1. Пояснительная записка
ФГОС ООО (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями на 31 декабря 2015 г.);
Примерной основной образовательной программы ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Основной образовательной программы ООО средней школы № 39, (новая редакция 2015 года) на 2015-2019 гг. от 05.12.2015 г. № 2/382
Авторской программы под общей редакцией А.Т. Смирнова (программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов // Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности.5-11 классы / под общей редакцией А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2011г.);
- Основная общеобразовательная программа МОУ Карачихская СШ ЯМР на 2020-2021 учебный год;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями от 05.07.2017 г.
В соответствии с учебным планом школы на 2020-2021 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Учебно– методический комплекс
ОБЖ 9 класс.: учеб.для общеобразоват. организаций /Смирнов А.Т. Хренников Б.О.; под ред. Смирнова А.Т. – 2-е изд. М. : Просвещение, 2015г.)
Цели и задачи учебного предмета
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ).
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
Программа предусматривает формирование обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся.
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, а также концепциями преподавания учебного предмета «ОБЖ», реализуемые в следующих мероприятиях: проведение единого урока по безопасности в сети Интернет, экскурсии учащихся в музей «Пожарной безопасности» для ознакомления с профессией спасателя, участие в районных, городских и областных соревнованиях по «ОБЖ». Все проводимые мероприятия систематизируют знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
Основы комплексной безопасности
Ученик научиться:
Квалифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнение окружающей природной среды, ЧС природного и техногенного характера;
Выявить и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций; обосновать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни, по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира или водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
Руководствоваться рекомендациями специалистов по безопасному поведению в условиях ЧС природного и техногенного характера.
Ученик получит возможность научиться:
Систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире;
Раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
Прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Ученик научиться:
Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
Характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС, по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера;
Характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России; классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения Российской Федерации от ЧС мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан в области гражданской обороны;
Характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России, по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении ЧС;
Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени;
Анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС;
Анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о ЧС;
Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуаций; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
Формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени;
Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий ЧС мирного военного времени»;
Обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
Различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
Ученик научиться:
Негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
Анализировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и анти экстремистского мышления;
Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
Моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Ученик получит возможность научиться:
Формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
Формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
Формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
Основы здорового образа жизни
Ученик научиться:
Характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средства физического совершенствования;
Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
Систематизировать знания о репродуктивном здоровье, как единой составляющей здоровья личности и общества.
Ученик получит возможность научиться:
Использовать здоровье сберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
Основы медицинских знаний
Ученик научиться:
Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
Выполнять в паре/втроем приемы оказания само- и взаимопомощи.
Ученик получит возможность научиться:
Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
3. Содержание учебного предмета
Раздел I.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
Национальная безопасность России в мировом сообществе
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны. Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России. Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РЧРС). Основные задачи, решаемые РЧРС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов. Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности.
Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств.
Профилактика наркомании.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья. Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи. Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи.
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
Основные положения Семейного кодекса РФ.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
Разделы, темы | Количество часов |
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
1. Национальная безопасность России в современном мире | 4 |
2. ЧС природного и техногенного характера и национальная безопасность России | 3 |
3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России | 3 |
4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта | 2 |
5. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени | 3 |
6. Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС мирного и военного времени | 5 |
7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ | 4 |
Раздел II. Основы медицинских знаний и ЗОЖ | 10 |
8. Основы ЗОЖ | 3 |
9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье | 3 |
10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья | 3 |
11. Оказание первой медицинской помощи | 1 |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Домашнее задание | Дата |
1 | Россия в мировом сообществе | Площадь населения, количество полезных ископаемых, часовые пояса, в какие блоки и союзы входит Россия | Узнают площадь населения, количество полезных ископаемых, часовые пояса, в какие блоки и союзы входит Россия | Параграф 1.1 | |
2 | Национальные интересы России в современном мире | В чём заключаются национальные интересы России во внутриполитической жизни, в экономической сфере, в духовной сфере и в международной сфере | Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. | Параграф 1.2 | |
3 | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России | Понятие национальной безопасности личности, общества и государства | Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России | Параграф 1.3 | |
4 | Формирование современного уровня культуры населения в области безопасности жизнедеятельности | Опасные природные явления, стихийные бедствия, аварии, техногенные катастрофы | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности Рос- сии. | Параграф 1.4 | |
5 | Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определение их классификации | Основные ключевые понятия безопасности, угрозы безопасности, национальной безопасности, опасности, ЭС, катастрофы и т.д. | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России | Параграф 2.1 | |
6 | ЧС природного характера, их причины и последствия | Землетрясения, цунами, наводнения, лесные пожары | Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного характера причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. | Параграф 2.2 | |
7 | ЧС техногенного характера, их причины и последствия | Радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрывопожароопасные объекты | Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. | Параграф 2.3 | |
8 | Военная угроза национальной безопасности России | Внешняя угроза, внутренняя угроза, трансграничная угроза, Вооруженные силы РФ | Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России | Параграф 3.1 | |
9 | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России | Что такое терроризм, чем характеризуется современная террористическая деятельность | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях | Параграф 3.2 | |
10 | Наркотизм и национальная безопасность России | Государственная политика противодействия наркотизму, статьи УК за хранение, распространение и употребление наркотиков | Анализируют статьи УК РФ, кратко записывают их содержание | Параграф 6.5 | |
11 | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | Террористическая деятельность, политический, религиозный, криминальный, националистический, технологический терроризм | Выявляют основные признаки теракта | Параграф 6.1 | |
12 | Правила поведения при угрозе террористического акта | Семь основных особенностей, которые характеризуют современный терроризм | Узнают семь особенностей, характеризующие современный терроризм. Выесняют, как действовать в той или иной ситуации при обнаружении взрывоопасных предметов | Параграф 6.1 | |
13 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РС ЧС) | Схема организации РС ЧС и её задача | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях. Выписывают задачи РС ЧС | Параграф 4.1 | |
14 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны | ГО, её составляющая и задачи, выполняемые в ходе ведения войны | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Записывают задачи ГО | Параграф 4.2 | |
15 | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | Что входит в систему МЧС, основные задачи, приоритетные направления деятельности | Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях. | Параграф 4.3 | |
16 | Мониторинг и прогнозирование ЧС | Понятие мониторинга и прогнозирования | Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Анализируют, почему прогноз ЧС является наиболее важной задачей. | Параграф 5.1 | |
17 | Инженерная защита населения и территорий от ЧС | Знать, какие инженерные сооружения необходимы для защиты населения | Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | Параграф 5.2 | |
18 | Оповещение населения о ЧС | Система оповещения России о ЧС | Узнают порядок действия населения по сигналу. | Параграф 5.3 | |
19 | Эвакуация населения | Сущность эвакуации, классификация | Выявляют порядок действия при эвакуации населения. Записывают основные действия при эвакуации населения. | Параграф 5.4 | |
20 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Что включают в себя аварийно-спасательные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Знать порядок действий при нахождении под завалами | Параграф 5.5 | |
21 | Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом | Подразделения, осуществляющие борьбу с терроризмом, законодательная база | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма». Выявляют действия спецподразделений по борьбе с терроризмом. | Параграф 6.2 | |
22 | Система борьбы с терроризмом | Социальные операции, действия правоохранительных органов, создание санитарных зон, проведение переговоров, войсковые операции | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Выявляют основополагающие принципы по борьбе с терроризмом. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. | Параграф 6.3 | |
23 | Государственная политика противодействия наркотизму | Содержание законов и указов, статьи УК РФ | Узнают меры пресечения за хранение, употребление и распространение наркотиков | Параграф 6.5 | |
24 | Профилактика наркомании | Три основных правила профилактики наркомании | Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике Узнают, какие приёмы используют наркоторговцы для привлечения молодёжи к употреблению наркотиков | Параграф 6.6 | |
25 | Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | Общее понятие здоровья, физическое, социальное, духовное здоровье | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Выявляют основные составляющие здоровья человека и записывают их. | Параграф 7.1 | |
26 | ЗОЖ и его составляющие | Физические, социальные, духовные составляющие ЗОЖ | Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. | Параграф 7.2 | |
27 | Репродуктивное здоровье – национальная безопасность России | Что такое «семья», её репродуктивное значение для развития общества | Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России. Знать аспекты взаимоотношений в семье | Параграф 7.3 | |
28 | Ранние половые связи и их последствия | Опасность ранних половых связей для молодых людей | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП. Узнают и выясняют последствия ранних половых связей | Параграф 8.1 | |
29 | Инфекции, передаваемые половым путём | Существующие болезни, передаваемые половым путём | Подбирают способы предохранения от венерических заболевания | Параграф 8.2 | |
30 | Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Синдром приобретённого иммунодефицита | Узнают правила предохранения | Параграф 8.3 | |
31 | Брак и семья | Понятие «семья», «брак», взаимоотношения супругов, факторы, влияющие на благополучие семьи | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации. Узнают порядок общения между супругом и супругой. | Параграф 9.1 | |
32 | Семья и ЗОЖ человека | Репродуктивная, воспитательная, экономическая, досуговая, финансовая функции семьи | Характеризуются основные функции семьи. | Параграф 9.2 | |
33 | Основы семейного права в РФ | Порядок вступления в брак, положение Семейного кодекса | Анализируют положение Семейного кодекса, характеризуют основные положение кодекса. | Параграф 9.3 | |
34 | Первая медицинская помощь при массовых поражениях Первая медицинская помощь при передозировке психоактивных веществ | Остановка кровотечения, мобилизация конечности, искусственное дыхание Признаки передозировки | Практическое оказание помощи. Отрабатывают в паре приемы в оказании первой помощи при массовых паражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших | Параграф 10.1 10.2 | |