Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с авторской программой А. А. Плешакова (УМК «Школа России») – М.: Просвещение, 2014.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
Учебный план на 2018-2019 учебный год МБОУ СШ «Центр образования» г. Волгодонска.
Данная программа входит в предметную линию УМК системы «Школа России» и адресована обучающимся 1-4 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 4 года обучения. Целями изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе являются:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе; создание условий для формирования и развития у школьников: творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике, коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В 3-в классе программа по предмету «Окружающий мир» рассчитана на 68 часов в год (2 часа) в неделю.
На основании Постановления Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018году, Постановления Правительства РФ от ______«О переносе выходных дней в 2019 году» с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 68 часов, так как 2 часа выпадает на праздничные и выходные дни: 05.11.18, 01.05.19.
Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.
Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
- Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения. Открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У третьеклассника продолжится формирование ИКТ- компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Формы контроля
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Особенности организации контроля по "Окружающему миру"
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать, мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов; их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Отметки за устные ответы:
«5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
«4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
«3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тест
"5" ставится за 90 - 100% правильно выполненных заданий
"4" ставится за 70 - 80% правильно выполненных заданий
"3" ставится за50 - 60% правильно выполненных заданий
"2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 3 класс – 68 ч (34 учебные недели). Из них:
• проверочных работ – 6;
• комплексных работ – 2;
• экскурсий – 6;
• практических работ – 9;
• проектных работ – 6.
График контрольных и проверочных работ
№ п/п | Дата проведения | Форма контроля | Тема |
1 четверть |
1 | 19.09.18 | Тест | «Как устроен мир» |
2 | 10.10.18 | Тест | «Круговорот воды» |
2четверть |
1 | 03.12.18 | Тест | «Эта удивительная работа» |
2 | 05.12.18 | Комплексная работа (административная) |
3 четверть |
1 | 16.01.19 | Тест | «Мы и наше здоровье» |
2 | 13.02.19. | Тест | «Наша безопасность» |
4 четверть |
3 | 03.04.19 | Тест | «Чему учит экономика» |
1 | 24.04.19 | Комплексная работа (административная) |
2 | 15.05.19 | Итоговая контрольная работа |
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6 ч).
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.
Проект «Богатства отданные людям»
Эта удивительная природа (18 ч).
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.
Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.
Проект «Разнообразие природы родного края»
Мы и наше здоровье (10 ч).
Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.
Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Проект «Школа кулинаров»
Наша безопасность (7 ч).
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.
Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.
Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.
Проект «Кто нас защищает»
Чему учит экономика (12 ч).
Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.
Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.
Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.
Проект «Экономика родного края»
Путешествие по городам и странам (13 ч).
Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.
Бережное отношение к культурному наследию человечества.
Проект «Музей путешественников»
5. Тематическое планирование
№ п/п | Название темы раздела | Количество часов |
1 | «Как устроен мир» | 6 |
2 | «Эта удивительная природа» | 18 |
3 | «Мы и наше здоровье» | 10 |
4 | «Наша безопасность» | 7 |
5 | «Чему учит экономика» | 12 |
6 | «Путешествия по городам и странам» | 13 |
Итого: | 66 |
6. Календарно - тематическое планирование по окружающему миру
3 класс УМК «Школа России»
№ п/п | Название раздела, темы урока (темы контрольной, практической, лабораторной, творческой работы) | Кол-во часов | Дата | Домашнее задание |
1 четверть |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) |
1 | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей | 1 | 03.09 | с.4-9, т. с.7 № 5 |
2 | Человек. Ступеньки познания | 1 | 05.09 | с.10-15, т. с.11 № 5 |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | 1 | 10.09 | с.16-17, т. с. 12-13 |
4 | Общество | 1 | 12.09 | с.18-23, т. с.16 № 6 |
5 | Что такое экология | 1 | 17.09 | с.24-28, т. с. 18 № 4 |
6 | Природа в опасности. Охрана природы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир» (тест) | 1 | 19.09 | с.29-34, т. с. 20 № 4 |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) |
7 | Тела, вещества, частицы | 1 | 24.09 | с.36-40, т. с. 24 № 3 |
8 | Разнообразие веществ | 1 | 26.09 | с.41-45, т. с. 25 № 1 |
9 | Воздух и его охрана | 1 | 01.10 | с.46-50, т. с. 29 № 5 |
10 | Вода и жизнь. Свойства воды | 1 | 03.10 | с.51-54, т. с. 32 № 6 |
11 | Превращения и круговорот воды | 1 | 08.10 | с.55-58, т. с. 34 № 4 |
12 | Берегите воду! Тест по теме «Круговорот воды» | 1 | 10.10 | с.59-63, т. с. 36 № 4 |
13 | Что такое почва | 1 | 15.10 | с.64-68, т. с. 38 № 5 |
14 | Разнообразие растений | 1 | 17.10 | с.69-73, т. с. 41 № 4 |
15 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | 22.10 | с.74-77, т. с. 44 №4 |
16 | Размножение и развитие растений | 1 | 24.10 | с.78-81, т. с. 45 №2 |
2 четверть |
17 | Охрана растений | 1 | 07.11 | с.82-86, т. с. 48 № 5 |
18 | Разнообразие животных | 1 | 12.11 | с.87-93, т. с. 54 № 5 |
19 | Кто что ест | 1 | 14.11 | с.94-97, т. с. 56 № 3 |
20 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | 19.11 | с.98-99, т. с. 58-59 |
21 | Размножение и развитие животных | 1 | 21.11 | с.100-105, т. с. 61 № 3 |
22 | Охрана животных | 1 | 26.11 | с.106-111,т.с. 64 № 3 |
23 | В царстве грибов | 1 | 28.11 | с.112-117, т. с. 68 № 5 |
24 | Великий круговорот жизни. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» (тест) | 1 | 03.12 | с.118-120, т. с. 69 № 2 |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) |
25 | Комплексная работа (административная) | 1 | 05.12 | повторение |
26 | Анализ комплексной работы Организм человека | 1 | 10.12 | с.122-125, т. с. 72 № 4 |
27 | Органы чувств | 1 | 12.12 | с.126-129, т. с. 74 № 3 |
28 | Надёжная защита организма | 1 | 17.12 | с.130-133, т. с. 76 № 4 |
29 | Опора тела и движение | 1 | 19.12 | с.134-137, т. с. 77 № 4 |
30 | Наше питание | 1 | 24.12 | с.138-143, т. с. 80-81 |
31 | Дыхание и кровообращение | 1 | 26.12 | с.144-146, т. с. 84 № 5 |
3 четверть |
32 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни | 1 | 14.01 | с.147-149, т. с. 85 № 4 с.150-153, т. с. 86 № 3 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» (тест) | 1 | 16.01 | инд. задания |
34 | Проект «Школа кулинаров» | 1 | 21.01 | инд. задания |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) |
35 | Огонь, вода и газ | 1 | 23.01 | с.4-7, т. с. 5 № 6 |
36 | Чтобы путь был счастливым | 1 | 28.01 | с.8-13, т. с. 8 № 5 |
37 | Дорожные знаки | 1 | 30.01 | с.14-17, т. с. 9 № 1 |
38 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | 04.02 | с.18-19, т. с. 12-13 |
39 | Опасные места | 1 | 06.02 | с.20-24, т. с. 15 № 4 |
40 | Природа и наша безопасность | 1 | 11.02 | с.25-30, т. с. 16 № 2 |
41 | Экологическая безопасность. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» (тест) | 1 | 13.02 | с.31-36, т. с. 19 № 1 (2) |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) |
42 | Для чего нужна экономика | 1 | 18.02 | с.38-41, т. с. 25 № 7 |
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | 20.02 | с.42-45, т. с 27 № 4 |
44 | Полезные ископаемые | 1 | 25.02 | с.46-50, т. с.30 № 4 |
45 | Растениеводство | 1 | 27.02 | с.51-55, т. с.33 № 5 |
46 | Животноводство | 1 | 04.03 | с.56-59, т. с. 37 № 7 |
47 | Какая бывает промышленность | 1 | 06.03 | с.60-63, т. с. 41 № 6 |
48 | Проект «Экономика родного края» | 1 | 11.03 | с.64-65, т. с. 42-43 |
49 | Что такое деньги | 1 | 13.03 | с.66-70, т. с. 44 № 2 |
50 | Государственный бюджет | 1 | 18.03 | с.71-74, т. с. 48 № 4 |
51 | Семейный бюджет | 1 | 20.03 | с.75-78, т. с. 50 № 5 |
4 четверть |
52 | Экономика и экология | 1 | 01.04 | с.79-84, т. с. 51 № 3 |
53 | Экономика и экология Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика?» (тест) | 1 | 03.04 | инд. задания |
Раздел «Путешествие по городам и странам» (13ч) |
54 | Золотое кольцо России | 1 | 08.04 | с.86-88, т. с.57 № 6 |
55 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны | 1 | 10.04 | с.89-92, т. с. 58 № 7 |
56 | Города Золотого кольца России. Проверь себя (тест) | 1 | 15.04 | с.93-97, т. с. 58 № 8 |
57 | Проект «Музей путешествий» | 1 | 17.04 | с.98-99, т. с. 60-61 |
58 | Наши ближайшие соседи | 1 | 22.04 | с.100-105, т. с. 65 № 5 |
59 | Комплексная работа | 1 | 24.04 | повторение |
60 | На севере Европы | 1 | 29.04 | с.108-117, т. с. 71 № 8 |
61 | Что такое Бенилюкс. В центре Европы | 1 | 06.05 | с.118-124, т с. 75 №7 с.125-131, т. с. 78 № 7 |
62 | По Франции и Великобритании (Франция) | 1 | 08.05 | с.132-137, т. с. 82 № 4 |
63 | По Франции и Великобритании (Великобритания). На юге Европы | 1 | 13.05 | с.138-141, т. с. 86 № 10 |
64 | Итоговая контрольная работа | 1 | 15.05 | с.142-148 ,т с. 90 № 11 |
65 | По знаменитым местам мира | 1 | 20.05 | с.149-153, т. с. 91 № 1 |
66 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 1 | 22.05 | читать «Зеленые страницы» |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Средства обучения:
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Проектор
5. Экран
6. Таблицы и аудиозаписи в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по окружающему миру (в том числе и в цифровой форме).
7. Видеофильмы по природоведению, этнографии народов России и мира.
Список учебно-методического комплекта:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017. (ФП 1.1.3.1.3.3)
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2017.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы - М.: «Просвещение», 2014.
4. Васильева Н.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Поурочные разработки к УМК А. А. Плешакова (Школа России). ФГОС Издательство: Вако, 2017.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся:
1. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся нач. классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2014.
2. Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель: книга для учащихся нач. классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
3. Плешаков А. А. Зеленые страницы. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир : 3 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2017.
Перечень ЦОРов и ЭОРов:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение. – М.: Просвещение, 2013.
2. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику А. А. Плешакова / авт.-сост. А. А. Бондаренко (компакт-диск) – издательство «Учитель», Волгоград, 2016.
Перечень обучающих справочно-информационных, компьютерных программ:
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа : www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru
5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» от _29.08.2017 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко от_29.08.2017_ |
14