1. Пояснительная записка
ФГОС СОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.);
Примерной основной образовательной программы СОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з);
Основной образовательной программы СОО средней школы № 39, (новая редакция 2015 года) на 2015-2019 гг. от 05.12.2015 г. № 2/382
Авторской программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.5-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011г.);
- Основная общеобразовательная программа МОУ Карачихская СШ ЯМР на 2020-2021 учебный год;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 05.07.2017 г.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно-методический комплекс
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. – М.: Просвещение 2015г
Цели и задачи учебного курса
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
• анализ основных направлений организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций:
1. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
2. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.
3. Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей;
• выработку умений предвидеть опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера и адекватного противодействовать им;
• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и ЧС;
• бдительности по предотвращению актов терроризма;
• воспитание чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;
• развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;
• освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;
• формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, а также концепциями преподавания учебного предмета «ОБЖ», реализуемые в следующих мероприятиях: проведение единого урока по безопасности в сети Интернет, экскурсии учащихся в музей «Пожарной безопасности» для ознакомления с профессией спасателя, участие в районных, городских и областных соревнованиях по «ОБЖ». Все проводимые мероприятия систематизируют знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
При изучении тематики ОБЖ выделяется три основных вида учебной деятельности школьников:
1. Учебно-познавательная, включающая:
• изучение нового учебного материала на уроках;
• выполнение домашней работы с учебной литературой для расширения познания о реальном окружающем мире, факторах риска для жизни и здоровья, об опасных и чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о здоровом образе жизни и его составляющих.
2. Аналитическая, включающая:
• установление причинно-следственной связи между явлениями и событиями, происходящими в окружающей среде;
• планирование личного поведения с учетом реальной ситуации и личных возможностей.
3. Практическая цель, которой — формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению фактора риска для жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОБЖ»
Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств в области безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
• Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФ и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности.
• Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
• Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства.
• Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
• Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности.
• Формирование потребностей всоблюдению норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
• Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране.
• Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
• Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условий.
• Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
• Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства РФ в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.
• Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.
Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов:
o На события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сфере обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
o На состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в РФ.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:
• Умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
• Умение характеризовать основные направления перехода РФ к новой государственной политике в области национальной обороны.
• Поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных ЧС природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных ЧС.
• Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
• Умение логически обоснованно доказать:
- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
- бесцельность террористической деятельности;
- неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.
• Умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.
• Умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою тоску зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников.
• Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве.
• Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях.
• Умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
• Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.
• Уметь доступно изложить содержание основ законодательства РФ об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.
• Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются уровнем освоения информации, которая характеризует состояние и тенденции развития обстановке в стране в области безопасности жизнедеятельности и формированием знаний, умений и навыков в этой области.
Предметными результатами изучения основ безопасности жизнедеятельности являются:
• Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
• Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
• Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
• Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
• Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму и экстремизму.
• Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
• Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению и другим видам противоправного характера.
• Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
• Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого фактора.
• Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности, общества и демографическую ситуацию в государстве.
• Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной организации государства.
• Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести Вооруженных Сил РФ.
• Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного времени.
• Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
1. Опасные и чрезвычайные ситуации.возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения
Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.
Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования.
Автономное существование человека в условиях природной среды.
Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.
Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.
Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.
РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности
Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.
2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны
Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны
Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.
Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Ядерное и химическое оружие.
Классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.
Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правилаповедения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).
Средства индивидуальной защиты
Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно- спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.
Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний
Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности
Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.
Классификация, пути передачи и профилактика инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.
Наиболее распространенные инфекционные заболевания
Механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.
Основы здорового образа жизни
Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная к физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.
Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека
Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.
Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливая. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.
Употребление табака и его влияние на организм человека
Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.
Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека
Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека и социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.
Наркомания и токсикомания
Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.
Раздел III. Основы военной службы
5.Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение
Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.
Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.
Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Рода войск, не входящих в виды Вооруженных Сил РФ, специальные войска. Тыл Вооруженных Сил РФ.
Отдельные рода войск.
Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.
Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа Вооруженных Сил.
Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание.
Другие войска, их состав и предназначение Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
6.Боевые традиции Вооруженных Сил России
Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.
Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
Памяти поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.
Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.
Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевыхусловиях и повседневной жизни частей и подразделений.
Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.
Символы воинской чести
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания.
Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого
Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Разделы, темы | Количество часов |
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях | 13 |
1. 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения | 6 |
2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны | 7 |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 10 |
3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний. | 3 |
4. Основы здорового образа жизни | 6 |
Раздел III. Основы военной службы. | 11 |
5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества | 5 |
6. Боевые традиции Вооруженных Сил России | 3 |
7. Символы воинской чести | 3 |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п | Тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Домашнее задание | Дата |
Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
1 | Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. | Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Характеризуют основные опасные ситуации, возникающих в повседневной жизни, и правилах поведения в них. Отрабатывают в парах способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях | п. 1.1 | |
2 | Правила поведения в ситуациях криминогенного характера | Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминоген¬ной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют правила поведения в криминогенных ситуациях. Отрабатывают в парах элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера. | п. 1.2 | |
3 | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют основные понятия уголовной ответственности несовершеннолетних и виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Определяют черты личности, необходимые для безопасного поведения. | п. 1.3 | |
4 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера | Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Записывают и характеризуют основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обосновывают значение законодательных и правовых актов РФ для обеспечения безопасности населения. | п. 1.4 | |
5 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи. | РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи решаемые по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют предназначение, структуру и задачи РСЧС. Обосновывают значение системы РСЧС для защиты населения от ЧС. Объясняют причины обращения в службы экстренной помощи. | п. 1.5 | |
6 | Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности | Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Записывают и характеризуют основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обосновывают значение законодательных и правовых актов РФ для обеспечения безопасности населения. | п. 1.6 | |
7 | Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны | Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Анализируют текст учебника с целью определения ключевых понятий урока Формулируют основные понятия и определения по гражданской обороне. Оценивают предназначение и задачи гражданской обороны. Составляют в парах план действий по предупреждению и ликвидации ЧС. | п. 2.1 | |
8 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | Классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют современные средства поражения и их поражающие факторы. Оценивают потенциальные опасности ядерного оружия. Моделируют правила поведения и действий в случае использования химического, бактериологического оружия. | п. 2.2 | |
9 | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Записывают способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях. Составляют планы действий в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Записывают состав объектового школьного звена ГО в общеобразовательном учреждении. Формулируют правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. | п. 2.4 | |
10 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях). | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют средства коллективной защиты. Моделируют виды защитных сооружений и основные помещения убежищ. Запоминают правила поведения в защитных сооружениях. Отрабатывают в парах действия населения в чрезвычайных ситуациях с использованием средств коллективной защиты. | п. 2.4 | |
11 | Средства индивидуальной защиты | Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют средства индивидуальной защиты. Запоминают правила использование противогазов. Отрабатывают в парах действия по использованию противогазов. | п. 2.5 | |
12 | Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций | Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно- спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Анализируют текст учебника с целью определения ключевых понятий урока Формулируют основные понятия и определения по гражданской обороне. Оценивают предназначение и задачи гражданской обороны. Составляют в парах план аварийно-спасательных работ в зоне ЧС. | п. 2.6 | |
13 | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. | Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности обучаемых | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Записывают способы организации ГО. Записывают состав объектового школьного звена ГО в общеобразовательном учреждении. Формулируют правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС. | | |
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
14 | Сохранение и укрепление здоровья — важная часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности | Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Анализируют текст учебника с целью определения ключевых понятий урока. Формулируют основные понятия и определения по теме. Оценивают значение здоровья в жизни человека. | п. 3.1 | |
15 | Инфекционные заболевания, их классификация | Классификация, пути передачи и профилактика инфекционных заболеваний Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. Усваивают меры профилактики инфекционных заболеваний. Объясняют виды риска возникновения инфекционных заболеваний в повседневной жизни.. | п. 3.2 | |
16 | Наиболее распространенные инфекционные заболевания | Механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. Усваивают меры профилактики инфекционных заболеваний. Объясняют виды риска возникновения инфекционных заболеваний в повседневной жизни.. | п. 3.2 | |
17-20 | Здоровый образ жизни и его составляющие (4 урока) | Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная к физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Биологические ритмы, их влияние на работоспособность человека. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют биологические ритмы человека. Выполняют тест «Жаворонок или сова?» Измеряют, анализируют и сравнивают пульс, давление, вес, рост с помощью номограммы. Повторение темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Составляют режим дня школьника по дням недели. Анализируют отклонения в режиме своего дня. Делают вывод о необходимости избавления от факторах, разрушающих здоровье. | п. 4.1 | |
21 | Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека | Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия. Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливая. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют понятия: тренированность, мышечная сила и активность, гибкость, виды закаливания. Заполняют и анализируют таблицу: виды спорта, способствующие развитию здоровья человека. | п.4.3 | |
22- 23 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек (2 урока) | Употребление табака и его влияние на организм человека Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Употребление алкоголя и его влияние на здоровье человека Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека и социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Наркомания и токсикомания Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту. | Изучение новой темы. Беседа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют понятия: табака, алкоголя, наркотиков. Заполняют и анализируют таблицу: вредная привычка и её влияние на организм человека. | п. 4.4 | |
Раздел III. Основы военной службы |
24-25 | История создания Вооруженных Сил Российской Федерации . | Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Работают с учебником. Анализируют и сопоставляют военные реформы Ивана Грозного и Петра1. Повторение темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Исследуют по материалам учебника реформы, проводимые во времена СССР и на современном этапе. Формулируют свое понимание роли Вооруженных Сил России для безопасности страны. | п. 5.1 | |
26 | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение | Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска. Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской флот, история создания, предназначение. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Выступают со своими сообщениями о видах и родах войск. Формулируют вывод о значимости ВС РФ для безопасности Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Характеризуют виды, рода Вооруженных Сил РФ. Формулируют предназначение каждого вида и рода войск. Готовят к следующему уроку выборочно сообщение по темам: «Сухопутные войска», «Военно-морской флот», «Военно-воздушные силы».страны. | п. 5.1 | |
27 | Рода войск, не входящих в виды Вооруженных Сил РФ, специальные войска. Тыл Вооруженных Сил РФ. Отдельные рода войск. | Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют функции и основные задачи современных Вооруженных Сил. Характеризуют управление Вооруженными Силами, реформу Вооруженных Сил. Делают вывод о необходимости осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | п. 5.2 | |
28 | Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. | Реформа Вооруженных Сил. Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами. Реформа Вооруженных Сил, ее этапы и их основное содержание. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Работают с учебником, характеризуют состав и предназначение других войск ВС РФ. Оценивают уровень своей подготовленности к военной службе | п. 5.3 | |
29 | Другие войска, их состав и предназначение | Пограничные войска Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение. | Изучение новой темы. Беседа. Учебно-исследовательское задание. Работают с учебником. Делают вывод о необходимости осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. | п. 5.4 | |
30 | Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника | Отечества Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма. Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формулируют требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Исследуют боевые традиции в вооруженных силах РФ. Готовят сообщения выборочно по темам: «Героизм», «Воинская доблесть», «Воинская честь». | п. 6.1 | |
31 | Памяти поколений — дни воинской славы России | Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Узнать и записать дни воинской славы и формах увековечивание памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формируют свои мировоззренческие взгляды. | п. 6.2 | |
32 | Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота. | Изучение новой темы. Беседа. Формируют представление о воинском товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. | п. 6.3 | |
33 | Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. | Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учебно-исследовательское задание. Формирование представления о символах воинской чести. | п. 7.1 | |
34 | Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации | Изучение новой темы. Беседа. Формируют представление о основных государственных наградах . | п. 7.2 | |