Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучения учащихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) начального общего образования (далее – АООП НОО).
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»
- учебного плана образовательного учреждения.
Программа предмета «Окружающий социальный мир» рассчитана на 4 года . Общее количество часов за уровень начального общего образования составляет 203 часа со следующим распределением часов по классам 1 класс-33часа, 2 класс-34часа, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. «Окружающий социальный мир» входит в образовательную область «Окружающий мир».
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
- формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
основным ожидаемым результатом освоения, обучающимся АООП (вариант 2) является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Ожидаемые личностные результаты освоения АООП заносятся в СИПР каждого ребёнка с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально окружающего мира у детей. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
- разноуровнего обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
При использовании практического метода (многократное повторение выполнения конкретного действия) предварительно «отрабатывается» в подводящих, подготовительных упражнениях, а затем они включаются в работу.
Основная форма организации учебного процесса – урок-занятие.
Учебный предмет обучающиеся осваивают в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи, макеты .
- дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»
- аудио и видеоматериалы, презентации, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах.
тетради – раскраски с различными объектами окружающего социального мира.
- комплект рабочих тетрадей "Я-говорю!" под редакцией Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной (из серии "Ребенок в семье", "Ребенок и его игрушки", "Ребенок в школе", "Ребенок и его дом".
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Тип урока | ТЕХНОЛОГИИ | Планируемые результаты |
минимальные | достаточные |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Школа. Экскурсия по Центру. ИОТ и ТБ. | вводный | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | участвует в экскурсии | различает помещения Центра |
2 | Знание назначения помещений Центра. Нахождение помещений в Центре. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | знает свой класс, помещение столовой, туалет | знает где расположены: класс, спортзал, кабинет музыки, столовая, гардероб, кабинеты реабилитации, туалет |
3 | Соотнесение работника Центра с его профессией. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | знает своего учителя, воспитателя, повара | соотносит работника Центра с его профессией учитель, повар, врач, воспитатель |
4 | Я- ученик.Моя парта. Правила поведения в Центре (на уроке) | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | знает своё рабочее место, не покидает его во время урока | знает зоны класса, своё рабочее место, правила поведения на уроке (с помощью) |
5 | Соблюдение распорядка школьного дня. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | способен не покидать рабочее место во время урока без спроса | соблюдает распорядок школьного дня. |
6 | Различение школьных принадлежностей. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | находит школьные принадлежности: карандаш, цветные карандаши, книга, тетрадь вместе с учителем | различает школьные принадлежности: ручка, карандаш простой, цветные карандаши, книга, тетрадь |
7 | Школьные принадлежности (действия с ними). Тетрадь, карандаш. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | простейшие манипуляции школьными принадлежностями | может действовать карандашом, тетрадью |
8 | Различение мальчика и девочки по внешнему виду. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | пытается делать выбор половой принадлежности ребёнка с помощью учителя | знает, различает мальчика (девочку) по внешнему виду |
9 | Знание способов проявления дружеских чувств. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | проявление элементарных чувств | знает способы проявления дружеских чувств. |
10 | Умение выражать свой интерес к другому человеку. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | проявление элементарных чувств | умеет выражать свой интерес к другому человеку. |
11 | Предметы и материалы, изготовленные человеком. Узнавание свойств бумаги . | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выполняет элементарные практические действия с бумагой вместе с учителем | знает свойства бумаги (рвётся, мнётся, намокает) на практике |
12 | Различение видов бумаги по плотности | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает вид бумаги по плотности 1 из 2, представленных вместе с учителем | узнаёт, различает виды бумаги по плотности (альбомный лист, калька, картон) на практике |
13 | Различение видов бумаги по фактуре | комбинированный урок | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает вид бумаги по фактуре 1 из 2, представленных вместе с учителем | узнаёт, различает виды бумаги по фактуре (глянцевая, бархатная) на практике |
14 | Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга.) | комбинированный урок | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает предметы, изготовленных из бумаги1 из 2 представленных вместе с учителем | узнаёт предметы, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, книга) на практике |
15 | Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой. | комбинированный урок | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает инструменты, с помощью которых работают с бумагой вместе с учителем | узнаёт инструменты, с помощью которых работают с бумагой (ножницы) |
16 | Знакомство со свойствами дерева (прочность, твёрдость). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, топор). | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево 1 из 2 представленных вместе с учителем | узнаёт инструменты, с помощью которых обрабатывают дерево(молоток, пила, топор) (игрушечный набор) |
17 | Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выполняет элементарные действия вместе с учителем | соблюдает правил безопасности при работе с инструментами (с помощью) |
18 | Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, постельное бельё) | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает предметы, изготовленные из ткани 1 из 2 представленных вместе с учителем | знает предметы, изготовленные из ткани (одежда, постельное бельё) |
19 | Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает инструменты, с помощью которых работают с тканью 1 из 2 представленных вместе с учителем | знает инструменты, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла) |
20 | Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (игрушки, посуда). | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выбирает предметы, изготовленные из пластмассы 1 из 2 представленных вместе с учителем | знает предметы, изготовленные из пластмассы (игрушки, посуда) |
21 | Предметы быта. Узнавание электробытовых приборов . | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, электробытовые приборы |
22 | Различение электробытовых приборов . | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | различает электробытовые приборы |
23 | Узнавание и различение электробытовых приборов . | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы электробытовые приборы с помощью учителя | узнаёт, различает электробытовые приборы (телевизор, стиральная машина, холодильник) |
24 | Узнавание предметов мебели. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы мебели с помощью учителя | Узнаёт предметы мебели |
25 | Различение предметов мебели. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы мебели с помощью учителя | различает предметы мебели |
26 | Узнавание и различение предметов мебели. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы мебели с помощью учителя | узнаёт, различает предметы мебели |
27 | Узнавание (различение) предметов интерьера. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы интерьера с помощью учителя | Узнаёт предметы интерьера |
28 | различение предметов мебели. | комбинированный урок | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы интерьера с помощью учителя | различает предметы интерьера |
29 | Узнавание и различение предметов интерьера. | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы интерьера с помощью учителя | узнаёт, различает предметы интерьера |
30 | Узнавание (различение) предметов быта (повторение). | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает предметы интерьера с помощью учителя | узнаёт, различает предметы интерьера |
31 | Продукты питания. Узнавание (различение) напитков . | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает напитки с помощью учителя | Узнаёт напитки на вкус |
32 | Различение напитков . | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает напитки с помощью учителя | Различает напитки на вкус |
33 | Узнавание мучных изделий | повторение, обобщение и закрепление материала | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает мучные изделия с помощью учителя | Узнаёт мучные изделия на вкус |
34 | Различение мучных изделий на вкус. | повторение, обобщение и закрепление материала | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает мучные изделия с помощью учителя | различает мучные изделия на вкус |
35 | Узнавание молочных продуктов на вкус. | вводный | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает молочные продукты с помощью учителя | Узнаёт молочные продукты на вкус |
36 | Различение молочных продуктов на вкус. | сообщение новых знаний | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает молочные продукты с помощью учителя | различает молочные продукты на вкус |
37 | Узнавание (различение) кондитерских изделий на вкус. | сообщение новых знаний | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает мучные изделия с помощью учителя | Узнаёт мучные изделия на вкус |
38 | Различение кондитерских изделий на вкус. | сообщение новых знаний | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает мучные изделия с помощью учителя | различает мучные изделия на вкус |
39 | Повторение (напитки) | сообщение новых знаний | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает напитки с помощью учителя | Различает напитки на вкус |
40 | Повторение (мучные, молочные продукты) | практическая работа | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает мучные изделия с помощью учителя | различает мучные , молочные изделия на вкус |
41 | Город Мой дом (квартира). Части дома | порактическая работа | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | знает место жительства | Знает и называет город - место жительства |
42 | Части дома (этажи) | комбинированный урок | организация ситуаций взаимодействия, поэтапного формирования умственных действий, разноуровневые задания | знает этаж на котором учиться, живет (высоко-низко) | знает этаж на котором учиться, живет |
43 | Комнаты. Назначение комнат | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | Узнает кухню, спальню | Узнает и называет кухню, спальню |
44 | Комнаты. Назначение комнат | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | Узнает туалет, ванную | Узнает и называет туалет, ванную |
45 | Узнавание средств связи. Пользование телефоном. | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает средство связи (телефон) | узнаёт, различает средство связи (телефон), выполняет элементарные действия с ним |
46 | Различение средств связи. Пользование телефоном. | вводный | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | показывает средство связи (телефон) | узнаёт, различает средство связи (телефон), выполняет элементарные действия с ним |
47 | Узнавание (различение) частей территории улицы. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | знает двор Центра, игровую площадку, тротуар и дорогу перед Центром | узнаёт, различает части территории улицы (сквер, сад, площадка, двор, проезжая часть, тротуар) |
48 | Узнавание правил поведения на улице. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые задания | выполняет элементарные правила поведения на улице с помощью учителя | знает и выполняет правила поведения на улице (с помощью) |
49 | Транспорт. Узнавание (различение) наземного транспорта. | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает транспорт с помощью учителя | узнаёт, различает наземный транспорт |
50 | Наземный транспорт. Части наземного транспорта. | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | показывает транспорт с помощью учителя | узнаёт, различает части наземного транспорта |
51 | Автобус. (узнавание). Назначение. Аппликация. | Комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
52-53 | Машина. Аппликация. | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
53-54 | Автобус и машина. Различие. | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
55 | Мы едем, едем. (игровые действия ) | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; |
56 | Уличное движение. | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | переходит улицу на зелёный сигнал светофора по зебре вместе с учителем | знает светофор и значение его цветов |
57 | Светофор. Аппликация | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые задания, ЗСТ | переходит улицу на зелёный сигнал светофора по зебре вместе с учителем | знает светофор и значение его цветов |
58 | Правила пешеходов | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые игровые задания, ЗСТ | переходит улицу на зелёный сигнал светофора по зебре вместе с учителем | знает светофор и значение его цветов |
59 | Повторение пройденного по теме | комбинированный урок | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые игровые задания, ЗСТ | переходит улицу на зелёный сигнал светофора по зебре вместе с учителем | знает светофор и значение его цветов |
60 | Страна Страна, где мы живем | сообщение новых знаний | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Знание названия страны, в которой мы живем. | Знание названия страны, в которой мы живем. |
61 | Государственная символика: Флаг России | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
62 | Государственная символика: Флаг России, аппликация | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
63 | Государственная символика: Гимн России | практическая работа | поэтапное формирование умственных действий, разноуровневые игровые задания, ЗСТ | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
64 | Государственная символика: Гимн России | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеником) | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
65 | Традиции Новый год | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Знает название праздника по приметам | Знает название праздника по приметам и называет его |
66 | 23 февраля | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Знает название праздника по приметам | Знает название праздника по приметам и называет его |
67 | Праздник 8 Марта | практическая работа | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, разноуровневые, дифференцированные задания | Знает название праздника по приметам | Знает название праздника по приметам и называет его |
68 | Школьные традиции – последний звонок. | коллективная форма | организация ситуаций взаимодействия, поэтапного формирования умственных действий, разноуровневые задания | Выполняет инструкции по образцу | Знает правила поведения на празднике |