Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г.о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальной школы Руководитель ШМО ________ Рыжкова Н. А. Протокол №___ от «____» _____________ 2018 г. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________ Шевченко Л. Б. «_____» _____________ 2018 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 ________С.И. Тухватулина Приказ №_____ от «___» ____ 2018 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
(УМК «Школа России»)
4 В, 4Г, 4Д, 4Е, 4Ж, 4З , 4И классы
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 2
Количество часов в год: 68
Составители:
учителя начальных классов
Ильменейкина Надежда Сергеевна,
Завьялова Мария Андреевна,
Сергеева Людмила Григорьевна,
Смирнова Вита Васильевна,
Твёрдая Валентина Николаевна,
Фефелова Ксения Олеговна,
Щеглова Ирина Ивановна.
2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Содержание
1 | Общие цели и задачи предмета «Окружающий мир» на начальной ступени образования. | 3 |
2 | Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир». | 3 |
3 | Содержание учебного предмета «Окружающий мир». | 8 |
4 | Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы. | 13 |
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе ООП НОО МОУ СОШ №32 и программы по предмету «Окружающий мир» УМК «Школа России» 1-4 класс: сборник рабочих программ «Школа России» / Плешаков А.А.— М.: Просвещение, 2016 г.
В 4 классе на изучение окружающего мира отводится 68 часов в год из расчёта 2 часа в неделю.
Общие цели и задачи предмета «Математика» на начальной ступени образования.
Основные цели изучения окружающего мира в школе:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачами изучения окружающего мира являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Окружающий мир»
Данная программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;
осознанние норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории;
знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
умение объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающийся научится:
знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу;
объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны;
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
определять: * Земля — планета Солнечной системы;
объяснять причины смены дня и ночи и времен года;
рассказывать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
называть некоторые современные экологические проблемы;
определять природные зоны России;
называть особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений;
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты;
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины: отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
устанавливать и принимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Раздел 1.
Земля и человечество. 9 ч
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Раздел 2.
Природа России. 10 ч
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Раздел 3.
Родной край — часть большой страны. 15 ч
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Раздел 4.
Страницы всемирной истории. 5 ч
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел 5.
Страницы истории России. 20 ч
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Раздел 6.
Современная Россия. 9 ч
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отведённых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов на изучение |
1. | Земля и человечество. | 9 |
2. | Природа России. | 10 |
3. | Родной край - часть большой страны. | 15 |
4. | Страницы всемирной истории. | 5 |
5. | Страницы истории России. | 20 |
6. | Современная Россия. | 9 |
| Итого | 68 |
Практическая часть выполнения программы
Вид работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
Практическая работа | 12 | 7 | - | - | 19 |
Проверочная работа | 1 | - | 1 | - | 2 |
Диагностическая работа | 1 | 1 | - | 1 | 3 |
Тест | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Раздел 1. Земля и человечество (10 часов). |
1 | 1 четверть ИОТ -016 2017 Мир глазами астронома. | 04.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 07.09 | |
3 | Звёздное небо - Великая книга Природы. | 11.09 | |
4 | Мир глазами географа. Пояса Земли. | 14.09 | |
5 | Мир глазами историка. | 18.09 | |
6 | Когда и где? История – путешествие вглубь времен. | 21.09 | |
7 | Мир глазами эколога. | 25.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. | 28.09 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. Тест № 1. | 02.10 | |
10 | Равнины и горы России. | 05.10 | |
Раздел 2. Природа России (12 часов) |
11 | Моря, озёра и реки России. | 09.10 | |
12 | Природное сообщество «Водоем». Экскурсия №1. | 12.10 | |
13 | Природные зоны России. | 16.10 | |
14 | Зона арктических пустынь. | 19.10 | |
15 | Тундра. Проверочная работа. | 23.10 | |
16 | Леса России. | 26.10 | |
17 | 2 четверть ИОТ-016-2017 Леса России. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов». | 06.11 | |
18 | Растения и животные леса. Экскурсия № 2. | 09.11 | |
19 | Лес и человек. Проверочная работа «Природные зоны». | 13.11 | |
20 | Зона степей. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей». | 16.11 | |
21 | Пустыни. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь». | 20.11 | |
22 | У Чёрного моря. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков». Тест №2 «Природные зоны России». | 23.11 | |
Раздел 3. Родной край – часть большой страны (12 часов). |
23 | Родной край – часть большой страны. Экскурсия №2. | 27.11 | |
24 | Наш край. Практическая работа «Знакомство с картой родного края». | 30.11 | |
25 | Поверхность нашего края. | 04.12 | |
26 | Водные богатства нашего края. | 07.12 | |
27 | Наши подземные богатства. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств». | 11.12 | |
28 | Земля – кормилица. | 14.12 | |
29 | Жизнь леса. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание». | 18.12 | |
30 | Жизнь луга. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание». | 21.12 | |
31 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | 25.12 | |
32 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание». | 28.12 | |
Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 часов). |
33 | 3 четверть ИОТ-016-2017 Начало истории человечества. | 15.01 | |
34 | Мир древности: далёкий и близкий. | 18.01 | |
35 | Средние века: время рыцарей и замков. Презентация проекта: “Павел I – император - рыцарь” | 22.01 | |
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 25.01 | |
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. Тест № 4. | 29.01 | |
Раздел 5. Страницы истории России (20 часов). |
38 | Жизнь древних славян. | 01.02 | |
39 | Во времена Древней Руси. | 05.02 | |
40 | Страна городов. | 08.02 | |
41 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 12.02 | |
42 | Трудные времена на русской земле. Презентация проекта: “Святой благоверный князь Александр Невский”. | 15.02 | |
43 | Русь расправляет крылья. | 19.02 | |
44 | Куликовская битва. | 22.02 | |
45 | Иван Третий. | 26.02 | |
46 | Мастера печатных дел. | 01.03 | |
47 | Патриоты России. | 05.03 | |
48 | Пётр Великий. | 12.03 | |
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. Проверочная работа №2 | 15.03 | |
50 | Екатерина Великая. | 19.03 | |
51 | Отечественная война 1812 года. | 22.03 | |
52 | Страницы истории XIX века. | | |
53 | 4 четверть ИОТ-016-2017 Россия вступает в XX век. | 02.04 | |
54 | Страницы истории 1920-1930-х годов. | 05.04 | |
55 | Великая война и великая Победа. | 09.04 | |
56 | Великая война и великая Победа. Презентация проекта: “Великие победы России». | 12.04 | |
57 | Страна, открывшая путь в космос. Тест № 5. | 16.04 | |
Раздел 6. Современная Россия (9 часов). |
58 | Основной закон России и права человека. | 19.04 | |
59 | Мы – граждане России. | 23.04 | |
60 | Всероссийская проверочная работа. | 26.04 | |
61 | Славные символы России. | 30.04 | |
62 | Такие разные праздники. | 03.05 | |
63 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа. | 07.05 | |
64 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку). | 10.05 | |
65 | Путешествие по России (на просторах Сибири). | 14.05 | |
66 | Путешествие по России (по Уралу). | 17.05 | |
67 | Путешествие по России (по северу европейской России). | 21.05 | |
68 | Презентация проекта: “Я - гражданин России”. | 24.05 | |
Материально-техническое обеспечение
Классная доска с креплениями для таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Аудиомагнитофон.
Телевизор с диагональю не менее 72 см.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
16