная мелодия 1-й части; «Вокализ». С. Рахманинов; «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня; «Песня о России». В. Локтев, слова О. Высотской; Русские народные песни: «Колыбельная» в обработке А. Лядова, «У зори-то, у зореньки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли» в обработке М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; «Александр Невский» (фрагменты из кантаты). С. Прокофьев; «Иван Сусанин» (фрагменты из оперы). М. Глинка; «Родные места». Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел «День, полный событий» «В краю великих вдохновений...». Один день с А. Пушкиным. Музыкально-поэтические образы.
      Музыкальный материал: «В деревне». М. Мусоргский; «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Зимнее утро» из «Детского альбома», «У камелька» (январь) из цикла «Времена года». П. Чайковский; «Сквозь волнистые туманы», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». В. Шебалин, стихи А. Пушкина; «Зимняя дорога». Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; «Зимний вечер». М. Яковлев, стихи А. Пушкина; «Три чуда», вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков; «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту, мосточку», хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский; Вступление и «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел «О России петь — что стремиться в храм». Святые земли Русской. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Церковные песнопения:стихира,тропарь,молитва,величание.
      Музыкальный материал: «Земле Русская», стихира; «Былина об Илье Муромце», былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»), фрагмент 1-й части. А. Бородин; «Богатырские ворота» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге. «Баллада о князе Владимире», слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи. «Ангел вопияше», молитва. П. Чесноков; «Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощной». С. Рахманинов; «Не шум шумит», русская народная песня; «Светлый праздник» (фрагмент финала Сюиты-фантазии для двух фортепиано). С. Рахманинов.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в народной и композиторской музыке. Праздники русского народа.
      Музыкальный материал: народные песни: «Ой ты, речка, реченька», «Бульба», белорусские; «Солнце, в дом войди», «Светлячок», грузинские; «Аисты», узбекская; «Солнышко вставало», литовская; «Сияв мужик просо», украинская; «Колыбельная», английская; «Колыбельная», неаполитанская; «Санта Лючия», итальянская; «Вишня», японская, и др.; Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент 3-й части), «Камаринская», «Мужик на гармонике играет». П. Чайковский; «Ты воспой, жавороночек» из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; «Светит месяц», русская народная песня-пляска; «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Троицкие песни; «Музыкант-чародей», белорусская сказка.

Раздел «В музыкальном театре».   Линии драматургического развития в опере. Основные темы — музыкальная характеристика действующих лиц. Вариационность. Орнаментальная мелодика. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Жанры легкой музыки. Оперетта. Мюзикл.
      Музыкальный материал: «Иван Сусанин», фрагменты из оперы: интродукция; танцы из 2-го действия; сцена и хор из 3-го действия; сцена из 4-го действия. М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька») и «Пляска персидок» из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; «Колыбельная» и «Танец с саблями» из балета «Гаяна». А. Хачатурян; Первая картина из балета «Петрушка». И. Стравинский; «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». И.  Штраус; Сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу; «Звездная река». Слова и музыка В. Семенова; «Джаз». Я. Дубравин, слова В. Суслова; «Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина. Раздел «В концертном зале». Различные жанры вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Интонации народных танцев. Музыкальная драматургия сонаты. Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
      Музыкальный материал: «Ноктюрн» из Квартета № 2. А. Бородин; «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; «Сирень». С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; «Старый замок» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Песня франкского рыцаря» в редакции С. Василенко; «Полонез» (ля мажор); Мазурки № 47 (ля минор), № 48 (фа мажор), № 1 (си-бемоль мажор). Ф. Шопен; «Желание». Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, перевод Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая»), фрагменты. Л. Бетховен; «Венецианская ночь». М. Глинка, слова И. Козлова; «Арагонская хота». М. Глинка; «Баркарола» (Июнь) из цикла «Времена года». П. Чайковский. Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»  Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей. Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Форма музыки (трехчастная, сонатная). Авторская песня. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.
      Музыкальный материал: Прелюдия (до-диез минор). С. Рахманинов; Прелюдии № 7 и № 20, Этюд № 12 («Революционный»). Ф. Шопен; Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен; «Песня Сольвейг» и «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; народные песни: «Исходила младешенька», «Тонкая рябина», русские; «Пастушка», французская в обработке Ж. Векерлена, и др.; «Пожелания друзьям», «Музыкант». Слова и музыка Б. Окуджавы; «Песня о друге». Слова и музыка В. Высоцкого; «Резиновый ежик», «Сказка по лесу идет». С. Никитин, слова Ю. Мориц; «Шехеразада» (фрагменты 1-й части симфонической сюиты). Н. Римский-Корсаков; «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.


Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

Класс_4_



п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Худ.-пед. идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты


Раздел 1. Россия- Родина моя(3 часа)


1


Вся Россия просится в песню…

Мелодия. Как сложили песню. (учебник стр.8-17, тетрадь стр.

3-5)

Красота родной земли в сочинениях русских композиторов.

Тайна рождения песни. Общность интонаций народной и композиторской музыки. Лирические образы музыки

С. В. Рахманинова

Концерт для фортепиано с оркестром. Вокализ. Декламация. Речитатив.

Проявлять устойчивый интерес к музыке, понимать значение музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства

Л: эмоционально воспринимать музыку,

П: понимать характерные особенности народной музыки и композиторской,

Р: выявлять интонационное сходство народной и композиторской музыки,

К: выразительно исполнять народные песни,

И: самостоятельно работать в творческих тетрадях

Развитие эмоционально- осознанного отношения к русской музыке

народной и композиторской, понимать ее значение в жизни человека.

2


Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

(учебник стр.18-19, тетрадь стр. 6-7)

Многообразие жанров народных песен: колыбельная,

трудовая, хороводная, солдатская, лирическая, плясовая

Жанры народных песен

Узнавать и различать жанры народных песен, исполнять и разыгрывать народные песни

Л: высказывать свое мнение о содержании народных песен,

П: понимать интонационную природу русской народной песни, особенности ритма,

Р: различать жанры народных песен, К: участвовать в совместной вокально- творческой деятельности

Исполнять и разыгрывать народные песни, позитивно оценивать свои музыкально-творческие способности

3


Я пойду по полю белому…

На великий праздник собралася Русь!

(учебник стр.20-23)

Патриотическая тема в музыке М. И. Глинки (опера «Иван Сусанин»- хор «Славься!»), С. С. Прокофьева ( кантата «Александр Невский»- «Песнь об Александре Невском» и заключительный хор)

Развитие музыки. Эпилог. Финал.

Понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя, особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства

Л: эмоционально и осознанно относиться к русской музыке,

П: понимать содержание, интонационно- образный смысл сложных жанров- оперы, кантаты, понимать элементы музыкальной грамоты,

Р: выявлять интонационную природу музыки и приемы ее развития, К: выражать отношение свое к музыке в слове

Развитие музыкально- эстетического и патриотического чувства через восприятие русской музыки



Раздел 2. О России петь - что стремиться в храм(4 часа)


4


Святые земли Русской. Илья Муромец.

(учебник стр.26-29)

Песнь- гимн в честь всех русских святых

- стихира.

А. П. Бородин симфония «Богатырская»- 1 часть. М. Мусоргский «Богатырские ворота».

Стихира. Икона.

Понимание истоков и особенностей музыкального языка профессиональной и религиозной музыки

Л: личностно- осознанно воспринимать музыку религиозной традиции, П: понимать музыкальный язык стихиры(мелодия, ритм),былинного напева, Р: сравнивать, выявлять сходство характеров музыкальных образов напева и главной темы симфонии «Богатырской»,

К: исполнять нотные примеры из учебника

Развитие эмоционально- ценностного отношения к искусству религиозной традиции и произведениям русской классики

5


Кирилл и Мефодий.

(учебник стр.30-31, тетрадь стр.8-9)

Создатели славянской азбуки - кириллица. Гимн болгарского композитора, посвященный Святым Кириллу и Мефодию, икона, памятник

Величание. Гимн.

Осознанно воспринимать музыку религиозной традиции, знать сочинения разных жанров

Л: размышлять о музыкальных произведениях, П: знать разные жанры музыки религиозной традиции, Р: сравнивать особенности музыкального языка, К: исполнять музыкальные примеры из учебника, И: выполнять задание в рабочей тетради

Знание истоков русской музыкальной культуры

6


Праздников праздник, торжество торжеств.

( учебник стр.32-35)

Главный Христианский праздник Христово Воскресенье - Пасха. Тропарь - краткое песнопение , посвященное празднику. Молитва П. Чеснокова «Ангел вопияше»,

С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!», Ф. Шуберт «Аве, Мария»

Тропарь. Молитва.

Осознанно воспринимать музыку религиозной традиции, знать сочинения разных жанров

Л: размышлять о музыкальных произведениях, П: знать народные и церковные традиции, разные жанры музыки религиозной традиции, Р: анализировать и сравнивать особенности музыкального языка, К: исполнять музыкальные примеры из учебника, И: выполнять задание в рабочей тетради

Развитие эмоционально- ценностного отношения к искусству религиозной традиции

7


Родной обычай старины.

( учебник стр.36-39, тетрадь стр.10-13)

Народные Пасхальные традиции. Время свадеб и первого весеннего гулянья- Красная горка.. Пасхальная песня «Не шум шумит». Образ Светлого Христова Воскресенья в музыке русских композиторов

Народные традиции. Трезвон.

Знать образцы народного музыкально- поэтического творчества, уметь их выразительно исполнять, понимать значение колокольных звонов в русской музыке

Л: высказывать свое мнение о содержании народных песен,

П: понимать интонационную природу русской народной песни, особенности ритма,

Р: различать жанры народных песен, К: участвовать в совместной вокально- творческой деятельности

Развитие музыкально- эстетического и патриотического чувства через восприятие народной песни и русской музыки



Раздел 3. День, полный событий ( 6 часов)


8


В краю великих вдохновений. Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

(учебник стр. 42-43)

А. С. Пушкин в Михайловском. Музыкально- поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов.

Г, Свиридов «Осень», «Пастораль».

П. Чайковский «Осенняя песнь»

Пастораль. Лирика в поэзии и музыке.

Понимать выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов в поэзии А. С. Пушкина.

Л: размышлять о музыкальных произведениях,

П: анализировать характер, музыкальный язык произведений, Р: сопоставлять выразительные особенности поэзии, музыки, живописи,

К: уметь устно высказывать свои впечатления, И: найти стихи об осени, подобрать к ним картинный ряд

Развитие музыкально- эстетического чувства через восприятие поэзии

А. Пушкина и русской музыки

9


Зимнее утро. Зимний вечер.

(учебник стр.44-47)

Музыкальность поэзии Пушкина. «Зимнее утро», «У камелька»

П. И. Чайковский.

Выразительность Изобразительность. Музыкальное прочтение стихотворения.

Понимать выразительные и изобразительные особенности музыки П. И. Чайковского в поэзии А. С. Пушкина.

Л: размышлять о музыкальных произведениях,

П: анализировать характер, музыкальный язык произведений, Р: сопоставлять выразительные и изобразительные особенности поэзии, музыки, живописи,

К: уметь устно высказывать свои впечатления

Развитие музыкально- эстетического чувства через восприятие поэзии

А. Пушкина и фортепианных пьес П. И Чайковского

10


Что за прелесть эти сказки.

(учебник стр.48-51,тетрадь стр.14-15)

Сказки А. С. Пушкина в музыкальных образах оперы Н. А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»(вступление ко второму действию)

Музыкальная живопись.

Понимать развитие музыкально- поэтических образов музыкального и литературного произведений.

Л: эмоционально воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык,Р: сравнивать поэтические и музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, К: выполнять задания в учебнике и тетради

Развитие эмоционально- личностного отношения к музыке

Н. Римского –Корсакова и сказке

А. Пушкина

11



Ярмарочное гулянье.

(учебник стр.52-53)

Святогорские народные ярморочные гулянье. «Детский альбом» П. И. Чайковского. Две песни из оперы «Евгений Онегин»

Жанры народной музыки: хороводные и плясовые песни. Обработка русской народной песни.

Знать народные обычаи, обряды, песни в проведении народных ярмарок, жанры народных песен.

Л: эмоционально и осознанно относиться к русской народной и композиторской музыке,

П: понимать содержание, интонационно- образный смысл простых и сложных жанров- народной песни и оперы,

Р: выявлять жанры народных песен, К: выражать отношение свое к музыке в слове, исполнять народные песни

Развитие эмоционально- личностного отношения к народной музыке, русским народным традициям

12


Святогорский монастырь.

( учебник стр.54-55)

Святогорский монастырь: колокольные звоны. Вступление к опере «Борис Годунов» М. П. Мусоргского

Колокольные звоны. Вступление к опере.

Понимать и знать народные традиции, колокольность в музыке русских композиторов.

Л: размышлять о музыке, П: знать народные и церковные традиции, Р: анализировать и сравнивать особенности музыкального языка, К: участвовать в музыкально- творческой деятельности

Духовно- нравственное развитие через восприятие народных традиций в русской музыки

13


Приют, сияньем муз одетый…

(учебник стр.56-57)

Тригорское: музыкально- литературные вечера- романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт)

Романс. Дуэт. Ансамбль.

Понимать особенности построения музыкальных и литературных произведений

Л: эмоционально воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык романса,

Р: сравнивать поэтические, музыкальные и художественные образы, К: уметь устно выражать свои впечатления


Личностно- эмоциональное восприятие музыки русских композиторов и поэзии А. С. Пушкина




Раздел 4. Гори, гори, ясно, чтобы не погасло(3 часа)


14


Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

(учебник стр.60-63,тетрадь стр.16-19)

Народная песня- летопись жизни народа. Первые музыкальные инструменты России.

П.И Чайковский Концерт для фортепиано №1

Народные песни. Музыка в народном стиле.

Расширение знаний о жанрах народных песен, рассказывающие о разных сторонах жизни народа.

Л: эмоционально воспринимать музыку,

П: понимать различные жанры народных песен,

Р: выявлять интонационное сходство народной и композиторской музыки,

К: выразительно исполнять народные песни,

И: самостоятельно работать в творческих тетрадях

Духовно- нравственное развитие через восприятие и исполнение музыкального фольклора, народных традиций в русской музыки

15


Оркестр русских народных инструментов.

(учебник стр.64-67)


Инструменты оркестра

народных инструментов. Сказка «Музыкант- чародей».Обработка русской народной песни «Светит месяц».

П. Чайковский «Мужик на гармонике играет»,«Камаринская»

Балалайка. Гармонь. Баян. Оркестр русских народных инструментов. Обработка народной песни.

Знать состав оркестра народных инструментов, различать тембры народных инструментов на слух.

Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать состав оркестра народных инструментов, Р: различать тембры народных инструментов, К: уметь работать в паре, в группе над заданием в учебнике, петь в ансамбле, соло

Личностно- эмоциональное восприятие музыки русских композиторов, обработку русской народной песни

16


Народные праздники. «Троица».

(учебник стр.68-71)

Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Русская народная песня «Во поле береза стояла»

Народный праздник. Обычаи, обряды. Вторая жизнь народной песни.

Знать народные обряды, обычаи, особенности проведения народных праздников

Л: эмоционально воспринимать музыку,

П: знать народные обряды, обычаи, праздники,

Р: выявлять интонационное сходство народной и композиторской музыки,

К: выразительно исполнять народные песни, участвовать в драматизации

Исполнять и разыгрывать народные песни, позитивно оценивать свои музыкально-творческие

способности



Раздел 5. В концертном зале(5 часов)


17


Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

( учебник стр.74-77, тетрадь стр.20-21)

Виолончель и скрипка. А.Бородин «Ноктюрн».

П. Чайковский «Вариации на тему рококо.

Струнный квартет. Ноктюрн. Вариации.

Штрихи: легато, стаккато, акценты.

Различать тембры струнных инструментов, понимать музыкальную форму- вариации

Л: эмоционально откликаться на музыку, П: понимать новые музыкальные формы, Р: различать тембры струнных инструментов, К: уметь обсуждать и решать поставленные музыкально- творческие задачи, И: выполнять задание в творческой тетради

Личностно- эмоциональное и осознанное восприятие музыки русских

18


Счастье в сирени живет…

( учебник стр.80-81)


Картины родной природы в музыке

С. В. Рахманинова. Романс «Сирень»

Музыкальные жанры: песня, романс, вокализ. Сопрано.

Понимать особенности драматургии романсов Рахманинова

Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать новые музыкальные жанры, Р: выявлять развитие музыкального образа, К: участвовать в совместной вокально- хоровой деятельности


Развитие музыкально- эстетического чувства

19


Не молкнет сердце чуткое Шопена…

(учебник стр. 82-85, тетрадь стр.22-23)


Музыкальные послания Отчизне. Фортепианные пьесы для фортепиано: полонез, мазурка, вальс.

Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс. Формы музыки: трехчастная, куплетная

Понимать музыкальные жанры для фортепиано

Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальные жанры, Р: выявлять интонационные истоки и жанровые особенности танцев Шопена, К: уметь высказывать свое мнение, вступать в диалог, отвечать на вопросы

Эмоционально и осознанно воспринимать музыку

Ф. Шопена

20


Патетическая соната.

(учебник стр.86-87)


Повесть для фортепиано.

Л. В. Бетховен «Патетическая соната»

Музыкальный жанр: соната

Понимать музыкальный жанр соната, контраст музыкальных образов

Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать новый музыкальный жанр соната, Р: выявлять развитие музыкальных интонаций и образов, К: участвовать в совместной вокально- хоровой деятельности

Личностно- эмоциональное и осознанное восприятие музыки

Л. В. Бетховена

21


Царит гармония оркестра.

(учебник стр.88-91, тетрадь стр.24-25)

Годы странствий в Италии. Интонации народной музыки в творчестве М. И. Глинки («Арагонская хота»). П. И. Чайковский «Баркарола»

Жанры камерной музыки: романс, баркарола. Симфоническая увертюра.

Симфонический оркестр. Дирижер

Знать жанры камерной музыки, группы симфонического оркестра, известных дирижеров

Л: эмоционально- образно воспринимать музыку,

П: понимать музыкальные жанры, Р: выявлять интонационные истоки и жанровые особенности, К: уметь выполнять задание в творческой тетради

Духовно- нравственное развитие через восприятие русской музыки



Раздел 6. В музыкальном театре (6 часов)


22


Опера «Иван Сусанин».

(учебник стр.94-97)

События отечественной истории в творчестве М. И. Глинки. Фрагменты из оперы.

Музыкальный образ. Танцы: полонез, мазурка.

Музыкальная драматургия. Контраст

Понимать особенности развития и взаимодействия различных музыкальных образов оперы

Л: личностно оценивать и воспринимать музыку оперы,

П: понимать содержание и музыкальный язык оперы, Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: участвовать и взаимодействовать в обсуждении музыкального материала


Воспитание эмоционально- ценностного отношения к оперной музыке на примере изучения музыкального материала оперы «Иван Сусанин»

23


Сцены из оперы «Иван Сусанин».

(учебник стр.98-99)


Линии драматургического развития в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Сцена в лесу. Ария Ивана Сусанина

Ария. Речитатив.

Понимать основные приемы драматургии в опере, линии развития музыкальных образов

Л: осознанно воспринимать музыку, П: знать основные приемы драматургии в опере, Р: сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального искусства,

К: петь мелодии из оперы, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы


Развитие гражданско- патриотического воспитания через изучение музыкальных образов русского оперного искусства

24


Исходила младешенька.

(учебник стр.100-101))

Вступление к опере «Хованщина»- «Рассвет на Москве- реке» М. П. Мусоргского

Песня- ария. Куплетно- вариационная песня. Вариантность интонаций.

Понимать народные истоки мелодий – тем в опере, исполнять народную мелодию «Исходила младешенька»

Л: осознанно воспринимать музыку, П: понимать народные истоки музыкальных тем, Р: сравнивать интонации народные и написанные композитором,

К: петь мелодии из оперы, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы


Воплощать особенности русской музыки в исполнительской деятельности

25


Русский Восток. Восточные мотивы.

(учебник стр.102-105)


Восточные мелодии и мотивы в русской музыке. М. Глинка «Персидский хор». М. Мусоргский «Пляска персидок». Балет «Гаяне» А. Хачатуряна- «Танец с саблями»

Восточные интонации. Вариации. Орнамент.

Понимать интонационные истоки восточных мелодий, особенности музыкального языка

Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык,

Р: сравнивать восточные и русские интонации, К: выполнять в паре задания в учебнике

Развитие музыкально- эстетического чувства

26


Балет «Петрушка».

(учебник стр.106-107, тетрадь стр.26-27)


Народное гулянье на масленой. И. Стравинский – сцены из балета «Петрушка»

Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

Понимать содержание,

особенности музыкального языка

Л: эмоционально- образно воспринимать музыку, П: понимать музыкальный язык,

Р: сравнивать музыкальные и художественные образы, К: выполнять задание в творческой тетради


Духовно- нравственное развитие через восприятие русской музыки

27


Театр музыкальной комедии.

(учебник стр.108-109)


Оперетта- маленькая опера, где поют, танцуют и разговаривают.

И. Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»

Оперетта. Мюзикл

Знакомство с жанром оперетты

Л: личностно оценивать и воспринимать музыку оперы,

П: понимать содержание и музыкальный язык оперетты, Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: участвовать и взаимодействовать в обсуждении музыкального материала


Личностно- эмоциональное и осознанное восприятие



Раздел 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье(7 часов)

28


Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

(учебник стр.112-113)

Эпиграф к творчеству Рахманинова. «Маленькая трагедия». Прелюдия до диез минор

Музыкальный жанр: прелюдия. Форма музыки: трехчастная.

Понимание содержания музыкального образа, формы, музыкального языка

Л: личностно воспринимать музыку прелюдии ,

П: понимать содержание, форму, музыкальный язык , Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: участвовать в обсуждении, использовать словарь эмоций


Эмоционально- личностная оценка музыкальных образов Прелюдии С.В. Рахманинова

29


Исповедь души. Революционный этюд Ф Шопена.

(учебник стр.114-117)

Душевный отклик на события национально- освободительного восстания в Польше в 1830 году

Развитие музыкального образа. Музыкальный жанр: этюд.

Понимать, осознавать развитие музыкальных образах в произведениях Ф. Шопена

Л: эмоционально- образно воспринимать музыку,

П: понимать музыкальный жанр этюда,

Р: выявлять развитие музыкальных образов, К: уметь взаимодействовать в решении музыкально- творческих задач


Развитие музыкально- эстетического чувства через восприятие музыки Ф. Шопена

30


Мастерство исполнителя.

(учебник стр.118-119)

Мастерство композиторов и исполнителей. Известные исполнители классической музыки.

Многообразие жанров в музыке. Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Знать музыкальные жанры, называть известных исполнителей классической музыки

Л: эмоционально- осознанно воспринимать музыку, П: знать различные музыкальные жанры музыки, известных исполнителей, К: уметь высказать свое мнение, вступать в диалог

Позитивная самооценка своих творческих способностей

31


В интонации спрятан человек.

(учебник стр.120-121, тетрадь стр.32)

Интонационная природа музыкальной речи. Э Григ «Танец Анитры». Л. Бетховен «Патетическая соната».

Интонационная выразительность музыкальной речи

Понимать интонационную природу музыки, осуществлять опыт сочинения мелодий на заданную тему

Л: осознанное восприятие музыки, П: анализировать музыкальные интонации, Р: сравнивать интонации и разные музыкальные образы, К: самостоятельно выполнять задание в тетради

Личностное отношение к музыке, звучащей на уроке

32


Музыкальные инструменты - гитара.

(учебник стр.122-123)

Классические и современные образцы гитарной музыки: народная песня, романс, шедевры классики, джазовые импровизации, авторская песня

Обработка. Переложение. Импровизация. Авторская песня. Романс.

Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства. Знать имена известных исполнителей

Л: эмоционально- осознанно воспринимать музыку, П: знать различные музыкальные жанры, известных авторов-исполнителей, К: взаимодействовать в процессе вокальной и хоровой деятельности

Узнавать музыку из произведений, звучащих на уроке

33


Музыкальный сказочник.

( учебник стр.124-125)

Н. А. Римский – Корсаков- величайший композитор- сказочник. Образы былин и сказок

Опера. Музыкальная сказка. Музыкальная живопись.

Узнавать знакомые мелодии, исполнять их, сравнивать музыкальные образы

Л: осознанное восприятие музыки, П: узнавать знакомые мелодии, исполнять их, Р: сравнивать интонации и разные музыкальные образы

Осознавать взаимосвязь музыки с другими видами искусства

34


Рассвет на Москве- реке.

(учебник стр. 126-127, тетрадь стр.30-31)

Образ Родины в музыке М. П. Мусоргского

Симфоническая картина

Распознавать изобразительные и выразительные интонации


П: анализировать музыкальные интонации, Р: сравнивать интонации и разные музыкальные образы, И: формировать личную фонотеку


Позитивная самооценка своих творческих способностей