СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «обществознание» 6-9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа на 2022 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «обществознание» 6-9 классы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»,

С. Щелканово Юхновского района Калужской области





Приложение

к ООП СОО МКОУ

Щелкановской СОШ







Рабочая

программа по предмету

«Обществознание»

6-9 классы





Разработчик Бравин О. В.

Соответствие занимаемой должности
















2022 г.


Рабочая программа по предмету «Обществознание» является частью основной образовательной программы основного общего образования, разработанной на основе

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

примерной программы основного общего образования, авторской программы для 5-9-х классов под редакцией Л.Н. Боголюбова. (Обществознание. Рабочие программы.

Предметная

линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы». – М.: «Просвещение», 2014). Предмет изучается в 6-9 классах. Общий объем часов – 136/


Для реализации рабочей программы используются следующие учебники:


6 класс

Обществознание. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова,

Л.Ф. Ивановой. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 111 с.

7 класс

Обществознание. 7 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и

др./под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2017.

8 класс

Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Городецкой Н.И. – М.:

Просвещение, 2018.

9 класс

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л.Н.,Матвеев А.И.,Жильцова Е.И. и

др./под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Матвеева А.И. – М.: Просвещение, 2019



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения учебного предмета «Обществознание»


6 класс

  • осознание способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознание единства и целостности современного мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

  • выстраивание собственного целостного мировоззрения;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

7-9 класс

  • осознание гражданской идентичности;

  • осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры


своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

  • готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;

  • формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы

  • формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • осознание современного многообразия типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; выработка своих собственных ответов на основные жизненные вопросы;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; толерантность;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни;

  • формирование эстетического сознания;

  • формирование основ экологической культуры



Метапредметные результаты освоения учебного предмета

«Обществознание»



Класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

6

класс

Обучающийся сможет:

самостоятельно формулировать

познавательную цель и строить деятельность в соответствии с ней; самостоятельно

обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

Обучающийся сможет:

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; самостоятельно указывать информацию, нуждающуюся в проверке;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные

Обучающийся сможет:

корректно и

аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,

перефразировать свою мысль;

критически относиться к своему мнению, с



выбирать тему проектной работы, устанавливать целевые приоритеты;

выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, анализировать условия достижения цели; составлять план решения проблемы;

работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно подобрать для решения проблемы (из предложенных) практическую модель решения;

осуществлять контроль по результату и способу действий, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную

деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

с помощью учителя может обнаружить неадекватность способа новой задачи и внести коррективы; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; анализировать эмоциональные состояния, полученные от

учебной деятельности, оценивать их влияние на дальнейшую деятельность; анализировать свои индивидуальные особенности,

адаптационные

логические связи с помощью знаков в схеме;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

находить в тексте требуемую информацию; определять тему, цель, назначение текста;

владеет основными навыками смыслового чтения;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме; составлять тезисы, различные виды планов;

отбирать необходимую информацию из разных источников;

самостоятельно делать выводы, владеть основами реализации проектно-исследовательской

деятельности.

использовать простейшие методы исследования; оформлять результаты.

достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предвидеть последствия коллективных решений; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д.); использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в

соответствии с коммуникативной

задачей;



возможности и учитывать их, обеспечивая адекватный ответ на изменяющиеся внешние условия и

достижение поставленных целей.



7

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

класс

самостоятельно ставить

строить рассуждение на основе

устранять в рамках


новые учебные цели и

сравнения предметов и явлений,

диалога разрывы в


задачи, обнаруживать и

выделяя при этом общие

коммуникации,


формулировать проблему;

признаки;

обусловленные


самостоятельно

самостоятельно указывать

непониманием/неприятие


анализировать условия

информацию, нуждающуюся в

м со стороны


достижения цели на основе

проверке;

собеседника задачи,


выделенных учителем

создавать вербальные,

формы или содержания


ориентиров действий в

вещественные и

диалога;


новом материале;

информационные модели с

делать оценочный вывод


самостоятельно составлять

выделением существенных

о достижении цели


план достижения целей, в

характеристик объекта для

коммуникации


котором учитываются

определения способа решения

непосредственно после


условия и средства

задачи в соответствии с

завершения


достижения;

ситуацией;

коммуникативного


работать по предложенному

самостоятельно создавать

контакта и обосновывать


или самостоятельно

алгоритм для решения учебной

его;


составленному плану,

задачи;

создавать письменные


использовать наряду с

находить в тексте требуемую

«клишированные» и


основными и

информацию; определять тему,

оригинальные тексты с


дополнительные средства

цель, назначение текста,

использованием


(справочная литература,

обнаруживает соответствие

необходимых речевых


сложные приборы,

между частью текста и его общей

средств;


компьютер и др.),

идеей;

выделять


прогнозировать

сопоставлять разные точки

информационный аспект


альтернативные решения;

зрения и разные источники

задачи, оперировать


свободно пользоваться

информации по заданной теме;

данными, использовать


выработанными критериями

понимает тексты различных

модель решения задачи;


оценки и самооценки,

жанров, соблюдая нормы

использовать


исходя из цели и

построения текста (соответствие

информацию с учетом


имеющихся критериев,

теме, жанру, стилю речи и др.);

этических и правовых


различая результат и

давать определения понятиям по

норм.


способы действий;

разработанному алгоритму;



самостоятельно находить

перерабатывать информацию,



причины своего успеха и

преобразовывать ее с



неуспеха, находить способы

выделением существенных



выхода из ситуации

признаков явлений и факто;



неуспеха, осуществлять

выполняет самостоятельно



рефлексию действий,

учебный проект и исследование



вносить коррективы в

под руководством учителя;



выполнение действий;

использовать адекватные методы



прилагать волевые усилия и

получения знаний (опрос,




преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

эксперимент, сравнение);

выдвигать гипотезу по решению проблемы, формулировать задачи и представлять результаты проектной работы или исследования; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.


8

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

Обучающийся сможет:

класс

самостоятельно ставить

вербализовать эмоциональное

предвидеть


новые учебные цели и

впечатление, оказанное на него

(прогнозировать)


задачи, устанавливать

источником;

последствия


целевые приоритеты,

объяснять явления, процессы,

коллективных решений.


обнаруживать и

связи и отношения, выявляемые

взглянуть на ситуацию с


формулировать проблему.

в ходе познавательной и

позиции другого, не идти


самостоятельно

исследовательской деятельности

на конфликт при


анализировать условия

(приводить объяснение с

решении вопросов,


достижения цели на основе

изменением формы

способствовать


выделенных учителем

представления; объяснять,

продуктивной


ориентиров действий в

детализируя или обобщая;

кооперации;


новом материале;

объяснять с заданной точки

понимает позицию


заявлять целевые

зрения);

другого, различает в его


ориентиры, ставить

преобразовывать модели с целью

речи: мнение (точку


адекватные им задачи и

выявления общих законов,

зрения), доказательство


предлагать действия,

определяющих данную

(аргументы), факты,


указывая и обосновывая

предметную область;

гипотезы, теории;


логическую

переводить сложную по составу

обсуждать различные


последовательность шагов;

информацию из графического

точки зрения и


систематизировать критерии

или формализованного

вырабатывать общую


планируемых результатов и

(символьного) представления в

позицию;


оценки своей деятельности;

текстовое, и наоборот;

использовать адекватные


отбирать инструменты для

выбирать наиболее эффективные

и разнообразные


оценивания своей

способы решения задач в

языковые средства;


деятельности, осуществлять

зависимости от конкретных

в дискуссии уметь


самоконтроль своей

условий и индивидуальных

выдвигать


деятельности в рамках

особенностей познавательного

контраргументы,


предложенных условий и

стиля;

перефразировать свою


требований;

строить схему, алгоритм

мысль (владение


устанавливать связь между

действия, исправлять или

механизмом


полученными

восстанавливать неизвестный

эквивалентных замен);


характеристиками продукта

ранее алгоритм на основе

использовать


и характеристиками

имеющегося знания об объекте, к

компьютерные


процесса деятельности, по

которому применяется алгоритм;

технологии для решения


завершении деятельности

строить доказательство: прямое,

информационных и


предлагать изменение

косвенное, от противного;

коммуникационных


характеристик процесса для

анализировать/рефлексировать

учебных задач, втом


получения улучшенных

опыт разработки и реализации

числе: вычисление,



характеристик продукта; может прогнозировать альтернативные решения; самостоятельно может находить причины своего успеха и неуспеха, находить способы выхода из ситуации неуспеха, осуществлять познавательную рефлексию действий, вносить коррективы в выполнение действий;

осуществлять контроль по результату и способу действий;

проявлять целеустремленность и

настойчивость в преодолении трудностей; самостоятельно находить способы разрешения трудностей;

прилагать волевые усилия;

демонстрировать приемы регуляции эмоциональных состояний.

учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата; ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

резюмировать главную идею текста;

сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

сопоставляет разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

делать выводы и заключения о намерениях автора или главной мысли текста, делать взаимосвязь информации текста с личным жизненным опытом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Осуществлять логические операции (установление родо-

видовых отношений, переход количество-качество и др.)

написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др;

9

класс

Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать

Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления

Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),



гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую

последовательность шагов. определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей;

обосновывать и

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую

последовательность шагов); выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения

в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства,

которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,

предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные причины/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,

доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и

познавательной деятельности;

корректно и

аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,

перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в

соответствии с

поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);



проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и

корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в

самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;

создавать вербальные, вещественные и

информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятие м со стороны

собеседника задачи, формы или содержания диалога.

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной

деятельности;

соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии в

соответствии с коммуникативной

задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и

запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные

«клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные



текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности, по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и

опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст,

«переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный);

критически оценивать содержание и форму текста.

средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобран ные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять

информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для



анализировать динамику собственных образовательных результатов.

наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную

деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной

деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмо циональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


решения

информационных и коммуникационных

учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать

информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать

информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать

информационную гигиену и правила информационной

безопасности.


Предметные результаты освоения учебного предмета

«Обществознание»

  1. класс


Человек в социальном измерении

Ученик научится

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

  • приводить примеры основных видов деятельности человека;

  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;


Ученик получит возможность научиться

  • характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя

  • оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества

  • выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности


Человек среди людей

Ученик научится

  • описывать межличностные отношения, их виды

  • выполнять практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов

  • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

  • демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества


Ученик получит возможность научиться

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

  • исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, взаимопонимание

  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы

  • оценивать собственное умение общаться.


Нравственные основы жизни

Ученик научится

  • характеризовать иллюстрировать примерами проявления добра

  • приводить примеры мужества, смелости.


Ученик получит возможность научиться

  • Оценивать поступки людей с точки зрения морали

7 класс


Регулирование поведения людей в обществе

Ученик научится

  • использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

  • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

  • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.


Ученик получит возможность научиться

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.


Человек в экономических отношениях

Ученик научится

  • распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

  • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

  • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

  • использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

  • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.


Ученик получит возможность научиться

  • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

  • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.


Человек и природа

Ученик научится

  • раскрывать роль природы в жизни человека;

  • характеризовать взаимоотношения человека и природы


Ученик получит возможность научиться

  • описывать состояние неисчерпаемых богатств

  • приводить примеры возможностей общественных организаций и граждан в сбережении природы


8 класс Личность и общество

Ученик научится

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

  • раскрывать сущность процесса социализации личности;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.


Ученик получит возможность научиться

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

  • осознанно содействовать защите природы.


Сфера духовной жизни

Ученик научится

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

  • описывать явления духовной культуры;

  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

  • оценивать роль образования в современном обществе;

  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

  • раскрывать роль религии в современном обществе;

  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.


Ученик получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.


Социальная сфера

Ученик научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

  • различать отдельные виды социальных норм;

  • характеризовать основные нормы морали;

  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

  • характеризовать специфику норм права;

  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

  • объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.


Ученик получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни


Экономика

Ученик научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;

  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;

  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические

явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


9 класс


Политика

Ученик научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;

  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.


Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.


Право

Ученик научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

  • раскрывать достижения российского народа;

  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;

  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • характеризовать конституционные обязанности гражданина;

  • характеризовать систему российского законодательства;

  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

  • характеризовать гражданские правоотношения;

  • раскрывать смысл права на труд;

  • объяснять роль трудового договора;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.


Ученик получит возможность научиться:

  • аргументировано обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ;

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Содержание учебного предмета «Обществознание»


  1. класс

Человек в социальном измерении

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Слагаемые жизненного успеха. Труд как условие успеха. Выбор профессии. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути.


Человек среди людей

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Виды межличностных отношений. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Практикум по теме «Человек среди людей».


Нравственные основы жизни

Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.


  1. класс Регулирование поведения людей в обществе

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля, самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.


Человек в экономических отношениях

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.

Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.


Человек и природа

Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.



  1. класс

Личность и общество

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.


Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.


Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.


Экономика

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, представляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.



  1. класс

Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движении в РФ. Участие партий в выборах.

Международные и межгосударственные отношения. Международные конфликты и пути их решения. Международные организации.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.


Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно- правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод, обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Взаимодействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Тематическое планирование 6 класс (34 часа, 1 раз в неделю)

Тема раздела

Количество

часов

Человек в социальном измерении

12

Человек среди людей

10

Нравственные основы жизни

12


34


Тематическое планирование 7 класс (34 часа, 1 раз в неделю)

Тема раздела

Количество

часов

Введение

1

Регулирование поведения людей в обществе

13

Человек в экономических отношениях

15

Человек и природа

5


34


Тематическое планирование 8 класс (34 часа, 1 раз в неделю)

Тема раздела

Количество

часов

Введение

1

Личность и общество

6

Сфера духовной жизни

8

Социальная сфера

5

Экономика

14


34



Тематическое планирование 9 класс (34 часа, 1 раз в неделю)

Тема раздела

Количество

часов

Введение

1

Политика

11

Право

22


34