СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», соответствующей ФГОС второго поколения (М.: «Просвещение» 2010), авторской программы «Окружающий мир. 1-4 классы» А. А. Плешакова (Образовательная программа «Школа России»)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир"»


Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 г.), Примерной основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Окружающий мир», соответствующей ФГОС второго поколения (М.: «Просвещение» 2010), авторской программы «Окружающий мир. 1-4 классы» А. А. Плешакова (Образовательная программа «Школа России»),

Цель изучения предмета «Окружающий мир» – осмысление детьми личного опыта общения с людьми и природой и приучение их к рациональному постижению мира.

Задачи:

- упорядочить опыт ребенка и показать всеобщую взаимосвязь ученика со всей окружающей его действительностью;

-овладение учащимися основами практико–ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;

- учить осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

- формировать у младших школьников фундамент экологической и культурологической грамотности и соответствующих умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;

-формировать вектор культурно – ценностных ориентаций младших школьников в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.


Место учебного предмета в учебном плане.

На изучение данного курса отводится 68 часов (2 часа в неделю). В том числе:

  • практических работ – 14;

  • обобщающих уроков – 6;

  • итоговых тестов – 2.

Срок реализации программы – 34 учебных недели.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить, как хорошие или плохие;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;

- добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 3-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Требования к результатам обучения учащихся к концу 3-го класса (предметные результаты)

В результате изучения окружающего мира учащиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в при­роде;

- основные группы живого (растения, животные, грибы, бакте­рии);

- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

- съедобные и несъедобные грибы;

- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри жи­вой природы (между растениями и животными, между различны­ми животными);

- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие лю­дей на природу, меры по охране природы, правила личного по­ведения в природе);

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены; основы здорового образа жизни;

- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, осно­вы экологической безопасности;

- потребности людей; товары и услуги;

- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сель­ского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, ос­новы семейного бюджета;

- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны за­рубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-опреде­лителя; различать наиболее распространенные в данной местно­сти растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновы­вать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказы­вать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обра­щаться с бытовым фильтром для очистки воды;

- владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


Содержание программы

Как устроен мир – 7 ч

Эта удивительная природа – 19 ч

Мы и наше здоровье –9 ч

Наша безопасность – 8 ч

Чему учит экономика – 12 ч

Путешествие по городам и странам - 13 ч


Литература

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. 3 класс. М.: «Просвещение», 2019.

  3. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.

  4. Методические рекомендации для учителя по предмету «Окружающий мир» 3 класс. А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2019.

Демонстрационные пособия и раздаточный материал:

  • комплект учебных таблиц и карт;

  • гербарии;

  • коллекция горных пород и минералов;

  • набор термометров;

  • приборы для опытов.













Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

по плану

по факту

Как устроен мир (7 ч)

1.1

Природа, её разнообразие. Ценность природы для людей



2.2

Человек



3.3

Проект «Богатства, отданные людям»



4.4

Общество



5.5

Что такое экология



6.6

Природа в опасности! Охрана природы



7.7

Обобщение по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.



Эта удивительная природа (19 ч)

8.1

Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы»



9.2

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследуем продукты на содержание крахмала»



10.3

Воздух и его охрана. Практическая работа

3 «Свойства воздуха»



11.4

Вода. Практическая работа №4 «Свойства воды»



12.5

Превращения и круговорот воды. Практическая работа №5 «Круговорот воды»



13.6

Берегите воду!



14.7

Что такое почва. Практическая работа №6 «Исследуем состав почвы»



15.8

Разнообразие растений



16.9

Солнце, растения и мы с вами



17.10

Размножение и развитие растений. Практическая работа №7 «Изучаем способы распространения плодов»



18.11

Охрана растений



19.12

Разнообразие животных



20.13

Кто что ест



21.14

Проект «Разнообразие природы родного края»



22.15

Размножение и развитие животных



23.16

Охрана животных



24.17

В царстве грибов



25.18

Великий круговорот жизни



26.19

Обобщение по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа



Мы и наше здоровье (9 ч)

27.1

Организм человека. Практическая работа №8 «Измеряем свой рост и массу тела»



28.2

Органы чувств



29.3

Надёжная защита организма. Практическая работа №9 «Исследуем нашу кожу»



30.4

Опора тела и движение



31.5

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»



32.6

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №10 «Учимся измерять пульс»



33.7

Умей предупреждать болезни



34.8

Здоровый образ жизни



35.9

Обобщение по теме «Мы и наше здоровье».

Проверочная работа



Наша безопасность (8 ч)

36.1

Огонь, вода и газ



37.2

Чтобы путь был счастливым



38.3

Дорожные знаки



39.4

Проект «Кто нас защищает»



40.5

Опасные места



41.6

Природа и наша безопасность



42.7

Экологическая безопасность. Практическая работа №11 «Учимся пользоваться бытовым фильтром для воды»



43.8

Обобщение по теме «Наша безопасность».

Проверочная работа



Чему учит экономика (12 ч)

44.1

Для чего нужна экономика



45.2

Природные богатства и труд людей – основа экономики



46.3

Полезные ископаемые. Практическая работа №12 «Исследуем полезные ископаемые»



47.4

Растениеводство. Практическая работа №13 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения»



48.5

Животноводство



49.6

Какая бывает промышленность



50.7

Проект «Экономика родного края»



51.8

Что такое деньги. Практическая работа №14 «Изучаем российские монеты»



52.9

Государственный бюджет



53.10

Семейный бюджет



54.11

Экономика и экология



55.12

Обобщение по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа



Путешествие по городам и странам (13 ч)

56.1

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца



57.2

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Достопримечательности городов Золотого кольца



58.3

Проект «Музей путешествий»



59.4

Наши ближайшие соседи



60.5

На севере Европы



61.6



62.7

Что такое Бенилюкс



63.8

В центре Европы



64.9

По Франции и Великобритании



65.10

На юге Европы



66.11

По знаменитым местам мира



67.12

Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.



68.13

Что мы узнали и чему научились за год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!