Аннотация
к рабочей программе по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 5;
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности. На основе ФКГС ООО.
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год».
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от» 31.03.2014г. № 253»
учебный план МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова на 2019-2020 учебный год.
Календарный график МБОУ СОШ № 5 г. Карачева им. И.С. Кузнецова.
Программа составлена на 2019-20120 уч. год.
Рабочая программа по ОБЖ 8 класс ориентирована на использование базового учебника Основы безопасности жизнедеятельности для 7-9 классов / Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, и др. — М.: Вентана-Граф, 2019 г.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
Основными задачами изучения данной предметной области являются следующие:
Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения умением ориентироваться в них;
Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их преодоления;
Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть последствия своего поведения.
На изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности 8 класс отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Структура рабочей программы:
Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса)
Содержание учебного предмета (курса)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 города Карачева
им. И.С. Кузнецова
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно- математического цикла Протокол № _____ от «___»______________2019 г. | Согласовано Зам. директора по УР ___________Ю.Ф. Жиляева от «___»______________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №5 г.Карачева им. И.С. Кузнецова ______________Е.Е. Николаева Приказ № ____ «____» ________________2019 г. |
Рабочая программа
по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 8 класса
на 2020-2021 учебный год
Разработал учитель ОБЖ
Жиляева Юлия Фанильевна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (КУРСА)
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного без
опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира:
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственною поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы,
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы дли решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- освоение приемов и действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
- понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (8 ч.)
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.
2. Современный транспорт и безопасность (13 ч.)
Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.
Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время полёта.
Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.
Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта
3. Безопасный туризм (14 ч.)
Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.
Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.
Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавательных средств.
Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов, используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
№ урока | № в разделе | Тема урока | Материально-техническое оснащение | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (8 ч.) |
1 | 1 | Лес – это серьезно | Презентация, проектор | 1. Знают ядовитые растения нашей местности. 2. Определяют порядок оказания первой помощи при отравлении. |
2 | 2 | О грибах съедобных и несъедобных | | 1. Знают самые распространенные съедобные и ядовитые грибы. 2. Излагают правила сбора грибов. |
3 | 3 | Первая помощь при отравлении | | Знают основные правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами и другими растениями |
4 | 4 | Неожиданные встречи в лесу | | 1. Определяют правила поведения при встрече с опасными животными. 2. Знают правила поведения при грозе в лесу. |
5 | 5 | Чем опасен водоем? | Плакат | 1.Определяют причины возникновения опасных ситуаций на воде. 2. Знают правила безопасного поведения на воде во время купания и катания на лодке. |
6 | 6 | Как помощь тонущему человеку | | 1. Умеют оказывать первую помощь тонущему человеку. 2.Знают приемы проведения искусственного дыхания |
7 | 7 | Основные приемы проведения искусственного дыхания | |
8 | 8 | Как спастись, если провалился под лед? | | 1. Знают правила поведения на льду. 2. Умеют оказывать первую помощь провалившемуся под лед. |
2. Современный транспорт и безопасность (13 ч.) |
9 | 1 | Транспорт в современном мире | | Знают об экологической опасности транспорта. Определяют виды транспортных средств. |
10 | 2 | Чрезвычайные ситуации на дорогах | | 1.Определяют основные причины возникновения чрезвычайных ситуаций на дорогах 2. Излагают причины и последствия ДТП. |
11 | 3 | Дорожно-транспортное происшествие. Причины и последствия | |
12 | 4 | Правила дорожного движения | |
13 | 5 | Опасные игры на дорогах | | 1. Знают основные причины возникновения опасных ситуаций на дороге 2. Умеют определять правила поведения на дорогах |
14 | 6 | Правила поведения при ДТП | | Знают как себя вести при ДТП... |
15 | 7 | Оказание первой помощи при ДТП | манекен | Умеют оказывать первую помощь пострадавшим при ДТП |
16 | 8 | Опасные ситуации в метро | | 1. Определяют метро как транспорт повышенной опасности.2. Знают как себя вести в метро. |
17 | 9 | Авиакатастрофы | | 1. Знают правила поведения на борту, в том числе и в нестандартных ситуациях. |
18 | 10 | Правила поведения на борту авиалайнера | | Определяют особенности железнодорожного транспорта. Знают как себя вести при крушении поезда и пожаре в метро. |
19 | 11 | Пожар на борту самолета | |
20 | 12 | Железнодорожные катастрофы | |
21 | 13 | Зацепинг – опасная игра | | Знают виды экстремальных увлечений и их последствия |
3. Безопасный туризм (14 ч.) |
22 | 1 | Обеспечение безопасности в туристических походах | | 1.Определяют понятие «туризм» и его роль для человека как вида отдыха. 2.Знают об обязанностях туриста в туристической группе. |
23 | 2 | Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей | | Определяют объективные и субъективные трудности туристского похода. Знают основные виды туристического снаряжения |
24 | 3 | Туристическое снаряжение | |
25-26 | 4-5 | Правила безопасности в туристическом походе | | 1. Знают правила безопасности в туристском походе. Определяют требования к составлению графика движения туристской группы. |
27 | 6 | Обеспечение безопасности при переправах через реки | | 1.Знают правила безопасного преодоления естественных препятствий - рек, оврагов. 2.Умеют распределять роли между участниками похода при организации переправ. |
28 | 7 | Правила безопасности при выборе места бивуака | | 1.Знают основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака. 2.Определяют типы костров и правила их разведения. |
29 | 8 | Если турист отстал от группы… | | 1.Знают алгоритм действий туриста, который оказался в лесу один. 2.Определяют состав аварийного набора туриста. |
30 | 9 | Туризм и экология окружающей среды | | 1. Знают правила экологически безопасного поведения в туристском походе. |
31 | 10 | Обеспечение безопасности в водном туристическом походе | | 1.Определяют требования к специальному снаряжению в водном походе. 2.Знают правила безопасного поведения в водном походе. 3.Определяют правила безопасности при использовании плавсредств. |
32 | 11 | Подготовка к водному туристическому походу | |
33 | 12 | Правила безопасного поведения водного похода | |
34 | 13 | Промежуточная аттестация в форме зачета | | |
35 | 14 | Узлы в туристическом походе | | 1.Знают функции, свойства и особенности узлов. 2. Определяют требования к узлам из практики применения в походных условиях. |