Пояснительная записка
Федерального компонента государственного образовательного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089
Примерная программа среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 2019 г., созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Авторской программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.5-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011г.);
- Основная общеобразовательная программа МОУ Карачихская СШ ЯМР на 2020-2021 учебный год;
Приказ Минорнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
Настоящего положения.
Учебная программа для 11-х классов направлена на решение следующих целей и задач:
• анализ основных направлений организации защиты населения от чрезвычайных ситуаций:
1. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537.
2. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. №134-р.
3. Обоснование основного предназначения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
• формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей;
• выработку умений предвидеть опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера и адекватного противодействовать им;
• развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и ЧС;
• бдительности по предотвращению актов терроризма;
• воспитание чувства ответственности за личную безопасность,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства;
• военно-патриотическое воспитание и повышение мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны в объёме, необходимых для военной службы;
• чувства уважения к героическому наследию России и государственной символике;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• выработка у учащихся анти экстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения психоактивным веществам и асоциальному поведению.
• о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил РФ;
• о видах Вооруженных Сил РФ и родах войск;
• о руководстве и управлении Вооруженными Силами РФ;
• об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях;
• о государственных и военных символах Российской Федерации.
• стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. М 537) и другими НПА РФ в области безопасности;
• стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9.06.2010 г. М:690).
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, а также концепциями преподавания учебного предмета «ОБЖ», реализуемые в следующих мероприятиях: проведение единого урока по безопасности в сети Интернет, экскурсии учащихся в музей «Пожарной безопасности» для ознакомления с профессией спасателя, участие в районных, городских и областных соревнованиях по «ОБЖ». Все проводимые мероприятия систематизируют знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно -методический комплекс
Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. 3-е изд. – М.: Просвещение 2016г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся ключевых понятий, убеждений, качеств в области безопасности жизнедеятельности
Личностные:
• Формирование целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности РФ и основных приоритетах национальной безопасности: национальной обороне, государственной и общественной безопасности.
• Определение направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
• Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства.
• Осознание терроризма и экстремизма как социального явления, представляющего серьезную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
• Формирование нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской деятельности.
• Формирование потребностей в соблюдению норм и правил здорового образа жизни, выработке устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.
• Осознание значения семьи в жизни современного общества, принятие ценности семейной жизни для обеспечения личного здоровья и благоприятной демографической ситуации в стране.
• Формирование убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработке умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях.
• Формирование потребности в морально-психологической и физической подготовленности к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условий.
• Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам.
• Воспитание потребности в правовой подготовке и освоению основных положений законодательства РФ в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан.
• Уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от ЧС мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области Гражданской обороны.
Метапредметные результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности определяются сформированностью у учащихся современной системы взглядов:
o На события и явления, происходящие в современном мире в природной, техногенной и социальной сфере обитания и их влиянии на безопасность жизнедеятельности человека;
o На состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в РФ.
Метапредметные
• Умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России.
• Умение характеризовать основные направления перехода РФ к новой государственной политике в области национальной обороны.
• Поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных ЧС природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения и минимизации последствий различных ЧС.
• Умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России.
• Умение логически обоснованно доказать:
- любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания;
- бесцельность террористической деятельности;
- неизбежность наступления наказания за любую террористическую деятельность.
• Умение обосновать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.
• Умение подобрать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя и наркотиков на здоровье человека и отстаивать свою тоску зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников.
• Уметь характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе, и логично обосновать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве.
• Уметь логично обосновать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях.
• Умение осмыслить и понять основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
• Уметь характеризовать роль и место Вооруженных Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны.
• Уметь доступно изложить содержание основ законодательства РФ об обороне государства, воинской обязанности и военной службы граждан РФ.
• Уметь обосновать необходимость обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими Конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Предметными результатами обучения ОБЖ являются:
1. В познавательной сфере:
знания об опасных и ЧС, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС;
о ЗОЖ;
об оказании первой медпомощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, полученной из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
3. В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медпомощь при занятиях ФК и спортом.
7. В сфере обороны государства:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан;
• права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
• знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
• готовность к служению Отечеству, его защите.
3. Содержание учебного предмета
Раздел I. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
1. Основы здорового образа жизни
1.1. Правила личной гигиены и здоровье
Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.
1.2. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.
Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный фактор, материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитать в себе молодому человеку для создания прочной семьи.
1.3. Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики.
Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.
1.4. СПИД и его профилактика.
ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД — это финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
1.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья.
Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.
2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
2.1. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте (практические занятия).
Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.
2.2. Первая медицинская помощь при ранениях (практические занятия).
Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута. Борьба с болью.
2.3. Первая медицинская помощь при травмах (практические занятия).
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. Профилактика травм опорно-двигательного аппарата.
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская помощь при травмах груди, живота, в области таза, при повреждении позвоночника.
2.4. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Понятия клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечно-легочной реанимации.
Раздел II. Основы военной службы
3. Воинская обязанность
3.1. Основные понятия о воинской обязанности.
Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
3.2. Организация воинского учета и его предназначение.
Организация воинского учета. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.
3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Основное содержание обязательной подготовки граждан к военной службе.
Основные требования к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские, связи и наблюдения, водительские и др.).
3.4. Добровольная подготовка граждан к военной службе.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе.
Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
3.5. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет
Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет. Предназначение медицинского освидетельствования. Категории годности к военной службе. Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет.
3.6. Увольнение с военной службы и пребывание в запасе.
Увольнение с военной службы. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов.
4. Особенности военной службы
4.1. Правовые основы военной службы.
Военная служба — особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного права.
4.2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации — закон воинской жизни.
Общевоинские уставы — нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих.
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации, их предназначение и основные положения.
4.3. Военная присяга — клятва воина на верность Родине — России.
Военная присяга — основной и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
4.4. Прохождение военной службы по призыву.
Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставления отсрочек.
Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас.
Воинские звания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военная форма одежды.
4.5. Прохождение военной службы по контракту.
Основные условия прохождения военной службы по контракту.
Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
4.6. Права и ответственность военнослужащих.
Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная).
Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву.
Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.).
4.7. Альтернативная гражданская служба.
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой
деятельности в интересах общества и государства.
Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы.
Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
5. Военнослужащий — защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил
5.1. Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества.
Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание — защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости, конституционного строя России, народа и Отечества.
5.2. Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их использования в бою, понимание роли своей военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения. Потребность постоянно повышать военно-профессиональные знания, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство, быть готовым к грамотным высокопрофессиональным действиям в условиях современного боя.
5.3. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина.
Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск.
Общие требования воинской деятельности к военнослужащему. Необходимость повышения уровня подготовки молодежи призывного возраста к военной службе. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника, основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета).
5.4. Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Единоначалие — принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Важность соблюдения основного требования, относящегося ко всем военнослужащим, — постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу.
5.5. Как стать офицером Российской армии.
Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования.
Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.6. Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.
Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России.
Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Разделы, темы | Количество часов |
Раздел I. «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» | 10 |
1. Основы здорового образа жизни | 6 |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 |
Раздел II. Основы военной службы | 24 |
Воинская обязанность | 10 |
Особенности военной службы | 8 |
Военнослужащий – вооруженный защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России | 6 |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Домашнее задание | Дата |
| | P-l Основы медицинских знаний и здорового образа жизни - 10 Тема 1 Основы здорового образа жизни - 6 |
1 | Правила личной гигиены | Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Характеризуют основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. Отрабатывают в парах приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ведения здорового образа жизни | § 1.1 (учебник) | |
2 | Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов | Семья и ее значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни (психологический фактор, культурный и материальный фактор). Качества, которые необходимо воспитывать в себе молодому человеку для создания прочной семьи | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Характеризуют факторы, оказывающие влияние на гармонию совместной жизни. Записи в тетрадь. Используют приобретённые знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | § 1.2 (учебник) | |
3 | Болезни передаваемые половым путем. Меры профилактики | Инфекции, передаваемые половым путем, формы передачи, причины, способствующие заражению ИППП. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Получают углубленные знания об основах личной гигиены; об уголовной ответственности за заражение БППП. Записи в тетради. Уметь использовать приобретённые знания для ведения здорового образа жизни Подготавливают презентации на тему: «Болезни передаваемые половым путем» | § 1.3(учебник) | |
4 | СПИД | ВИЧ- инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. СПИД- финальная стадия инфекционного заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Выявляют пути заражения ВИЧ- инфекцией и записывают виды. Характеризуют стадии СПИД | § 1.3 (учебник) | |
5 | Профилактика СПИДа | Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ- инфекцией | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Узнают о профилактике СПИДа; об ответственности за заражение ВИЧ- инфекцией. Запись в тетрадь: Профилактика СПИДа. | § 1.4 (учебник) | |
6 | Семья в современном обществе. Законодательство о семье | Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Обосновывают значение основных законодательных и правовых актов РФ о семье. Получают и учатся использовать знания для самовоспитания качеств, необходимых для создания прочной семьи | Повторить § 1.5 | |
7 | Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте | Сердечная недостаточность, основные понятия и определения. Инсульт, его возможные причины и возникновение. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Учатся оказывать первую помощь. Формулируют и выявляют правила оказания первой медицинской помощи при сердечной недостаточности и инсульте. Овладевают навыками первой медицинской помощи при острой сердечной недостаточности и инсульте | § 2.1 | |
8 | Первая медицинская помощь при ранениях | Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи. Способы остановки кровотечений. Правила наложения давящей повязки. Правила наложение жгута. Борьба с болью | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Характеризуют виды ран и правила оказания первой медицинской помощи при ранении, правила наложения жгута и давящей повязки. Записи в тетрадь. Овладевают навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечениях | § 2.2 (учебник) | |
9 | Первая медицинская помощь при травмах | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарат. Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме. Первая медицинская при травмах груди, живота, в области глаз, при повреждении позвоночника | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Практически овладевают правилами оказания первой медицинской помощи при травмах. | § 2.3 (учебник) | |
10 | Первая медицинская помощь при остановке сердца | Понятие клинической смерти и реанимации. Возможны причины клинической смерти и ее признаки. Правила поведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечной реанимации | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Характеризуют возможные причины клинической смерти и ее признаках; о приёмах проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Овладевают навыками проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца | § 2.4 (учебник) | |
| | |
11 | Основные понятия о воинской обязанности | Воинская обязанность, определение воинской обязанности и ее содержания. Воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Формируют знания об обязанностях граждан по защите государства; о воинской обязанности. Записи в тетрадь. | § 3.1 (учебник) | |
12 | Организация воинского учета и его предназначение | Организация воинского учёта. Обязанности граждан по воинскому учету | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Формируют знания об организации воинского учета, об обязанностях граждан по воинскому учету. Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 3.2 (учебник) | |
13 | Первоначальная постановка граждан на воинский учет | Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Записывают и характеризуют алгоритм первоначальной постановки граждан на воинский учет. Уметь использовать полученные знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Повторить § 3.2 (учебник) | |
14 | Обязательная подготовка граждан к военной службе | Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Формируют знания о содержании обязательной подготовки граждан к военной службе. Ведут записи в тетрадях. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 3.3 (учебник) | |
15 | Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи | Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.) | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Характеризуют требования, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим профессиональным качествам гражданина. Записи в тетрадях. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 3.4 (учебник) | |
16 | Добровольная подготовка граждан к военной службе | Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим цель военную подготовку | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Выявляют основные направлениях добровольной подготовки граждан к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | § 3.5 (учебник) | |
17 | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при установке на воинский учет | Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке граждан на воинский учет | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Формируют знания об организации медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учёт. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | § 3.6 (учебник) | |
18 | Категории годности к военной службе | Предназначение медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет. Категории годности к военной службе | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Выявляют и записывают категории годности к военной службе. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | § 3.7 (учебник) | |
19 | Организация профессионально-психологического отбора граждан | Организация профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Формируют знания об организации профессионально-психологического отбора граждан при первоначальной постановке их на воинский учет. Уметь использовать полученные знания при первоначальной постановке на воинский учет | § 3.8 (учебник) | |
20 | Увольнение с военной службы и пребывание в запасе | Увольнение с военной службы. Запас Вооружённых сил Российской Федерации, его предназначение, порядок освобождения граждан от военных сборов | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Выявляют основы военной службы. Формируют представление об основных правах и обязанностях во время пребывания в запасе. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Повторить § 3.1-3.8 (учебник) | |
|
21 | Правовые основы военной службы | Военная служба- особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовую основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа Обосновывают значение положений законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности, военной службе граждан. Уметь использовать полученные знания для осознанного самоопределения по отношению к военной службе | § 4.1 (учебник) | |
22 | Общевоинские уставы Вооружённых сил- законов воинской жизни | Общевоинские уставы- нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной службы Вооружённых сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации, Строевой устав | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Характеризуют предназначении общевоинских уставов Вооружённых Сил. Назвать нормативно-правовые акты, регламентирующих жизнь и быт военнослужащих. Уметь использовать приобретённые знания для осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе, развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 4.2 (учебник) | |
23 | Военная присяга- клятва воина на верность Родине, России | Военная присяга- основой и нерушимый закон воинской жизни. История принятия военной присяги в России. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военноё присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Узнают о традициях ВС РФ, записывают самые значимые традиции. Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | § 4.3 (учебник) | |
24 | Призыв на военную службу, время и организация призыва | Призыв на военную службу. Время призыва на военную службу, организация призыва. Порядок освобождения граждан от военной службы и предоставление отсрочек | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Формируют знания о призыве на военную службу, времени и организации призыва, о порядке освобождения граждан от военной службы и предоставлении отсрочек. Уметь использовать полученные знания при постановке на воинский учет. | § 4.4 (учебник) | |
25 | Прохождение военной службы по призыву | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Время военной службы, организация проводов военнослужащих, уволенных в запас. Воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Выявляют общие, должные и специальные обязанностях военнослужащих; порядок прохождения военной службы по призыву; воинские звания военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Овладевают навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Повторить § 4.4 (учебник) | |
26 | Прохождения военной службы по контракту | Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Формируют знания основные условия прохождения военной службы по контракту; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; сроки военной службы по контракту. Записи в тетрадях. Уметь использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. | § 4.5 (учебник) | |
27 | Права и ответственность военнослужащих | Общие права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Военная дисциплина, ее сущность и значение. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Узнают и формулируют права и обязанности военнослужащих; виды ответственности, установленной для военнослужащих, о значении воинской дисциплины и видах дисциплинарных взысканий, налагаемых на солдат и матросов; об уголовной ответственности за преступление против военной службы. | § 4.6 (учебник) | |
28 | Альтернативная гражданская служба | Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Выявляют особенности прохождения альтернативной гражданской службы. Владеть навыками оценки своей подготовленности к военной службе | § 4.7 (учебник) | |
| Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина ВС РФ |
29 | Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несут звание защитника Отечества | Основные качества военнослужащего, позволяющие ему с честью и достоинством носить свое воинское звание- защитник Отечества: любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу; высокая воинская дисциплина преданность Отечеству, верность воинскому долгу и военной присяге | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Формируют знания об основных качествах военнослужащего. Овладевают навыками оценки уровня своей подготовленности и осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 5.1 (учебник) | |
30 | Военнослужащий-специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой | Необходимость глубоких знаний устройства и боевых возможностей вверенного вооружения и военной техники, способов их пользования в бою, понимание роли своей военной специальности | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Выявляют основные качества военнослужащего. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | § 5.2 (учебник) | |
31 | Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально –психологическим и профессиональным качествам гражданина | Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных вида Вооружённых сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Характеризуют основные виды военно-профессиональной деятельности человека и их особенностях в различных видах Вооружённых сил и родах войск; о требованиях, предъявляемой военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь оценивать уровень своей подготовленности. | § 5.3 (учебник) | |
32 | Военнослужащий- подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | Единоначалие, постоянно поддерживать в воинском коллективе порядок и крепкую воинскую дисциплину, воспитывать в себе убежденность в необходимости подчиняться, умение и готовность выполнять свои обязанности, беспрекословно повиноваться командирам и начальникам, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Характеризуют принципы единоначалия в Вооружённых силах РФ; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника. Уметь использовать приобретенные знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | § 5.4 (учебник) | |
|
33 | Как стать офицером Российской армии? | Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Формируют знания об основных видах военных образовательных учреждениях профессионального образования; правила приема в военные образовательные учреждения. | § 5.5 (учебник) | |
34 | Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации | Организация подготовки офицерских кадров для Вооружённых сил Российской Федерации | Изучение новой темы. Беседа. Практическая работа. Формируют знания об организации подготовки офицерских кадров для ВС РФ. Владеть навыками осуществления осознанного самоопределения по отношению к военной службе | Повторить § 5.6 (учебник) | |
|